ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-708/2017 от 18.08.2017 Конаковского городского суда (Тверская область)

Административное дело № 2а-708/2017

Решение

Именем Российской Федерации

18 августа 2017 года г. Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Никитиной Е.А.,

при секретаре Чистяковой Н.А.,

с участием заместителя Конаковского межрайонного прокурора Толмачева Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи административное дело по административному иску Конаковского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУ «Администрация Первомайского сельского поселения», Администрации Конаковского района об обязывании организовать работы по проведению энергетического обследования системы теплоснабжения поселения, получения энергетического паспорта, организовать камеральное обследование объектов теплоснабжения с целью установления степени износа системы теплоснабжения,

установил:

Конаковский межрайонный прокурор обратился в Конаковский городской суд Тверской области с административным исковым заявлением к МУ «Администрация Первомайского сельского поселения» об обязывании в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести энергетические обследование системы теплоснабжения на территории Первомайского сельского поселения с целью установления степени износа системы теплоснабжения и получить соответствующий энергетический паспорт.

В обоснование административного иска указал, что Конаковской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере. В ходе проверки установлено, что тепловые сети, расположенные на территории Первомайского сельского поселения принадлежат на праве собственности МУ «Администрация Первомайского сельского поселения». На основании передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Первомайского сельского поселения передало в хозяйственное ведение МУП «Первомайский Жилкомсервис» муниципальное имущество, в том числе и тепловые сети. Согласно информации, предоставленной администрацией Первомайского сельского поселения, процент износа тепловых сетей составляет 7%. В связи с чем, представляется необходимым проведение энергетического обследования тепловых сетей Первомайского сельского поселения с целью определения показателей энергетической эффективности; определения потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).

На основании п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 6 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта РФ. Согласно п. 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. №115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей.

В статье 1 Закона Тверской области от 19 ноября 2014 года № 92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» закреплено, что дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с 01 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения, в том, числе и организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. №261- ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентирует порядок энергетического обследования в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В части 5 статьи 15 Закона №261-ФЗ определено, что энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке. Проведение энергетического обследования является обязательным, в частности, для органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31.12.2012, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет (ст. 16 Закона №261-ФЗ). По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования (часть 6 статьи 15 Закона N 261-ФЗ).

На основании ч. 4 ст. 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ "О теплоснабжении" объекты теплоснабжения, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и права владения и (или) пользования которыми передаются по договору аренды или концессионному соглашению, подлежат техническому обследованию в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Обязанность по обследованию тепловых сетей Первомайского сельского поселения подлежит возложению на администрацию Первомайского сельского поселения, в связи с тем, что администрация и как собственник сетей, и как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе и по организации работ по теплоснабжению жителей Первомайского сельского поселения. Поскольку действиями ответчика нарушаются права неопределенного круга потребителей, межрайонный прокурор обращается в суд с настоящим иском.

22 мая 2017 года в судебном заседании к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области.

07 июня 2017 года в судебном заседании к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Конаковского района Тверской области.

27 июля 2017 года в судебном заседании Конаковский межрайонный прокурор уточнил требования по иску, просил обязать Администрацию Первомайского сельского поселения Конаковского района Тверской области и Администрацию Конаковского района Тверской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по проведению энергетического обследования системы теплоснабжения на территории Первомайского сельского поселения и получению соответствующего энергетического паспорта, а также организовать проведение камерального обследования объектов теплоснабжения поселения с целью установления степени износа системы теплоснабжения. Процессуальный статус Администрации Конаковского района изменен на административного соответчика, в качестве заинтересованного лица привлечено Муниципальное унитарное предприятие «Районные тепловые сети» Муниципального образования «Конаковский район» Тверской области.

