ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-709/2022 от 04.10.2022 Палехского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2а-709/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Южа Ивановской области 04 октября 2022 года

Палехский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Соболева А.А.,

с участием заместителя прокурора Южского района Ивановской области Волковой Н.А.,

представителя административного истца – ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области по доверенности Семейкина К.А.,

при секретаре Кузьминой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Ханенко И.Н., освобождаемого из мест лишения свободы,

У С Т А Н О В И Л:

Ханенко И.Н., , осуждён приговором Щелковского городского суда Московской области от 27 декабря 2017 года с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского областного суда от 29 января 2019 года, по п. «а» ч.3 ст. 228.1 УК РФ с применением ст.64 УК РФ, к 6 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Постановлением Палехского районного суда Ивановской области от 05 апреля 2021 года переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение.

Постановлением Кирсановского районного суда Тамбовской области от 06 октября 2021 года переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию строгого режима до 02 ноября 2022 года.

Начало срока наказания: 29 января 2019 года. Окончание срока наказания: 02 ноября 2022 года.

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении осуждённого Ханенко И.Н. административного надзора на срок 3 года с установлением административных ограничений в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации в установленные указанным органом дни 2 раза в месяц; запрета на выезд за установленные судом пределы территории.

Заявление мотивировано тем, что Ханенко И.Н. отбывает наказание за совершение особо тяжкого преступления. В период отбывания наказания был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. В исправительном учреждении в целом характеризуется отрицательно.

В судебном заседании представитель административного истца - исправительного учреждения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области Семейкин К.А., настаивая на требованиях, изложенных в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить.

Административный ответчик – осуждённый Ханенко И.Н. в судебном заседании возражал установлению в отношении него административного надзора и административных ограничений, указав, что отбывая наказание в исправительном учреждении ИК-2 ФКУ ОИК-11 УФСИН России по Ивановской области, он нарушений порядка отбывания наказания не допускал. Постановление о признании его злостным нарушителем порядка отбывания наказания он в настоящее время обжаловал.

Прокурор Волкова Н.А. в судебном заседании полагала, что в удовлетворении административного иска администрации исправительного учреждения об установлении административного надзора в отношении Ханенко И.Н. следует отказать, поскольку осуждённый гражданства Российской Федерации не имеет, является лицом без гражданства.

Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, прокурора, исследовав материалы дела и личного дела осуждённого, суд приходит к следующему:

согласно ст.2 Федерального закона от 06 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», (далее по тексту Федеральный закон от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ) административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В силу ч.1 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого преступления.

Согласно п. 1 ч.3 ст.3 и ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, административный надзор в отношении лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и признававшегося злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, устанавливается на срок от одного до трёх лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

Из материалов административного дела следует, что Ханенко И.Н. отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору Щелковского городского суда Московской области от 27 декабря 2017 года за совершение особо тяжкого преступления.

На основании ч.1 ст.116 УИК РФ постановлением начальника ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области от 13 сентября 2021 года Ханенко И.Н. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

В этой связи администрация исправительного учреждения обратилась в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении Ханенко И.Н., поскольку административный ответчик за время отбывания наказания в виде лишения свободы, назначенного за совершение особо тяжкого преступления, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что осуждённый Ханенко И.Н., .

Данное обстоятельство подтверждается представленным суду заключением временно исполняющего обязанности начальника разрешительно-визовой работы УВМ УМВД России по Ивановской области от 22 августа 2022 года, согласно которому по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации не обращался, каким-либо документом, удостоверяющим личность, не документировался. Достоверные сведения о наличии гражданства иностранного государства отсутствуют. В связи с чем Ханенко И.Н. является лицом без гражданства, гражданином Российской Федерации не является.

Кроме этого, как следует из материалов личного дела осуждённого, администрацией исправительного учреждения был инициирован вопрос о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) Ханенко Н.И. на территории Российской Федерации, который находится в стадии рассмотрения. Согласно заключению о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания граждан) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства временного разрешения на проживание, вида на жительство не имеет.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абз.6 п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы», административный надзор может быть применён к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении них решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.

В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В целях настоящего Федерального закона понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан (п.2 ст.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Из анализа вышеприведённых положений законодательства следует, что юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими выяснению при разрешении вопроса об установлении административного надзора в отношении лиц без гражданства, является выяснение наличия законных оснований нахождения данных лиц на территории Российской Федерации.

Из материалов личного дела Ханенко И.Н., данных, содержащихся в приговоре Щелковского городского суда Московской области от 27 декабря 2017 года, следует, что Ханенко И.Н. является лицом без гражданства.

Данные обстоятельства представителем административного истца не оспаривались. Документы, подтверждающие наличие законных оснований проживания (пребывания) административного ответчика на территории Российской Федерации, в личном деле осуждённого отсутствуют. В процессе рассмотрения дела наличие законных оснований проживания (пребывания) Ханенко И.Н. на территории Российской Федерации не установлено.

Частью 2 ст. 272 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, приведённых в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.

При таких обстоятельствах, при отсутствии у осуждённого Ханенко И.Н. законных оснований для проживания (пребывания) на территории России после освобождения из мест лишения свободы, административный иск администрации исправительного учреждения об установлении административного надзора в отношении лица, не имеющего гражданства, освобождающегося из мест лишения свободы, удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178, 272-273 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ивановской области об установлении административного надзора в отношении осуждённого Ханенко И.Н..

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение десяти дней со дня вынесения.

Председательствующий подпись Соболев А.А.

Решение вынесено в окончательной форме 04 октября 2022 года.