Дело № 2а – 71 – 2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(мотивированное решение составлено 17 июня 2019 года)
Псковский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – судьи Вазагова Р.Т.,
при секретаре – Малининой И.В.,
с участие представителя административного истца Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении суда административное дело № 2а-71-2019 по административному исковому заявлению представителя Б., поданному в интересах военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> ФИО1 об оспаривании бездействия командира войсковой части №, связанного с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 через представителя Б. обратился в суд с административным иском, в котором просит:
- признать бездействие командира войсковой части №, связанное с несвоевременным его включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС), незаконным;
- обязать федеральное государственное казённое учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - ФГКУ «Росвоенипотека») истребовать от Министерства обороны Российской Федерации (далее – МО РФ) дополнительные лимиты бюджетных обязательств в качестве суммы инвестиционного дохода, подлежащего начислению на его именной накопительный счёт (далее – ИНС);
- обязать МО РФ довести до ФГКУ «Росвоенипотека» дополнительные лимиты бюджетных обязательств для их перечисления на его именной накопительный счёт в качестве суммы инвестиционного дохода;
- взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» (далее - УФО) расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
Данные требования представитель ФИО1, - Б. поддержал в полном объеме, в их обоснование указал, что первый контракт о прохождении военной службы ФИО1 был заключен 1 октября 2004 года, - в период учебы в качестве курсанта в <данные изъяты>. 7 декабря 2009 года ФИО1 был досрочно уволен с военной службы, а 16 января 2014 года вновь заключил новый контракт о прохождении военной службы, которую стал проходить в войсковой части № (до 1 июня 2015 года войсковая часть №) на должности <данные изъяты>. Неправомерное бездействие командования войсковой части №, выразившееся в несвоевременном направлении в отношении ФИО1 необходимых документов в регистрирующий орган для его включения в реестр участников НИС, как того требуют положения пп. 14 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117 «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», повлекло для ФИО1 позднее открытие ИНС с передачей накопительных взносов учтённых на его ИНС в доверительное управление, и как следствие отсутствие инвестиционного дохода за период с 1 января 2014 года по 22 мая 2018 года.
Административный ответчик – командир войсковой части № письменные возражения относительно исковых требований ФИО1 не представил, в представленном в суд уведомлении от 4 июня 2019 года указал, что войсковая часть № полномочий на включение военнослужащих в реестр участников НИС не имеет, осуществляет функции по направлению рапортов военнослужащих на включение в реестр участников НИС.
Административный ответчик – представитель ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ (далее – ФГКУ «ЗРУЖО») А. в представленных в суд письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ№ требования ФИО1 не признала, в обоснование своей позиции указала о том, что документы из войсковой части № в ФГКУ «ЗРУЖО» поступили 11 декабря 2017 года, сводный список военнослужащих войсковой части №, регистрационные дела, в том числе в отношении ФИО1, 9 января 2018 года направлены в регистрирующий орган – Департамент жилищного обеспечения военнослужащих Министерства обороны РФ, а 19 июня 2018 года уведомление о включении ФИО1 получено представителем войсковой части №.
Представитель ФГКУ «Росвоенипотека» Л. в представленных в суд письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ требования административного истца не признала, просила оставить иск ФИО1 без удовлетворения. В качестве обоснования позиции указала, что ИНС ФИО1 был открыт 25 сентября 2009 года на основании сведений, поступивших от регистрирующего органа с датой возникновения оснований для включения в реестр участников НИС с 29 июля 2008 года. 22 октября 2010 года от регистрирующего органа поступили сведения о закрытии ИНС ФИО1 с 27 октября 2010 года без права на использование накоплений с датой на исключение из реестра участников с 12 апреля 2010 года. 28 июня 2018 года от регистрирующего органа поступили сведения в отношении ФИО1 о повторном открытии ИНС, в связи поступлением на военную службу из запаса и заключением нового контракта о прохождении военной службы, с датой возникновения оснований для включения в реестр участников НИС, – 14 февраля 2014 года, а учет накоплений на ИНС ФИО1 ведется с даты повторного его открытия, – 30 июня 2018 года. За период с 14 февраля 2014 года по 30 июня 2018 года из бюджета не выделялись накопительные взносы, и в доверительное управление не могли быть переданы ввиду их отсутствия, поэтом фактический доход от инвестирования отсутствует. Кроме того, по мнению представителя ответчика, ФИО1 пропущен 3-месячный срок на обжалование оспариваемых действий, поскольку о нарушении своих прав он узнал не позднее июля 2018 года, т.е. даты его включения в реестр участников НИС.