Представитель административного истца заместитель Конаковского межрайонного прокурора Толмачев Е.Н. в судебном заседании заявленные требования с учетом поданных уточнений, поддержал, просит удовлетворить требования по доводам, изложенным в административном иске. Обязанность организовать энергетическое обследование и камеральное обследование системы теплоснабжения Первомайского сельского поселения возложить только на Администрации Первомайского сельского поселения, поскольку Администрация Конаковского района полномочия поселения по теплоснабжению не приняла. Отсутствие первоначального энергетического обследование и получение энергетического паспорта подтверждено представленными материалами проверки Центрального управления Ростехнадзора в отношении МУП «Первомайский Жилкомсервис», также на проверки не были представлены технические паспорта тепловых сетей. Учитывая представленные материалы по спорным правоотношениям полагает иск обоснован и подлежит удовлетворению в отношении Администрации Первомайского сельского поселения. Относительно заявленного срока исполнения решения указал, на требования прокурора относительно организации указанных работ, а не результат получения проведенных работ по обследованию, поэтому срок достаточен для принятия мер к проведению обследований системы теплоснабжения.

Административный ответчик МУ «Администрация Первомайского сельского поселения» в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление. Направили в суд отзыв, согласно которому Совет депутатов Первомайского сельского поселения Конаковского района Тверской области на своем заседании, проходившего 27 апреля 2017 года рассмотрел вопросы, связанные с Планом организационно-технических мероприятий по передачи части полномочий поселения по решению вопросов местного значения (теплоснабжения) на уровень Администрации Конаковского района. Совет депутатов принял решение о передаче полномочий по организации в границах Первомайского сельского поселения теплоснабжения населения в Администрацию Конаковского района; Администрации Первомайского сельского поселения поручено заключить соглашение о передаче полномочий с Главой Администрации Конаковского района Тверской области. Просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Административный соответчик Администрация Конаковского района в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление. Направили отзыв на административный иск, согласно которому полномочий по решению вопросов местного значения по организации в границах Первомайского сельского поселения теплоснабжения и горячего водоснабжения не принималось. Администрация Конаковского района Тверской области возражает относительно удовлетворения требований административного истца на основании следующего. Заявленный срок, в течение которого, по мнению Конаковской межрайонной прокуратуры, могут быть организованы работы по проведению энергетического обследования системы теплоснабжения и получения соответствующего энергетического паспорта, проведения камерального обследования объектов теплоснабжения является не разумным, исполнение заявленных требований потребует выполнения комплекса мероприятий, влекущих расходов местного бюджета и в соответствие со ст. 83 БК РФ возможно только в 2018 году. В рамках реализации требований Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для размещения информаций о намерении муниципального учреждения осуществить закупку товаров, работ или услуг, контрактный управляющий должен внести изменения в соответствующий план-график и сформировать заявку, на что необходимо в среднем 2-3 недели. Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в сети интернет не менее чем за 7 календарных дней до даты проведения аукциона или конкурса. Договор в среднем заключается через 2-3 месяца с момента начала процедуры осуществления закупки. Просили рассмотреть дело без участия представителя администрации.

Заинтересованное лицо МУП «Первомайский Жилкомсервис» МО Первомайское сельское поселение в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление.

