ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-709/20 от 25.06.2020 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

Дело №2а-709/2020

26RS0012-01-2020-001107-18

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2020 года гор. Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Емельянова В.А.,

при секретаре судебного заседания Гороховой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ессентукского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю к ФИО2 в лице законного представителя ФИО4 о взыскании обязательных платежей, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекции ФНС России № 10 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 о взыскании обязательных платежей, пени.

В обоснование заявленных исковых требований, административным истцом указано следующее.

ФИО3 является законным представителем несовершеннолетнего ФИО2

Налогоплательщик ФИО2 является собственником транспортных средств: марки ИНТЕРНЕЙШНЛ 9200ISBA, 2002 года выпуска, государственный регистрационный знак № А208РВ-126, мощностью 444,8 л/с, вид ТС по СНТС – автомобили грузовые, с 16.02.2016 г. и марки BMW Х5, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак № О828ВМ-750, мощностью 355 л/с, вид ТС по СНТС – автомобили легковые, с 09.01.2016 г.

Налогоплательщику направлено налоговое уведомление №113687450 от 31.08.2017 г. об уплате транспортного налога, с указанием суммы налога подлежащей уплате в бюджет за 2016 год в размере 61 133 рублей.

Расчет сумм транспортного налога:

- За транспортное средство ИНТЕРНЕИШНЛ 9200ISBA государственный регистрационный знак № А208РВ-126 налоговая база (мощность транспортного средства) 444.80 х 50.00 (налоговая ставка) /12 х10 (месяцев владения в 2016 году) = 18 533 рубля;

- За транспортное средство БМВ Х5 государственный регистрационный номер О828ВМ-750 налоговая база (мощность транспортного средства) 355.00 х 120.00 (налоговая ставка) = 42 600 рублей.

В нарушение ст. 45 НК РФ налогоплательщик своевременно не исполнил обязанность по уплате налога и не уплатил суммы транспортного налога в бюджет.

Налогоплательщику в сроки, предусмотренные ст. 70 НК РФ направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 11.12.2017 г. №19896 об уплате сумм задолженности по транспортному налогу в размере 61 133 рублей и пени в размере 151 рубля 30 копеек, в срок до 19.01.2018 г.

В соответствии со ст. 123.2 КАС РФ и ст. 48 НК РФ Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 г. Ессентуки Ставропольского края с заявлением о вынесении судебного приказа с несовершеннолетнего ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 на взыскание задолженности по уплате транспортного налога и пени в размере 61 585 рублей 31 копейки.

Судебный приказ подлежит отмене судьей, если от должника в установленный частью 3 статьи 123.5 КАС РФ срок поступят возражения относительно его исполнения в соответствии с ст. 123.7 КАС РФ.

В соответствии со ст. 123.7 КАС РФ мировым судьей судебного участка № 2 г. Ессентуки Ставропольского края вынесено определение от 19.11.2019 года об отмене судебного приказа о взыскании с несовершеннолетнего ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 сумм задолженности по уплате транспортного налога и пени в размере 61 585 рублей 31 копейки.

Сумма задолженности по транспортному налогу в размере 61 284 рублей 30 копеек до настоящего времени в бюджет не уплачена.

Просит суд:

Взыскать задолженность с административного ответчика несовершеннолетнего ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 по уплате транспортного налога и пени в бюджет в размере 61 284 рублей 30 копеек из них: Транспортный налог с физических лиц за 2016 год в размере 61 133 рублей; Пеня по транспортному налогу с физических лиц в размере 151 рубля 30 копеек.

Одновременно административным истцом в целях защиты интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платежей заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России по СК в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о рассмотрении дела, ходатайств об отложении дела суду не представил.

Административный ответчик ФИО2, его законный представитель ФИО3, а также представитель законного представителя ФИО3 по доверенности ФИО1 в судебное заседание не явились, при этом последняя представила суду заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие и в отсутствие ее доверителя, возражая относительно удовлетворения заявленных исковых требований, по причинам пропуска налоговым органом срока на обращение в суд с исковым заявлением о взыскании обязательных платежей, пени.

Суд, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Исследовав материалы административного дела, обозрев материалы гражданского дела полученного по запросу суда № 2а-679-09-431/2019, суд приходит следующему.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, по смыслу данной статьи, имеет публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой) характер. Ее реализация в соответствующих правоотношениях предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой, а именно: налогоплательщику вменяется в обязанность своевременно и в полном объеме уплатить суммы налога, а налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит полномочие обеспечить ее исполнение налогоплательщиком. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью принадлежащего ему имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, соответствующие же органы публичной власти наделены правомочием в односторонне-властном порядке, путем государственного принуждения взыскивать с лица причитающиеся налоговые суммы, - иначе нарушались бы воплощенной в статье 57 Конституции РФ конституционно защищаемый публичный интерес и связаны с ним права и законны интересы налогоплательщиков, публично-правовых образований, государства в целом.

