Дело № 2а-70/2022
УИД 61RS0046-01-2022-000162-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 мая 2022 г. ст. Обливская, Ростовская область
Обливский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.Л.,
при секретаре Свинцовой Ю.В.,
с участием старшего помощника прокурора Обливского района Ростовской области Любимовой О.В.; представителя административного ответчика – Администрации муниципального образования «Обливское сельское поселение» Обливского района Ростовской области ФИО1; представителя заинтересованного лица – Администрации Обливского района ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению прокурора Обливского района, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Обливское сельское поселение» Обливского района Ростовской области (ИНН <***>) о признании незаконным бездействия, возложении обязанностей,
установил:
прокурор Обливского района первоначально обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Обливского района, Администрации муниципального образования «Обливское сельское поселение» Обливского района Ростовской области (административные ответчики) с административным исковым заявлением, в котором указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Обливского района требований федерального законодательства об отходах производства и потребления в части создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) и определения схемы размещения указанных мест.
В ходе проверки установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" на территории Обливского сельского поселения не созданы места (площадки) накопления ТКО.
По мнению прокурора, урегулирование вопросов в сфере обращения с ТКО, в том числе по созданию мест (площадок) накопления ТКО, определению схемы размещения указанных мест, ведению реестра указанных мест, отнесено к полномочиям административных ответчиков, согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", п. 18 ч. 1 ст. 14, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Прокурор настаивает, что неисполнение административными ответчиками полномочий по созданию мест (площадок) накопления ТКО и определению схемы размещения указанных мест влечет споры между потребителями и региональным оператором относительно качества оказания услуг по обращению с ТКО, образование свалочных очагов, загрязнение окружающей среды указанными отходами.
С учетом данных обстоятельств, прокурор просил:
- признать незаконным бездействие административных ответчиков в части непринятия мер по созданию, опубликованию и ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО, созданию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами благоустройства Обливского сельского поселения и санитарными правилами, на территории Обливского сельского поселения;
- возложить на административных ответчиков обязанность по принятию мер по созданию и опубликованию реестра мест (площадок) накопления ТКО, созданию мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами благоустройства Обливского сельского поселения и санитарными правилами, на территории Обливского сельского поселения (т. 1 л.д. 5-9, 96а-96б, 106-107).
В ходе рассмотрения дела прокурор изменил заявленные административные требования в сторону уменьшения, просит:
- признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Обливское сельское поселение» Обливского района Ростовской области (далее – Администрация Обливского сельского поселения), выразившееся в непринятии мер по созданию, опубликованию и ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами благоустройства Обливского сельского поселения и санитарными правилами, по созданию мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «Обливское сельское поселение»;
- обязать Администрацию Обливского сельского поселения создать, опубликовать и осуществить ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО Обливского сельского поселения; создать на территории Обливского сельского поселения места (площадки) накопления ТКО в соответствии с реестром мест (площадок) накопления ТКО Обливского сельского поселения, правилами благоустройства Обливского сельского поселения и санитарными нормами и правилами (т. 1 л.д. 237-238).
Уточнение требований принято протокольным определением суда от 22 апреля 2022 г., копии уточнения вручены лицам, участвующим в деле.
Протокольным определением Обливского районного суда Ростовской области от 22 апреля 2022 г., по ходатайству представителя прокуратуры, Администрация Обливского района исключена из числа административных ответчиков по делу и привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании 4 мая 2022 г. старший помощник прокурора Обливского района Любимова О.В. уточненный административный иск к Администрации Обливского сельского поселения в окончательной редакции поддержала.
