Дело №2а-710-2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Олёкминск 18 ноября 2017 года
Олёкминский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Максимовой В.Н.
при секретаре судебного заседания Борисовой Г.Н.
с участием старшего помощника прокурора Олёкминского района Никифоровой А.Г.
административного истца ФИО12
представителей административного ответчика ФИО13 и ФИО14
заинтересованного лица ФИО15 и его представителя ФИО16
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО12 об отмене регистрации кандидата на должность главы МО «Город Олёкминск» РС (Якутия) ФИО15,
у с т а н о в и л:
Административный истец ФИО12 обратилась в суд с иском, в котором указывая на допущенные кандидатом на должность главы МО «Город Олёкминск» РС (Я) ФИО15 нарушения требований Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а также Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальных выборах в РС (Я)» просит отменить регистрацию кандидата на должность главы МО «Город Олёкминск» ФИО15 Также просила отменить решение избирательной комиссии МО «Город Олёкминск» № 36/1-2 от 26 октября 2017 года о регистрации ФИО15 в качестве кандидата на должность главы данного муниципального образования.
В судебном заседании административный истец ФИО12 уточнила свои требования. При этом отказалась от требования об отмене решения избирательной комиссии № 36/1-2 от 26 октября 2017 года о регистрации кандидата ФИО15 на должность главы.
Считает, что регистрация ФИО15 26 октября 2017 года кандидатом на должность главы МО «Город Олёкминск» подлежит отмене в связи с нарушением кандидатом требований Федерального закона РФ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)», а именно:
- 20 октября 2017 года ФИО15, будучи кандидатом на должность главы МО «Город Олёкминск» согласно п.5 ст.33 ФЗ №67, пунктов 1 и 2 ст.56 Закона «О муниципальных выборах в РС (Я)» принял участие в съемках телевизионной передачи «Диалог» в телестудии «Чароит», где отчитался о проделанной работе и планах по вопросам населения г. Олёкминска, зная, что данный эфир будет транслироваться 23 и 25 октября 2017 года. Тем самым, в нарушение п.1, п.п. «з» п.5 ст.40 ФЗ №67 и п.8 ч.4 ст.46 Закона «О муниципальных выборах в РС (Я)» кандидат Сафонов воспользовался своим должностным положением;
- в нарушение п.8 ч.4 ст.46 Закона «О муниципальных выборах в РС (Я)», 29 октября 2017 года в сети интернет провайдера WhatsApp было разослано поздравление кандидата ФИО15, находящегося в предвыборном отпуске согласно распоряжению главы города за № 19 от 27 октября 2017 года, в котором текст поздравления размещен на его личном фото, где он находится в служебном автомобиле. На данной поздравительной открытке не указаны данные об оплате из избирательного фонда кандидата, что является нарушением пунктов 2 и 3 ст.54 ФЗ №67;
- 3 ноября 2017 года она, как кандидат была уведомлена работниками ИКМО о проведении 11 ноября 2017 года в МБУ ЦКиД «Гармония», собственником которого является Администрация МО «Город Олёкминск», мероприятия в формате «Встреча кандидата на должность главы МО «Город Олекминск» ФИО15 с населением», подписанное директором ЦКиД «Гармония», что является ненадлежаще оформленным документом. В уведомлении в нарушение пунктов 4 и 5 ст.53 ФЗ №67, не указаны условия предоставления помещения, отсутствует информация о периоде, когда это помещение может быть предоставлено другим кандидатам;
- 7 ноября 2017 года жителем города ФИО1 ей были переданы две листовки о проведении встреч 4 ноября 2017 года по адресу ул. ФИО17 1 «б» и на 11 ноября 2017 года в МБУ ЦКиД «Гармония» с депутатами 1, 2, 3 и 6 округов города ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, а также кандидатом на должность главы МО «Город Олёкминск» ФИО15 с населением округов города. При этом ИКМО информировала всех кандидатов на должность главы о наличии уведомления о проведении кандидатом ФИО15 агитационного мероприятия только в МБУ ЦКиД «Гармония»;
- 14 ноября 2017 года жителем города ФИО1 ей была передана листовка о проведении встречи 18 ноября 2017 года по адресу ул. Урицкого 16 «в» с депутатами 1, 2, 3 и 6 округов города: ФИО6, ФИО7, а также кандидатом на должность главы ФИО15 с населением округов города, при этом ИКМО не информировала всех кандидатов на должность главы МО «Город Олёкминск» о наличии уведомления о проведении кандидатом ФИО15 данного мероприятия.
Таким образом, кандидатом ФИО15, замещающим выборную муниципальную должность, неоднократно нарушены пункты 1 и 4 ст.40 ФЗ №67 и подпункты 4 и 5 п. 7 ст.46 Закона «О муниципальных выборах в РС(Я)», выразившиеся в привлечении к организации и проведению своих агитационных мероприятий членов представительного органа муниципального образования «Город Олёкминск» - депутатов Городского совета депутатов, в разном составе, в разных местах, в разное время. Кандидаты при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. В соответствии с п. 4 лица, не являющиеся кандидатами и замещающие государственные или выборные муниципальные должности, либо находящиеся на государственной или муниципальной службе, либо являющиеся членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в период избирательной кампании, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения в целях выдвижения кандидата и избрания кандидатов. Агитационный материал о месте проведения встреч с населением округов города, в нарушение пунктов 3, 5, 6 и 8 ст.54 ФЗ №67, был размещен на разных жилых и не жилых объектах города.
