ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-70/202203МА от 14.03.2022 Сланцевского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 2а – 70/2022 03 марта 2022 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 14 марта 2022 года)

Сланцевский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Сивяковой Ю.А.,

с участием прокурора Кулешовой С.Г.,

при помощнике судьи Ж,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Глухов к УИК № 805 города Сланцы об отмене решения УИК № 805 по избирательному участку № 14 и об обязании произвести ручной перерасчет бюллетеней Дополнительных выборов депутата Совета депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва,

У С Т А Н О В И Л :

Административный истец Глухов обратился в суд с административным исковым заявлением к УИК № 805 города Сланцы об отмене решения УИК № 805 по избирательному участку № 14 и об обязании произвести ручной перерасчет бюллетеней Дополнительных выборов депутата Совета депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе подготовки определением суда в качестве заинтересованного лица была привлечена ТИК Сланцевского муниципального района ЛО.

ДД.ММ.ГГГГ определением суда ТИК Сланцевского муниципального района ЛО была исключена из состава заинтересованных лиц и привлечена в качестве соответчика по данному делу.

В административном исковом заявлении (с учетом дополнений), указано, что Глухов участвовал в выборах, проводимых 17, 18 и 19 сентября 2021 года, в качестве кандидата в депутаты в Дополнительных выборах депутата Совета депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области четвёртого созыва. На избирательном участке истец присутствовал в качестве зарегистрированного кандидата в депутаты совета депутатов города Сланцы; все три дня голосования на участке также присутствовал наблюдатель с правом совещательного голоса - ФИО1 Выборы на участке № 805 начались с нарушения избирательных прав истца, это заключалось в следующем:

При программировании электронных КОИБ-ов членами УИК не было разрешено сфотографировать QR-коды на листах А4 в количестве 7-8 листов с исходными данными; было отказано в выдаче контрольных данных, которые выдаёт КОИБ утром и вечером каждого дня голосования. Также было отказано в выдаче заверенной выписки из реестра заявлений (обращений) о голосовании вне помещения на основании того, что там персональные данные, не предоставили возможность ознакомится с записями о том, что у избирателей, которые голосовали на дому, была сделана отметка о голосовании в списке избирателей, что позволяло проголосовать ещё раз.

При подсчёте голосов электронный КОИБ несколько раз давал сбои, подавал голосовые взаимоисключающие сообщения, но потом, будто команде извне выдавал в печать Протоколы избирательной комиссии № 805. При этом программирование на КОИБ осуществлён операционной системой Uпiх. Эта система имеет открытую архитектуру по подобию бухгалтерской программы 1 С, с открытым прикладным исходным кодом - любой знакомый с азами программирования с помощью текстового ввода может изменить алгоритм подсчёта голосов - то есть, изменить формулу вычисления числовых значений т.е. заложить в программу функцию, распределяющую расстановку голосов кандидатов в депутаты. Несложно написать формулу, отнимающую голоса у одного кандидата и добавить это количество другому. Простому наблюдателю проконтролировать эти манипуляции невозможно, а также невозможно проверить описание QR-кода загружаемых данных или кода, который загружают посредством ключевого носителя, то есть, флэш-карты. Что касается ключевого носителя, то есть, флэшки с программным кодом, то закон не предусматривает хранения флэшки в сейфе, что позволяет подменить данные в программе, не нарушая целостности пломб на КОИБ, можно получить желаемые результаты. Ещё повод не доверять сканеру - это постоянная смена уникальных имён самих сканеров: при включении они называют себя то первыми, то вторыми. Вполне возможно, что тут недопустимое вмешательство стороннего программиста. Сначала исполняется штатная процедура, затем идёт отсылка на выполнение несанкционированного модуля программы. Признаками того, что на участке была фальсификация, могут быть непонятные действия персонала. Выдёргивание шнуров, суета при чистке сканирующей линейки сканера, необъяснимые задержки в снятии протокола с КОИБ. При подсчёте голосов постоянно не сходились контрольные данные, несколько раз наугад вводились всё новые, и опять КОИБ их не принимал. Два раза сканер давал сбои, сканер отказывался работать, его останавливали и чистили сканирующую линейку.

