ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-710/20 от 21.10.2020 Шарьинского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а- 710/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2020 года

Шарьинский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи: Гуманец О.В.

с участием заместителя Шарьинского межрайонного прокурора Аристовой И.С.

при секретаре Долгодворовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Водоканалсервис» к администрации городского округа город Шарья Костромской области о признании нормативно - правовой акт недействующим,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Водоканалсервис» обратилось в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа город Шарья Костромской области, в котором просит признать недействующим постановление администрации городского округа
г. Шарья от 10.07.2020 г. № 568 «Об утверждении нормативов состава сточных вод,
отводимых абонентами в системы канализации городского округа город Шарья»
(«Ведомости Шарьи» № 34 23.07.2020) и обязать администрацию городского
округа город Шарья установить нормативы состава сточных вод в соответствии с
представленными расчетами.

В обоснование заявленных требований указало, что ООО «Водоканалсервис» в рамках постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (ред. от 22.05.2020) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» и постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации» неоднократно обращалось в администрацию городского округа город Шарья с целью установления нормативов состава сточных вод.

В ответ на обращения администрацией городского округа город Шарья 30 июня 2020 года письмом за исх. № 2689/02-03 отказано в установлении нормативов состава сточных вод. В обоснование своей позиции администрация городского округа город Шарья ссылается на положения п. 174 Правил № 644, где в качестве основания для принятия решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, является отсутствие предусмотренных пунктом 171 Правил оснований для корректировки нормативов состава сточных вод.

Согласно п. 174 Правил № 644, основания для принятия решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод, предусмотренных пунктом 171 настоящих Правил, применимы только при корректировке нормативов состава сточных вод. Однако ООО «Водоканалсервис» не обращалось с целью корректировки нормативов состава сточных вод и внесения изменений в постановление администрации городского округа город Шарья от 19.02.2014 г. № 168 «Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город Шарья», в котором утверждены допустимые концентрации загрязняющих веществ, принимаемых в бассейны канализования городского округа город Шарья, а просит установить нормативы состава сточных вод.

В связи со вступлением в силу постановления № 728, постановление администрации городского округа город Шарья от 19.02.2014 г. № 168 «Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город Шарья» с 01.07.2020 утратило силу.

Согласно п. 2 постановления № 728, органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов рекомендовано установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 01.07.2020.

В соответствии с п. 173 Правил № 644, нормативы состава сточных вод устанавливаются нормативным правовым актом органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод в течение 30 календарных дней со дня представления рассчитанных значений нормативов состава сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение. В случае принятия решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод в организацию, осуществляющую водоотведение, направляется уведомление об отказе в установлении нормативов состава сточных вод с указанием оснований для такого отказа. До настоящего времени в адрес ООО «Водоканалсервис» вышеуказанного уведомления не поступало.

Для установления нормативов состава сточных вод ООО «Водоканалсервис» предоставил в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод рассчитанные значения нормативов состава сточных вод. Предоставление иных документов Правилами № 644 не предусмотрено.

Постановлением администрации городского округа город Шарья от 10.07.2020 № 568 установлены нормативы состава сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город Шарья не в соответствии с направленными расчетами нормативов состава сточных вод. Ранее расчёт допустимых концентраций производился в соответствии с приказом Минжилкомхоза РСФСР от 02.03.1984 г. № 107 «Правила приема производственных сточных вод в системы канализации населенных пунктов», а расчет нормативов состава сточных вод в соответствии с п. 176-177 Правил № 644. Постановлением № 728 установлен иной порядок расчета нормативов состава сточных вод.

На основании вышеизложенного, ООО «Водоканалсервис» в полном объёме выполнило требования раздела 13 постановления № 644, в связи с чем, полагает решение об отказе в установлении нормативов состава сточных вод для Шарьинского представительства ООО «Водоканалсервис» неправомерным.

Требование об установлении нормативов состава сточных вод, согласно расчётам, представленным в письмах от 11.06.2020 г. № 01-3/29/1511, от 22.06.2020 г. №-01-3/29/1612, от 25.06.2020 г. № 01-3/29/1648, оформленное в виде претензии за исх. № 02-2/8/2038 от 31.07.2020 было направлено в адрес ответчика. В ответ на претензию администрацией городского округа город Шарья было отказано в установлении нормативов состава сточных вод. Таким образом, по мнению административного истца, постановление администрации городского округа город Шарья от 10.07.2020 № 568 «Об утверждении нормативов состава сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город Шарья» не соответствует положениям постановления Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (ред. от 22.05.2020) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» и постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации».

В представленных в суд возражениях администрация городского округа город Шарья Костромской области указала, что считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов, муниципальных районов (на территории сельского поселения, входящего в его состав) отнесено установление нормативов состава сточных вод.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов рекомендовано установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 01.07.2020 года.

Учитывая данные рекомендации, администрацией было принято постановление от 10.07.2020 года № 568 «Об утверждении нормативов состава сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город Шарья». До принятия оспариваемого постановления утверждался перечень и допустимая концентрация загрязняющих веществ, принимаемых в бассейны канализирования городского округа город Шарья (был утвержден постановлением администрации городского округа город Шарья № 168 от 14.02.2014 года (в редакции постановления администрации № 280 от 27.04.2018 года)).