Поскольку кандидатом на должность главы МО «Город Олёкминск» ФИО15 неоднократно нарушались избирательные права в отношении неё и других кандидатов в период предвыборной компании и агитационного срока, и требования избирательного законодательства РФ, РС (Я) «О муниципальных выборах» просит признать:
- участие кандидата на должность главы МО «Город Олёкминск» ФИО15 20 октября 2017 года в съемках телевизионной передачи «Диалог» в телестудии «Чароит» нарушением п.1, п.п. «з» п.5 ст.40 ФЗ №67, п.8 ч.4 ст. 46 Закона «О муниципальных выборах в РС(Я)»;
- условия изготовления и распространения агитационного материала, а именно поздравление ФИО15 29 октября в сети интернет провайдера WhatsApp, в котором текст поздравления размещен на его личном фото, где он находится в служебном автомобиле нарушением п.8 ч.4 ст. 46 Закона «О муниципальных выборах в РС (Я)», а также отсутствие на данной поздравительной открытке данных об оплате из избирательного фонда кандидата нарушением п.п. «з» п.2 ст.54 ФЗ №67;
- уведомление о проведении 11 ноября 2017 года в МБУ ЦКиД «Гармония», собственником которого является Администрация МО «Город Олёкминск», мероприятия в формате «Встреча кандидата на должность главы МО «Город Олёкминск» ФИО15 с населением», подписанное директором МБУ ЦКиД «Гармония», поскольку оно оформлено ненадлежащим образом, и в связи с отсутствием в данном уведомлении условий о предоставления помещения другим кандидатам, нарушением пунктов 4 и 5 ст.53 ФЗ №67;
Кроме того, просит признать нарушениями требований избирательного законодательства:
-участие депутатов городского Совета депутатов МО «Город Олёкминск» ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, а также кандидата на должность главы ФИО15 в агитационных мероприятиях «Встреча с населением округов города Олёкминска» 4 ноября 2017 года по адресу ул. ФИО17 1 «б» и 11 ноября 2017 года в МБУ ЦКиД «Гармония» (информация от ИКМО о наличии уведомления о проведении кандидатом ФИО15 агитационного мероприятия направлена только по проведению мероприятия в ЦКиД «Гармония»);
-участие депутатов городского Совета депутатов МО «Город Олёкминск» ФИО6, ФИО7, а также кандидата на должность главы ФИО15 в агитационном мероприятии «Встреча с населением округов города Олёкминска», запланированном на 18 ноября 2017 года по адресу ул. Урицкого 16 «в»;
-распространение агитационного материала - приглашений на встречи депутатов и кандидата на должность главы ФИО15 нарушением пунктов 3, 5, 6 и 8 ст.54 ФЗ №67.
На основании изложенного просит отменить регистрацию по решению ИКМО от 26 октября 2017 года кандидата на должность главы МО «Город Олёкминск» ФИО15
Представители административного ответчика ФИО13 и ФИО14 в суде согласны с требованием истца об отмене регистрации кандидата на должность главы МО «Город Олёкминск» ФИО15 При этом не согласны с доводами истца о нарушениях, указанных истцом в просительной части иска в пунктах 1, 2 и 3.
Считают, что по участию ФИО15, как кандидата на должность главы и как действующего главы 20 октября 2017 года в телевизионной передаче «Диалог» в телестудии «Чароит» доказательств о том, что в ходе этой передачи проводилась кандидатом ФИО15 предвыборная агитация, не имеется (п.1).
С тем, что 29 октября 2017 года в интернете провайдераWhat Sapp было разослано поздравление кандидата ФИО15, находящегося в предвыборном отпуске, в котором текст поздравления размещен на личном фото кандидата, находящегося за рулем служебного транспортного средства и нет сведений об оплате за поздравление из избирательного фонда кандидата - не согласны, так как интернет провайдер WhatsApp к средствам массовой информации не относится, нет сведений об его регистрации, о технических условий (п.2).
По проведению 11 ноября 2017 года кандидатом Сафоновым встречи с населением в МБУ ЦКиД «Гармония», собственником которого является МО «Город Олёкминск» считают, что нарушений не имеется, поскольку ИКМО была уведомлена ЦКиД «Гармония» о проведении данной встречи кандидатом ФИО15, имелась соответствующая заявка от кандидата. От других кандидатов заявок о предоставлении им помещения в данном учреждении в избирательную комиссию не поступало, заявлений и жалоб об отказе им в предоставлении помещения для встречи с населением города в данном учреждении в адрес комиссии также не поступало.
По нарушениям, указанным истцом в пунктах 4, 5 и 6, т.е. об участии депутатов горсовета при встречах кандидата ФИО15 с избирателями города 4 ноября 2017 года в доме по адресу ул. ФИО17, 1 «б», а также с тем, что представленные истцом листовки об организации встреч депутатов и кандидата ФИО15 являются агитационными материалами, согласны, поскольку эти обстоятельства указывают на нарушения данным кандидатом пунктов 3 и 4 ст. 61 Закона РС (Я) и об использовании им своего служебного положения, поскольку задействован депутатский корпус.
