ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-707/18 от 13.04.2018 Ленинскогого районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Нижний Тагил 13 апреля 2018 года

Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области

в составе председательствующего судьи Ершовой Т.Е.,

при секретаре Жестянкиной А.И.,

с участием представителя ответчика Рыжковой Е.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-707/2018 по административному исковому заявлению Мальцева Г. Ю. к МУ МВД России «Нижнетагильское о признании отказа в регистрации по месту жительства незаконным,

установил:

Административный истец Мальцев Г.Ю. обратился в суд к ГУ МВД России по Свердловской области, в котором просит признать незаконным отказ административного ответчика в регистрации Мальцева Г.Ю. в жилом строении пригодным для постоянного проживания, расположенном по адресу: <адрес><адрес>, участок , обязать административного ответчика зарегистрировать Мальцева Г.Ю. по вышеуказанному адресу.

Определением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга произведена замена ответчика ГУ МВД России по Свердловской области на МУ МВД России «Нижнетагильское». Административное дело направлено по подсудности в Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области.

Свои требования административный истец мотивировал тем, что он обращался через МФЦ в отдел по вопросам миграции МУ МВД России «Нижнетагильское» с заявлением о регистрации по месту жительства в садовом домике, принадлежащем ему на праве собственности, расположенного по адресу: <адрес>, участок , признанный решением суда жилым помещением пригодным для постоянного проживания. В чем ему было отказано со ссылками на то, что Мальцев Г.Ю. является правообладателем садового дома, нежилого помещения по указанному адресу. Считает, что действия ФМС не соответствуют Административному регламенту по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и жительства в пределах РФ.

В связи с заявлением истцом требований о взыскании судебных расходов определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков по делу привлечены Министерство финансов Свердловской области, ГУ МВД России по Свердловской области.

Административный истец Мальцев Г.Ю. в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель административного истца адвокат Корякина Т.А. в судебное заседание не явилась. В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом вынесено решение о признании садового дома пригодным для проживания. ДД.ММ.ГГГГ решение вступило в законную силу. Мальцев Г.Ю. обратился в МФЦ с заявлением о регистрации в садовом доме. ДД.ММ.ГГГГ истец получил отказ в связи с тем, что помещение является нежилым. Не согласившись с отказом в регистрации истец обратился с исковым заявлением в суд. Одновременно истец обратился в Ленинский районный суд г. Нижний Тагил с заявлением о разъяснении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. После получения разъяснения истец вновь обратился с заявлением, после чего был зарегистрирован в садовом доме. Поскольку истец понес судебные расходы в связи с обращением в суд на юридические услуги и услуги представителя в размере 20 000 руб. просит взыскать указанные расходы с ответчика

Представитель административного ответчика МУ МВД России «Нижнетагильское» Рыжова Е.К. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, указав, что решение суда не является основанием для вселения истца в жилое помещение. При подаче документов ФМС был сделан запрос в Росреестр. Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ садовой дом, расположенный по адресу: <адрес>, участок является нежилым зданием. В регистрации по месту жительства Мальцеву Г.Ю. было отказано и предложено представить документ являющийся основанием для вселения в жилое помещение. Получив разъяснение суда о том, садовый дом признан пригодным для проживания с правом регистрации, ДД.ММ.ГГГГМальцев Г.Ю. был зарегистрирован по указанному адресу. Регистрационный учет осуществляется при предоставлении необходимых документов. ДД.ММ.ГГГГМальцев Г.Ю. не предоставил пакет необходимых документов для осуществления регистрационного учета. ДД.ММ.ГГГГ регистрационный учет осуществлен после поступления необходимых документов. Поскольку права истца не были нарушены, не подлежат взысканию судебные расходы на услуги представителя.

Представитель ответчика Министерства финансов Свердловской области, ГУ МВД России по Свердловской области в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства. Ходатайств о рассмотрении дела без их участия либо отложении рассмотрения дела не заявляли.

Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Проверяя в соответствии п.п. «в» п. 3 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации наличие оснований для совершения административным ответчиком оспариваемого действия (бездействия), а также соответствие содержания оспариваемого действия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения в соответствии с п. 4 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Согласно Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 № 5242-I и Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.06.1995 № 713, местом жительства признается - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации определено, что является жилым помещением, а также порядок оформления регистрации по месту жительства должностными лицами, ответственными за регистрацию.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" определено, что объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.

