ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-708/2016 от 22.04.2016 Советско-гаванского городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-708/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 апреля 2016 года г. Советская Гавань

Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края,

в составе председательствующего судьи Юманова Д.К.,

при секретаре Шороховой О.У., с участием:

- административного истца Провоторовой Н.А.,

- представителя административного истца – адвоката Райс М.А., действующего на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Провоторова Н.А. к Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия должностных лиц муниципального органа по передаче документов и сведений в органы регистрационного учета,

установил:

В Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее – Администрация) о признании незаконным бездействия должностных лиц муниципального органа по передаче документов и сведений в органы регистрационного учета и понуждении ответчика передать необходимые документы и сведения в органы регистрационного учета, обратилась Провоторова Н.А., мотивируя требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она фактически проживает по адресу: п.Заветы Ильича Советско-Гаванского муниципального района <адрес>. Квартира ей была предоставлена по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ Основанием проживания после указанной даты является заключенный между ней и Администрацией договор найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ годя она снялась с регистрационного учета, однако пределы Советско-Гаванского района на длительный период не покидала, что подтверждается справкой с места работы в <данные изъяты> где она работает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, а так же поквартирной карточкой с периодами временной регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время она не имеет постоянной регистрации по причине неоднократных отказов со стороны ответчика. В очередной раз с заявлением о регистрации по месту жительства она обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, приложив документы, предусмотренные пунктом 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета…. В нарушение установленного Правилами порядка должностные лица Администрации проявляют бездействие по поданному ею заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из письма за -Г от ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил ее о том, что срок рассмотрения заявления продлен в связи с необходимостью получения информации из ФГКУ «Востокрегионжилье». Просит суд признать незаконным бездействие должностных лиц Администрации по передаче документов и сведений в органы регистрационного учета ОУФМС России по <адрес> в Советско-<адрес> по её заявлению о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ, а также обязать должностных лиц Администрации передать необходимые сведения и документы для постановки её на регистрационный учет по месту жительства.

От административного ответчика в суд поступили возражения на административное исковое заявление, в которых указано, что ДД.ММ.ГГГГПровоторова Н.А. и П.А. снялись с регистрационного учета по месту жительства по адресу <адрес>2 в связи с предоставлением в собственность жилого помещения за счет государства по избранному месту жительства в <адрес>. Согласно ст.83 ЖК РФ, в случае выезда кого-либо из участников договора социального найма жилого помещения в другое место жительства и отказа в одностороннем порядке от исполнения названного договора этот договор в отношении него считается расторгнутым со дня выезда. При этом выехавшее из жилого помещения лицо утрачивает право на него, оставшиеся проживать в жилом помещении лица сохраняют все права и обязанности по договору социального найма. Данной правовой нормой предусматривается право нанимателя и членов его семьи (бывших членов семьи) на одностороннее расторжение договора социального найма и определяется момент его расторжения. В этом жилом помещении остался зарегистрированным брат нанимателя К., который впоследствии умер. Договор социального найма жилого помещения прекращается со смертью одиноко проживавшего нанимателя. ДД.ММ.ГГГГПровоторова Н.А. обратилась в Администрацию с заявлением о регистрации её по месту жительства по адресу <адрес> однако, заключенный с ней ранее договор социального найма считается прекращенным, при этом правовых оснований для заключения нового договора социального найма с последующей регистрацией отсутствуют. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился. О месте и времени судебного заседания был уведомлен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело без участия представителя.

С учетом представления письменных возражений и документов суд, считает возможным рассмотреть административное дело без участия представителя административного ответчика.

Административный истец и его представитель в судебном заседании привели доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. При этом истец отказался от иска в части требования о понуждении ответчика передать необходимые документы и сведения в органы регистрационного учета.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГПровоторова Н.А. обратилась в Администрацию с заявлением о регистрации её по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>-<адрес> (л.д.8).

Согласно ответа Администрации от ДД.ММ.ГГГГ, срок рассмотрения заявления о регистрации продлен в связи с необходимостью получения информации ФГКУ "Востокрегионжилье" по обязательству о сдаче жилого помещения (л.д.14).

Сведений о направлении представленных Провоторовой Н.А. заявления и документов в орган регистрационного учета, равно как и ответа об отказе в регистрационных действиях, материалы дела не содержат.

Изучив административное исковое заявление и представленные в суд документы, выслушав доводы административного истца и его представителя, суд приходит к следующему.

Согласно п.2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 713 (далее – Правила), органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Федеральной миграционной службы.

Согласно п.4 Правил, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 713, в том числе должностные лица органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.Такими образом, Администрация не является органом регистрационного учета, а является лицом, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов.

В силу положений п.17 Правил, лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.

Согласно п.16 Правил, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

1) документ, удостоверяющий личность;

2) заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

3) документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Судом установлено, что административный ответчик не передал представленные административным истцом документы в орган регистрационного учета, поскольку полагал, что у Провоторова Н.А. нет документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Вместе с тем, согласно п.16 Правил, гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, инспектор регистрационного учета Администрации не вправе был давать оценку наличию или отсутствию у Провоторова Н.А. документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, а в соответствии с требованиями п.17 Правил, обязан был в 3-дневный срок со дня обращения Провоторова Н.А. передать предоставленные ею документы в органы регистрационного учета, которые были вправе самостоятельно запросить соответствующий документ в органе местного самоуправления.

При этом, законодательство не содержит запрет на направление вместе с этими документами в органы регистрационного учета сразу (а не по запросу) своих возражений от имени органа местного самоуправления как собственника жилого помещения, а также подтверждающих документов, с выводами о недействительности представленного заявителем договора социального найма или отсутствия у заявителя документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Правовую оценку представленных документов, в данном случае договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, должен был дать уже сотрудник органа регистрационного учета.

В соответствии с п.18 Правил, органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, за исключением случая, предусмотренного абзацем седьмым пункта 16 настоящих Правил, регистрируют граждан по месту жительства и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, паспорт гражданина с отметкой о регистрации по месту жительства или свидетельство о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста.

Таким образом, решение как о регистрации по месту жительства, так и об отказе в регистрации (в случае признания отсутствующим документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение), может быть принято только органом регистрационного учета на основании представленных ему документов, которые в любом случае обязаны представить лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, в данном случае Администрация.

С учетом изложенного, требование административным истцом заявлено обоснованно и подлежит удовлетворению, поскольку бездействие должностных лиц Администрации по непередачи в 3-дневный срок в органы регистрационного учета документов, представленных Провоторова Н.А. для регистрации по месту жительства, противоречит требованиям п.17 Правил.

Согласно ч.9 ст.227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

решил:

Административное исковое заявление Провоторова Н.А. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края по передаче в орган регистрационного учета заявления Провоторова Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации её по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>-<адрес> представленные с заявлением документы.

Обязать Администрацию городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, а именно, передать заявление Провоторова Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации её по месту жительства с представленными документами в орган регистрационного учета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через суд, принявший решение.

Судья подпись Д.К.Юманов

Копия верна. Судья Д.К.Юманов