ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-70/2016 от 14.07.2016 Челябинского гарнизонного военного суда (Челябинская область)

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2016 г. г. Челябинск

Челябинский гарнизонный военный суд под председательством заместителя председателя Тумашова А.Ю., при секретаре Циганковой И.И., с участием: административного истца – Патлах А.В.; представителей административного ответчика – Игумновой Н.А. и Жагрова В.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-70/2016 по административному иску <данные изъяты> Патлах А.В. к начальнику Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «<данные изъяты> об оспаривании дисциплинарного взыскания,

У С Т А Н О В И Л:

<данные изъяты> Патлах А.В. обратился в суд с административным иском к ФГКОУ КПИ <адрес> (или Институт) об оспаривании дисциплинарного взыскания в виде выговора наложенного приказом начальника ФГКОУ КПИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС за предоставление неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год.

Истец считает данный приказ незаконным, поскольку вмененное ему в вину не указание в справке о доходах за 2014 год как находящегося в фактическом пользовании объекта по адресу: <адрес> не соответствует действительности. Каких-либо правоустанавливающих документов на этот объект не существует. Данный объект (участок земли и недостроенный дом) ни ему, ни членам его семьи не принадлежит и в пользовании в 2014 году не находился. Этот объект находится в фактическом пользовании его тещи – С., которая членом его семьи не является. Кроме того, нарушен порядок рассмотрения данного случая на аттестационной комиссии и привлечения его к дисциплинарной ответственности. Так, в состав аттестационной комиссии по рассмотрению его дела как старшего офицера вошли сотрудники из числа гражданского персонала, что дискредитировало его воинское звание и должностное положение. Служебное разбирательство проведено некачественно и его выводы не соответствуют действительности. Приказ о наложении взыскания в нарушение ст.91 Дисциплинарного устава ВС РФ объявлен ему (подполковнику) сотрудником секретариата в звании прапорщика.

Административный истец Патлах А.В. в судебном заседании требования административного иска поддержал.

Представители административного ответчика ФГКОУ КПИ <адрес> – Игумнова Н.А. и Жагров В.Ю. в судебном заседании против иска возражали. В обоснование указали, что оспариваемое дисциплинарное взыскание применено к истцу законно и обоснованно по результатам проведенной проверки достоверности и полноты сведений о доходах истца за 2014 год. Данный вопрос был предметом рассмотрения на аттестационной комиссии ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которой установлен факт предоставления неполных сведений (не указание находившегося в фактическом пользовании объекта по адресу: <адрес>) и принято решение рекомендовать начальнику Института привлечь истца к дисциплинарной ответственности, объявив выговор. Доводы истца о незаконности включения в состав аттестационной комиссии гражданских лиц считают несостоятельными, поскольку данный вопрос регулируется, прежде всего Положением о проверке достоверности и полноты сведений, которое утверждено Указом Президента РФ от 01.07.2010 № 821 и регламентирует включение в состав комиссии не только работников организации, но и привлеченных гражданских лиц. Порядок объявления дисциплинарного взыскания не нарушен, поскольку оно было в виде письменного уведомления подписанного старшим офицером – начальником отдела – Г. направлено истцу заказной почтой и вручено ДД.ММ.ГГГГ. Последующее ознакомление истца с выпиской из приказа под роспись в секретариате не является объявлением взыскания.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, признает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что истец Патлах А.В. проходит военную службу по контракту в ФГКОУ КПИ <адрес> в должности старшего преподавателя в звании подполковника.

Отделом кадров Института по поручению начальника Института от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах) за 2014 год, представленных истцом, в результате чего, по мнению проверяющих, выявлен факт предоставления военнослужащим Патлах А.В. неполных сведений о доходах, а именно - не указание в справке о доходах за 2014 год как находящегося в фактическом пользовании истца объекта по адресу: <адрес> (участок земли и дом).

Результаты проверки оформлены в виде доклада от ДД.ММ.ГГГГ отдела кадров начальнику Института. С данным докладом истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.

Результаты проверки вынесены начальником Института ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения на аттестационную комиссию, в состав которой вошли как сотрудники Института – военнослужащие в званиях старших офицеров, так и гражданские лица, в т.ч. К. (председатель профкома Института).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание аттестационной комиссии Института (протокол ), на котором рассматривались материалы проверки по обстоятельствам предоставления неполных сведений о доходах в отношении истца. На заседании комиссии присутствовал Патлах А.В., которому была предоставлена возможность выступить в свою защиту. По итогам разбирательства аттестационная комиссия приняла решение об установлении того, что сведения о доходах представленные истцом неполные и рекомендовала начальнику Института о привлечении Патлах А.В. к дисциплинарной ответственности в форме выговора.

