ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7084/2021 от 15.12.2021 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

УИД 31RS0016-01-2021-008524-47 дело № 2а-7084/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2021 года г. Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи – Сторчак О.А.

при секретаре – Кошкаровой Р.Ф.

с участием административного истца Макеева В.В.

Представителя Администрации Дубовского сельского поселения Бердник В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Макеева В.В. о признании незаконным бездействия Администрации Дубовского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области в лице ее Главы выразившееся в непринятии решения о подготовке предложений о внесении в Генеральный план Дубовского сельского поселения изменений в части изменения функциональной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 30202 кв.м. категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: <адрес>, и включения указанного земельного участка в черту населенного пункта с. Репное.; Возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

УСТАНОВИЛ:

Макеев В.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия «Администрации Дубовского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области в лице ее Главы выразившееся в непринятии решения о подготовке предложений о внесении в Генеральный план Дубовского сельского поселения изменений в части изменения функциональной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 30202 кв.м. категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: <адрес> и включения указанного земельного участка в черту населенного пункта с. Репное».

Просит суд «возложить обязанность на Администрацию Дубовского сельского поселения в лице ее Главы обязанности принять решение о подготовке предложений о внесении в Генеральный план Дубовского сельского поселения изменений в части изменения функциональной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 30202 кв.м. категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: <адрес> и включения указанного земельного участка в черту населенного пункта с. Репное, а также осуществить все иные необходимые действия для последующего согласования и утверждения изменений».

Также просит суд компенсировать понесённые расходы в виде государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 30202 кв.м. категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: <адрес> Право собственности на земельный участок принадлежит на основании Договора купли-продажи от 23.07.2007.

Действующим Генеральным планом Дубовского сельского поселения Белгородского района, а также размещенным в открытом доступе Проектом изменений в Генеральный план Дубовского поселения Белгородского района в отношении принадлежащего ему земельного участка установлена функциональная зона «Пашни», что соответствует категории и виду разрешенного использования Земельного участка. Однако на земельные участки, примыкающие к его земельному участку, а также находящиеся в непосредственной близости от него, установлена функциональная зона «Индивидуальная коттеджная застройка». Таким образом, существующее функциональное зонирование и фактическая застройка прилежащих к его Земельному участку земель препятствует использованию его земельного участка в соответствии с разрешенным видом. Ни пашни, ни сельскохозяйственное производство среди плотной жилой застройки разместить не представляется возможным. В то же время, функциональная зона «Индивидуальная коттеджная застройка» которая установлена на иных земельных участках может быть распространена, в том числе и на его земельный участок. В связи с изложенным, он обратился с заявлением к Главе администрации Дубовского сельского поселения с заявлением о внесении изменений в Генеральный план Дубовского сельского поселения Белгородского района в части включения, принадлежащего ему земельного участка в черту населенного пункта с. Репное с одновременным установлением функциональной зоны «индивидуальная коттеджная застройка» в отношении его земельного участка.

17.05.2021 поступил ответ на его заявление, в котором ему сообщили, что заявление перенаправлено в Комиссию по правилам землепользования и застройки при администрации Белгородского района, а также было предложено написать новое заявление в указанную администрацию.

Полагает, что предложение Администрации поселения подать заявление в комиссию по правилам землепользования и застройки при администрации Белгородского района не отвечает процедуре, установленной действующим законодательством.

13.07.2021 им было подано повторное заявление на имя Главы администрации Дубовского сельского поселения с требованием рассмотреть предложение о внесении изменений в Генеральный план Дубовского сельского поселения.03.08.2021 на повторное обращение поступил ответ, в котором Администрация запросила проект водоснабжения и водоотведения для проектируемых индивидуальных жилых домов. Такие требования, по мнению истца, не установлены действующими положениями Градостроительного кодекса и являются незаконными.

Обращает внимание суда, что действующей процедурой не предусмотрен отказ или отклонение предложений заинтересованных лиц о внесении изменений в Генеральный план муниципального образования. Таким образом, со ссылками на положения Градостроительного кодекса РФ указывает, что бездействие Главы Администрации Дубовского сельского поселения, выразившееся в непринятии решения о подготовке предложений о внесении в Генеральный план Дубовского сельского поселения изменений ограничивает и ущемляет его права как собственника земельного участка, просит суд удовлетворить заявленные требования.

В судебном заседании Макеев В.В. заявленные требования поддержал, уточнил, что не просит суд включить принадлежащий ему земельный участок в границу населенного пункта с. Репное, а просит обязать принять решение, о внесении изменений в Генеральный план сельского поселения либо об отказе, которое он мог бы обжаловать в судебном порядке. На вопросы суда пояснил, что приобретал указанный земельный участок как перспективный для последующего межевания на земельные участки для ИЖС и их реализации. Стоимость земельного участка с иным функциональным назначением гораздо выше стоимости земель сельскохозяйственного назначения.

