№2а-707/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
город Соль-Илецк 18 мая 2022 года
Оренбургская область
Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего – судьи Букреевой В.Н.,
с участием представителя административного истца – старшего помощника прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Швед С.Г.,
представителя административного ответчика – Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ ФИО1,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Жигулиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, поданному в интересах неопределённого круга лиц, к Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по созданию условий для организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Соль-Илецкого района Оренбургской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. В обоснование требований указывает, что проведённой прокуратурой города проверкой установлено, что в нарушение пункта 7 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», приказа Министерства транспорта РФ от 2 октября 2020 года № 406 «Об утверждении минимальных требований в оборудованию автовокзалов и автостанций» Администрацией муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области не организована в городе Соль-Илецк деятельность важнейшего объекта транспортной инфраструктуры – автостанции. Принадлежащая административному ответчику автостанция, расположенная по адресу: <...>, находится в стадии реконструкции, по результатам которой изменит своё первоначальное назначение. Временный пункт посадки-высадки пассажиров на основании договора аренды от 21.06.2021, заключённым между Администрацией муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области и ООО «Орентрансгрупп», организован на привокзальной площади железного автовокзала города Соль-Илецк по адресу: <...> «а». Деятельность объекта транспортной инфраструктуры – автостанции с соблюдением требований транспортной безопасности и антитеррористической защищённости администрацией до настоящего времени не организована. Одним из обязательных условий реализации пассажирских перевозок является наличие автостанции. На территории Соль-Илецкого городского округа осуществляются перевозки пассажиров по установленным муниципальным и межмуниципальным маршрутам, выданы свидетельства и лицензии на право перевозок. Неисполнение требований по надлежащему осуществлению полномочий в части организации транспортных услуг населению, содержания объекта дорожного сервиса, установленным требованиям федерального законодательства нарушает законные интересы населения Соль-Илецкого городского округа, а также создаёт опасность причинения вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц и отрицательно влияет на безопасность дорожного движения.
В этой связи просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, выразившееся в отсутствии автостанции, организованной в соответствии с минимальными требованиями к оборудованию автовокзалов и автостанций, установленными приказом Министерства транспорта РФ от 2.10.2020 № 406 и обязать Администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области в течение пяти месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать условия для предоставления транспортных услуг населению путём организации деятельности автостанции в соответствии с минимальными требованиями к оборудованию автовокзалов и автостанций, установленными приказом Министерства транспорта РФ от 2.10.2020 № 406.
6 мая 2022 года определением Соль-Илецкого районного суда в качестве заинтересованного лица по делу привлечено ООО «Орентрансгрупп».
В судебном заседании старший помощник прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Швед С.Г. административные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объёме.
Представитель административного ответчика – администрации Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ ФИО1 в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражала.
Извещённый о дне, месте и времени рассмотрения дела представитель заинтересованного лица – ООО «Орентрансгрупп» в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителей административного истца – старшего помощника прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области Швед С.Г., а также административного ответчика – администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ ФИО1, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории РФ определяет Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
Статьёй 3 Закона Оренбургской области от 9 марта 2016 года № 3801/1039-V-O3 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области» установлены основные принципы организации регулярных перевозок, к которым относятся в том числе: приоритет сохранения жизни, здоровья, сохранности имущества граждан и экологической безопасности; доступность для населения услуг автомобильного транспорта по маршрутам регулярных перевозок; обеспечение безопасности перевозок пассажиров на основе применения единых норм и стандартов; соблюдения интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 3 Устава Соль-Илецкого городского округа, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Соль-Илецкий городской округ, к вопросам местного значения городского округа относится в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Решение вопросов, касающихся муниципальных и межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, является прерогативой уполномоченных федеральных органов, остановочные пункты должны располагаться преимущественно на территориях автовокзалов или автостанций, отнесенных к объектам транспортной инфраструктуры, включающим в себя комплексы зданий, сооружений, которые размещены на специально отведенных территориях, предназначены для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок и оборудование которых соответствует установленным требованиям (пункт 8 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно статье 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 года №1586 автостанция – объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя комплекс зданий и сооружений, размещенный на специально отведенной территории, предназначенный для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, имеющий соответствующее установленным минимальным требованиям оборудование и обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 человек в сутки.