Административный ответчик – представитель МО РФ Т. в представленных в суд письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ требования административного истца не признала, просила оставить иск ФИО1 без удовлетворения. В качестве обоснования позиции указала, что поскольку ФИО1 в период с 2014 года по 2018 год не состоял в списках участников НИС, требование о получении дохода от инвестирования не основано на законе. Возложение на Министерство обороны РФ обязанности доведения лимитов бюджетных обязательств для их перечисления на ИНС ФИО1 противоречит действующему законодательству, регламентирующему основания и порядок использования средств федерального бюджета, предназначенных для финансирования НИС жилищного обеспечения военнослужащих, поскольку уполномоченным органом является Департамент бюджетного планирования и социальных гарантий Министерства обороны РФ. Кроме того, по мнению представителя ответчика, ФИО1 пропущен 3-месячный срок на обжалование оспариваемых действий, поскольку о нарушении своих прав он узнал не позднее июля 2018 года, т.е. даты его включения в реестр участников НИС.
Административные истец и ответчики – войсковая часть №, ФГКУ «ЗРУЖО», ДЖО МО РФ, ФГКУ «Росвоенипотека», МО РФ и УФО, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, своих представителей не направили, представители ответчиков, каждый в отдельности, просили рассмотреть дело без своего участия, что в силу ст. 150 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные возражения ответчиков и представленные сторонами по делу письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Заместитель начальника отдела ФГКУ «Росвоенипотека» в письме от ДД.ММ.ГГГГ№ на обращение ФИО1 по вопросу расчёта дохода от инвестирования сообщил, что рассчитать инвестиционный доход не представляется возможным.
Поскольку ФИО1 о состоянии ИНС стало известно из письма ФГКУ «Росвоенипотека», а также принимая во внимание, что нарушение прав истца, исходя из оснований и содержания исковых требований, адресованных к командиру войсковой части №, носит длящийся характер, суд приходит к выводу, что истцом предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный процессуальный срок обращения с административным иском в суд не пропущен. Рассуждения представителя ФГКУ «Росвоенипотека» и МО РФ об обратном основаны на неправильном истолковании закона.
На основании п.1 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со ст.ст. 3,7 и 9 к участникам НИС относятся офицеры, призванные на военную службу из запаса или поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса и заключившие первый контракт о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 года и включенные в соответствующий реестр.
Основанием для включения в реестр участников НИС военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили выплату денежных средств или не воспользовалась правом стать участником НИС, является заключение нового контракта о прохождении военной службы. Обязанность по формированию и ведению реестра участников НИС возложена на федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно приказу Министра обороны РФ от 28 февраля 2013 года №166 «Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации» действовавшему в период заключения ФИО1 нового контракта, эта функция была отнесена к компетенции Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Из раздела IV названного Порядка следует, что для включения военнослужащих в реестр НИС производятся следующие действия.
При возникновении основания для включения военнослужащего в реестр ответственное должностное лицо воинской части оформляет список данных для включения военнослужащего в реестр и представляет его на подпись начальнику кадрового органа воинской части (должностному лицу, ответственному за планирование и организацию работы с военными кадрами) и командиру воинской части. Комплект документов не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, направляется воинской частью в соответствующее региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны, в котором данная воинская часть состоит на обеспечении.
Региональное управление жилищного обеспечения осуществляет проверку представленных документов и в срок до 5 числа каждого месяца направляет в регистрирующий орган сводный список военнослужащих для включения их в реестр.
Сводные списки для включения в реестр направляются региональными управлениями жилищного обеспечения в регистрирующий орган на бумажных и электронных носителях.