Заинтересованное лицо Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области направило в судебное заседание своего представителя, о дне, месте и времени судебного заседания извещено надлежащим образом. В материалах дела имеется письменные пояснения Центрального управления Ростехнадзора, в котором они просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Дополнительно указали, что не поступала информация о наличии аварий на тепловых сетях Первомайского сельского поселения, подлежащих расследованию Ростехнадзором. В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», в рамках требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103, Центральное управление Ростехнадзора 12 октября 2016 года провело проверку готовности к отопительному периоду Муниципального образования «Первомайское сельское поселение» Конаковского района Тверской области. В соответствии с п.2 Правил проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду (ОЗП) осуществляется органами местного самоуправления поселений. В соответствии с Правилами оценка готовности муниципального образования проводится на основании рассмотрения представленных муниципальным образованием документов, подтверждающих готовность к отопительному периоду. По итогам проверки представленной документации комиссией Центрального управления Ростехнадзора сделан вывод о неготовности муниципального образования «Первомайского сельского поселения» Конаковского района Тверской области к отопительному периоду 2016-2017 годов, паспорт готовности не выдан. В соответствии с требованиями Правил при оценке готовности муниципального образования к ОЗП предъявление энергетического паспорта на тепловые сети не требуется, в связи с этим Центральное управление Ростехнадзора не располагает сведениями о наличии энергетического паспорта тепловых сетей Первомайского сельского поселения. Плановая проверка теплоснабжающей организации МУП «Первомайский Жилкомсервис» МО Первомайское сельское поселение проводилась 16.09.2016 года. Износ тепловых сетей определяется на основе проведенного технического освидетельствования и технической документации. В соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России № 115 от 24.03.2003 г., зарегистрированные Минюстом России №4358 от 02.04.2003 г.в организациях необходимо организовать постоянный и периодический контроль технического состояния тепловых энергоустановок (осмотры, технические освидетельствования). Все тепловые энергоустановки подвергаются техническому освидетельствованию с целью; оценки их технического состояния; установления сроков и условий их эксплуатации и определения мер, необходимых для обеспечения расчетного ресурса тепловой энергоустановки; выявления потерь топливно-энергетических ресурсов; составления тепловых балансов (Раздел 2.6 Технический контроль за состоянием тепловых энергоустановок).

Заинтересованное лицо Муниципальное унитарное предприятие «районные тепловые сети» Муниципального образования «Конаковский район» Тверской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление.

На основании положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, оценив их по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

В соответствии со ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

По правилам ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно правилам ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (части 2 и 3 ст. 62 КАС РФ).Согласно п. 4 ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

С 01 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения, в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (Закон Тверской области от 19 ноября 2014 года №92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области»).

Указанное нашло закрепление в Уставе Муниципального образования Первомайское сельское поселение Конаковского района Тверской области.

Довод Администрации Первомайского сельского поселения о возложении обязанности на Администрацию Конаковского района Тверской области в связи с передачей полномочий в район не нашел своего подтверждения, поскольку Администрация Конаковского района полномочия поселения по теплоснабжению не приняла, соглашение о передачи полномочий и муниципального имущества в собственность муниципального образования «Конаковский район» не передавалось. В связи с чем надлежащим административным ответчиком по делу является Администрация Первомайского сельского поселения.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» (п. 4.2. ч. 1 ст. 17 Закона).

В соответствии с п. 17 ст.2 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при которых обеспечивается качество и безопасность теплоснабжения.

В силу п.1 ч.1 ст. 3 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. №115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в соответствии с которыми тепловая сеть представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии.

В соответствии с разделом 2.6 Правил, организации, в которых находятся на содержании и обслуживании магистральные тепловые сети, обязаны организовать постоянный и периодический контроль технического состояния тепловых сетей (осмотры, технические освидетельствования).

Согласно п. 6.2.1 Правил, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.

Согласно п. п. 6.2.25 раздела 6 Правил, при эксплуатации тепловых сетей, организации, в которых находятся на содержании и обслуживании магистральные тепловые сети, обязаны поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводить своевременно их осмотр и ремонт; отключать неработающие участки сети; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети и т.д.

В соответствии с п.п. 1, 4 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство регулирует, в том числе, отношения связанные с предоставлением коммунальных услуг. Согласно п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача коммунальных ресурсов надлежащего качества и в объемах, необходимых потребителю.

Муниципальное имущество: тепловые сети и котельные (школы, больницы, «Виток», детского сада) переданы в хозяйственное ведение МУП «Первомайский Жилкомсервис», что подтверждается передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ.

Из акта проверки готовности к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ г.г. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссией, образованной распоряжением Центрального управления Ростехнадзора, в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» проведена проверка в отношении Муниципального образования Первомайского сельского поселения Конаковского района Тверской области, в ходе проведения которой была установлена неготовность Муниципального образования Первомайского сельского поселения Конаковского района Тверской области к работе в отопительный период, паспорт готовности не выдан.

