ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-708/2021 от 08.04.2021 Калининского районного суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 апреля 2021 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,

при секретаре Ромашвили А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Страхового акционерного общества «ВСК» к судебному приставу – исполнителю отделения судебных приставов по Калининскому району Тверской области ФИО1 и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области о признании незаконным бездействия судебного пристава - исполнителя по исполнительному производству № 31825/20/69037-ИП, обязании устранить нарушение,

у с т а н о в и л:

Представитель административного истца по доверенности ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением. Предметом оспаривания указано бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в неисполнении требований исполнительного документа по исполнительному производству № 31825/20/69037-ИП в отношении должника ФИО3

Обоснованы заявленные требования тем, что было возбуждено исполнительное производство, взыскателем по которому является САО «ВСК», но в нарушение срока, предусмотренного ст. 36 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве» требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены.

Административный истец просил признать незаконным бездействие указанного судебного пристава-исполнителя и обязать судебного пристава-исполнителя устранить нарушение прав и законных интересов взыскателя, исполнив требования исполнительного документа, в случае отсутствия перспективы взыскания представить, направить взыскателю документы об окончании исполнительного производства.

Правовыми основаниями исковых требований указаны ч.1 ст. 36,64 Закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

О судебном заседании административный истец уведомлен надлежащим образом заблаговременно до судебного заседания под уведомление.

В административном исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.

Административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Калининского РОСП по Тверской области ФИО1 извещена о времени и месте рассмотрения дела. Представила материалы исполнительного производства, сведения, что исполнительное производство не окончено.

Административный ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области (Управление ФССП РФ по Тверской области) о судебном заседании извещен, представлены письменные возражения на иск по мотиву отсутствия противозаконного бездействия, отсутствия в иске сведений - в чём именно выражается бездействие судебного пристава-исполнителя. Представитель ответчика ссылается, что из содержания иска следует, что истцу не известно какие меры принудительного исполнения были приняты приставом, в то время как последний совершал действия, направленные на выяснение наличия у ответчика доходов, имущества, такового не было установлено, ограничил должника в выезде из Российской Федерации. Целесообразность проведения тех или иных действий зависит от суммы взыскания, наличия и состава имущества должника, его действий по исполнению требований исполнительного документа. Возможность совершения исполнительных действий в рамках возбужденного исполнительного производства не утрачена.

Заинтересованное лицо ФИО3 о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом под уведомление. Просил о рассмотрении дела без его участия.

Лица, участвующие в деле, не просили об отложении судебного заседания.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени месте его проведения, не препятствует рассмотрению административного дела по существу без их участия.

Изучив материалы дела, в том числе письменные доводы и возражения, ознакомившись с материалами исполнительного производства, суд приходит к следующему.

Частью 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 Кодека административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

В силу статьи 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Оспаривание решений, действий, бездействия судебных приставов-исполнителей направлено на оценку соблюдения закона при исполнении требований исполнительных документов.

В соответствии с частью 1 статьи 218 главы 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений (действий, бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1,2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; или об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, признание незаконными решения (действий, бездействия) должностного лица возможно только при несоответствии обжалуемого решения (действий, бездействия) нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов административного истца.

Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (п.12) по делам об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей требования предъявляются административным истцом, заявителем к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, при прекращении его полномочий - к должностному лицу, которому эти полномочия переданы, а если полномочия не передавались - к старшему судебному приставу соответствующего структурного подразделения ФССП России (части 4, 5 статьи 38, глава 22 КАС РФ и глава 24 АПК РФ). К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель.

Установлено судом, из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Калининского районного суда Тверской области 26.11.2018 по делу № 2-1839\2018 с ФИО3 в пользу САО «ВСК» в порядке суброгации взыскана сумма ущерба, судебных расходов, всего в размере 268317,04 руб. Взыскателю выдан исполнительный лист, который предъявлен им к исполнению в соответствующий отдел судебных приставов по месту жительства должника.

13.10.2020 постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Калининскому району УФССП России по Тверской области ФИО1 возбуждено исполнительное производство № 31825/20/69037-ИП, предмет исполнения: задолженность в сумме <данные изъяты> руб. с должника ФИО3 в пользу взыскателя САО «ВСК» на основании названного исполнительного документа.

Административный истец связывает нарушение своих прав с тем, что судебным приставом-исполнителем в установленный законом двухмесячный срок содержащиеся в исполнительном документе требования не исполнены. Взыскатель исходит из того, что не предприняты предусмотренные законом меры по исполнению.

При проверке в соответствии с ч.9 ст. 226 КАС РФ нарушены ли права, свободы, и законные интересы административного истца, имеет ли место противозаконное бездействие, суд исходит из следующего.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Статья 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает принципы исполнительного производства. Исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Статья 2 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» к задачам исполнительного производства относит правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях - исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций».

Часть 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержит перечень исполнительных действий судебного пристава-исполнителя, которые он вправе совершать. Данный перечень не является закрытым, поэтому могут применяться иные, не противоречащие принципам исполнительного производства, действия для принуждения должника к исполнению требований исполнительного документа.

К числу таких действий, как обращено внимание в п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", относится установление запрета на распоряжение принадлежащим должнику имуществом (в том числе запрета на совершение в отношении него регистрационных действий). Запрет на распоряжение имуществом налагается в целях обеспечения исполнения исполнительного документа и предотвращения выбытия имущества, на которое впоследствии может быть обращено взыскание, из владения должника в случаях, когда судебный пристав-исполнитель обладает достоверными сведениями о наличии у должника индивидуально-определенного имущества, но при этом обнаружить и/или произвести опись такого имущества по тем или иным причинам затруднительно (например, когда принадлежащее должнику транспортное средство скрывается им от взыскания).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами.