В судебном заседании представитель административного ответчика – Администрации Обливского сельского поселения ФИО1 административные исковые требования не признала. Считает, что обязанность по принятию мер по созданию и опубликованию реестра мест (площадок) накопления ТКО, созданию мест (площадок) накопления ТКО, законом возложена на Администрацию Обливского района.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – Администрации Обливского района ФИО2 не возражает против удовлетворения уточненного административного иска.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр» (Общество) не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен, в представленном в материалы дела письменном отзыве на первоначальный административный иск просил отказать в удовлетворении заявления прокурора, так как прокурором не представлено доказательств нарушения прав неограниченного круга лиц отсутствием мест (площадок) накопления ТКО. Указал, что создание мест накопления ТКО не предусмотрено ни градостроительными регламентами, ни бюджетом. В Территориальную схему Ростовской области, утвержденную постановлением Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, не внесены сведения о местах накопления ТКО для неопределенного круга лиц в станице Обливской. По мнению Общества, муниципальные образования не вправе изменять действующую схему обращения с отходами, в том числе создавать места накопления, которые не предусмотрены Территориальной схемой. Кроме того, как указывает в отзыве Общество, в соответствии с пунктом 15 СанПиН 2.1.3684-21 допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО на контейнерных площадках). На территории Обливского сельского поселения применен указанный способ сбора ТКО. Претензий по периодичности транспортирования ТКО в адрес Общества не поступало (т. 1 л.д. 75-77).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя Общества в порядке ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
Заслушав стороны, представителя Администрации Обливского района, изучив и оценив материалы дела, отзыв Общества, суд приходит к следующему.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в Ростовской области функции регионального оператора по обращению с ТКО по состоянию на день разрешения спора исполняет Общество с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр».
Постановлением Правительства Ростовской области от 20.04.2017 N 295 утверждены Правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ростовской области.
Согласно указанным Правилам, региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 1.6). Региональный оператор осуществляет следующие функции: заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с потребителями в соответствии с формой типового договора, утвержденной Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 3.1.1); обеспечивает сбор твердых коммунальных отходов в объеме и в месте, определенными договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, их транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Ростовской области (п. 3.1.2); ликвидирует места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в порядке, установленном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами (п. 3.1.4); несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твердых коммунальных отходов (п. 3.1.7). Взаимодействие регионального оператора с потребителями осуществляется на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, являющимися публичными для регионального оператора. Потребители твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (п. 4.2).
В Соглашении N 129/18Т от 28 апреля 2018 г., заключенном между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами - Обществом с ограниченной ответственностью «ЭкоЦентр», отсутствует обязанность регионального оператора по созданию мест (площадок) накопления ТКО (т. 1 л.д. 241-248).
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частями 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Уставом муниципального образования «Обливское сельское поселение» к полномочиям поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному) и транспортированию ТКО (т. 1 л.д. 195).
Уставом муниципального образования «Обливский район» к полномочиям муниципального района отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории Обливского района (т. 1 л.д. 151).
Уставом муниципального образования «Обливский район» предусмотрена возможность заключения органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав Обливского района, соглашений с органами местного самоуправления Обливского района о передаче органам местного самоуправления Обливского района осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения (т. 1 л.д. 153).
На дату разрешения дела Администрацией Обливского сельского поселения принято постановление от 25 августа 2021 г. № 120 «Об упорядочении обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории Обливского сельского поселения». Данным постановлением утверждены: Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра на территории Обливского сельского поселения, Форма заявки для заявителей о согласовании с Администрацией Обливского сельского поселения создания места (площадки) накопления ТКО, Форма заявки для включения сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр, Форма самого реестра.
В соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра на территории Обливского сельского поселения, указанные площадки создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают указанные места (площадки) путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО (п. 1 раздела II). Реестр мест (площадок) накопления ТКО представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО (п. 1 раздела III). Реестр ведется на бумажном носителе и в электронном виде уполномоченным органом. Сведения в реестр вносятся уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о внесении в него сведений о создании места (площадки) накопления ТКО (п. 2 раздела III). В течение 10 рабочих дней со дня внесения в реестр сведений о создании места (площадки) накопления ТКО такие сведения размещаются уполномоченным органом на его официальном сайте в сети «Интернет», а при его отсутствии – на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющегося стороной соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО с региональным оператором по обращению ТКО, в сети «Интернет» с соблюдением требований законодательства о персональных данных (п. 3 раздела III). В случае, если место (площадка) накопления ТКО создано органом местного самоуправления, сведения о таком месте подлежат включению в реестр не позднее 3 рабочих дней со дня принятия решения о его создании (п. 10 раздела III).