Избиратели были в верхней одежде, в кабинках голосования было темно, тесно и очень узкие полки. Чтобы все просмотреть и проголосовать, люди перекладывали бюллетени с места на место, прижимали их локтями, роняли на пол, поднимали и снова перебирали, отмечали выбранные позиции. Вдобавок, у входа на участок, всем избирателям протирали руки дезинфицирующим раствором, бюллетени голосования доходили до сканера в несвежем виде. Когда сканирующая линейка набирала критическое количество грязи, сканер отказывался работать и два раз его протирали. Но перед тем, как все элементы сканирующей линейки были окончательно забиты, сканер пропускал бюллетени в ящик и, конечно, испачканная линейка считывала данные бюллетеня неправильно.

При получении протоколов голосования и его изучения выявились большое количество испорченных бюллетеней – в количестве 25 штук, это указывает на недопустимые погрешности в подсчёте голосов. Ещё одним доводом в пользу этого утверждения является затянутое время выдачи протоколов голосования и постоянный ввод всё новых и новых данных в КОИБ и отказ им принимать эту информацию. Неизвестно, кто был оператором КОИБ, при этом все члены избирательной комиссии имели доступ к КОИБ.

На участке не было пояснительных табличек, несколько раз члены избирательной комиссии по каким-то документам выписывали себе бюллетени голосования и опускали их в КОИБ. Списки избирателей не были представлены для обзора присутствующим, не сброшюрованы в единую книгу, не опечатаны и не подписаны присутствующими.

Не было проведено итоговое заседание УИК, которое должно быть проведено в зоне видимости камер видеонаблюдения, после проведения итогового заседания председатель УИК должен демонстрировать присутствующим и в сторону в одну из камер видеонаблюдения страницу первого экземпляра протоколов УИК, одновременно громко огласить все данные протоколов.

После выгрузки бюллетеней из КОИБ, их начали сортировать, что категорически запрещено, не было упаковочного материала для отдельных видов бюллетеней, не было сейф-пакетов, для упаковки использовались снятые со стен избирательные плакаты, после чего пачки с бюллетенями упаковывали в мусорные мешки, при упаковке - не были поставлены печати и подписи членов комиссии и присутствующих. Изложенное указывает о том, что доведение результатов голосования до нужных результатов была сделана в другом месте, которые были введены дистанционно в КОИБ.

На основании изложенного административный истец считает, что имеются недопустимые нарушения избирательного процесса, не позволяющие определить истинное волеизъявление избирателей, в связи с чем просит отменить итоги дополнительных выборов депутата Совета депутатов муниципального образования Сланцевское городское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области четвертого созыва на УИК № 805 и провести повторный пересчет голосов.

В судебном заседании административный истец Глухов поддержал административное исковое заявление, в обоснование своей позиции приобщил видеозапись работы УИК в дни голосования. Дополнил, что итоговый день голосования при подсчете итогов голосования председатель УИК - ФИО5 получала какие-то указания по телефону и вводила данные в КОИБ, при этом распечатывала протоколы только после поступления ей звонка, что нарушает независимость работы УИК и ставит под сомнение объективность подсчета голосов избирателей. Из представленной им видеозаписи следует, что при проведении подсчета голосов секретарь УИК – ФИО2, взяла списки избирателей и с ними ушла из зоны видимости камеры, что свидетельствует о возможности внесения изменений в этот документ. Полагает, что были нарушены его избирательное право как кандидата в депутаты, т.к. по итогам выборов УИК были предприняты действия на неверный подсчет голосов избирателей в представительный орган местного самоуправления, с целью избрания более «удобного» кандидата – Баранова, а его кандидатура заняла - второе место. В период проведения голосования, подсчета итогов выборов, он не обращался с жалобами в отношении работы УИК, работы КОИБ, с требованиями о ручном пересчете бюллетеней, по причине плохого самочувствия в эти дни, однако за медицинской помощью он не обращался; наблюдатель с правом совещательного голоса - ФИО1 также с подобными жалобами не обращался по причине неграмотности в данных вопросах.