Не согласившись с решением аттестационной комиссии, Патлах А.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился к начальнику Института с рапортом об обжаловании данного решения. Указанный рапорт начальником Института рассмотрен и на него дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ о несостоятельности доводов рапорта истца.

Приказом начальника ФГКОУ КПИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде выговора, наложенного за предоставление неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год. Данное взыскание объявлено истцу в форме письменного уведомления подписанного старшим офицером – начальником отдела кадров Института – Г., которое направлено истцу заказной почтой и вручено ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.26 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", к общим обязанностям военнослужащего относится строгое соблюдение Конституции РФ и законов РФ, требований общевоинских уставов, воинской дисциплины.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1 - 3 настоящей части (в т.ч. граждане, замещающие должности государственной или муниципальной службы).

В соответствии с п. 5 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера" (далее – Положение о предоставлении сведений о доходах), государственный служащий представляет ежегодно:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Согласно пункта 15 Положения о предоставлении сведений о доходах, в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин не может быть назначен на должность государственной службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подп. «в» п. 7 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 (далее – Положение о проверке), кадровые службы федеральных государственных органов и кадровые службы территориальных органов федеральных государственных органов, по решению должностного лица, уполномоченного руководителем соответствующего федерального государственного органа, либо руководителя соответствующего территориального органа федерального государственного органа осуществляют проверку соблюдения государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы, указанные в подпункте "а" настоящего пункта, требований к служебному поведению (достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

Согласно пункта 27 Положения о проверке, в т.ч. руководитель соответствующей кадровой службы представляет лицу, принявшему решение о проведении проверки, доклад о ее результатах.

Пунктом 31 Положения о проверке определено, что при установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о несоблюдении государственным служащим требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов либо требований к служебному поведению, материалы проверки представляются в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 26 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (далее Положение о службе), в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе, проводится аттестация.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Положения о службе, для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохождения военной службы в воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше создаются аттестационные комиссии. Аттестационная комиссия подотчетна командиру воинской части, в которой она создана.

Согласно подп. «г» п. 2 ст. 27 Положения о службе, состав аттестационной комиссии объявляется приказом командира воинской части. В состав аттестационной комиссии входят, в т.ч. иные лица в целях рассмотрения отдельных вопросов, связанных с прохождением военнослужащими военной службы, в соответствии с указами Президента Российской Федерации.

В соответствии с подп. «и» п. 3 ст. 27 Положения о службе, на заседании аттестационной комиссии рассматриваются, в т.ч. иные вопросы, связанные с прохождением военнослужащими военной службы, в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, или по решению командира воинской части.

Согласно п. 4 ст. 27 Положения о службе, для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам.

Разрешая существо спорного вопроса о том, должен ли был истец как государственный служащий (военнослужащий) в справке о доходах за 2014 год указывать в подразделе 6.1. Раздела 6 сведения об объекте по адресу: <адрес> (участок земли и дом) суд исходит из следующего.

Из представленных стороной ответчика материалов проверки достоверности и полноты, представленных истцом сведений о доходах за 2014 год усматривается, что вмененный истцу в качестве не указания в справке о доходах объект (ы) - (участок земли и дом) по адресу: <адрес> не являются законно существующими объектами недвижимого имущества, поскольку отсутствуют правоустанавливающие документы на них и в соответствующих государственных реестрах сведений о них не имеется (ГКН и ЕГРП).

Данный объект (ы) ни истцу, ни членам его семьи не принадлежит и в пользовании не находится.

Согласно пояснениям истца и справки Администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ объект находится в фактическом пользовании тещи истца – С. (зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ), которая членом семьи истца не является.

Косвенные свидетельства о фактах временного пребывания истца и членов его семьи по адресу: <адрес> не свидетельствуют о их постоянном проживании по данному адресу по состоянию на 2014 год.