Потому считают, что по этим нарушениям регистрация кандидата ФИО15 на должность главы МО «Город Олёкминск» должна быть отменена. При этом просят учесть то, что 10 сентября 2017 года прошли выборы главы МО «Город Оёкминск». Поскольку число голосов «против всех» оказалось больше голосов, отданных за того или иного кандидата, назначены повторные выборы на 3 декабря 2017 года. При этом решением Олёкминского районного суда от 26 августа 2017 года регистрация кандидата ФИО15 на должность главы была отменена в связи с нарушением ФИО15 требований избирательного законодательства. Поскольку назначены повторные выборы главы города недопустимо со стороны кандидатов каких-либо нарушений требований избирательного законодательства.
Заинтересованное лицо – кандидат на должность главы ФИО15 в суде с требованием об отмене его регистрации, как кандидата на должность главы, не согласен. При этом указал, что истцом пропущен срок обращения с данным требованием в суд, что является основанием для отказа в иске. Считает, что каких-либо нарушений требований избирательного законодательства не допускал. Действительно, 20 октября 2017 года он принимал участие в телевизионной программе «Диалог» в телестудии «Чароит», где отвечал на поступившие вопросы от жителей города. В основном затрагивались жилищные, хозяйственные проблемы. Участие в данной программе является запланированным мероприятием, поскольку глава города, его заместитель, а также депутаты, согласно графику, регулярно принимают участие в данной телевизионной программе «Диалог» для дачи ответов по вопросам жителей города. Тем самым, не он один участвует в данной телепередаче. Кроме того, администрация города учредителем телестудии «Чароит» не является. Не согласен с доводами истца о том, что в ходе предвыборной агитации им было использовано служебное транспортное средство. На фото, направленном в группу «Типичный Олёкминск» по WhatsApp, где он сидит в машине, и напечатано его поздравление с днем автомобилистов, пояснил, что данное фото он в эту группу сам не отправлял, в данной группе его нет. Кроме того, считает, что он, как обычный гражданин, имеет право поздравлять с праздниками своих знакомых, родственников и т.д. При этом служебное транспортное средство им не использовалось, поскольку на этом фото - он находится в личной автомашине «Паджеро Джуниор». По предоставлению помещения в ЦКиД «Гармония» для встречи его и депутата ФИО5 с населением пояснил, что заявка подавалась заблаговременно, об этом избирательная комиссия была уведомлена надлежащим образом. С заявкой на проведение встречи с избирателями кандидат ФИО12 не обращалась. Доказательств того, что ей и другим кандидатам не было предоставлено это помещение на таких же условиях, заявителем не предоставлено. Не согласен также с доводами истца о том, что он, используя свое служебное положение, задействовал в предвыборной агитации депутатский корпус города. Депутаты не подотчетны администрации города и главе. Наоборот, глава является подотчетным лицом по отношению к представительному органу. Депутаты, не являются муниципальными служащими и не находятся в подчинении главы, либо в какой-то зависимости от него. Просит отказать в иске в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица ФИО16 в суде считает, что доказательств нарушения кандидатом на должность главы МО «Город Олёкминск» ФИО15 избирательного законодательства административным истцом не предоставлено. Довод истца о том, что кандидатом ФИО15 нарушены ч.1 и ч.5 ст. 40 Ф3 №67, а именно, использование преимущества своего должностного положения, которое проявилось в его участии 20 сентября 2017 года в съемках телевизионной передачи «Диалог» в телестудии «Чароит», в которой кандидат давал отчет о проделанной работе и планах по вопросам населения города Олёкминска, не соответствует действительности. Согласно документам студии «Чароит» ФИО15 принимал участие в программе «Диалог» не как кандидат на должность главы, а как действующий глава города. Эта программа была ранее запланирована, она носит регулярный характер, транслируется в течение двух лет. Передача не включала в себя речей агитационного характера и не была отчетом главы о проделанной работе. В ч.1 ст.40 Ф3№67 указано, что кандидат при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего служебного или должностного положения. В ч.5 ст.40 Ф3№67 указывается, что понимается под использованием преимуществ своего служебного или должностного положения. Данный перечень содержит 8 пунктов и является исчерпывающим. Считает, что участие заинтересованного лица ФИО15 в телепередаче «Диалог» не подпадает ни под один пункт ч.5 ст. 40, поскольку администрация города в числе учредителей или в органах управления телестудии «Чароит» не состоит, выступление не было в формате отчета о проделанной работе, и не может быть отнесено к предвыборной агитации, права иных кандидатов не были ограничены, заявки ими о предоставлении эфирного времени не предоставлялись.
Указание административным истцом о нарушении кандидатом ФИО15 ч.2 и ч.3 ст. 54 Ф3№67, в частности, условий изготовления и распространения агитационного материала в виде поздравительной открытки в мессенджере «WhatsApp» считает ложным, поскольку нет доказательств того, что фотография кандидата в мессенджере «WhatsApp» является агитационным материалом, была изготовлена и распространена самим кандидатом или по его указанию. Признаки для определения поздравительной открытки, как агитационного материала, отсутствуют. Потому нарушений избирательного права в частности условий изготовления и распространения нет.