Представитель административного ответчика УИК № 805 - председатель ФИО5 (л.д.23), исковые требования не признала, пояснив, что нарушений в работе УИК не имелось. На избирательном участке в указанные дни голосования работало два аппарата КОИБ, с ними работали обученные операторы – из состава членов УИК, она также осуществляла работу с КОИБ как председатель комиссии. В указанные дни голосования КОИБ действительно давал сбой, связанный с отказом аппарата принимать бюллетени, по данному вопросу осуществлялись звонки на «горячую линию» ГАС «Выборы», и по консультациям специалиста «горячей линии» проводилась работа по очистке сканирующей линейке КОИБ – линейку протирали и сканер продолжал работу, более никаких вмешательств в его работу не производилось. При начале работы КОИБ в него вводятся исходные данные с информацией по выборам (наименование выборов, сведения о кандидатах, общее количество избирателей на участке и пр.) с флэш-карты, которую выдают в ТИК, эти данные необходимы для работы КОИБ и данную карту вставляют в аппарат в первый день; при завершении работы КОИБ на указанный флэш-накопитель аппарат записывает итоги проведенных выборов. В начале работы УИК, в первый день действительно комиссия не разрешала фотографировать QR-коды на бюллетенях; отказывала в выдаче контрольных данных КОИБ (утром и вечером каждого дня голосования), однако после консультации с ТИК по данному вопросу все сведения были предоставлены, и во второй и последующие дни контрольные данные КОИБ выдавались. Члены УИК, в связи с нахождением во все дни выборов на участке, открепились по месту жительства и голосовали на данным участке, в связи с чем они действительно получили соответствующие бюллетени и проголосовали в помещении УИК № 805. При проведении подсчета итогов выборов она созванивалась со специалистом ТИК, для проверки контрольных соотношений КОИБ, поскольку при работе и взаимодействии избирательных комиссий, данные о количестве проголосовавших избирателей передаются в вышестоящую комиссию для занесения данных в систему ГАС-выборы. Однако никаких указаний по подсчету голосов в пользу конкретного кандидата она никогда не получала. В итоговый день голосования, при подсчете результатов выборов, она вводила КОИБ в ручном режиме данные о надомном голосовании, о количестве выданных, испорченных бюллетеней, т.е. те данные, которые в КОИБе отсутствуют. Введение этих показателей необходимо для проведения работы комплекса по проверке контрольных соотношений, в случае, если эти данные не сходятся, КОИБ не распечатает протокол об итогах голосования избирателей. В данном случае была проблема с контрольными соотношениями в связи с тем, что одна из избирателей заполнив бюллетени, не стала их загружать в КОИБ и оставила на участке, поэтому контрольные данные КОИБа не сходились Возник вопрос - как учитывать данные бюллетени (как испорченные или можно их членам УИК загрузить в КОИБ). При этом КОИБ работает автономно, введение дистанционно извне в него каких-либо данных невозможно. Итоговое заседания комиссии в третий день голосования происходило, что отражено и на видеозаписи, которую представил истец, при этом жалоб и замечаний на работу УИК от участников не поступило. Просила в удовлетворении иска – отказать.

Представитель административного ответчика ТИК Сланцевского муниципального района ЛО – ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала. Представила письменные возражения по иску, в соответствии с которым указала, что используемые на территории Ленинградской области комплексы обработки избирательных бюллетеней 2017 имеют все необходимые сертификаты соответствия.

Исходные данные в КОИБ формируются с помощью государственной автоматизированной системы ГАС «Выборы» предназначенной для автоматизации избирательных действий и включают в себя: наименование выборов и дату их проведения, состав членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, форму протокола и контрольные соотношения для логических и общематематических соотношений данных при подсчете голосов избирателей.

