ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-709/2015 от 23.12.2015 Целинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-709/2015

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Целина Ростовской области 23 декабря 2015 года

Целинский районный суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Портновой И.А.,

при секретаре Шаровой В.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шарковой ЛВ к УПФ РФ в Целинском районе Ростовской области о признании решения комиссии УПФ РФ в Целинском районе по отказу в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Шаркова Л.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к УПФ РФ в Целинском районе Ростовской области о признании решения комиссии УПФ РФ в Целинском районе по отказу в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, ссылаясь на то, что в августе 1989 года она пришла работать учителем в Целинскую среднюю школу № 1 п. Целина, где трудится по настоящее время, не меняя рода деятельности. 11.08.2015 года она обратилась в Пенсионный Фонд с заявлением о назначении ей досрочной пенсии как педагогическому работнику, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Решением комиссии УПФ РФ в Целинском районе от 11.11.2015 года ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью ввиду отсутствия необходимого отработанного педагогического стажа – 25 лет на момент обращения. В решении указано, что её страховой стаж на день обращения составил 25 лет 09 месяцев 10 дней, а специальный стаж – 24 года 09 месяцев 19 дней. Комиссия исключила из специального стажа периоды работы с 23.08.1993 года по 14.08.1994 года (11 месяцев 21 день) в должности руководителя кружков Целинской средней школы № 1, так как данная должность не предусмотрена списками, а также с 26.05.2015 года по 11.08.2015 года (2 месяца 15 дней), так как согласно представленному Уставу МБОУ Целинская средняя общеобразовательная школа № 1 осуществляет в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по основным образовательным программам: начального общего, основного общего и среднего общего образования, а в качестве основных видов деятельности реализует не только основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, но и, в том числе, реализует дополнительные общеразвивающие программы, обучение на дому и в медицинских организациях, дополнительных профессиональных программ и др. то есть, как отмечает комиссия, в Уставе школы не выделен основной вид деятельности, корреспондируемый с основной целью деятельности по Закону № 273-ФЗ «Об образовании» для данного типа образовательной организации, что не позволяет отнести вышеуказанное учреждение с даты регистрации новой редакции её Устава в ЕГРП (с 26.05.2015 года) к числу учреждений, предусмотренных п. 1.1 Списка № 781 от 29.10.2002 г. С решением комиссии УПФ РФ в Целинском районе она не согласна, считает его незаконным, нарушающим её пенсионные права. Приведение Устава их общеобразовательной школы в соответствие с действующим законодательством не изменило ни вид учреждения и целей его деятельности, так как Целинская средняя общеобразовательная школа № 1 как была до 26.05.2015 года, так и осталась общеобразовательной организацией. Её должность – учитель – входит в перечень указанных в п. 1 должностей в «Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность» (Утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), а средняя общеобразовательная школа № 1, в которой она работает, относится к категории учреждений, названных в п. 1.1 данного Списка по признаку: «Общеобразовательные учреждения: школы всех наименований», так как согласно ч. 1 ст. 23 ФЗ «Об образовании», образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности, а не в соответствии с видами деятельности. Просила суд: решение комиссии УПФ РФ в Целинском районе Ростовской области от 11.11.2015 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости как педагогическому работнику, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, признать незаконным и обязать УПФ РФ в Целинском районе Ростовской области произвести назначение и выплаты ей досрочной страховой пенсии по старости как педагогическому работнику с момента обращения с заявлением в пенсионный фонд – с 11.08.2015 года.

Административный истец Шаркова Л.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала на основании доводов, изложенных в административном иске, просила суд административное исковое заявление удовлетворить. Суду пояснила, что не согласна с решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Целинском районе Ростовской области, в части не включения периода её работы с 26.05.2015 года по 11.08.2015 года, который составляет 2 месяца 15 дней. Считала, что Комиссия Управления Пенсионного фонда РФ в Целинском районе Ростовской области не законно исключила данный период из её стажа. Пояснила, что работает учителем начальных классов, работала все время в одной и той же школе, не меняла свой род занятий. Осуществляет педагогическую деятельность, которая для неё является основным. Ошибка произошла в уставе школы, где в одном пункте указан основной вид деятельности вместе с дополнительным, в связи с чем комиссия Управления Пенсионного фонда РФ в Целинском районе Ростовской области отказала ей, так как по новому закону дополнительные виды деятельности должны быть указаны отдельно от основных. Было вынесено постановление Администрации Целинского района, которым были внесены изменения в устав 2015 года и изготовлен новый устав в новой редакции. Основными вида деятельности Целинской средней школы № 1, где она работает, являются: начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