Считает, что, по мнению административного истца, кандидатом на должность главы ФИО15 нарушены ч.4 и ч.5 ст.53 ФЗ №67, а именно ненадлежаще оформленное уведомление о проведении в МБУ ЦКиД «Гармония» 11 ноября мероприятия в формате «Встреча с населением кандидата на должность главы МО «Город Олёкминск» ФИО15.», и что кандидат ФИО15 должен был обратиться непосредственно к собственнику здания, т.е. в Администрацию МО «Город Олёкминск», что при реализации им данного права, предоставленного Ф3№67, нарушены её права, как кандидата, не согласна. Считает, что кандидат имеет право обратиться с заявкой и в адрес собственника здания и в адрес владельца помещения. Потому он реализовал свое право, обратившись к владельцу помещения в лице директора ЦКиД «Гармония» ФИО6 Согласно распоряжению главы и уставу здание находится в оперативном управлении у ЦКиД «Гармония». Заявка была подана в ЦКиД «Гармония» заблаговременно. О проведении публичного мероприятия и условиях его проведения, т.е. о месте, дате, времени, ответчик ИКМО была уведомлена в установленный законом срок. Права иных кандидатов на использование данного помещения не были нарушены, никто с подобной заявкой не обращался, и не был ограничен в пользовании помещением ЦКиД «Гармония».
Не согласна с доводами административного истца о том, что проведенные встречи 4 ноября и 11 ноября являются агитационными мероприятиями и не могли быть проведены с участием действующих депутатов городского Совета депутатов МО «Город Олёкминск». Как установлено из показаний свидетелей ФИО7 и ФИО8, на встрече 4 ноября 2017 года по ул. ФИО17, 1 «б», кандидат ФИО15 участия не принимал. Это была рабочая встреча депутатов с населением своего округа по проблемным вопросам аварийности дома. Это не было агитационным мероприятием, не стояло в графике кандидата, поэтому ответчик ИК МО «Город Олекминск» не была уведомлена о проведении данной встречи. По встрече 11 ноября 2017 года в МБУ ЦКиД «Гармония» нарушений норм ФЗ №67 также отсутствуют, поскольку ни заинтересованным лицом по данному делу ФИО15, ни депутатом ФИО5 не были использованы преимущества своего должностного положения, в частности, привлечения лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в рабочее время деятельности, способствующей выдвижению кандидата и (или) избранию кандидата, данное мероприятие не было организовано государственным или муниципальным органом. К тому же, мероприятие не проводилось из-за неявки населения.
Относительно, агитационного мероприятия, запланированного на 18 ноября 2017 года по ул. Урицкого, 16 «в», считает, что нет оснований для признания его нарушением, поскольку принятие судом решения по мероприятию, запланированному на будущее, невозможно.
Довод административного истца о том, что приглашение населения на встречу является агитационным материалом и не соответствует требованиям ст. 54 ФЗ №67 по условиям изготовления и распространения, не нашел своего подтверждения в суде. К показаниям свидетеля ФИО1 необходимо отнестись критически, поскольку в ходе его допроса проявлялась явная его заинтересованность в исходе дела в пользу административного истца. Просит учесть, что приглашение о встрече кандидата им было передано кандидату ФИО12, а не в ИКМО для принятия обоснованного решения. Доказательств того, что данный свидетель является специалистом в области разграничения и определения признаков агитационного материала от информационного материала в материалы дела не приобщено.
Считает, что приглашения о встречах кандидата с населением не имеют признаков агитационного материала, не содержат в себе призывы голосовать за конкретного кандидата либо против него, не содержат информацию о кандидате в сочетании с позитивными или негативными комментариями, не содержат информацию о деятельности какого либо кандидата, которая не связана с профессиональной деятельностью, не содержат сведения, способствующие создать положительное или отрицательное отношение к кандидату. Данное приглашение носит только информационный характер. Поскольку указанное приглашение не содержит в себе специальной цели - склонить избирателей в определенную сторону, обеспечить поддержку или напротив противодействие конкретному кандидату, как указано в решении Конституционного суда РФ от 30 октября 2003 года, то оно является информационным.
Поскольку, нарушений указанных в ст.76 ФЗ № 67 кандидатом на должность главы МО «Город Олекминск» ФИО15 не было допущено в иске просит отказать в полном объеме.
Прокурор в суде считает, что оснований для удовлетворения заявления ФИО12 не имеется, и просит в удовлетворении заявления отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с ч. 7 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:
а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктами «а, б, е, з, и, к, л, о», п.24 ст.38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;
б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;
в) неоднократного использования кандидатом преимущества своего должностного или служебного положения;
г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;
д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 ст. 56 настоящего Федерального закона;
е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 ст. 56 настоящего Федерального закона;
ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в п.п. «г» п.3.2 ст.4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц, включая сеть "Интернет") призывал к совершению деяний, определяемых в ст.1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;
з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости;
и) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Аналогичные положения содержатся в ч. 7 ст. 92 Закона РС (Я) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)».
В судебном заседании установлено, что решением Городского Совета депутатов МО «Город Олёкминск» РС (Якутия) от 3 октября 2017 года назначены повторные выборы главы МО «Город Олёкминск» на 3 декабря 2017 года.
