Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Уяр 21 ноября 2017 года
Уярский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Груздева С.В.,
при секретаре Нестеренко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению главы города Уяра ФИО1 к Уярскому городскому Совету депутатов о признании незаконными действий при принятии решения Уярским городским Советом депутатов от 15.05.2017 года № 11-р «Об отчете главы города Уяра о результатах деятельности за 2016 год» и отмене решения Уярского городского Совета депутатов от 15.05.2017 года № 11-р, -
У с т а н о в и л :
Глава города Уяра ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Уярскому городскому Совету депутатов о признании незаконными действий при принятии решения Уярским городским Советом депутатов от 15.05.2017 года № 11-р «Об отчете главы города Уяра о результатах деятельности за 2016 год» и отмене указанного решения, мотивировав требования по тем основаниям, что 15 мая 2017 года Уярский городской Совет депутатов, рассмотрев отчет главы города Уяра о результатах деятельности за 2016 год, вынес решение о неудовлетворительной деятельности главы города Уяра. Указанное решение вынесено незаконно и необоснованно, так как в перечень причин неудовлетворительной работы включена системность в нарушениях и непринятие мер к исправлению недостатков. Данные причины частично являются обоснованными, однако большая их часть, не подтверждена. Не согласен, что причиной неудовлетворительной оценки его деятельности включена задолженность перед городским бюджетом по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки. Данная задолженность образовалась при администрировании доходов отделом имущественных отношений, архитектуры и строительства администрации Уярского района, и приняты от администрации Уярского района. Решение, принятое Советом депутатов является необоснованным, и указывает на необъективность при его принятии. Просит удовлетворить административное исковое заявление.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель административного истца ФИО2 поддержал административное исковое заявление в полном объеме и по указанным в нем основаниям, дополнив, что суд не вправе вмешиваться в оценку финансовой деятельности администрации, но должен учитывать те обстоятельства, что при оценке деятельности главы города, Советом депутатов не разработаны критерии оценки его деятельности, во всех сферах невозможно достичь успеха в своей деятельности. Сам отчет главы города был подан в соответствии с требованиями законодательства, и содержал все необходимые сферы. Деятельность главы города была оценена Советом депутатов неубедительно и необоснованно.
Председатель Уярского городского Совета депутатов ФИО3 с административным исковым заявлением не согласен, так как оценка деятельности главы города Уяра ФИО1 была произведена в соответствии с требованиями законодательства, объективно, и решение принято о неудовлетворительной работе большинством голосов.
Выслушав представителей административных истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "О общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч.1, 1.1 ст.35 указанного закона, представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
В соответствии со статьей 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ закреплены положения о том, что представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч. 11.1 ст. 35). Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (ч. ч. 5 и 5.1 ст. 36).
Глава муниципального образования как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, добровольно приобретая этот статус, принимает на себя не только полномочия по решению вопросов местного значения, но и обязанность отчитываться перед населением и представительным органом муниципального образования о результатах своей деятельности, а также признает возможность наступления ответственности вплоть до удаления в отставку в случае признания его деятельности неудовлетворительной. Оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дискрецией этого органа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года N 2437-О, от 25 января 2012 года N 114-О-О и от 16 июля 2013 года N 1241-О).
Из названных норм следует, что суд не вправе оценивать деятельность главы муниципального образования и администрации муниципального образования, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.
В данном случае об указанном в судебном заседании сообщалось и представителем административного истца.
Суд считает, что при рассмотрении дела не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность главы города Уяра и давать оценку его деятельности с точки зрения целесообразности принятия решений по расходованию средств городского бюджета и целесообразности выполнения одних планов и задач по сравнению с другими, отдавая каким-либо из них приоритетное значение, в том числе и по собираемости и наполняемости городского бюджета по взиманию и взысканию арендной платы и иных платежей.
Однако суд вправе проверить процедуру принятия данного решения.
Как изложено выше, право дачи оценки деятельности главе города Уяра в соответствии с действующим законодательством, является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления - в данном случае Уярского городского Совета депутатов.
В соответствии с решением Уярского городского Совета депутатов от 15.05.2017 года № 11-р, деятельность главы горда Уяра ФИО1 по результатам деятельности за 2016 год оценена неудовлетворительно, с указанием причин согласно приложению.
Согласно приложению к данному Решению, причинами неудовлетворительной работы явилось то, что на официальном сайте администрации города не размещены постановления об утверждении муниципальных программ, в нарушении ст.179 бюджетного кодекса РФ при формировании и реализации муниципальных программ города, муниципальные программы на финансово-экономическую экспертизу в контрольно-счетную палату не представлялись; не проводилась оценка эффективности, порядок проведения которой не разработан; имеется задолженность по доходам, получаемым по арендной плате за земельные участки, претензионная работа по взысканию задолженности не ведется; не принимаются меры по мобилизации недоимки в краевой и местный бюджет задолженности по налогу на имущество, земельному и транспортному налогам; признана неудовлетворительной работа муниципальных унитарных предприятий, в связи с ненадлежащим исполнением главой города своих обязанностей, большими задолженностями предприятий; не ведется работа с обращениями граждан, а направленные ответы, содержат формальные отписки и иные причины.