Основанием для проведения ручного подсчета голосов является, в том числе, поступление обоснованных жалоб (заявлений), касающихся процедуры подсчета голосов, от лиц, присутствующих при подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая КОИБ-2017, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования КОИБ-2017 (ручной подсчет).

Расхождения в контрольных данных о ходе голосования участковой комиссией выявлено не было. КОИБ-20 17 работал без сбоев, только в один из дней голосования сканирующее устройство показало о загрязнении линейки, в соответствии с п. 4.2.2 Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2017 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 08.02.2018 года, в случае сообщения сканирующим устройством КОИБ-2017 о загрязнении линейки её необходимо протереть штатными средствами, входящими в состав КОИБ-2017, в соответствии с Руководством по эксплуатации и продолжить голосование. В подобных случаях опломбировка сканирующего устройства не нарушается и это обстоятельство не является нештатной ситуацией.

Дополнительно для составления протокола об итогах голосования необходимо в КОИБ ввести числовые значения строк протокола, которые не могут быть подсчитаны автоматически. Далее комплекс автоматически проверяет контрольные и иные (логические и общематематические) соотношения данных, установленные нормативными актами ЦИК РФ или избирательными комиссиями, организующими выборы, на основе соотношений, установленных ЦИК РФ на федеральных выборах. Только после выполнения соотношений, появится сообщение «Для продолжения работы необходимо распечатать и подписать итоговый протокол».

Именно на этих этапах у УИК № 805 возникли трудности, т.к. они забыли ввести данные о пяти избирательных бюллетенях по одному для каждого вида выборов.

Установление контрольных и иных (логических и

общематематических) соотношений регламентируется в соответствии с утвержденной Постановлением ЦИК России от 21.07.2021 № 27/237-8 «Об Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва». Проверка этих соотношений позволяет избежать технических ошибок при заполнении итогового протокола.

Упаковка избирательной документации была произведена в плакаты, которые использовались для информирования избирателей, что в свою очередь никак не может повлиять на волеизъявление избирателей, т.к по окончании процедуры упаковки в соответствии с указанной статьей отдельно упакованные по каждому виду избирательной кампании избирательные бюллетени, были помещены в полиэтиленовые мешки, перемотаны скотчем и опечатаны секретарем УИК (проставлена печать комиссии ). Упаковка производилась в присутствии лиц, предусмотренных п. 3 ст. 30 Закона. Также вправе, но не обязательно, поставить свои подписи на указанных упаковках могли члены участковой комиссии, как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса.

В соответствии с Постановлением ЦИК РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Положении об особенностях голосования, установления итогов голосования при проведении голосования на выборах, референдумах, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, в течение нескольких дней подряд» (далее Положение), сейф-пакеты используются для хранении в них избирательных бюллетеней по каждому дню голосования, за исключением последнего. Если после проведения голосования и составления протокола (протоколов) об итогах голосования остались неиспользованные сейф-пакеты, они могут быть использованы для упаковки иной документации для передачи в территориальную избирательную комиссию, но по итогам работы с сейф-пакетами неиспользованных сейф-пакетов в наличии у комиссии не было.

Передача документов из УИК в ТИК осуществляется в соответствии со ст. 57 областного закона «О муниципальных выборах в Ленинградской области» от ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с порядком утвержденным Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области ДД.ММ.ГГГГ о «Порядке хранения и передачи в архивы документов, связанных с подготовкой и про ведением выборов депутатов советов депутатов муниципальных образований Ленинградской области». Данным Порядком передача избирательной документации производится только по акту приема-передачи, что и было выполнено в соответствии с этими требованиями: члену ТИК Сланцевского муниципального района с правом решающего голоса - ФИО3 по акту приема-передачи (прилагается) сдавались опечатанные избирательные бюллетени, заявления (обращения) избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования; члену ТИК Сланцевского муниципального района с правом решающего голоса - Семёнову В.А. по акту приема-передачи сдавались списки избирателей.