Сводный список для включения в реестр является документом, подтверждающим возникновение основания для включения военнослужащего в реестр.
Внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня представления сводного списка для включения в реестр и подтверждается письменным уведомлением.
Регистрирующий орган не позднее 20 числа каждого месяца направляет в уполномоченный федеральный орган - сведения об участниках НИС на бумажных и электронных носителях.
Согласно послужному списку, копии контракта о прохождении военной службы, а также выписке из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№, <данные изъяты> ФИО1 с 1 октября 2004 года заключил первый контракт о прохождении военной службы на время обучения в <данные изъяты> и пять лет военной службы после его окончания, 7 декабря 2009 года ФИО1 досрочно уволен с военной службы с военной службы в запас приказом <данные изъяты> от 7 декабря 2009 года №, а 16 января 2014 года вновь поступил на военную службу по контракту, заключил новый контракт на 5 лет с 16 января 2014 года и назначен на должность заместителя начальника центра войсковой части № (в связи с ОШМ переименована в войсковую часть №), последний контракт заключен до 13 февраля 2022 года.
Как видно из уведомления о включении административного истца в реестр участников НИС от ДД.ММ.ГГГГ, в реестр участников НИС ФИО1 включен 22 мая 2018 года, с датой возникновения основания для включения в реестр – 14 февраля 2014 года, с присвоением регистрационного номера.
Из справки заместителя начальника отдела (по ведению именных накопительных счетов) следует, что именной накопительный счет участника НИС открыт ФИО1 30 июня 2018 года на основании сведений регистрирующего органа федерального органа исполнительной власти, в котором административный истец проходил военную службу, с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС, - 14 февраля 2014 года. По состоянию на 29 мая 2019 года на ИНС ФИО1 учтены накопления за период службы с 29 июля 2008 года по 12 апреля 2010 года (273 789,48 рублей, в т.ч. доход от инвестирования накоплений в сумме 17 852, 85 рублей). Там же указано, что в период с 14 февраля 2014 года по 30 июня 2018 года накопления на ИНС участника не учитывались и в доверительное управление не передавались.
Из письменных возражений представителя ФГКУ «ЗРУЖО» следует, что документы из войсковой части № в отношении ФИО1 в ФГКУ «ЗРУЖО» поступили не ранее 11 декабря 2017 года, что сторонами по делу не оспаривается.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого бездействия нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возложено на командира войсковой части №, совершившего оспариваемое бездействие.
Административным ответчиком, – командиром войсковой части № не представлены доказательства своевременного направления в регистрирующий орган документов на включение ФИО1 в реестр участников НИС (с момента заключения нового контракта от 16 января 2014 года).
Напротив, приведенные выше обстоятельства указывают на то, что ФИО1, заключив новый контракт о прохождении военной службы 16 января 2014 года, в реестр участников НИС был включен не ранее 30 июня 2018 года.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение о включении ФИО1 в реестр участников НИС в указанном выше порядке не было принято в установленный законом срок вследствие неправомерного бездействия командира войсковой части №.
На основании Указа Президента РФ от 20 апреля 2005 года №499 «Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2005 года №800 в ведении Министерства обороны РФ для обеспечения функционирования НИС жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Министерством обороны РФ функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование указанной НИС, было создано ФГКУ «Росвоенипотека».
Согласно ч.1 ст.5 Федерального закона от 20 августа 2004 года №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» накопления для жилищного обеспечения формируются, в том числе и за счет доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
В соответствии со ст.17 указанного закона и п.7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на ИНС участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07 ноября 2005 года №655, ФГКУ «Росвоенипотека» полученные от Министерства обороны РФ денежные средства, предназначенные для жилищного обеспечения военнослужащих, передает в доверительное управление управляющим компаниям для инвестиций с целью получения инвестиционного дохода, который затем рассчитывается для каждого военнослужащего и зачисляется на именной накопительный счет участника НИС.