В соответствии с решением Уярского городского Совета депутатов от 11.06.2015 года № 13-р, утверждено Положение о порядке предоставления и рассмотрения ежегодного отчета главы города Уяра о результатах деятельности, как и его форма.
Порядок предоставления и рассмотрения данного отчета регламентирован Приложением № 1 к вышеуказанному Решению Уярского городского Совета депутатов, согласно которого определено содержание ежегодного отчета главы города Уяра, его предоставление, рассмотрение отчета Советом депутатов, и принятие решения.
Согласно раздела 3 данного приложения, отчет предоставляется главой города Уяра в месячный срок со дня истечения 12 месяцев с момента вступления в должность избранного главы города, последующие отчеты предоставляются в месячный срок со дня истечения очередных 12 месяцев полномочий главы города. Пунктом 4 положения установлено, что заседание Уярского городского Совета депутатов по отчету главы города Уяра проводится не позднее двух месяцев с даты его представления. Дата и время проведения заседания определяется распоряжением председателя Уярского городского Совета депутатов, председатель которого также в 5-дневный срок со дня получения отчета главы города, направляет его в комиссии Совета депутатов и определяет ответственную комиссию за организацию рассмотрения отчета. Ответственная комиссия обобщает поступившее от комиссий заключения и формирует перечень вопросов к главе города, а председатель Совета депутатов направляет данный перечень вопросов главе города Уяра не позднее чем за 14 дней до проведения заседания.
В силу раздела 5 Положения, решение Советом депутатов от отчете главы города принимается открытым голосованием большинством голосов от установленной численности депутатов.
Решением Уярского городского Совета депутатов от 15.09.2016 года № 22-р, в решение депутатов от 11.06.2015 года № 13-р внесены изменения, согласно которых отчет главы города предоставляется в Совет депутатов не позднее 15 марта календарного года, а заседание Совета депутатов проводится 15 мая календарного года.
13 марта 2017 года в Уярский городской Совет депутатов был направлен ежегодный отчет о результатах деятельности главы города Уяра ФИО1 за 2016 год, который поступил в Совет депутатов 14.03.2017 года.
Из имеющихся сведений установлено, что данный отчет 14.03.2017 года председателем Уярского городского Совета депутатов был направлен в комиссии Совета депутатов для рассмотрения, и определена ответственная комиссия Уярского городского Совета депутатов по финансам, налогам и законности.
По результатам рассмотрения отчета комиссиями, заключения были представлены в ответственную комиссию, по заключению которой был сформирован перечень вопросов к главе города.
28.04.2017 года председателем Уярского городского Совета депутатов данный перечень вопросов был направлен главе города Уяра, и определено проведение заседания по заслушиванию ежегодного отчета на 15 мая 2017 года, что подтверждается представленными суду распоряжениями и информацией Уярского городского Совета депутатов.
Из протокола заседания Уярского городского Совета депутатов от 15 мая 2017года установлено, что на заедании присутствовало 13 депутатов (из 15 избранных), впоследствии 1 депутат покинул заседание. Согласно данного протокола заседания сессии депутатов установлено, что был заслушан отчет главы города, заданы вопросы, и при принятии решения об оценки деятельности главы города из 12 депутатов, 9 высказались о признании его оценки деятельности неудовлетворительной, 3 депутата против, то есть решение было принято большинством голосов.
Исходя из вышеизложенного, судом установлено, что процедура проведения и принятия решения об оценки деятельности главы города Уяра ФИО1 по результатам заслушивания его ежегодного отчета о деятельности за 2016 год, была проведена в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов.
Представителем административного истца в судебном заседании указывалось о необъективной оценки деятельности главы города, отсутствии критериев оценки его деятельности и соответствии формы отчета главы города законодательству.
Суд находит данные доводы несостоятельными, так как сама процедура и оценка деятельности главы города по результатам работы за 2016 год была проведена в соответствии с требованиями законодательства, критерии оценки его неудовлетворительной деятельности изложены в перечне причин результатов его неудовлетворительной работы, и принято решение большинством голосов депутатов при наличии кворума для принятия указанного решения.
С учетом вышеизложенного, суд считает административное исковое заявление главы города ФИО1 необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,-
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления главе города Уяра ФИО1 к Уярскому городскому Совету депутатов о признании незаконными действий при принятии решения Уярским городским Советом депутатов от 15.05.2017 года № 11-р «Об отчете главы города Уяра о результатах деятельности за 2016 год» и отмене решения Уярского городского Совета депутатов от 15.05.2017 года № 11-р – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию красноярского краевого суда через Уярский районный суд в течении одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в окончательной форме.
Полное решение суда изготовлено 24 ноября 2017 года.
Председательствующий С.В. Груздев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>