Согласно положениям Правил, начальным и конечным остановочным пунктом на маршруте является автовокзал, автостанция или места, оборудованные площадками для стоянки автобусов.
Из пунктов 1 и 2 минимальных требований к оборудованию автовокзалов и автостанций, утверждённых приказом Минтранса России от 02 октября 2020 года №406 следует, что данные требования обязательны для выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, владеющими автовокзалами и (или) автостанциями на праве собственности или ином законном основании. В целях оказания услуг пассажирам и водителям на территории автовокзала владельцами автовокзалов и автостанций размещаются: билетная касса площадью не менее 4,5 м2 на одно рабочее место кассира и (или) автомат для продажи билетов; зал ожидания; комната матери и ребенка, площадью не менее 1,5 м2 на одно индивидуальное детское спальное место; туалет; камера хранения вещей или места для хранения вещей; пункт общественного питания; пункт оказания первой помощи с аптечкой для оказания первой помощи, соответствующей требованиям к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 5 марта 2011 г. №169н.
Из материалов административного дела усматривается, что прокуратурой Соль-Илецкого района Оренбургской области проведена проверка исполнения Администрацией муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области законодательства в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
В ходе проверки, проведённой в июне 2021 года установлено, что автостанция и земельный участок, расположенные по адресу: <...>, являются собственностью муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской.
Таким образом, Администрация муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области определила объектом транспортной инфраструктуры, который размещён на специально отведённой территории, предназначенной для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок, автостанцию, расположенную по адресу: <...>.
Вместе с тем, на привокзальной площади и в здании автовокзала проводятся работы по реконструкции, по результатам которых объекты изменят своё первоначальное назначение, с переносом здания автостанции, что не оспаривалось в судебном заседании представителем административного ответчика.
2 июня 2021 года прокурором Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области внесено представление об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Администрация муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области, являясь владельцем автостанции, в силу закона обязана создать условия для предоставления транспортных услуг населению путём организации деятельности автостанции, отвечающим минимальным требованиям к оборудованию автовокзалов и автостанций, утверждённых приказом Минтранса России от 02 октября 2020 года №406, а также требованиям пункта 8 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В судебном заседании установлено, что в настоящее время временный пункт посадки-высадки пассажиров в соответствии с договором аренды от 21 июня 2021 года № 113-12, заключённым между Администрацией муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области и ООО «Орентрансгрупп», организован на привокзальной площади железного вокзала города Соль-Илецк по адресу: <...> «а». Вместе с тем, указанный временный пункт посадки-высадки пассажиров не соответствует требованиям закона, предъявляемым к автостанциям.
Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы неопределённого круга лиц, пользующихся услугами регулярных перевозчиков пассажиров и багажа автомобильным транспортом, а также создают угрозу их жизни и здоровью, а также не отвечают интересам Российской Федерации на устойчивое и безопасное функционирование автотранспортного комплекса
Таким образом, оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области, заявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании бездействия административного ответчика незаконным и о возложении на него обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортном.
Вопреки доводам административного ответчика, отсутствие денежных средств не может стать правовым основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором требований.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
При определении периода, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения, суд, учитывает объём работ, необходимых для их устранения.
В соответствии с положениями ст. 333.36 Налогового кодекса РФ по данному гражданскому делу обе стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому в силу ч. 3 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора Соль-Илецкого района Оренбургской области к Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа, выразившееся в отсутствии автостанции, организованной в соответствии с минимальными требованиями к оборудованию автовокзалов и автостанций, установленными приказом Министерства транспорта РФ от 2 октября 2020 года № 406.
Обязать Администрацию муниципального образования Соль-Илецкий городской округ Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать условия для предоставления транспортных услуг населению путём организации деятельности автостанции в соответствии с минимальными требованиями к оборудованию автовокзалов и автостанций, установленными приказом Министерства транспорта РФ от 2 октября 2020 года № 406.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Соль-Илецкий районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ В.Н. Букреева
Решение в окончательной форме изготовлено 28 мая 2022 года.
Копия верна: судья В.Н. Букреева