На основании п. 6 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих расчет накопительного взноса, подлежащего учету на именном накопительном счете участника НИС, производится независимо от даты фактического включения его в указанный реестр и открытия именного накопительного счета до даты возникновения основания для исключения его из реестра.
Согласно представленному в суд заместителем начальника отдела ФГКУ «Росвоенипотека» расчету размера инвестиционного дохода, который мог быть получен ФИО1 в случае своевременного его включения в реестр, т.е. с 14 февраля 2014 года, размер недоначисленного истцу инвестиционного дохода составил 419 846,11 рублей. Правильность данного расчета представителем истца не оспаривается.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание приведенные нормативные правовые акты, на именной накопительный счет ФИО1, начиная с 14 февраля 2014 года, должны начисляться доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в указанном размере, однако эти доходы на счете административного истца до дня открытия именного накопительного счета участника НИС не учитывались, в связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению.
Довод представителя ФГКУ «Росвоенипотека» о том, что действующее законодательство не содержит каких-либо норм по начислению инвестиционного дохода на счета участников НИС, которые были несвоевременно включены в реестр, является несостоятельным, поскольку отсутствие указанного порядка не может служить основанием для нарушения права административного истца на получение им инвестиционного дохода с даты возникновения у него права на включение в реестр участников НИС.
В соответствии с названными нормами, а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 646-р «О создании федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» и приказом Министра обороны РФ от 17 декабря 2013 г. № 865 «Об утверждении Порядка учёта сведений участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые ведутся на бумажных и (или) электронных носителях информации, Порядка регистрации именных накопительных счётов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» ФГКУ «Росвоенипотека» уполномочено учитывать доходы от инвестирования на ИНС участников, в связи с чем для восстановления нарушенных прав административного истца необходимо обязать ФГКУ «Росвоенипотека» истребовать от Министерства обороны РФ сумму инвестиционного дохода, который был бы начислен ФИО1 в случае своевременного включения в реестр участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих в размере 419 846,11 рублей, Министерство обороны РФ довести до ФГКУ «Росвоенипотека» дополнительные лимиты бюджетных обязательств в размере 419 846,11 рублей для их перечисления на ИНС ФИО1 в качестве суммы инвестиционного дохода, который был бы начислен ему, если бы он был своевременно включён в реестр участников НИС жилищного обеспечения военнослужащих.
При этом возражения представителя МО РФ о том, что представляемый им орган исполнительной власти является ненадлежащим ответчиком, основаны на неправильном истолковании закона, поскольку МО РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти, участвующего в осуществлении мероприятий по обеспечению финансирования расходов, связанных с выплатой участникам НИС жилищного обеспечения военнослужащих или членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на обеспечение жильем военнослужащих.
В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В связи с удовлетворением административного искового заявления с УФО, на финансово-экономическом обеспечении которого состоит войсковая часть №, в пользу ФИО1 надлежит взыскать понесённые им расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 227 КАС РФ, военный суд, -
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление представителя Б., поданное в интересах ФИО1 А,Д. об оспаривании бездействия командира войсковой части №, связанного с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, признать обоснованным и удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие командира войсковой части №, связанное с несвоевременным включением ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, незаконным.
Обязать федеральное государственное казённое учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» истребовать от Министерства обороны Российской Федерации дополнительные лимиты бюджетных обязательств в размере 419 846 (четыреста девятнадцать тысяч восемьсот сорок шесть) рублей 11 (одиннадцать) копеек в качестве суммы инвестиционного дохода, подлежащего начислению ФИО1, о чём в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу уведомить суд и ФИО1
Обязать Министерство обороны Российской Федерации довести до федерального государственного казённого учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» истребовать от Министерства обороны Российской Федерации дополнительные лимиты бюджетных обязательств в размере 419 846 (четыреста девятнадцать тысяч восемьсот сорок шесть) рублей 11 (одиннадцать) копеек для их перечисления на именной накопительный счёт ФИО1 в качестве суммы инвестиционного дохода, о чём в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу уведомить суд и ФИО1
Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Псковской и Новгородской областям» в пользу ФИО1 расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Псковский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий по делу
Судья Р.Т. Вазагов