Административное дело № 2а-709/2017
Решение
Именем Российской Федерации
18 августа 2017 года г. Конаково
Конаковский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Никитиной Е.А.,
при секретаре Чистяковой Н.А.,
с участием заместителя Конаковского межрайонного прокурора Толмачева Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи административное дело по административному иску Конаковского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУ «Администрация Городенского сельского поселения», Администрации Конаковского района Тверской области организовать работы по проведению энергетического обследования системы теплоснабжения и получению соответствующего энергетического паспорта, организовать проведение камерального обследования объектов теплоснабжения поселения с целью установления степени износа системы теплоснабжения,
установил:
Конаковский межрайонный прокурор обратился в Конаковский городской суд Тверской области с административным исковым заявлением к МУ «Администрация Городенского сельского поселения» об обязывании в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести энергетические обследование системы теплоснабжения на территории <адрес>, <адрес> и <адрес> с целью установления степени износа системы теплоснабжения и получить соответствующий энергетический паспорт.
В обоснование административного иска указал, что Конаковской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере. В ходе проверки установлено, что тепловые сети, расположенные на территории Городенского сельского поселения принадлежат на праве собственности МУ «Администрация Городенского сельского поселения». Согласно информации, предоставленной администрацией Городенского сельского поселения, процент износа тепловых сетей составляет более 43%. В связи с чем, представляется необходимым проведение энергетического обследования тепловых сетей Городенского сельского поселения с целью определения показателей энергетической эффективности; определения потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Ссылаясь на положения статей 209-210 ГК РФ, Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», которыми регламентировано, что общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов. В соответствие с п. 1 ч.1 ст. 6 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261- ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентирует порядок энергетического обследования в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Согласно п. 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. №115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей. Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетическою обследования. В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Закона N 261-ФЗ проведение энергетического обследования является обязательным, в частности, для органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31.12.2012, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет (ч. 2 ст. 16 Закона №261-ФЗ). На основании ч. 4 ст. 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ "О теплоснабжении" объекты теплоснабжения, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и права владения и (или) пользования которыми передаются по договору аренды или концессионному соглашению, подлежат техническому обследованию в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Прокурор полагает, что обязанность по обследованию тепловых сетей на территории Городенского сельского поселения подлежит возложению на администрацию сельского поселения, в связи с тем, что администрация и как собственник сетей, и как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе и по организации работ по теплоснабжению жителей Городенского сельского поселения. Поскольку действиями ответчика нарушаются права неопределенного круга потребителей, межрайонный прокурор обращается в суд с настоящим иском.
22 мая 2017 года в судебном заседании к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Конаковского района, Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области.
07 июня 2017 года в судебном заседании из числа заинтересованных лиц исключена Администрация Конаковского района и привлечена к участию в деле в качестве соответчика.
27 июля 2017 года в судебном заседании Конаковский межрайонный прокурор уточнил требования по иску, просил обязать Администрацию Городенского сельского поселения Конаковского района Тверской области и Администрацию Конаковского района Тверской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по проведению энергетического обследования системы теплоснабжения на территории Городенского сельского поселения и получению соответствующего энергетического паспорта, а также организовать проведение камерального обследования объектов теплоснабжения поселения с целью установления степени износа системы теплоснабжения, а также в качестве заинтересованного лица привлечено Муниципальное унитарное предприятие «Районные тепловые сети» Муниципального образования «Конаковский район» Тверской области.
Представитель административного истца заместитель Конаковского межрайонного прокурора Толмачев Е.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске, с учетом поданных уточнененных требований, просил их удовлетворить. Полагает иск обоснован и подлежит удовлетворению в отношении Администрации Конаковского района, в связи с передачей полномочий по теплоснабжению поселения в район. Относительно заявленного срока исполнения решения указал, на требования прокурора заявлены как - организация указанных работ, а не результат получения проведенных работ по обследованию, поэтому срок достаточен для принятия мер к проведению обследований системы теплоснабжения.