Решением избирательной комиссии МО «Город Олёкминск» № 29 от 19 октября 2017 года ФИО12 зарегистрирована кандидатом на должность главы МО «Город Олёкминск».
19 октября 2017 года ФИО15, состоящий в должности главы МО «Город Олёкминск» с 25 октября 2012 года, обратился в ИКМО «Город Олёкминск» с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы МО «Город Олёкминск» от Олёкминского местного отделения Якутского регионального отделения Всероссийской политической Партии «Единая Россия».
Решением избирательной комиссии МО «Город Олёкминск» № 36/1-2 от 26 октября 2017 года ФИО15 зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Город Олёкминск».
Вышеуказанные обстоятельства участниками процесса не оспариваются.
По доводам истца о нарушениях кандидатом на должность главы МО «Город Олёкминск» ФИО15 установлено следующее.
1. По участию кандидата ФИО15 20 октября 2017 года в телевизионной передаче «Диалог» в телестудии «Чароит», где по мнению истца фактически был его отчет о проделанной работе и о планах по вопросам населения г. Олёкминска, тем самым он воспользовался своим должностным полномочием, что является нарушением ч.1. и п. «з» ч.5 ст.40 Федерального закона № ФЗ-67, а также п.8 ч.4 ст. 46 Закона РС (Я).
Согласно ч.1 ст.40 ФЗ № 67 кандидаты, в том числе замещающие государственные или выборные муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Согласно п. «з» ч.5 ст.40 указанного федерального закона под использованием преимущества должностного или служебного положения понимается обнародование в период избирательной кампании, в средствах массовой информации отчетов о проделанной работе. Об этом также указано в п.8 ч.4 ст. 46 Закона РС (Я).
Как установлено из пояснений в судебном заседании кандидата ФИО15, он принимал участие в заранее запланированной программе «Диалог» в студии «Чароит», как действующий глава, в ходе которой давал только ответы на вопросы жителей города Олёкминска. Участие в данной программе транслируется давно и носит регулярный характер. В ней принимают участие согласно графику глава города, его заместитель и депутаты. По графику 20 октября было запланировано именно участие в программе главы города. Потому он, как глава, принимал в ней участие.
Из представленных в суде стороной стороной ответчика документов видно, что 20 октября 2017 года в эфире студии «Чароит» в программе «Диалог», которая была запланирована заранее, в качестве гостя был приглашен кандидат ФИО15, как действующий глава города. Программа состояла из вопросов, поступивших от жителей города, касающихся текущих их проблем. Потому программа не может быть отнесена к отчету перед населением и не включала вопросов, ответов и речей агитационного характера, и не затрагивала интересы других кандидатов. Учредителем Олёкминского филиала «Чароит» НВК «Саха» Администрация МО «Город Олёкминск» не является. Другие кандидаты на должность главы с заявками о предоставлении эфирного времени в программах студии «Чароит» не обращались. При обращении кандидатов и при обращении населения о приглашении на эфир любого из кандидата студия «Чароит» готова предоставить эфирное время при условии отсутствия предвыборной агитации и в рамках своей рабочей деятельности.
Доказательств, опровергающих указанные доводы ФИО15 и изложенные обстоятельства в сообщениях студии «Чароит», не имеется и истцом в суде не представлено. Доказательств об использовании ФИО15 своих служебных полномочий, либо через иных лиц, и что он осуществлял воздействие на работников студии «Чароит», и в результате которого был выпущен видеосюжет с участием ФИО15, также не имеется.
Следовательно, указанное истцом обстоятельство не может быть признано нарушением требований избирательного законодательства.
2. По указанию истцом о нарушении кандидатом ФИО15 п.8 ч.4 ст.46 Закона РС (Я) и пунктов 2 и 3 ст. 54 ФЗ № 67, т.е. условий изготовления и распространения агитационного материала в мессенджере WhatSapp, а именно поздравительной открытки с изображением своего фото в служебном транспорте, и что на ней нет сведений об оплате из избирательного фонда кандидата.
В подтверждение данных доводов истцом представлена к/к фотография кандидата ФИО15 с поздравительным текстом с днем автомобилиста из мессенджера WhatSapp, что по мнению истца является агитационным материалом.
Согласно п.8 ч.4 ст.46 Закона РС (Я) под использованием преимущества должностного или служебного положения понимается распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
Кроме того, согласно п. 4 ч.4 ст. 46 указанного закона - использование на безвозмездной основе транспортного средства, находящегося в муниципальной собственности для осуществления деятельности, способствующей избранию кандидата, также считается использованием преимущества должностного или служебного положения.
Согласно ч. 2 ст.54 ФЗ № 67 - все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
В части 3 указанной статьи указывается о предоставлении кандидатом экземпляров агитационных материалов, фотографий со сведениями об адресе юридического лица, индивидуального предпринимателя, изготовивших и заказавших эти материалы, и с копией документа об оплате изготовления данного предвыборного агитационного материала из соответствующего избирательного фонда до начала их распространения в избирательную комиссию.
При этом согласно ч.1 ст.2 ФЗ № 67 под агитационными материалами понимается – печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной компании.
Согласно ч.2 ст.48 федерального закона – предвыборной агитацией признаются призывы голосовать за кандидата либо против него (них), выражение предпочтение какому-либо кандидату, распространение информации, явно преобладающей сведения о каком-либо кандидате, о деятельности кандидата, а также деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату.