Представитель Администрации Дубовского сельского поселения Бердник В.Н. возражал против удовлетворения требований, указал, что Глава Администрации Дубовского сельского поселения полномочиями единолично принимать решение о внесении изменений в Генеральный план поселения не обладает, обращение Макеева В.В. передано для рассмотрения в комиссию по Правилам землепользования и застройки при администрации Белгородского района, затем комиссией по территориальному планированию отказано во включении земельного участка, принадлежащего Макееву В.В. в границу населенного пункта и в проект изменений в Генеральный план поселения. Проект Генерального плана передан на согласование в уполномоченный орган исполнительной власти Белгородской области. Проект изменений в Генеральный план размещен на сайте ФГИС ТП. На дату судебного разбирательства изменения в Генеральный план сельского поселения не внесены.

Суд, заслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных: 3) с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов (ч. 1 ст. 8 указанного закона).

Подпунктом 1 п. 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

Статья 23 ГрК РФ регламентирует, что подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: 1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; 2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

Генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.

Внесение изменений в генеральный план осуществляется в соответствии с настоящей статьей и статьями 9 и 25 настоящего Кодекса.

Внесение в генеральный план изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения, осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в следующих случаях, если: 2) предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения;

Постановлением Правительства Белгородской обл. от 15.02.2021 № 50-пп утвержден Порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований Белгородской области, согласно которому предложения по проекту генерального плана, предложения о внесении изменений в генеральный план рассматриваются комиссией по подготовке документов территориального планирования при администрации поселения, городского округа (п. 3.4.5).

Состав и порядок деятельности Комиссии поселения, городского округа определяется главой администрации соответствующего поселения, городского округа(3.3.5.).

С учетом предложений по проекту генерального плана, предложений о внесении изменений в генеральный план Комиссия поселения, городского округа формирует техническое задание на подготовку проекта генерального плана (проекта внесения изменений)(3.3.8.)

Комиссия поселения, городского округа рассматривает подготовленный проект генерального плана и материалы по его обоснованию (проект внесения изменений) на соответствие техническому заданию и принимает решение о размещении проекта в ФГИС ТП или о направлении его на доработку с указанием срока его повторного представления (3.3.9).

Судом установлено, что Макееву В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 30202 кв.м. категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположен земельный участок по адресу: <адрес> находится в непосредственной близости с населенным пунктом с. Репное Дубовского сельского поселения Белгородского района Белгородской области.

16.04.2021 Макеев В.В. обратился с заявлением к Главе Администрации Дубовского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области, в котором просил включить принадлежащий ему земельный участок в черту населенного пункта села Репное и функциональную зону «Индивидуальная коттеджная застройка», принять решение о внесении изменений в правила землепользования и застройки Дубовского сельского поселения Белгородского района: включить принадлежащий ему земельный участок в территориальную зону «зона усадебной застройки» ЖУ -1.

Главой Администрации Дубовского сельского поселения 17.05.2021 Макееву В.В. направлен ответ, согласно которому его обращение направлено в комиссию по правилам землепользования и застройки при администрации Белгородского района. Получение указанного ответа истец не оспаривает.

На обращение Макеева В.В. от 13.07.2021 о включении принадлежащего ему земельного участка в черту населенного пункта с. Репное, 03.08.2021 Главой администрации Дубовского сельского поселения направлен ответ, что по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Дубовского сельского поселения необходимо представить проект водоснабжения и водоотведения для проектируемых жилых домов.

15.10.2021 Главой администрации Дубовского сельского поселения принято распоряжение о подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план Дубовского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области.

Согласно выписке из Протокола заседания Комиссии по подготовке документов территориального планирования по вопросу внесения изменений в Генеральный план Дубовского сельского поселения №11 от 23.11.2021 по вопросу внесения изменений в Генеральный план Дубовского сельского поселения в части установления функциональной зоны застройки индивидуальными жилыми домами и включения в границу населенного пункта земельных участков с кадастровым номером , комиссия отказала заявителю во внесении изменений, рекомендовано проработать вопрос о возможности подключения земельных участков к инженерным сетям.

В настоящее время проект внесения изменений в Генеральный план Дубовского сельского поселения передан для согласования в исполнительный орган власти Белгородской области и размещен в открытом доступе на сайте в ФГИС ТП.

Таким образом, процедура принятия нормативно правового акта на дату судебного разбирательства не завершена.

Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Макеев В.В. указывает на нарушение своих прав бездействием Главы Администрации Дубовского сельского поселения, который, по мнению истца, не принял решение о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план Дубовского сельского поселения по его обращениям.