В соответствие с п. 1 статьи 15 ФЗ № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, энергетическое обследование может производится как в отношении зданий (например, котельной), так и непосредственно тепловых сетей.

Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке (п. 5 статьи 15 Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009 г.).

В пункте 2 статьи 15 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 года указано, что основными целями энергетического обследования являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определение показателей энергетической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

Лицо, проводившее энергетическое обследование, составляет энергетический паспорт и отчет о проведении энергетического обследования и передает их в саморегулируемую организацию в области энергетического обследования, членом которой оно является, для проверки соответствия требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, стандартам и правилам саморегулируемой организации в области энергетического обследования, членом которой оно является. В течение тридцати дней с момента получения отчета о проведении энергетического обследования и энергетического паспорта такая саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана передать данные документы с отметкой в энергетическом паспорте о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, указанным стандартам и правилам лицу, проводившему энергетическое обследование, после чего оно передает эти результаты энергетического обследования лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Если в результате проведенной проверки выявлено несоответствие результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, указанным стандартам и правилам, энергетический паспорт и отчет о проведении энергетического обследования в течение тридцати дней с момента их получения саморегулируемой организацией в области энергетического обследования возвращаются лицу, проводившему энергетическое обследование, для устранения выявленного несоответствия (п. 5.3 статьи 15 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 г.).

В соответствие с п. 7 статьи 15 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009, энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:

1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

3) о показателях энергетической эффективности;

4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;

6) о перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и их стоимостной оценке.

В силу п. 1 части 1 статьи 16 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009, проведение энергетического обследования является обязательным, в частности для органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет (п. 2 ст. 16 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 г.).

Из представленных Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) документов о плановой выездной проверки в отношении МУП «Первомайский Жилкомсервис» Первомайского сельского поселения следует, что в отношении муниципального унитарного предприятия «Первомайский Жилкомсервис» проводилась проверка в период с 13.09.2016 года по 16.09.2016 года. В ходе проверки установлено, что за МУП «Первомайский Жилкомсервис» в соответствии с договором от 01 сентября 2009 года закреплено следующее оборудование: котельная работающая на твердом топливе (каменный уголь) установлены водонагревные котлы 3 шт., тепловые сети идущие от здания котельной до потребителя в подземном исполнении протяженностью 1080 м. Котельная запущена в эксплуатацию в ноябре 2012 года, допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок отсутствует. Предметом деятельности предприятия, в соответствии с Уставом является: производство горячей воды, производство, передача и распределение горячей воды (тепловой энергии), деятельность по обеспечению работоспособности котельной и тепловых сетей. При проведении мероприятий по контролю установлено, МУП «Первомайский Жилкомсервис» обязательное энергетическое обследование в установленный срок не проведено.

Проверкой установлены ряд нарушений обязательных требований федерального государственного энергетического надзора: требований по эксплуатации тепловых энергоустановок, требований по эксплуатации электроустановок, в том числе установлено, что

- не составлен технический паспорт тепловых сетей, идущих от здания котельной до каждого здания, в нарушение п.п. 2.8.1., п. 6.2.33 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.2003 г, зарегистрированных Минюстом России №4358 от 02.04.2003 г.;

- отсутствует эксплуатационная документация на тепловые сети: журнал текущего ремонта, журнал дефектов и неполадок с оборудованием, журнал обхода и осмотра, в нарушение п.п. 2.8.9., п. 6.2.26 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России №115 от 24.03.2003 г., зарегистрированных Минюстом России №4358 от 02.04.2003 г.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных норм и правил энергетической безопасности при эксплуатации теплоэнергетических установок может повлечь наступление вредных последствий, что ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, а также надежность теплоснабжения потребителей в отопительном периоде 2017-2018 г.г. Выявленные нарушения служат основанием для отказа в выдачи паспорта готовности муниципальному образованию Первомайское сельское поселение, входящему в муниципальное образование Конаковский район Тверской области.

