копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2021 года город Ярославль
Ярославский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Дворова Р.С., при помощнике судьи Благовой О.О., с участием административного истца ФИО4, административного ответчика врио военного прокурора Ярославского гарнизона майора юстиции ФИО5,
в открытом судебном заседании в помещении военного суда, рассмотрев административное дело № 2а-70/2021 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 9804 подполковника ФИО4 об оспаривании действий военного прокурора Ярославского гарнизона, связанных с объявлением административному истцу предостережения о недопустимости нарушения закона,
установил:
в связи с проведением в войсковой части 9804 прокурорской проверки исполнения должностными лицами законодательства о порядке прохождения военной службы 19 марта 2021 года военным прокурором Ярославского гарнизона объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона заместителю командира войсковой части 9804 – начальнику <данные изъяты> ФИО4
Полагая предостережение и связанные с его вынесением действия военного прокурора незаконными, ФИО4 обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования, просил признать незаконными предостережение военного прокурора Ярославского гарнизона от 19 марта 2021 года о недопустимости нарушения закона и действия указанного должностного лица, связанные с вынесением данного предостережения.
В судебном заседании административный истец настаивал на удовлетворении требований административного искового заявления. Указал, что предостережение затрагивает его права и законные интересы, поскольку содержит неверную правовую оценку его действий и может повлечь для него негативные последствия по службе.
Административный ответчик просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, поскольку действия военного прокурора по осуществлению прокурорской проверки в войсковой части 9804 и вынесении предостережения осуществлены в соответствии с требованиями действующего законодательства и в рамках предоставленных ему полномочий. Объявленное ФИО4 предостережение признанно недействительным военной прокуратурой Западного военного округа, в связи с чем отозвано и не затрагивает его прав и законных интересов.
Заслушав административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года
№ 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Согласно ст. 25.1 Закона, в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.
Исходя из взаимосвязанных положений ст. 22 и 25.1 Закона предостережение о недопустимости нарушения закона является документом прокурорского реагирования, мерой профилактического воздействия. Предостережение имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер. Цель предостережения – предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость соблюдения закона.
Пунктами 1.1 - 1.2, 2 - 2.2 Указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 июля 1999 года № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» установлено, что предостережение применется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов во всех случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. Применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение объявляется на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, и оформляется в виде специального прокурорского акта в письменной форме.
Таким образом, предостережения о недопустимости нарушения закона, являются мерой прокурорского реагирования, невыполнение требований которых может повлечь для лица, в отношении которого оно вынесено негативные юридические последствия. Предостережению предшествует проверка прокуратурой сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений, по итогам проверки предостережение выносится прокурором при наличии объективных сведений о готовящихся противоправных деяниях.
Как следует из предостережения военного прокурора Ярославского гарнизона от 19 марта 2021 года о недопустимости нарушения закона, оно вынесено заместителю командира войсковой части 9804 – начальнику <данные изъяты> ФИО4 в связи с проведением в указанной воинской части прокурорской проверки исполнения должностными лицами законодательства о порядке прохождения военной службы.
Факт проведения военной прокуратурой проверки в указанной воинской части в период с 4 февраля по 3 марта 2021 года подтверждается поступившим в военную прокуратуру Ярославского гарнизона обращением военнослужащих войсковой части 9804, решением военного прокурора о проведении проверки от
4 февраля 2021 года с указанием срока и должностного лица органа военной прокуратуры, которому она поручена, уведомлениями о проведении проверки командира войсковой части 9804 с истребованием необходимых документов от
4 и 5 февраля 2021 года. При проведении проверки получены объяснения от военнослужащих ФИО1 и ФИО2. 17 февраля 2021 года,
от ФИО4 20 февраля 2021 года, от ФИО2 26 февраля 2021 года. С предостережением о недопустимости нарушения закона ФИО4 был ознакомлен 19 марта 2021 года, о чем имеется его подпись.
При указанных обстоятельствах действия военного прокурора Ярославского гарнизона по вынесению им предостережения осуществлены в рамках предоставленных ему полномочий, без нарушения установленного порядка вынесения предостережения, в связи с чем являются правомерными.
В соответствии со чч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Условием признания решений, действий (бездействия) незаконными по смыслу положений ст. 227 КАС РФ является наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В оспоренном предостережении военный прокурор, приходя к выводу о том, что ФИО4 были отданы незаконные указания ФИО3 указал о недопустимости нарушений административным истцом закона и разъяснил о возможном привлечении к уголовной ответственности в случае продолжения противоправных действий.
Вместе с тем, как следует из сообщений начальника отдела надзора военной прокуратуры Западного военного округа и врио военного прокурора Ярославского гарнизона от 6 июля 2021 года, предостережение военного прокурора Ярославского гарнизона о недопустимости нарушения закона, объявленное 19 марта 2021 года заместителю командира войсковой части 9804 – начальнику <данные изъяты> ФИО4, признано недействительным и отозвано.
При таких данных, в условиях отсутствия в предостережении запрета на осуществление ФИО4 своих прав и обязанностей, а также данных, свидетельствующих о наличии правовых последствий, обусловленных предостережением, суд приходит к выводу, что предостережение военного прокурора Ярославского гарнизона о недопустимости нарушения закона, объявленное 19 марта 2021 года, которое фактически отменено, не затрагивает прав, свобод и законных интересов административного истца.
В связи с этим основания для удовлетворения требований административного искового заявления отсутствуют.
Поскольку в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 отказано, то с учетом положений ч. 1 ст. 111 КАС РФ, оснований для возмещения ему судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины не имеется.
Руководствуясь ст. 111, 175-180, 227 КАС РФ, военный суд,
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО4 об оспаривании действий военного прокурора Ярославского гарнизона, связанных с объявлением административному истцу предостережения о недопустимости нарушения закона, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Ярославский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Подпись.