Гражданин может быть зарегистрирован по месту жительства только в том жилом помещении, в которое он вправе вселиться для постоянного проживания. В свою очередь, вселиться для постоянного проживания гражданин вправе только в то помещение, которое пригодно для постоянного проживания.

Таким образом, жилое помещение должно отвечать требованиям, предусмотренным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

То есть регистрация по месту жительства является следствием не только выбора гражданином места жительства, но и наличия у гражданина права пользования жилым помещением, в котором он намерен проживать, а также данное помещение должно отвечать нормам, предусмотренным законодательством РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан.

В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего его имущества любые действия, не противоречащие законным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно статье 3 Закона РФ № 5242-1 от 25.06.1993 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 указанного Закона для постановки на регистрационный учет по месту жительства гражданин предъявляет должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление установленной формы, паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение или его надлежаще заверенную копию.

Аналогичные требования содержатся в п. 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713, и в адрес регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012 № 288.

В частности, в соответствии с п. 16 Правил гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).

В соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).

Постановлением Конституционного Суда РФ от дата N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", абзац второй статьи 1 указанного выше Закона признан не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2), 27 (часть 1) и 55 (часть 3), в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке.

Судом установлено, что решением суда от ДД.ММ.ГГГГ садовый дом площадью кв. м., расположенный по адресу: <адрес><адрес>, участок признан жилым строением пригодным для проживания. При рассмотрении дела вопрос о предоставлении права регистрации по указанному адресу истцом не ставился.

ДД.ММ.ГГГГ решение суда вступило в законную силу.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о регистрации по месту жительства, приложив следующие документы: паспорт, копию решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о государственной регистрации, выписка из ЕГРНП.

В соответствии с п. 30 административного регламента предоставления ФМС России государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками отдела по вопросам миграции МУ МВД с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия направлен запрос с целью подтверждения права собственности. Согласно выписки из ЕГРНП от ДД.ММ.ГГГГ садовый дом площадью 13,8 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, участок является нежилым зданием. Истцу было разъяснено о необходимости представить документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством РФ основанием для вселения в жилое помещение.

Не согласившись с решением ФМС истец Мальцев Г.Ю.ДД.ММ.ГГГГ обратился в Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбург с административным исковым заявлением об оспаривании действий по отказу в регистрации по месту жительства. Одновременно истец обратился с заявлением в Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области о разъяснении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец Мальцев Г.Ю., приложив определение Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области о разъяснении решения суда в части того, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ является основанием для вселения в помещение, вновь обратился с заявлением о регистрации. ДД.ММ.ГГГГМальцев Г.Ю. зарегистрирован по месту жительства.

Как видно из материалов дела, истцом изменения о садовом домике в части назначения садового дома (назначение "нежилое" на "жилое") в установленном порядке не внесены в ЕГРП, в резолютивной части решения суда от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют указания о том, что садовый дом пригоден для постоянного проживания граждан в целях регистрации их по месту жительства.

Таким образом, после вступления в законную силу решения суда о признании садового дома пригодным для проживания заявитель был вправе обратиться в Росреестр с целью внесения в ЕГРП сведений, уточняющих назначение объекта недвижимости - садового дома.

При указанных обстоятельствах суд исходит из того, что административный ответчик действовал в соответствии с требованиями, изложенными в судебном акте, при отсутствии прямых нарушений требований действующего законодательства и нарушений прав и законных интересов административного истца. В связи с этим не имеется оснований для признания незаконным отказа в регистрации по месту жительства незаконным.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

В связи с отказом в удовлетворении административного иска, требование о возмещении судебных расходов на основании статей 111, 112 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации также не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

В удовлетворении исковых требований Мальцева Г. Ю. к МУ МВД России «Нижнетагильское, Министерству финансов Свердловской области, ГУ МВД России по Свердловской области о признании отказа в регистрации по месту жительства незаконным, взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 13 апреля 2018 года.

<...>

<...>

Судья Ершова Т.Е.