Положения статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии с ч.1 ст.36 Закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

Из разъяснений, изложенных в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

Доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов взыскателя, создания ему препятствий к осуществлению его прав и законных интересов, как того требуют положения ч. 11 ст. 226 КАС РФ, не представлено. Конкретных фактов противозаконного бездействия в иске не указано.

Напротив, из материалов исполнительного производства видно, что по нему судебным приставом-исполнителем сразу после возбуждения исполнительного производства постановлением от ДД.ММ.ГГГГ приняты меры, направленные на исполнение судебного решения, должнику установлен срок 5 дней для добровольного удовлетворения требований исполнительного документа, направлялись многочисленные запросы в банковские учреждения, органы ГИБДД, пенсионный фонд, оператору связи и т.д., выяснялось имущественное, финансовое положение должника, ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся выход по месту жительства должника, выяснялось место жительства (регистрации по месту жительства) должника. Имущества, счетов, принадлежащих должнику, не выявлено.

В отзыве Управления ФССП по Тверской области, в сводке по исполнительному производству указано, что должник постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ограничен в праве на выезд из Российской Федерации.

Наличие мер, принимаемых судебным приставом-исполнителем для принудительного исполнения требований исполнительного документа подтверждено сводкой по исполнительному производству. Из последней видно, что судебным приставом -исполнителем ФИО1 осуществлялся мониторинг имущественного положения должника, запросы, направленные на выяснение наличия у него денежных средств в кредитных учреждениях, получение доходов, имущества направлялись приставом неоднократно, периодически.

Исполнительное производство не окончено на момент рассмотрения дела.

Таким образом административный ответчик представил доказательства, опровергающие утверждение взыскателя о бездействии.

Судебный пристав-исполнитель в установленный законом двухмесячный срок и впоследствии принимал определенные предусмотренные законом меры в целях принудительного исполнения требований исполнительного документа.

Оснований для возложения на административного ответчика обязанности исполнить требования исполнительного документа нет, поскольку пристав в рамках предоставленных полномочий осуществляет меры принудительного исполнения, в силу закона принимает меры для исполнения требований исполнительного документа.

Суд принимает во внимание, что статьями 64,68 Закона «Об исполнительном производстве» определено, что судебный пристав-исполнитель является процессуально самостоятельным лицом, определяющим на свое усмотрение тот круг исполнительных действий и мер принудительного характера, которые необходимо принять для исполнения требований исполнительного документа. Выбор конкретных исполнительных действий в соответствии с законодательством об исполнительном производстве входит в полномочия судебного пристава-исполнителя, выбирается им исходя из конкретных обстоятельств исполнительного производства.

Совокупный анализ приведенных норм свидетельствует о том, что судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет объем и характер совершаемых (необходимых) действий, мер принудительного исполнения, в связи с чем принятие (непринятие) тех или иных мер само по себе не может расцениваться как нарушение прав взыскателя.

Недостижение в результате предпринятых судебным приставом-исполнителем мер желаемого для взыскателя результата, также как и неосведомленность взыскателя о ряде мер, принятых судебным-приставом исполнителем в рамках исполнительного производства, не свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя.

С учетом того, что исполнительное производство не окончено, основания для возложения судом на административного ответчика обязанности направить взыскателю документы о его окончании.

В административном иске истец ограничился констатацией бездействия, не указав в чём именно оно заключается, и какие права истца оспариваемым бездействием нарушены.

Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный законом «Об исполнительном производстве», само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем бездействии. Установленный ст. 36 ФЗ "Об исполнительном производстве" двухмесячный срок исполнения судебного решения не является пресекательным и по своей правовой природе носит организационный характер. Установление указанного срока не влечет за собой неправомерности исполнительных действий, совершенных за его пределами, также как и неисполнение судебного решения (требований исполнительного документа) не является основанием для вывода о бездействии судебного пристава-исполнителя. Само по себе отсутствие положительного результата проводимых судебным приставом-исполнителем действий не может служить основанием для вывода о бездействия судебного пристава-исполнителя, поскольку нет данных, что возможность реального исполнения исполнительного документа существовала, но утрачена из-за бездействия судебного пристава-исполнителя.

Анализируя изложенное, суд считает, что отсутствуют оба условия в совокупности, предусмотренные п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения иска. Право взыскателя на полное, своевременное исполнение требований исполнительного производства не нарушено административным ответчиком, возможность принудительного исполнений требований исполнительного производства не утрачена.

Основания для возложения на судебного пристава-исполнителя обязанности предоставить взыскателю документы об окончании исполнительного производства нет, поскольку таковое не окончено. Изложенное в иске мнение административного истца об отсутствии перспективы взыскания, не может служить основанием для возложения на пристава обязанности окончить исполнительное производство, вернув исполнительный документ взыскателю. Вопрос окончания исполнительного производства может быть разрешен приставом-исполнителем самостоятельно с учетом предусмотренных к тому законом оснований. Взыскатель вправе отозвать исполнительный лист, если не видит перспективы взыскания, утратил к нему интерес.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Страховому акционерному обществу «ВСК» в удовлетворении заявленных требований к судебному приставу – исполнителю отделения судебных приставов по Калининскому району Тверской области ФИО1 и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области о признании незаконным бездействия судебного пристава – исполнителя по исполнительному производству № 31825/20/69037-ИП, обязании устранить нарушение полностью отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд с подачей апелляционной жалобы через Калининский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Гуляева

Мотивированное решение составлено22.04.2021 (в течение 10 рабочих дней).

1версия для печатиДело № 2а-708/2021 ~ М426/2021 (Решение)