Административный ответчик МУ «Администрация Городенского сельского поселения» в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление. Согласно имеющемуся в материалах дела отзыву на исковое заявление следует, что в соответствие с решением Совета депутатов Городенского сельского поселения Конаковского района Тверской области от 19 апреля 2017 года № 124 полномочия в сфере организации в границах поселения теплоснабжения и горячего водоснабжения переданы Администрации Конаковского района Тверской области, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный соответчик Администрация Конаковского района в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление. Направили отзыв на административный иск, согласно которому Администрация Конаковского района Тверской области возражает относительно удовлетворения требований административною истца на основании следующего. Заявленный срок, в течение которого, по мнению Конаковской межрайонной прокуратуры, могут быть организованы работы по проведению энергетического обследования системы теплоснабжения и получения соответствующего энергетического паспорта, проведения камерального обследования объектов теплоснабжения является не разумным. В силу положений части 1 статьи I Федерального закона от 23 ноября 2009 года 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Настоящий Федеральный закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона № 261-ФЗ под энергетическим обследованием понимается сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте. В статье 15 Федерального закона № 261-ФЗ закреплены требования, предъявляемые к энергетическому обследованию. Энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (часть 1 статьи 15). В статье 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в решение о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в решение о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета школы. В бюджете Конаковского района нет источников дополнительных доходов, а также не имеется возможности сократить финансирование иных статей расходов бюджета. На основании вышеизложенного следует, что исполнение заявленных требований потребует выполнения комплекса мероприятий, влекущего расходы бюджета Конаковского района и возможно только в 2018 году, при реализации бюджета Конаковского района на 2018, плановые периоды 2019, 2020 годов. Просит обратить внимание суда, также на то, что в рамках реализации требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для размещения информаций о намерении муниципального учреждения осуществить закупку товаров, работ или услуг, контрактный управляющий должен внести изменения в соответствующий план-график и сформировать заявку, на что необходимо в среднем 2-3 недели. Извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в сети интернет не менее чем за 7 календарных дней до даты проведения аукциона или конкурса. Договор в среднем заключается через 2-3 месяца с момента начала процедуры осуществления закупки. Просили рассмотреть дело без участия представителя администрации.
Заинтересованное лицо Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области не направило в судебное заседание своего представителя, о дне, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В материалах дела имеется письменные пояснения Центральное управление Ростехнадзора, в котором они просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя. Дополнительно указали, что не поступала информация о наличии аварий на тепловых сетях Городенского сельского поселения, подлежащих расследованию Ростехнадзором. В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», в рамках требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103, Центральное управление Ростехнадзора 12 октября 2016 года провело проверку готовности к отопительному периоду Муниципального образования «Городенское сельское поселение» Конаковского района Тверской области. В соответствии с п.2 Правил проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду (ОЗП) осуществляется органами местного самоуправления поселений. В соответствии с Правилами оценка готовности муниципального образования проводится на основании рассмотрения представленных муниципальным образованием документов, подтверждающих готовность к отопительному периоду. По итогам проверки представленной документации комиссией Центрального управления Ростехнадзора сделан вывод о неготовности муниципального образования «Городенского сельского поселения» Конаковского района Тверской области к отопительному периоду 2016-2017 годов, паспорт готовности не выдан. В соответствии с требованиями Правил при оценке готовности муниципального образования к ОЗП предъявление энергетического паспорта на тепловые сети не требуется, в связи с этим Центральное управление Ростехнадзора не располагает сведениями о наличии энергетического паспорта тепловых сетей Городенского сельского поселения. Плановая проверка теплоснабжающей организации МУП «Коммунальные системы» на территории Муниципального образования «Городенское сельское поселение» Конаковского района Тверской области не проводилась. Износ тепловых сетей определяется на основе проведенного технического освидетельствования и технической документации. В соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России № 115 от 24.03.2003 г., зарегистрированные Минюстом России №4358 от 02.04.2003 г. в организациях необходимо организовать постоянный и периодический контроль технического состояния тепловых энергоустановок (осмотры, технические освидетельствования). Все тепловые энергоустановки подвергаются техническому освидетельствованию с целью; оценки их технического состояния; установления сроков и условий их эксплуатации и определения мер, необходимых для обеспечения расчетного ресурса тепловой энергоустановки; выявления потерь топливно-энергетических ресурсов; составления тепловых балансов (Раздел 2.6 Технический контроль за состоянием тепловых энергоустановок).
Заинтересованное лицо Муниципальное унитарное предприятие «Районные тепловые сети» Муниципального образования «Конаковский район» Тверской области в судебное заседание своего представителя не направило, о дне, месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление.
На основании положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы административного дела, оценив их по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
В соответствии со ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
По правилам ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно правилам ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (части 2 и 3 ст. 62 КАС РФ).
Из материалов дела следует, что в систему теплоснабжения Городенского сельского поселения входит: котельная и тепловая сеть в <адрес>, котельная и тепловая сеть в <адрес>, тепловая сеть в <адрес>.