Пункт 2 ст. 44 НК РФ предусматривает, что обязанность по уплате налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно и в установленный срок исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение вышеназванной обязанности является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

В соответствии с п.2 и п.3 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Пунктами 2 и 3 ст. 52 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты.

Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.

В соответствии со ст. 1 Закона Ставропольского края № 52-КЗ «О транспортном налоге» от 27.11.2002 г. устанавливаются налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя и категории транспортного средства.

В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 362 НК РФ установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам периода исчисляется в отношении каждого транспортного средства, как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ, налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

На основании ст. 75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Судом установлено и следует из материалов дела, налогоплательщик ФИО2 является собственником транспортных средств: марки ИНТЕРНЕЙШНЛ 9200ISBA, 2002 года выпуска, государственный регистрационный знак № А208РВ-126, мощностью 444,8 л/с, вид ТС по СНТС – автомобили грузовые, с 16.02.2016 г. и марки BMW Х5, 2007 года выпуска, государственный регистрационный знак № О828ВМ-750, мощностью 355 л/с, вид ТС по СНТС – автомобили легковые, с 09.01.2016 г.

ФИО3 является законным представителем несовершеннолетнего ФИО2

Налогоплательщику был начислен налог за 2016 год и направлено налоговое уведомление № 113687450 от 31.08.2017 г. об уплате транспортного налога, с указанием суммы налога подлежащей уплате в бюджет в размере 61 133 рублей.

Вышеуказанным уведомлением предложено уплатить транспортный налог не позднее 01.12.2017 г.

В нарушение ст. 45 НК РФ налогоплательщик своевременно не исполнил обязанность по уплате налога и не уплатил транспортный налог в бюджет.

Налогоплательщику в сроки, предусмотренные ст. 70 НК РФ направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 11.12.2017 г. №19896 об уплате сумм задолженности по транспортному налогу в размере 61 133 рублей и пени в размере 151 рубля 30 копеек, в срок до 19.01.2018 г.

В соответствии со ст. 123.2 КАС РФ и ст. 48 НК РФ Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 г. Ессентуки Ставропольского края с заявлением о вынесении судебного приказа с несовершеннолетнего ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 на взыскание задолженности по уплате транспортного налога и пени в размере 61 585 рублей 31 копейки.

В соответствии со ст. 123.7 КАС РФ мировым судьей судебного участка № 2 г. Ессентуки Ставропольского края вынесено определение от 19.12.2019 года об отмене судебного приказа о взыскании с несовершеннолетнего ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 сумм задолженности по уплате транспортного налога и пени в размере 61 585 рублей 31 копейки.

28.04.2020 г. Межрайонная ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю обратилась в Ессентукский городской суд с настоящим иском.

Сумма задолженности по транспортному налогу в размере 61 284 рублей 30 копеек до настоящего времени в бюджет не уплачена.

Однако, как установлено судом, административным истцом пропущен срок подачи административного искового заявления о взыскании с ФИО2 в лице его законного представителя ФИО3 задолженности по уплате налога и пени.

По каждому делу, вытекающему из публичных правоотношений, следует выяснять, соблюдены ли сроки обращения в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, то выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении должны содержаться в решении суда.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В силу абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Как уже установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 31.08.2017 г. было направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога за 2016 год с указанием исчисленной суммы налога, сумме налога подлежащей уплате в бюджет, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога не позднее 01.12.2017 г.

В нарушение ст. 45 НК РФ налогоплательщик своевременно не исполнил обязанность по уплате налога.

11.12.2017 г. ФИО2 было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) об уплате сумм задолженности по транспортному налогу в размере 61 133 рублей и пени в размере 151 рубля 30 копеек, в срок до 19.01.2018 г.

В связи с тем, что ФИО2 в установленный срок сумма задолженности по транспортному налогу в бюджет уплачена не была, Инспекция обратилась к мировому судье судебного участка № 2 г. Ессентуки Ставропольского края с заявлением (датированным 20.08.2019 г.) о вынесении судебного приказа в отношении ФИО2 в лице его законного представителя ФИО3 на взыскание задолженности по уплате транспортного налога и пени, то есть по истечению шести месяцев, со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (после 19.07.2018 г.).

В соответствии со ст. 123.7 КАС РФ мировым судьей судебного участка № 2 города Ессентуки Ставропольского края, вынесено определение от 19.12.2019 г. об отмене судебного приказа №2а-680-09-431/2019 о взыскании с ФИО2 в лице его законного представителя ФИО3 сумм задолженности по уплате налогов и пени в бюджет.