Между тем, представленное истцом фотография кандидата ФИО15 с поздравительным текстом с днем автомобилистов каких-либо признаков предвыборной агитации не содержит, поскольку в нем нет призывов, высказываний, комментариев, из которых бы усматривалась цель склонить избирателей в сторону кандидата ФИО15 либо в сторону других кандидатов.
Доводы истца о том, что Сафонов во время предвыборной агитации использует служебное транспортное средство, поскольку он изображен на фотографии именно в служебном транспортном средстве, ничем не подтверждены, поскольку доказательств об этом не представлено. Нет также доказательств о распространении данного фото самим кандидатом в мессенджере WhatSapp. В судебном заседании ФИО15 пояснил, что на этом фото он находится в личном транспортном средстве «Паджеро Джуниор». Кроме того, мессенджер WhatSapp не относится к организациям, осуществляющим выпуск средств массовой информации.
Следовательно, указанное истцом обстоятельство также не может быть признано нарушением кандидатом ФИО15 требований избирательного законодательства.
3. Истец просит признать нарушением уведомление о проведении 11 ноября 2017 года в МБУ ЦКиД «Гармония», собственником которого является Администрация МО «Город Олекминск» в лице главы ФИО15, мероприятия в формате «Встреча с населением кандидата ФИО15 на должность главы МО «Город Олекминск», подписанное директором МБУ ЦКиД «Гармония», поскольку указанное уведомление оформлено ненадлежаще, в уведомлении не указано об условиях предоставления помещения, о периоде, когда это помещение может быть предоставлено другим кандидатам, что является нарушением подпунктов 4 и 5 ст.53 ФЗ №67. Также считает, что с заявкой о предоставлении помещения кандидат должен обратиться именно к собственнику данного учреждения, т.е. к Администрации МО «Город Олёкминск». Считает, что предоставление помещения кандидату ФИО15 нарушает её права, как кандидата.
В соответствии с п.3 ст.53 ФЗ № 67 - по заявке зарегистрированного кандидата, пригодное для проведения агитационных публичных мероприятий в форме собраний и находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно предоставляется собственником, владельцем помещения на время, установленное определяемой законом комиссией, зарегистрированному кандидату, его доверенным лицам, для встреч с избирателями. При этом комиссия обязана обеспечить равные условия проведения указанных мероприятий для зарегистрированных кандидатов.
В соответствии с п..4 указанной статьи закона - если указанное в п.3 данной статьи помещение, а равно помещение, находящееся в собственности организации, было предоставлено одному зарегистрированному кандидату, собственник, владелец помещения не вправе отказать другому зарегистрированному кандидату, в предоставлении помещения на таких же условиях в иное время в течение агитационного периода. В случае предоставления помещения зарегистрированному кандидату собственник, владелец помещения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме определенную законом комиссию о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям.
В соответствии с п.5 ст.54 указанного закона – заявки на выделение помещений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, рассматриваются собственниками, владельцами этих помещений в течение трех дней со дня подачи указанных заявок.
В судебном заседании установлено, что 11 ноября 2017 года была запланирована встреча кандидата ФИО15 с жителями округа в ЦКиД «Гармония». При этом из представленных стороной ответчика заявки и уведомления видно, что заявка от избирательного штаба кандидата ФИО15 о предоставлении помещения была подана в ЦКиД «Гармония» и получена им 2 ноября 2017 года. О проведении данной встречи кандидата и условиях его проведения (место, дата, время) ИКМО «Город Олёкминск» была уведомлена 3 ноября 2017 года.
Кроме того, как установлено в суде, в предоставлении помещения в ЦКиД другим кандидатам для организации встреч с избирателями на должность главы города, в том числе истцу ФИО12, не было отказано. С заявками о предоставлении помещения в ЦКиД для проведения встреч с населением, ни истец – кандидат ФИО12, ни остальные кандидаты не обращались, что видно из сообщения директора ЦКиД «Гармония» ФИО6 от 15 ноября 2017 года.
Из представленных стороной заинтересованного лица документов и не оспаривается самой ФИО12 в суде, установлено, что учредителем и собственником МБУ ЦКиД «Гармония» является Администрация МО «Город Олёкминск». Данное здание передано в МБУ ЦКиД «Гармония» на безвозмездной основе по распоряжению главы города от 16 июня 2011 года. Из договора о безвозмездной передаче данного имущества видно, что здание передано ЦКиД «Гаромния» на праве оперативного управления.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться им.
Следовательно, решение вопроса о предоставлении либо отказе в предоставлении помещения тому или иному кандидату входит в компетенцию руководителя данного учреждения в силу предоставленного права в соответствии с вышеуказанной нормой ГК РФ.
Потому, суд считает, что специального разрешения собственника учреждения МБУ ЦКиД «Гаромния», в данном случае Администрации города, на предоставление помещения в ЦкиД для проведения кандидатом Сафоновым встречи с населением 11 ноября 2017 года не требовалось.
Тем самым отсутствуют доказательства о нарушении кандидатом ФИО15 прав кандидата и требований пунктов 4 и 5 ст. 54 ФЗ № 67.