Представитель административного ответчика УПФ РФ в Целинском района Ткаченко И.А., действующая на основании доверенности от 10 октября 2015 года, в судебном заседании возражала против удовлетворения административного искового заявления Шарковой Л.В., просила вынести решение на усмотрение суда. Суду пояснила, что при определении права на досрочное назначение пенсий к педагогическим работникам применяется Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, который был принят в период действия Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании». В соответствии с Законом №3266-1 образовательные учреждения подразделялись на типы, их деятельность регулировалась типовыми положениями, в которых были перечислены виды учреждений образования, соответствующие определенным типам. В Список № 781 включены наименования учреждений, основная цель деятельности которых соответствовала типовым положениям об образовательных учреждениях соответствующих типов. С 01.09.2013 года деятельность образовательных учреждений осуществляется на основании ФЗ от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании», которым не предусматривается норма о функционировании образовательных учреждений на основе соответствующих типовых положений. В соответствии с этим законом образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. Комиссия своим решением отказала Шарковой Л.В., так как в уставе МБУ ЦСОШ №1 в одном пункте указаны как основные цели деятельности, так и дополнительные. По причине не соответствия цели деятельности в уставе МБУ ЦСОШ №1 комиссия Управления Пенсионного фонда РФ в Целинскому районе Ростовской области приняла решение об отказе Шарковой Л.В. в праве на досрочное назначение пенсии. Период, который оспаривает административный истец, в стаж не вошел. Если бы цели деятельности были разделены, то данный период был бы включен в стаж, которого бы хватило для того, чтобы Шаркова Л.В. ушла на досрочную пенсию.

Допрошенная в качестве свидетеля БНА в судебном заседании суду пояснила, что работает юристом Отдела образования Администрации Целинского района Ростовской области. В начале 2015 года было принято решение о том, чтобы все школы и детские сады привели в соответствии с законом уставы своих учреждений. Затем выяснилось, что по ошибке в уставах в одном пункте были указаны два вида деятельности - основной и дополнительный, что не являлось правильным. В сентябре 2015 года состоялось совещание в Администрации Ростовской области, по результатам которого было принято решение о внесении в уставы изменений, которыми необходимо было разделить два вида деятельности основной от дополнительной. Было приятно постановление Администрации Целинского района № 721 от 17.12.2015 года «Об утверждении Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Целинская средняя общеобразовательная школа № 1 в новой редакции». Принятая новая редакция устава МУП ЦСОШ № 1 в настоящее время находится в налоговой инспекции. В данной новой редакции указано, что основными видами деятельности образовательного учреждения является реализация начального общего, основного общего и среднего общего образования. Данные положения новой редакции Устава являются действующим с 26.05.2015 года, т.е. они распространяют свое действие с этой даты.

Выслушав административного истца Шаркову Л.В., представителя административного ответчика Ткаченко И.А., допросив свидетеля БНА, исследовав письменные доказательства, доводы заявления, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 2 ст. 40 КАС РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, органы, организации и граждане могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.

Административный истец Шаркова Л.В., обращаясь в суд с требованием о признании незаконным решения комиссии УПФ РФ в Целинском районе по отказу в назначении досрочной трудовой пенсии, ссылалась на то, что решением комиссии УПФ РФ в Целинском районе нарушены её пенсионные права. Полагала, что у комиссии отсутствовали законные основания для отказа ей в назначении досрочной страховой пенсии.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Судом установлено и следует из материалов дела, 11.08.2015 года в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» Шаркова Л.В. обратилась к административному ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением пенсионного органа 902418/15 от 11.11.2015 года в назначении пенсии Шарковой Л.В. было отказано ввиду отсутствия специального стажа работы требуемой продолжительности. При этом не был включены в специальный стаж следующие периоды: с 23.08.1993 года по 14.08.1994 года работы в должности руководителя кружков Целинской средней школы № 1, так как должность не предусмотрена Списками (№ 781 от 29.10.2002 года, № 463 от 06.09.1991 года, № 1067 от 22.09.1999 года), Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет для работников просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397 (11 месяцев 21 день); с 26.05.2015 года по 11.08.2015 года – так как согласно представленному уставу МБОУ Целинская средняя общеобразовательная школа № 1 осуществляет в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по основным образовательным программам: начального общего, основного общего, среднего общего образования, а в качестве основных видов деятельности реализуют не только основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, но и, в том числе реализуют дополнительные общеразвивающие программы, обучение на дому и в медицинских организациях, дополнительных предпрофессиональных программ и др. тот факт, что организацией в уставе не выделен основной вид деятельности, корреспондируемый с основной целью деятельности по закону № 273-ФЗ об образовании для данного типа образовательной организации, не позволяет отнести вышеуказанный учреждение с даты (26.05.2015 года) регистрации новой редакции Устава в ЕГРЮЛ к числу учреждений, предусмотренных пунктом 1.1 Списка № 781.