Оценивая заявленные требования, суд принимает во внимание, что процедура внесения изменений в Генеральный план сельского поселения регламентирована приведенными выше положениями Градостроительного кодекса РФ, Постановления Правительства Белгородской области от 15.02.2021 №50-пп, осуществляется в рамках полномочий с учетом заключенного Соглашения между Администрацией Белгородского района и администрацией Дубовского сельского поселения о передаче осуществления полномочий муниципального района «Белгородский район» Белгородской области в сфере градостроительной деятельности от 01.03.2021. Согласно Соглашению Администрация района передает Администрации поселения осуществление отдельных полномочий, в том числе в сфере подготовки и утверждения документов территориального планирования поселения, части полномочий, предусмотренных ч. 2, 12, 20 ст. 24, ч. 9, 12 ст. 25, ст. 28 Градостроительного кодекса РФ.

Из представленных суду документов следует, что Главой администрации Дубовского сельского поселения на основании обращений юридических и физических лиц, инициирован вопрос о внесении изменений в Генеральный план Дубовского сельского поселения, о чем вынесено 15.10.2021 распоряжение №103.

Поскольку процедура внесения изменений в Генеральный план состоит из нескольких этапов, включающих в себя рассмотрение вопроса о внесении изменений в Генеральный план поселения различными комиссиями в соответствии с нормативно правовыми актами органов местного самоуправления, указанная процедура, вопреки мнению административного истца, предполагает собой решение вопросов, в том числе, наличия и отсутствия оснований для включения предлагаемых гражданами изменений в Генеральный план поселения.

Так, по результатам рассмотрения Комиссии по подготовке документов территориального планирования по вопросу внесения изменений в Генеральный план Дубовского сельского поселения, во внесении в проект Генерального плана сельского поселения предлагаемых Макеевым В.В. изменений отказано (Протокол от 23.11.2021), сформированный проект внесения изменений в Генеральный план передан для согласования в исполнительный орган власти субъекта РФ, и, в настоящее время, процедура его принятия не завершена.

Таким образом, истец не лишен права оспаривания принятого Комиссией решения об отказе во внесении изменений в Генеральный план, а также нормативно правового акта в случае его принятия в установленном законом порядке.

В настоящем судебном разбирательстве суд не вправе давать оценку законности проведения процедуры принятия нормативно правового акта, поскольку решение данного вопроса отнесено законом к компетенции суда субъекта РФ, а также давать оценку законности принятого Комиссией решения (Протокол от 23.11.2021).

В оспариваемой административным истцом части, касающейся совершения действий по рассмотрению предложенных им изменений в проект Генерального плана, суд оснований для удовлетворения требований не находит.

Документы, направленные Макеевым В.В. и заявление о внесении изменений в Генеральный план Дубовского сельского поседения приняты к рассмотрению соответствующим органом исполнительной власти, имеющим полномочия по их рассмотрению в рамках подготовки проектов нормативно правовых актов, в процессе рассмотрения заявления принято процессуальное решение по существу требований.

Решение вопросов о включении земельных участков в черту населенного пункта муниципального образования отнесено в соответствии с требованиями действующего законодательства к исключительным полномочиям органов местного самоуправления и не может быть разрешено судом.

С учетом изложенного, бездействия со стороны Главы администрации Дубовского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области, выразившееся в непринятии решения о подготовке предложений о внесении в Генеральный план Дубовского сельского поселения изменений в части изменения функциональной зоны в отношении земельного участка, принадлежащего Макееву В.В. с кадастровым номером не допущено.

В связи с изложенным, отсутствуют основания для возложения на Главу администрации Дубовского сельского поселения заявленных истцом обязанностей и взыскания в пользу истца судебных расходов в виде государственной пошлины.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении требований Макеева В.В. о признании незаконным бездействия Администрации Дубовского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области в лице ее Главы выразившееся в непринятии решения о подготовке предложений о внесении в Генеральный план Дубовского сельского поселения изменений в части изменения функциональной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 30202 кв.м. категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: <адрес>», и включения указанного земельного участка в черту населенного пункта с. Репное;

Отказать в удовлетворении требований о возложении на Администрацию Дубовского сельского поселения в лице ее Главы обязанности принять решение о подготовке предложений о внесении в Генеральный план Дубовского сельского поселения изменений в части изменения функциональной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 30202 кв.м. категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», расположенного по адресу: <адрес>, и включения указанного земельного участка в черту населенного пункта с. Репное, а также осуществить все иные необходимые действия для последующего согласования и утверждения изменений.

Отказать в удовлетворении требований о возмещении судебных расходов в виде государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд путем подачи жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода в течение месяца со дня его принятия решения в окончательной форме.

Судья

Решение29.12.2021