В дни голосования в участковую комиссию, а также в территориальную избирательную комиссию Сланцевского муниципального района жалобы на работу КОИБ на избирательном участке № 805 не поступали, в том числе и от административного истца и наблюдателя ФИО1, которые находились на избирательном участке 17, 18 и 19 сентября с 07.00 до окончания работы комиссии, а также при подсчете голосов избирателей. Административный истец, а также его представители не обращались с жалобами или заявлениями о проведении непосредственного подсчета голосов без использования КОИБ-2017 (ручной подсчет). При этом, источник представленной Глухов видеозаписи, не известен, в связи с чем данное доказательство является недопустимым.

Представитель ФИО4 поддержала доводы письменных возражений и дополнила, что в начале проведения выборов проводится совещание ТИК со всеми представителями УИК города, в ходе которого обсуждаются организационные вопросы и за каждой избирательной комиссией закрепляется специалист ТИК, которому сотрудник УИК должен в 10 час., 15 час., 18 час. и 20 час. передавать контрольные данные о количестве проголосовавших, для занесения данной информации специалистом ТИК в систему ГАС «Выборы». Подобное взаимодействие происходит в каждое проведение выборов, решение о таком закреплении специалиста проводится устно, никакого отдельного документа не принимается. Представитель также пояснила, что действительно, после выгрузки из КОИБ бюллетеней, была произведена их сортировка, что связано с тем, что в данные выборы происходило избрание кандидатов в представительные органы различных уровней власти.

Допрошенный в ходе судебного разбирательства свидетель ФИО1 показал, что он при проведении выборов 17-ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работе УИК № 805 как наблюдатель с правом совещательного голоса от кандидата в депутаты Совета депутатов МО Сланцевское городское поселение – ФИО10 В первый день выборов им отказались выдавать протокол КОИБ с контрольными показаниям о голосовании, а разрешили только фотографировать эти данные, однако в следующие дни протоколы с контрольными данными выдавали всем; в выездном голосовании (надомном) он принимал участием и выходил с членами УИК по адресам, считает, что в этой части никаких нарушений допущено - не было. В работе КОИБ имелись сбои: он не принимал бюллетени, в связи с чем сотрудники УИК в первый день голосования протирали сканирующее устройство. Считает, что «видимых» нарушений в работе УИК в итоговый день голосования не было, но были вопросы к работе КОИБ, который выдавал данные частями (протоколы об итогах голосования), и после того, как поступал звонок на телефон председателя УИК.

Допрошенная в ходе судебного разбирательства свидетель ФИО2, показала, что она при проведении выборов 17-ДД.ММ.ГГГГ принимала участие в работе УИК как секретарь комиссии, в итоговый день голосования, при проведении подсчета итогов голосования ей были переданы книги списка избирателей в количестве - пяти книг, книги были ею сброшюрованы, проставлена печать комиссии и подпись председателя. Данную работу она выполнила в итоговый день голосования, во время подсчета результатов голосования, на своем рабочем месте, которое находилось на входе на избирательный участок, при этом она не знала, что ее стол находится вне зоны видимости видеокамер. Книга избирателей была упакована, проставлена печать на упаковке и передана для хранения в ТИК по акту - приема передачи.

С участием всех сторон в ходе судебного рассмотрения данного дела, были изучены видеозаписи, представленные административным истцом. В ходе просмотра данных записей председатель УИК ФИО5, представитель ТИК Сланцевского муниципального района ЛО – ФИО4 подтвердили, что данные видеозаписи отражают помещение УИК и работу участковой избирательной комиссии в дни голосования 17-ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, суд полагает, что в соответствии с положениями ст.ст. 60, 61 КАС РФ данное доказательство является относимым и допустимым, подтверждающим обстоятельства данного дела, связанным с работой УИК в период выборов 17-ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, выслушав позиции сторон, свидетелей, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении административного иска должно быть отказано, поскольку нарушений требований законодательства, повлиявших на результаты выборов в судебном заседании не установлено, приходит к следующим выводам.

На основании части 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения.

На основании