В связи с отсутствием у Шарковой Л.В. специального стажа 25 лет пенсионный орган не нашел оснований для назначения последней досрочной страховой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью на дату обращения (11.08.2015 года), и принял решение об отказе в удовлетворении заявления Шарковой Л.В. в назначении досрочной трудовой пенсии (л.д. 4-7).

В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (с 01.01.2015 - пп. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости (с 01.01.2015 страховая пенсия по старости) назначается независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов такой работы.

Согласно указанному Списку право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам предоставляется при наличии одновременно двух условий - работы в соответствующих должностях и соответствующих учреждениях.

Как следует из материалов дела и установлено судом, с 15.08.1989 года по 22.08.1993 года Шаркова Л.В. работала в должности запасного учителя Целинской средней школы № 1; с 23.08.1993 года в порядке перевода назначена на должность руководителя кружков временно на период декретного отпуска Ларенковой И.В.; с 15.08.1994 года в порядке перевода назначена на должность учителя начальных классов в Целинскую среднюю школу № 1; 01.12.1999 года присвоена вторая квалификационная категория по должности учитель; 01.02.2001 года Целинская СШ № 1 зарегистрирована в МОУ ЦСОШ № 1; 18.03.2005 года присвоена вторая квалификационная категория по должности «учитель» МОУ ЦСОШ № 1 переименована в МБОУ ЦСОШ № 1; истец с 15.08.1989 года продолжает работать по настоящее время, что отражено в трудовой книжке АТ - V № 8472322 (л.д. 8-9).

Судом установлено, что одной из причин отказа в назначении досрочной трудовой пенсии Шарковой Л.В. явился тот факт, что организацией в уставе не был выделен основной вид деятельности, корреспондируемый с основной целью деятельности по Закону № 273- ФЗ об образовании для данного типа образовательной организации, не позволило отнести учреждение с даты (26.05.2015 года) регистрации новой редакции Устава в ЕГРЮЛ к числу учреждений, предусмотренных пунктом 1.1 Списка № 781.

Вместе с тем, суд признает эти доводы ответчика необоснованными, в виду следующего.

В соответствии со статьей 23 Закона № 273-ФЗ образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих:

- основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность;

- дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации, что установлено пунктом 5 статьи 23 Закона № 273-ФЗ.

В силу пункта 1 статьи 23 указанного Федерального закона общеобразовательная организация - это образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования.

Согласно Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Целинская средняя общеобразовательная школа № 1 от 15.11.2011 года основными видами деятельности МБОУ Целинская СОШ № 1 является реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (п. 5.1).

Из Устава Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Целинская средняя общеобразовательная школа № 1 от 15.05.2015 года (л.д. 23-27), следует, что МБОУ ЦСОШ № 1 является общеобразовательной организацией. Основной целью деятельности организации является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (п.4.3). Согласно п. 4.4 Устава МБОУ Целинская СОШ № 1 осуществляет образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности: по дополнительным общеобразовательным программам.

Однако, в п. 5.1.1 Устава от 15.05.2015 года в качестве основных видов деятельности указана реализация не только основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего, но и дополнительных общеразвивающих программ. Данное противоречие, как установлено в ходе рассмотрения дела, было устранено посредством принятия новой редакции Устава МБОУ Целинская СОШ № 1, утвержденной Постановлением Администрации Целинского района от 17 декабря 2015 года (л.д. 28).

В судебном заседании установлено, что согласно новой редакции Устава МБОУ Целинская СОШ № 1, который находится на регистрации в ИФНС, основными видами деятельности является реализация начального общего, основного общего и среднего общего образования. Данное положение новой редакции Устава об основных видах деятельности МБОУ Целинская СОШ № 1 согласно п. 3 вышеуказанного Постановления Администрации Целинского района от 17 декабря 2015 года распространяет свое действия на правоотношения, возникшие с 26 мая 2015 года. В связи с чем период работы Шарковой Л.В. в МБОУ Целинская СОШ № 1 с 26.05.2015 года по 11.08.2015 года подлежит включению в специальный стаж, дающий ей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Разрешая спорные правоотношения, исходя из вышеуказанных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Шарковой Л.В.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шарковой ЛВ к УПФ РФ в Целинском районе Ростовской области о признании решения комиссии УПФ РФ в Целинском районе по отказу в назначении досрочной трудовой пенсии незаконным, удовлетворить.

Решение комиссии УПФ РФ в Целинском районе Ростовской области от 11.11.2015 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости как педагогическому работнику, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, признать незаконным.

Обязать УПФ РФ в Целинском районе Ростовской области произвести назначение и выплату Шарковой ЛВ досрочной страховой пенсии по старости как педагогическому работнику с момента обращения с заявлением в пенсионный фонд – с 11 августа 2015 года.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Целинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2015 года.

Судья