Согласно п. 4 ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
С 01 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения, в том числе и организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (Закон Тверской области от 19 ноября 2014 года №92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области»).
Указанное нашло закрепление в Уставе Муниципального образования «Администрация Городенского сельского поселения» Конаковского района Тверской области.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» (п. 4.2. ч. 1 ст. 17 Закона).
Довод Администрации Городенского сельского поселения о возложении обязанности на Администрацию Конаковского района Тверской области в связи с передачей полномочий в район подтвержден представленными доказательствами, а именно: решением Совета депутатов Городенского сельского поселения Конаковского района от 19 апреля 2017 года №124 о передаче полномочий в сфере организации в границах поселения теплоснабжения и горячего водоснабжения в Администрацию Конаковского района Тверской области; решением Собрания депутатов Конаковского района №305 от 27.04.2017года «О принятии полномочий по решению вопросов местного значения по организации в границах Городенского сельского поселения теплоснабжения и горячего водоснабжения».
Передачу и прием полномочий по организации теплоснабжения и водоснабжения Городенского сельского поселения, а также котельных и тепловых сетей в муниципальное имущество МО «Конаковский район» Администрация Конаковского района не оспаривает.
Таким образом, полномочий по организации в границах Городенского сельского поселения в сфере организации теплоснабжения населения у Администрации Городенского сельского поселения на день рассмотрения дела по существ не имеется, указанные полномочия переданы в МО «Конаковский район». В связи с чем надлежащим административным ответчиком по делу является Администрация Конаковского района.
В соответствии с п. 17 ст.2 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при которых обеспечивается качество и безопасность теплоснабжения.
В силу п.1 ч.1 ст. 3 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. №115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в соответствии с которыми тепловая сеть представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии.
В соответствии с разделом 2.6 Правил, организации, в которых находятся на содержании и обслуживании магистральные тепловые сети, обязаны организовать постоянный и периодический контроль технического состояния тепловых сетей (осмотры, технические освидетельствования).
Согласно п. 6.2.1 Правил, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
Согласно п. п. 6.2.25 раздела 6 Правил, при эксплуатации тепловых сетей, организации, в которых находятся на содержании и обслуживании магистральные тепловые сети, обязаны поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводить своевременно их осмотр и ремонт; отключать неработающие участки сети; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети и т.д.
В соответствии с п.п. 1, 4 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство регулирует, в том числе, отношения связанные с предоставлением коммунальных услуг. Согласно п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача коммунальных ресурсов надлежащего качества и в объемах, необходимых потребителю.
Из акта проверки готовности к отопительному периоду 2016/2017 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссией, образованной распоряжением Центрального управления Ростехнадзора, в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» проведена проверка в отношении Муниципального образования Городенского сельского поселения Конаковского района Тверской области, в ходе проведения которой была установлена неготовность к работе в отопительный период Муниципального образования Городенского сельского поселения Конаковского района Тверской области, паспорт готовности не выдан.
По сведениям предоставленным Администрацией Городенского сельского поселения в прокуратуру, износ тепловых сетей составляет от 40 до 46 процентов, документального подтверждения данному ни в прокуратуру, ни в суд не представлено. Сведений об энергетическом обследовании системы теплоснабжения, получении энергетического паспорта судом не получено.
В соответствие с п. 1 статьи 15 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, энергетическое обследование может производится как в отношении зданий (например, котельной), так и непосредственно тепловых сетей.
Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке (п. 5 статьи 15 Федерального закона №261-ФЗ от 23.11.2009 г.).
В пункте 2 статьи 15 Федерального закона № 261-ФЗ от 23.11.2009 года указано, что основными целями энергетического обследования являются: получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов; определение показателей энергетической эффективности; определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.
В соответствие с п. 5.3 статьи 15 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 лицо, проводившее энергетическое обследование, составляет энергетический паспорт и отчет о проведении энергетического обследования и передает их в саморегулируемую организацию в области энергетического обследования, членом которой оно является, для проверки соответствия требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, стандартам и правилам саморегулируемой организации в области энергетического обследования, членом которой оно является. В течение тридцати дней с момента получения отчета о проведении энергетического обследования и энергетического паспорта такая саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана передать данные документы с отметкой в энергетическом паспорте о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, указанным стандартам и правилам лицу, проводившему энергетическое обследование, после чего оно передает эти результаты энергетического обследования лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Если в результате проведенной проверки выявлено несоответствие результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, указанным стандартам и правилам, энергетический паспорт и отчет о проведении энергетического обследования в течение тридцати дней с момента их получения саморегулируемой организацией в области энергетического обследования возвращаются лицу, проводившему энергетическое обследование, для устранения выявленного несоответствия.
