ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7077/18 от 24.12.2018 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2а-7077/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

у с т а н о в и л:

административный истец обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя следующим. 16 октября 2018 года судебный - пристав исполнитель межрайонного отдела по исполнению особо важных ИП УФССП России пол Забайкальскому краю ФИО1 в рамках исполнительного производства № 10492/18/75031-ИП вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в соответствии, с которым постановлено взыскать с должника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю исполнительный сбор в сумме 50 000 рублей. Основанием для вынесения указанного постановления, является не исполнение решения Ингодинского районного суда г. Читы от 20.11.2017 о возложении обязанности в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить осужденного ФИО2 индивидуальными средствами технической реабилитации, а именно: <данные изъяты> Отсрочка по указанному решению предоставлялась до 01.07.2018. В отношении осужденного ФИО2 07.05.2018 на основании ведомости на выдачу технических средств реабилитации инвалидам ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю выданы костыли подмышечные с устройством противоскольжения и трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения, таким образом, в данной части судебное решение исполнено. По предметной статье КБК 32003054230890049323 на приобретение технических средств реабилитации расходным расписанием № 00124158/069 от 30.08.2018 доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 235 500,00 и расходным расписанием № 00124158/075 от 14.09.2018 доведены лимиты бюджетных обязательств в сумме 95 700,00. Доведенные ЛБО расходуются в строгом соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 19.10.2018 на площадке ПАО Сбербанк - ACT объявлен аукцион в электронной форме на приобретение технических средств реабилитации для осужденных в целях их социального обеспечения № извещения 0391100020318000018. Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 25.10.218 указанный аукцион признан несостоявшимся, так как ни подано ни одной заявки. Повторный аукцион объявлен 07.11.2018. Протоколом от 15.11.2018 года № 0391100020318000023 организация «Московское протезно - ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации приняла участие в данном аукционе. 21 ноября 2018 между ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю и Московское протезно - ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации заключен государственный контракт № 0391100020318000023-0157558-01,срок исполнения 15.12.2018. После изготовления технических средств реабилитации, а именно <данные изъяты> службе судебных приставов будет предоставлена соответствующая ведомость. Таким образом, административным ответчиком проведена вся необходимая работа по обеспечению осужденного ФИО2, средства TCP. На основании изложенного, просит суд освободить ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 руб., по исполнительному производству № 10492/18/75031-ИП.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, их явка в судебное заседание судом не признавалась обязательной, в связи с чем, административное дело рассматривается в упрощенном порядке, в соответствии с п. 7 ст. 150 и главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от их совершения, регламентированы федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 2, 4 названного закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Одними из принципов исполнительного производства являются: законность; своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 указанной нормы в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Одной из мер ответственности за несвоевременное исполнение решения суда является взыскание исполнительского сбора.

Согласно ч. 1, 2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 указанной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 225-ФЗ).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 указанного закона).

Часть 6 статьи 112 названного закона предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При этом частью 7 указанной статьи установлено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В силу ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с наличием объективно непреодолимых чрезвычайных обстоятельств, находящихся вне его контроля, поскольку только отсутствие вины должника в неисполнении исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок исключает возможность взыскания исполнительского сбора.

Материалами дела подтверждается, что на основании исполнительного листа № 2-1847/2017 от 20.11.2017, выданного Ингодинским районным судом г.Читы в отношении должника ФКУ Исправительная колония № 2 УФСИН России по Забайкальскому краю 13.07.2018 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю возбуждено исполнительное производство № 10492/18/75031-ИП. Предметом исполнения является – обязать ФКУ ИК № 2 УФСИН России в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить осужденного ФИО2 индивидуальными средствами реабилитации : <данные изъяты>

Как следует из материалов дела, осужденному ФИО2 07.05.2018 на основании ведомости на выдачу технических средств реабилитации инвалидам ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю выданы костыли подмышечные с устройством противоскольжения и трость опорная, регулируемая по высоте, с устройством противоскольжения.

После проведения повторного аукциона, 21 ноября 2018 между ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю и Московское протезно - ортопедическое предприятие» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации заключен государственный контракт № 0391100020318000023-0157558-01 для изготовления технических средств реабилитации, срок исполнения 15.12.2018.

В материалы дела представлена ведомость от 19.12.2018, согласно которой ФИО2 получил технические средства реабилитации: <данные изъяты>.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Вышеуказанные обстоятельства, на которые ссылается истец, как на основания, позволяющие освободить его от взыскания исполнительского сбора, по мнению суда, относятся к числу обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Подтверждающих доказательств, что должник имел возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного листа, однако умышленно или вследствие халатности, небрежности, или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил, судом не имеется.

Таким образом, указанные административным истцом обстоятельства свидетельствуют об объективной невозможности исполнить исполнительные документы в установленный пятидневный срок в добровольном порядке и, как следствие, об отсутствии вины в его неисполнении, и дают основания для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180,294 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административный иск ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю к Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю, УФССП России по Забайкальскому краю, судебному приставу-исполнителю ФИО1 об освобождении от взыскания исполнительского сбора – удовлетворить.

Освободить ФКУ ИК-2 УФСИН России по Забайкальскому краю от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю от 16.10.2018 по исполнительному производству № 10492/18/75031-ИП.

Решение, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение 15-ти дней, со дня получения сторонами копии настоящего решения.

Судья Е.В. Горбаткова