4. О признании нарушением участие депутатов городского Совета депутатов МО «Город Олёкминск» ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, а также кандидата на должность главы МО «Город Олекминск» ФИО15 в агитационном мероприятии, т.е. при встрече с населением округов города Олёкминска 4 ноября 2017 года по адресу улица ФИО17 1 «б» и 11 ноября 2017 г. в МБУ ЦКиД «Гармония», о наличии информирования ИКМО истца и других кандидатов о проведении агитационного мероприятия кандидатом ФИО15 только в МБУ ЦКиД «Гармония».
Из показаний по ходатайству административного истца свидетеля ФИО1 в суде следует, что 6 ноября 2017 года от жителя города ФИО9 он получил листовки с текстом о приглашении на встречу с депутатами и кандидатом ФИО15 на 4 ноября 2017 года в доме по ул. ФИО17. 12 ноября 2017 года он лично снял еще одну листовку со столба возле МФЦ. Кто развешивал эти листовки не видел. Показывал листовки кандидату ФИО10 и отдал кандидату ФИО12, в ИКМО их не относил. Считает, что эти листовки являются агитационными, поскольку в них указывается о встрече ФИО15, именно как кандидата на должность главы города. Поскольку он сам в газете «Вести-Олекмы» печатает такие материалы, ему известно о требованиях оформления данных материалов. На этих же листовках не указывались требуемые сведения: адрес штаба, телефон, тариф, тираж, дата. Не было сведений о членстве ФИО15 в партии «Единая Россия».
Из показаний допрошенных по ходатайству заинтересованного лица свидетелей ФИО7 и ФИО8, являющихся депутатами по избирательному округу № 6 согласно протоколу окружной избирательной комиссии от 11 сентября 2017 года, в суде, видно, что 4 ноября 2017 года, они, а также ФИО2, как депутаты данного округа, встречались с жильцами дома по ул. ФИО17, 1 «б». Данная встреча была организована по инициативе депутата ФИО3 по проблемам, возникших у жителей указанного дома в связи с аварийностью дома, о включении дома в программу ветхого и аварийного жилья. На эту встречу был приглашен также кандидат ФИО15, поскольку, именно он, как работавший главой города, знал о проблемах этого дома. Потому другие кандидаты не были приглашены на встречу. На встрече обсуждали вопросы только по проблемам этого дома, какой-либо агитации в пользу кандидата ФИО15 не было. При этом сам ФИО15 участия не принимал. О проведении на этой встрече агитационной работы в его пользу, он их не просил. Объявления о данной встрече были напечатаны по просьбе ФИО3 в штабе кандидата ФИО15, и им же самим эти объявления потом развешивались в подъездах данного дома. В данном объявлении неверно указана дата, поскольку встреча состоялась 4 ноября 2017 года. Депутаты в подчинении главы города, либо в какой-либо зависимости от него не находятся, работа депутатов эта общественная деятельность, оплата за это им не полагается. Об организации этой встречи депутатский корпус не извещали, так как решили сначала разобраться самим и после этого поставить вопрос по этому дому на очередной сессии депутатов.
Из показаний свидетеля ФИО5, допрошенного по ходатайству стороны заинтересованного лица в суде, видно, что он является депутатом по округу №1 МО «Город Олёкминск». 11 ноября 2017 года в 14 часов в ЦКиД «Гармония» должна была состояться встреча кандидата ФИО15 и его, как депутата по округу № 1, с населением округа, но поскольку народ не пришел на эту встречу, встреча не состоялась. Соответственно никакой агитации в пользу кандидата не было. Листовку об этой встрече он взял в штабе кандидата ФИО15 и сам развешивал. До этого, примерно 2 недели назад, точную дату не помнит, был на встрече кандидата ФИО15, состоявшейся в помещении пожарной части, где ФИО15 отвечал на поставленные вопросы собравшихся людей. Он является сторонником кандидата ФИО15, знает его много лет только с положительной стороны. Потому, чтобы поддержать его, присутствовал на этой встрече.
Из показаний допрошенной в качестве свидетеля ФИО11 - работающей в избирательном штабе кандидата на должность главы Сафонова видно, что она работает в штабе ФИО15 на безвозмездной основе. По инициативе штаба подавалась заявка в ЦКиД «Гармония» о предоставлении помещения 11 ноября 2017 года для встречи кандидата ФИО15 с населением. В Администрацию МО «Город Олекминск» не обращались по этому вопросу. Данная заявка была удовлетворена директором ЦКиД «Гармония» ФИО6. Встреча депутатов и кандидата ФИО15 в доме по ул. ФИО17, 1 «б», на 4 ноября 2017 года была организована по инициативе ФИО3. При этом текст объявлений о данной встрече кандидата и об его встрече в ЦКиД «Гармония» 11 ноября печатала она. Принимал ли участие ФИО15 на встрече 4 ноября 2017 года не может сказать, поскольку её там не было. По встрече кандидата с населением города в ЦКиД «Гармония» 11 ноября 2017 года пояснила, что она приходила в Гармонию, ФИО15 тоже присутствовал, но встреча не состоялась, так как жители округа на встречу не пришли.