Из представленных Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) письменных пояснений по требованиям прокурора следует, что износ тепловых сетей определяется на основе проведенного технического освидетельствования и технической документации, что производить необходимо регулярно.

Согласно Методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, утвержденной Приказом от 21 августа 2015 г. №606/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации (зарег. в Минюсте РФ 20.01.2016 г. №40656), техническое обследование объектов теплоснабжения проводится организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций. Объектами технического обследования в соответствии с настоящей Методикой являются все объекты систем теплоснабжения, соответствующие требованиям статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Состав работ по техническому обследованию включает в себя:

а) камеральное обследование;

б) техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуально-измерительное обследования и инструментальное обследование объектов теплоснабжения.

При проведении камерального обследования объектов теплоснабжения рассматривается нормативно-техническая документация, включающая в себя сведения о техническом состоянии, аварийности объектов теплоснабжения, о сроках эксплуатации и износе объектов теплоснабжения, а также соответствие фактических технико-экономических показателей теплоснабжающих и теплосетевых организаций нормативным значениям таких показателей, содержащихся в утвержденной в установленном порядке схеме теплоснабжения поселения, городского округа. При отсутствии технической информации составляется конструктивная схема объектов - основание для натурного обследования систем теплоснабжения.

Администрацией Первомайского сельского поселения Конаковского района не представлено документов о проведении камерального обследования объектов теплоснабжения поселения и энергетический паспорт тепловых сетей поселения, т.е. части объектов теплоснабжения, в том числе при первичном энергетическом обследовании именно тепловой сети, что необходимо было сделать в силу закона до 31 декабря 2012 года. В судебном заседании установлено отсутствие данных документов и отсутствие проведения указанных видов работ органами местного самоуправления или организацией, владеющей и в пользовании которой находятся тепловые сети поселения.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

К вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения теплоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Административный ответчик – Администрация Первомайского сельского поселения является собственником теплосетей в Первомайском сельском поселении, сведениями о техническом состоянии которых не располагает в полном объеме, при этом не располагает сведениями о работе в данной области организацией, которой передано имущество в хозяйственное ведение.

Удовлетворяя требования Конаковского межрайонного прокурора с учетом поданных им уточнений исковых требований, возлагая обязанность на Администрацию Первомайского сельского поселения организовать работы по проведению работ по энергетическому обследованию системы теплоснабжения на территории Первомайского сельского поселения Конаковского района Тверской области и получить соответствующий энергетический паспорт, а также организовать работы по камеральному обследованию объектов теплоснабжения поселения с целью установления степени износа системы теплоснабжения поселения, суд исходит из того, что администрация Первомайского сельского поселения, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, обязана организовать работы по теплоснабжению, т.е. по обеспечению бесперебойной подачи коммунальных ресурсов надлежащего качества и в объемах, необходимых потребителю - жителям муниципального образования Первомайского сельского поселения Конаковского района Тверской области.

Разрешая вопрос о сроке устранения выявленных нарушений обязательных требований в сфере теплоснабжения населения МО Первомайское сельское поселение Конаковского района, суд находит предложенный административным истцом срок - в течение трех месяцев, разумным и достаточным для организации работ по устранению выявленных нарушений и организации обследования системы теплоснабжения поселения.

В силу п.п. 9, 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и истец, и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Конаковского межрайонного прокурора, поданного в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить в части.

Возложить на МУ «Администрация Первомайского сельского поселения» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по проведению энергетического обследования системы теплоснабжения на территории Первомайского сельского поселения и получению соответствующего энергетического паспорта, а также организовать проведение камерального обследования объектов теплоснабжения поселения с целью установления степени износа системы теплоснабжения.

В удовлетворении требований Конаковского межрайонного прокурора к Администрации Конаковского района Тверской области отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Никитина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Е.А. Никитина