Ответ Администрации <адрес> сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ о том, что в соответствии с решениями представительных органов <адрес> сельского поселения подтверждена действительность адреса недвижимости – жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес> не подтверждает законности существования данных объектов (участка земли и дома), поскольку в соответствии с п. 1 ст. 2 Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Согласно пункта 99 подраздела 6.1. Раздела 6 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки (письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 февраля 2015 г. N 18-0/10/П-762) – (далее Методические рекомендации), в данном подразделе указывается недвижимое имущество (муниципальное, ведомственное, арендованное и т.п.), находящееся во временном пользовании (не в собственности) служащего (работника), его супруги (супруга), несовершеннолетних детей, а также основание пользования (договор аренды, фактическое предоставление и другие). В том числе указанию подлежат сведения: а) о жилом помещении (дом, квартира и т.д.), не принадлежащем служащему (работнику) или членам его семьи на праве собственности или на праве нанимателя, где он или они фактически проживают по состоянию на отчетную дату без заключения договора аренды, безвозмездного пользования или социального найма; б) о квартирах, занимаемых по договору аренды (найма, поднайма) жилого помещения; в) о квартирах, занимаемых по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 102 подраздела 6.1. Раздела 6 Методических рекомендаций, данный подраздел заполняется в обязательном порядке теми служащими (работниками), членами их семьи, которые по месту прохождения службы или месту работы (например, в соответствующем субъекте Российской Федерации) имеют временную регистрацию.

Согласно материалов проверки проведенной отделом кадров Института военнослужащий Патлах А.В. и члены его семьи по состоянию на отчетную дату (ДД.ММ.ГГГГ) имели постоянную регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, в связи с чем у истца отсутствовала обязанность указывать в подразделе 6.1. Раздела 6 справки о доходах за 2014 год сведения о спорном объекте.

Таким образом, исходя из обстоятельств дела, основанных на исследованных по делу доказательствах и анализа указанных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что вмененное ответчиком истцу в вину не указание в справке о доходах за 2014 год как находящегося в фактическом пользовании объекта по адресу: <адрес>, незаконно, поскольку на истце в рассматриваемом случае не было обязанности указывать данные сведения, в связи с чем, незаконным является и оспариваемый приказ начальника ФГКОУ КПИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС об объявлении истцу выговора.

Доводы истца о том, что в состав аттестационной комиссии по рассмотрению его дела как старшего офицера незаконно включены сотрудники из числа гражданского персонала, что дискредитировало его воинское звание и должностное положение, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно п. 7 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (утв. Указом Президента РФ от 01.07.2010 N 821) – (далее - Положение о комиссиях), комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа. Указанным актом утверждаются состав комиссии и порядок ее работы.

В соответствии с подп. «б» и «в» п. 9 Положение о комиссиях, руководитель государственного органа может принять решение о включении в состав комиссии, в т.ч.: представителя общественной организации ветеранов, созданной в государственном органе; представителя профсоюзной организации, действующей в установленном порядке в государственном органе.

Пунктом 11 Положение о комиссиях определено, что число членов комиссии, не замещающих должности государственной службы в государственном органе, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Доводы истца о том, что оспариваемый приказ о наложении дисциплинарного взыскания в нарушение ст.91 Дисциплинарного устава ВС РФ доведен до него (подполковника) сотрудником секретариата в звании прапорщика несостоятельны, поскольку как следует из материалов дела взыскание объявлено истцу в форме письменного уведомления подписанного старшим офицером – начальником отдела кадров Института – Г., которое направлено истцу заказной почтой и вручено ДД.ММ.ГГГГ.

Последующее ознакомление истца с выпиской из приказа в секретариате Института нельзя рассматривать в качестве объявления взыскания старшему офицеру низшим по званию и должности сотрудником, поскольку относится к процедуре обычного делопроизводства и внутреннего документооборота установленного в организации, что само по себе не нарушает требования ст.91 Дисциплинарного устава ВС РФ.

При таких обстоятельствах суд признает требования истца подлежащими удовлетворению с признанием оспариваемого приказа незаконным и возложением на ответчика обязанности по устранению допущенных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, военный суд,

Р Е Ш И Л:

Административный иск <данные изъяты> Патлах А.В. к начальнику ФГКОУ КПИ <адрес> об оспаривании дисциплинарного взыскания – удовлетворить.

Признать незаконным приказ начальника ФГКОУ КПИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС об объявлении выговора подполковнику Патлах А.В..

Обязать начальника ФГКОУ КПИ <адрес> в течении пятнадцати дней с момента вступления настоящего решения в законную силу устранить допущенные нарушения - отменить приказ начальника ФГКОУ КПИ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ЛС.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Уральский окружной военный суд в течении одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Челябинский гарнизонный военный суд.

Председательствующий: п/п А.Ю.Тумашов

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>