В соответствие с п. 7 статьи 15 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009, энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:
1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;
3) о показателях энергетической эффективности;
4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);
5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;
6) о перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и их стоимостной оценке.
В силу п. 1 части 1 статьи 16 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009, проведение энергетического обследования является обязательным, в частности для органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц.
В соответствие с п. 2 ст. 16 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.
Из представленных Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) письменных пояснений по требованиям прокурора следует, что плановая проверка теплоснабжающей организации МУП «Коммунальные системы» на территории Городенского сельского поселения не проводилась. Износ тепловых сетей определяется на основе проведенного технического освидетельствования и технической документации.
Согласно Методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, утвержденной Приказом от 21 августа 2015 г. №606/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации (зарег. в Минюсте РФ 20.01.2016 г. №40656), техническое обследование объектов теплоснабжения проводится организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций. Объектами технического обследования в соответствии с настоящей Методикой являются все объекты систем теплоснабжения, соответствующие требованиям статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Состав работ по техническому обследованию включает в себя:
а) камеральное обследование;
б) техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуально-измерительное обследования и инструментальное обследование объектов теплоснабжения.
При проведении камерального обследования объектов теплоснабжения рассматривается нормативно-техническая документация, включающая в себя сведения о техническом состоянии, аварийности объектов теплоснабжения, о сроках эксплуатации и износе объектов теплоснабжения, а также соответствие фактических технико-экономических показателей теплоснабжающих и теплосетевых организаций нормативным значениям таких показателей, содержащихся в утвержденной в установленном порядке схеме теплоснабжения поселения, городского округа. При отсутствии технической информации составляется конструктивная схема объектов - основание для натурного обследования систем теплоснабжения.
Администрацией Городенского сельского поселения Конаковского района не представлено документов о проведении камерального обследования объектов теплоснабжения поселения и энергетический паспорт тепловых сетей поселения, т.е. части объектов теплоснабжения, в том числе при первичном энергетическом обследовании именно тепловой сети, что необходимо было сделать в силу закона до 31 декабря 2012 года. В судебном заседании установлено отсутствие данных документов и отсутствие проведения указанных видов работ органами местного самоуправления или организацией, владеющей и в пользовании которой находятся тепловые сети поселения.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
К вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения теплоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Администрация Конаковского района является собственником теплосетей в Городенском сельском поселении, сведениями о техническом состоянии которых не располагает в полном объеме, при этом не располагает сведениями об энергетическом обследовании системы теплоснабжения поселения и получении энергетического паспорта.
Удовлетворяя требования Конаковского межрайонного прокурора с учетом поданных им уточнений исковых требований, возлагая обязанность на Администрацию Конаковского района организовать работы по проведению работ по энергетическому обследованию системы теплоснабжения на территории Городенского сельского поселения Конаковского района Тверской области и получить соответствующий энергетический паспорт, а также организовать работы по камеральному обследованию объектов теплоснабжения поселения с целью установления степени износа системы теплоснабжения поселения, суд исходит из того, что администрация Конаковского района, как собственник имущества системы теплоснабжения Городенского сельского поселения, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, обязана организовать работы по теплоснабжению, т.е. по обеспечению бесперебойной подачи коммунальных ресурсов надлежащего качества и в объемах, необходимых потребителю - жителям муниципального образования Городенскго сельского поселения Конаковского района Тверской области.
Разрешая вопрос о сроке устранения выявленных нарушений в сфере теплоснабжения населения МО Городенского сельского поселения Конаковского района, суд находит предложенный административным истцом срок - в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, разумным и достаточным для организации работ по устранению выявленных нарушений и организации обследования системы теплоснабжения поселения.
В силу п.п. 9, 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации и истец, и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Конаковского межрайонного прокурора удовлетворить в части.
Возложить на Администрацию Конаковского района Тверской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать работы по проведению энергетического обследования системы теплоснабжения на территории Городенского сельского поселения (<адрес>, <адрес>, <адрес>) и получению соответствующего энергетического паспорта, а также организовать проведение камерального обследования объектов теплоснабжения поселения с целью установления степени износа системы теплоснабжения.
В удовлетворении требований Конаковского межрайонного прокурора к МУ «Администрация Городенского сельского поселения» отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Никитина
Мотивированное решение изготовлено 21 августа 2017 года
Председательствующий Е.А. Никитина