Таким образом, из показаний указанных свидетелей суд считает установленным, что встреча кандидата ФИО15 с жителями дома по ул. ФИО17, назначенное на 4 ноября 2017 года, была организована депутатами избирательного округа по проблемам, возникшим у жителей по техническому состоянию дома. Потому избирательный штаб кандидата о планировании этой встречи кандидата ФИО15 избирательную комиссию не информировал. Также установлено, что на данной встрече обсуждался вопрос только по состоянию дома по ул. ФИО17, 1 «б», о включении его в программу ветхого и аварийного жилья. Самого кандидата ФИО15 на этой встрече не было. Агитации в пользу кандидата ФИО15 либо против других кандидатов в ходе данной встречи не проводилось. Доказательств, подтверждающих обратное, не имеется и в судебном заседании не представлено. Также установлено, что встреча кандидата ФИО15 и депутата ФИО5 с жителями округа № 1, назначенное на 11 ноября 2017 года в ЦКиД «Гармония», была организована избирательным штабом данного кандидата. О данной встрече кандидата ФИО15 были информированы избирательной комиссией другие кандидаты. При этом установлено, что данная встреча кандидата не состоялась в связи с неявкой жителей указанного округа на встречу. Соответственно о проведении агитационного мероприятия кандидатом ФИО15 11 ноября в ЦКиД «Гармония», доказательств не имеется.
Согласно ст.21 Устава МО «Город Олекминск» - Городской совет депутатов является представительным органом муниципального образования.
Согласно п. «ж» ч.5 ст. 40 ФЗ № 67 – под использованием преимуществ должностного или служебного положения являются агитационные выступления в период избирательной компании при проведении публичного мероприятия, организуемого в том числе муниципальными органами.
Доказательств, подтверждающих об агитационных выступлениях, организованных муниципальным органом - Городским советом депутатов, не имеется и не представлено.
Кроме того, депутаты Горсовета в трудовых отношениях с администрацией МО «Город Олёкминск» не состоят, государственными либо муниципальными служащими они не являются. А согласно п.9 ст.29 Устава МО «Город Олёкминск» следует, что глава подконтролен и подотчетен населению и Городскому совету.
Следовательно, доводы истца о том, что депутаты находятся в подчинении главы города либо в иной зависимости от него, суд считает несостоятельными.
Потому суд считает, что указанные истцом обстоятельства не являются нарушением требований норм ФЗ № 67.
5. Требование истца о признании нарушением участие депутатов Городского Совета МО «Город Олёкминск» ФИО6, ФИО7 и кандидата ФИО15 в мероприятии, назначенном на 18 ноября 2017 года по адресу ул. Урицкого, 16 « в».
Истец ФИО12 обратилась с данным иском в суд 14 ноября 2017 года. При этом просит признать нарушением мероприятие с участием кандидата ФИО15, запланированного на 18 ноября 2017 года по адресу: <...> «в». Тем самым она есть просит признать нарушением мероприятие, которое ещё не состоялось. Потому вынесение решения по этому требованию истца невозможно, поскольку дата запланированного мероприятия на момент обращения истцом в суд не наступила, и соответственно само мероприятие не проведено. Установить о наличии или отсутствии нарушений избирательного законодательства, и носило или нет запланированное мероприятие с участием кандидата ФИО15 агитационный характер, возможно только после проведения указанного мероприятия и при предоставлении соответствующих доказательств.
6. По требованию истца о признании нарушением распространения агитационного материала о встречах депутатов и кандидата ФИО15, поскольку это является нарушением пунктов 3, 5, 6 и 8 ст. 54 ФЗ № 67:
Истец просит признать листовки о приглашении жителей города на встречу 4 ноября и 11 ноября 2017 года с депутатами и кандидатом ФИО15, напечатанных на оборудовании избирательного штаба кандидата ФИО15, считая, что они являются агитационными материалами, поскольку в них указано слово о встрече с «кандидатом» ФИО15.
Оснований для признания данных листовок агитационными материалами в силу п.1 ст.2 и ч.2 ст.48 ФЗ № 67, ввиду отсутствия в них каких-либо признаков предвыборной агитации, в период избирательной комиссии, не имеется. В этой части суд соглашается с доводами представителя заинтересованного лица о том, что указанные листовки носят информационный характер, поскольку в них сведений о специальной цели склонения избирателей в определенную сторону, обеспечения поддержки или напротив противодействие конкретному кандидату, нет.
Потому данное обстоятельство нарушением ст.54 ФЗ № 67 не является.
Следовательно, ни одного из указанных в норме статьи 76 ФЗ № 67 оснований для отмены регистрации кандидата ФИО15 на должность главы МО «Город Олёкминск» по доводам и требованиям заявителя ФИО12, в судебном заседании не установлено.
Потому в иске административного истца ФИО12 следует отказать.
Доводы заинтересованного лица ФИО15 в суде об отказе в иске ФИО12 в связи с пропуском установленного срока подачи административного иска несостоятельны, поскольку заявление ФИО12 об отмене регистрации кандидата подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования, т.е. с соблюдением требований п.5 ст.240 КАС РФ.
На основании изложенного, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)», руководствуясь статьями 175-180 и 244 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований административного истца ФИО12 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) через Олёкминский районный суд РС (Я) в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья: п./п.
Копия верна
Судья Олёкминского районного
суда Республики Саха (Якутия): В.Н. Максимова