Уникальный идентификатор дела: 83RS0001-01-2021-002060-19
Дело № 2а-70/2022 10 января 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего судьи Парфенова А.П.,
при секретаре судебного заседания Рычковой Н.С.,
с участием истца – прокурора Степанова С.Н.,
рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа об оспаривании бездействия, возложении обязанности подготовить и направить сведения о границах водоохраной зоны и границах прибрежной защитной полосы водного объекта,
установил:
заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа (Департамент) об оспаривании бездействия, возложении обязанности подготовить и направить сведения о границах водоохраной зоны и границах прибрежной защитной полосы водного объекта.
В обоснование требований указано, что проведенной прокуратурой проверкой в деятельности ответчика выявлены нарушения норм действующего законодательства в области водных отношений. Истец указывает, что ответчик осуществляет переданные ему полномочия Российской Федерации в области водных отношений за счет средств субвенций из федерального бюджета, в том числе полномочия по установлению на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. Вместе с тем, ответчиком до настоящего времени не приняты меры по определению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Сябу-Ю, протекающей по территории государственного природного заказника регионального значения «Море-Ю», соответствующие сведения в уполномоченные органы, осуществляющие ведение государственного водного реестра, единого государственного реестра недвижимости, Департаментом не направлялись. Как указывает прокурор, непринятие мер по своевременному установлению границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта нарушает права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, может повлечь неблагоприятные последствия для окружающей природной среды, среды обитания водных биологических ресурсов.
Истец просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не установлении границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Сябу-Ю, протекающей по территории государственного природного заказника регионального значения «Море-Ю», а также возложить на Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить и направить в порядке, предусмотренном Правилами установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№), сведения о границах водоохраной зоны и границах прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Сябу-Ю с географическими координатами центра водного объекта 67°49’46,3” северной широты, 60°24’0,5” восточной долготы, протекающего в границах государственного природного заказника регионального значения «Море-Ю», в Двинско-Печорское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр и в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
В судебном заседании прокурор Степанов С.Н. заявленные требования поддержал по тем же основаниям. Пояснил, что при определении заявленного в иске срока исполнения решения суда об удовлетворении исковых требований истцом учтено, что полномочия в области водных отношений по установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов осуществляются ответчиком за счет субвенций из федерального бюджета, в связи с чем, заявителем приняты во внимание положения бюджетного законодательства, регулирующие процедуру обоснования изменения бюджетных корректировок, что требует затрат времени, соблюдения сроков, предусмотренных действующим законодательством.
Представитель административного ответчика, извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не уведомил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, по состоянию на дату судебного разбирательства пояснений по иску не указал.
По определению суда с учетом мнения прокурора дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Разрешая дело, суд учитывает, что в иске прокурором приведено надлежащее обоснование обращения с административным исковым заявлением в суд по настоящему делу в защиту прав неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьей 3 Водного кодекса РФ (ВК РФ) водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 статьи 8 ВК РФ. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В силу статьи 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено ВК РФ. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено ВК РФ, другими федеральными законами.
Водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы водных объектов являются зонами с особыми условиями использования территорий, что следует из статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В частях 15, 17 статьи 65 ВК РФ установлены запреты и ограничения для осуществления деятельности в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе.
Согласно статье 65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 6 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений соответственно о лесах, водных объектах направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения), необходимые для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Ведение государственного водного реестра – систематизированного свода документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах, осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 31 ВК РФ).
В соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 253) ведение реестра осуществляется Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с водным законодательством и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации (пункт 5 указанного Положения).
Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 утверждены Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
Указанными Правилами предусмотрено, что установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос (пункт 2 Правил).
Установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 3 Правил).
В целях установления границ органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают: определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 ВК РФ; графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков (пункт 4 Правил).
При установлении границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов могут использоваться сведения, содержащиеся на включенных в федеральный или ведомственные картографо-геодезические фонды топографических картах наиболее крупных масштабов, созданных в отношении соответствующей территории. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации подготавливают сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, которые должны содержать графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости (сведения о границах). Форма графического описания местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, требования к точности определения координат характерных точек указанных границ, формату электронного документа, содержащего сведения о границах, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации (пункт 4(1) Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня подготовки сведений о границах направляют такие сведения: в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия); в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 5 Правил).