В соответствии с приложением № 3 к постановлению Администрации Обливского сельского поселения от 25 августа 2021 г. № 120, заявка для включения сведений о месте (площадке) накопления ТКО в реестр на территории поселения подается на имя Главы Администрации Обливского сельского поселения (т. 1 л.д. 133-142).
Приложением № 4 к постановлению Администрации Обливского сельского поселения от 25 августа 2021 г. № 120 утверждена Форма соответствующего реестра, без конкретизации органа местного самоуправления, утверждающего реестр (т. 1 л.д. 143).
Правилами благоустройства Обливского сельского поселения от 31.10.2017 г. предусмотрено размещение контейнерных площадок на удалении от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м (п. 3.6). Твердые виды покрытия площадки и контейнеры для сбора ТКО являются обязательными элементами благоустройства на территории контейнерной площадки (п. 3.6.2). Контейнерная площадка устанавливается на твердом (водонепроницаемом) покрытии (п. 3.6.3). Контейнерная площадка должна иметь с трех сторон ограждение высотой не менее 1,5 метра, асфальтовое или бетонное покрытие с уклоном в сторону проезжей части, подъездной путь с твердым покрытием (п. 3.6.5) (т. 1 л.д. 20-23).
Администрация Обливского сельского поселения не заключала соглашение с Администрацией Обливского района о передаче каких-либо полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Муниципальная программа на предмет создания мест (площадок) накопления ТКО на территории Обливского района не утверждена.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями может закрепляться вопрос, предусмотренный п. 18 ч. 1 ст. 14.
Частью 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 N 436-ЗС
(ред. от 29.03.2022) "О местном самоуправлении в Ростовской области" предусмотрено, что помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения также относится вопрос, предусмотренный пунктом 18 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона.
Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального и областного бюджетов). В случаях и порядке, установленных областными законами, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств областного бюджета (ч. 3 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 N 436-ЗС).
В ходе рассмотрения дела нашло подтверждение, что на территории Обливского сельского поселения Администрацией Обливского сельского поселения не создан, не опубликован и не ведется реестр мест (площадок) накопления ТКО, Администрация Обливского сельского поселения фактически уклонилась от принятия конкретных мер по созданию указанных мест на территории поселения.
С учетом изложенного, руководствуясь вышеприведенными положениями федерального законодательства и постановлением Администрации Обливского сельского поселения от 25 августа 2021 г. № 120, суд приходит к выводу о том, что обязанность по принятию мер по созданию, опубликованию и ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО, созданию мест (площадок) накопления ТКО на территории Обливского сельского поселения лежит на Администрации Обливского сельского поселения, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством такая обязанность возложена на иных лиц.
С учетом изложенного выше, уточненное в окончательной редакции заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Установленная законодателем возможность сбора ТКО с территорий сельских поселений бестарным методом не освобождает Администрацию Обливского сельского поселения от обязанностей создать, опубликовать и вести реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории Обливского сельского поселения, создать места (площадки) накопления ТКО на территории Обливского сельского поселения.
Факт отсутствия жалоб от населения по поводу сбора ТКО бестарным методом правового значения для разрешения настоящего дела не имеет.
Руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, Обливский районный суд Ростовской области
решил:
удовлетворить заявление прокурора Обливского района.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Обливское сельское поселение» Обливского района Ростовской области, выразившееся в непринятии мер по созданию, опубликованию и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами благоустройства Обливского сельского поселения и санитарными правилами, по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Обливское сельское поселение».
Возложить на Администрацию муниципального образования «Обливское сельское поселение» Обливского района Ростовской области обязанности:
- создать, опубликовать и осуществить ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Обливского сельского поселения;
- создать на территории Обливского сельского поселения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов Обливского сельского поселения, правилами благоустройства Обливского сельского поселения и санитарными нормами и правилами.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья___________________
Решение суда в окончательной форме изготовлено 5 мая 2022 г.