С настоящим административным иском истец обратился в Ессентукский городской суд Ставропольского края 28.04.2020 г., то есть в пределах установленного шести месячного срока со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В данной связи от административного истца в суд поступило ходатайство о восстановлении пропущенного срока, в обоснование уважительности причины пропуска которого, административный истец ссылается на то обстоятельство, что пропущенный срок является незначительным.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Предусмотренный в ст. 48 НК РФ шестимесячный срок для обращения в суд не является пресекательным.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.

Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными, относится к компетенции суда рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.

Выводы суда относительно указанных обстоятельств формируются в каждом конкретном случае исходя из представленных документов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном, непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и не подлежат переоценке по мотиву несогласия с данной судебной оценкой.

Учитывая объяснения представителя административного истца, изложенные в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока, о наличии обстоятельств объективного характера, а также то, что налоговым органом принимались меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке, соответственно уполномоченным государственным органом была выражена воля на взыскание в принудительном порядке с ФИО2 в лице его законного представителя ФИО3 неуплаченной суммы налога и пени, и то, что на момент рассмотрения настоящего спора в суде основания для обращения Инспекции с заявлением о выдаче судебного приказа отсутствовали в связи с истечением срока на обращение с таким заявлением и отсутствия в законе возможности рассмотрения мировым судьей вопроса о восстановлении пропущенного срока, а также принимая во внимание, что заявление о вынесении судебного приказа с приложенными к нему документами, подтверждающими задолженность по указанным налогам и пени, не подлежало рассмотрению, однако было мировым судьей фактически рассмотрено, при этом срок обращения с настоящим иском после отмены судебного приказа, Инспекцией пропущен не был, суд приходит к выводу о наличии уважительных причин пропуска налоговым органом срока обращения в суд с требованием о взыскании обязательных платежей, а также о наличии оснований для удовлетворения ходатайства административного истца и восстановлении пропущенного срока.

Кроме того, поскольку налоговый орган преследует цели защиты интересов и прав бюджетов различных уровней на своевременное и полное поступление налоговых платеже, отказ в удовлетворении налоговому органу в осуществлении правосудия в связи с пропуском срока на обращение с заявлением повлечет нарушение права бюджета на поступление налогов и, как следствие, приведет к неполному его формированию.

У налогоплательщика, как собственника транспортных средств, имеется Конституционная обязанность своевременно уплачивать за них налоги не позднее даты отчетного периода, данная обязанность им в добровольном порядке исполнена не была, в связи с чем его позиция о неполучении налогового уведомления и требования об уплате налога не могут свидетельствовать о необоснованности заявленных требований, поскольку он, как налогоплательщик обязан был исполнить такую обязанность самостоятельно и своевременно.

Иные доводы основаны на неверном толковании материального права, и не могут быть приняты судом в обоснование их возражений относительно заявленных исковых требований.

По указанным основаниям суд находит требования административного истца о взыскании с ФИО2 в лице его законного представителя ФИО3 задолженности по транспортному налогу согласно требованию № 19896 от 11.12.2017 г. в размере 61 133 рублей и пени в размере 151 рубля 30 копеек обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку судом установлено, что административный ответчик уклоняется от исполнения обязанности по уплате налога, чем нарушил налоговое законодательство об обязанности уплачивать самостоятельно и в установленный срок, налоги и сборы, предусмотренные налоговым законодательством. Доказательств исполнения обязательств, равно как и доказательств о наличии задолженности в ином размере, административным ответчиком не представлено.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч.3 ст. 109 КАС РФ.

Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд на основании п.п.7 п.2ст. 333.36 НК РФ, а иск подлежит удовлетворению, то в соответствии со ст. 114 КАС РФ и п.2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ, с ФИО2 в лице его законного представителя ФИО3 в доход государства, а именно, в доход муниципального бюджета города Ессентуки Ставропольского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 038 рублей 53 копеек.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Восстановить административному истцу Межрайонной ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю срок подачи административного искового заявления к ФИО2 в лице законного представителя ФИО4 о взыскании обязательных платежей, пени.

Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 10 по Ставропольскому краю к ФИО2 в лице законного представителя ФИО4 о взыскании обязательных платежей, пени, – удовлетворить.

Взыскать задолженность с административного ответчика несовершеннолетнего ФИО2 в лице законного представителя ФИО8ФИО2ФИО5 по уплате транспортного налога и пени в бюджет в размере 61 284 рублей 30 копеек из них: Транспортный налог с физических лиц за 2016 год в размере 61 133 рублей; Пеня по транспортному налогу с физических лиц в размере 151 рубля 30 копеек.

Взыскать с административного ответчика несовершеннолетнего ФИО2 в лице законного представителя ФИО3 государственную пошлину в доход муниципального бюджета города Ессентуки Ставропольского края в размере 2 038 рублей 53 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд, в течение месяца через Ессентукский городской суд с момента оглашения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 29 июня 2020 года.

Председательствующий судья В.А. Емельянов