Судом установлено, что на территории особо охраняемой природной территории – государственного природного заказника регионального значения «Море-Ю» находится водный объект – река «Сябу-Ю» с географическими координатами центра водного объекта № восточной долготы. Протяженность указанного водного объекта в границах особо охраняемой природной территории составляет 65,1 км.
Из материалов дела следует и в судебном заседании не оспаривалось, что до настоящего времени границы водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы указанного водного объекта не определены, в связи с чем, соответствующие сведения не направлялись для внесения в государственный водный реестр и единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 18 Положения о Департаменте природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа (утв. постановлением администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п) (в ред. постановления администрации Ненецкого автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ№-п, вступившего в силу со дня официального опубликования на официальном интернет-портале правовой информации – ДД.ММ.ГГГГ) при осуществлении полномочий Ненецкого автономного округа в области водных отношений за счет субвенций из федерального бюджета Департамент осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Ненецкого автономного округа, в том числе устанавливает на местности границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, устанавливает местоположение береговой линии (границы водного объекта).
С учетом приведенных положений нормативных правовых актов в данном случае ответчик является исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – Ненецкого автономного округа, в компетенцию которого входят осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета полномочия в области водных отношений, в частности, по установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
К моменту рассмотрения настоящего дела указанные полномочия возложены на ответчика на протяжении длительного времени, вместе с тем, в отношении водного объекта, указанного в иске, не реализованы.
Разрешая дело, суд приходит к выводу о том, что исковые требования предъявлены истцом к надлежащему ответчику, которым не предоставлено доказательств необоснованности иска, доказательств исполнения обязанности по подготовке и направлению сведений о границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, указанного в иске, доказательств отсутствия предусмотренных законом оснований для возложения на ответчика указанной обязанности либо наличия предусмотренных законом оснований для освобождения ответчика от ее исполнения, а равно доказательств того, что данная обязанность в силу закона возлагается не на ответчика, а на иное конкретное лицо.
Возражений по существу требований, в т.ч. в части заявленного в исковом заявлении срока исполнения решения суда при признании исковых требований обоснованными, ответчиком не указано.
Суд приходит к выводу о том, что на стороне ответчика имеется незаконное бездействие, выразившееся в не установлении границ водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта, указанного в иске, в связи с чем, создаются условия для нарушения права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь частью 2 статьи 178 КАС РФ, принимая во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить административному ответчику для исполнения решения суда, существо и значимость права неопределенного круга лиц, подлежащего защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения, пояснения истца в судебном заседании о сроке исполнения судебного решения при удовлетворении заявленных требований, суд считает возможным установить срок, в течение которого судебное решение должно быть исполнено ответчиком, а именно, не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в обстоятельствах дела считая данный срок разумным.
В соответствии с частью 9 статьи 227 КАС РФ ответчик обязан устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы в установленный судом срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня наступления установленного судом срока исполнения настоящего судебного решения в суд, вынесший решение, а также в прокуратуру Ненецкого автономного округа.
При обращении в суд прокурор от уплаты государственной пошлины в силу закона был освобожден.
С учетом требований части 3 статьи 114 КАС РФ, а также подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания с ответчика – органа государственной власти субъекта Российской Федерации в доход бюджета государственной пошлины по делу не имеется.
Таким образом, административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, 298 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа об оспаривании бездействия, возложении обязанности подготовить и направить сведения о границах водоохраной зоны и границах прибрежной защитной полосы водного объекта – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа выразившееся в не установлении границ водоохраной зоны и границ прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Сябу-Ю с географическими координатами центра водного объекта № восточной долготы, протекающего в границах государственного природного заказника регионального значения «Море-Ю».
Возложить на Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ подготовить и направить в порядке, установленном Правилами установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, сведения о границах водоохраной зоны и границах прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Сябу-Ю с географическими координатами центра водного объекта №” восточной долготы, протекающего в границах государственного природного заказника регионального значения «Море-Ю», в Двинско-Печорское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр и в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Разъяснить, что ответчик обязан устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы в установленный судом срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня наступления установленного судом срока исполнения настоящего судебного решения, вступившего в законную силу, в суд, вынесший решение – Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа, а также в прокуратуру Ненецкого автономного округа.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, принесено апелляционное представление прокурора в суд Ненецкого автономного округа путем подачи через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Парфенов
Мотивированное решение изготовлено 19 января 2022 года