11 июня 2020 года ООО «Водоканалсервис» направило в администрацию городского округа город Шарья для утверждения нормативы состава сточных вод. В направляемых нормативах были допущены неточности.

17 июня 2020 года ООО «Водоканалсервис» направило откорректированный расчёт нормативов состава сточных вод, а также нормативы допустимых сбросов в реку Шолешка. действующие с 07.12.2019 года.

В ответ на письмо от 11 июня 2020 года, администрацией был сделан запрос копии утвержденных для ООО «Водоканалсервис » нормативов допустимого сброса в реку Шолешка (так как письмо от 17.06.2020 еще не было получено администрацией). 25 июня 2020 года информация была направлена.

30 июня 2020 года в ООО «Водоканалсервис» было направлено уведомление об отказе в установлении нормативов состава сточных вод с указанием в качестве основания для такого отказа положения п. 174 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства от 29.07.2013 года № 644. В качестве одного из оснований отказа, указанных в пункте 174 Правил указывается на не соответствие нормативов состава сточных вод требованиям пунктов 176-181 Правил.

В своем уведомлении администрация указывает, в чем именно состоит не соответствие представленных нормативов пунктам 176-181 Правил, а именно:

пункты 176-181 Правил устанавливают порядок расчета норматива состава сточных вод и требования к определенным показателям в формулах.

Согласно п. 13.1 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).

В соответствии с пунктом 172 Правил, нормативы состава сточных вод рассчитываются организацией, осуществляющей водоотведение и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, не позднее 30 календарных дней со дня представления организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду, или выдачи организации, осуществляющей водоотведение, комплексного экологического разрешения, получения ею разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в них соответствующих изменений), или установления нормативов допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения.

Нормативы состава сточных вод устанавливаются: на основании НДС; с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями
организаций, осуществляющих водоотведение.

Как указано в пункте 177 Правил, расчет показателей выполняется за период не менее 12 календарных месяцев предшествующих первому числу месяца представления организацией осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод.

Таким образом, расчет показателей должен был быть осуществлен и представлен в администрацию за период с 01.06.2019 г. по 01.06.2020 г., между тем в письме от 25.06.2020 года расчёт осуществлен за 2019 год (протокол результатов анализа за февраль 2019, май 2019, август 2019, ноябрь 2019).

В качестве одного из оснований для отказа в уведомлении так же указанно на неизменность одного из двух основных показателей для расчета норматива состава сточных вод нормативов допустимых сбросов (НДС).

В частности, по отдельным веществам ООО «Водоканалсервис» предлагает утвердить нормативы состава сточных вод в 1,5 -2 раза ниже существующих, что приведет к увеличению платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, вносимую предприятиями и учреждениями города. Снизиться нормативы состава сточных вод при оставленных без изменения НДС могли только за счёт снижения эффективности очистки.

Заявленная в Декларации эффективность в значительной степени не совпадает с эффективностью, заявленной предприятием в Декларации и даже с эффективностью по Паспорту очистных сооружений ПДО «Шарьядрев» 1986 года.

Следовательно, ООО «Водоканалсервис» имеет техническую и технологическую возможность очистных сооружений очищать стоки с более высокой степенью очистки, чем та, которая представлена для расчетов норматива в 2020 году.

Согласно пункту 123(5) Правил, средства, полученные организациями, осуществляющими водоотведение, в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения используются целевым образом в качестве источника финансирования производственной и (или) инвестиционной программ организации, осуществляющей водоотведение, на выполнение иных мероприятий, связанных с ремонтом, реконструкцией или строительством объектов централизованных систем водоотведения, а также в качестве средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию производственной и (или) инвестиционной программ.

Несмотря на тот факт, что с каждым годом предприятие в рамках своей инвестиционной программы с учетом условий концессионного соглашения № 3 от 26.03.2012 года, заключенного с администрацией городского округа город Шарья, должно осуществлять модернизацию, и тем самым повышать эффективность очистки, по факту получается, что эффективность очистки падает даже по сравнению с эффективностью по Паспорту очистных сооружений ПДО «Шарьядрев» 1986 года. Таким образом, представленные для утверждения рассчитанные нормативы состава сточных вод не соответствуют требованиям пунктов 176-181 Правил, что послужило основанием для направления уведомления об отказе их утверждения.

Принятие оспариваемого постановления, в первую очередь, вызвано требованиями действующего законодательства, а именно пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», в соответствии с которым органам местного самоуправления городских поселений, городских округов муниципальных районов рекомендовано установить нормативы состава сточных вод сроком начала их действия не позднее 01.07.2020 года, а также необходимостью признания утратившим силу постановления администрации городского округа город Шарья 19.02.2014 года № 168 «Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город Шарья» и постановления администрации от 27.04.2018 № 280 (которым вносятся изменения в постановление от 19.02.2014 года № 168). Так как изменение действующего законодательства не влечет автоматического признания утратившим силу нормативно- правовых актов, принятых в рамках требований законодательства, действующего на момент принятия акта.

Требование истца обязать администрацию принять нормативно-правовой акт в соответствии с представленными расчетами нарушает права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах своих полномочий (л.д.58 - 61).

Дело рассматривалось в отсутствие представителя административного истца, своевременно извещённого о дате слушания.

В судебном заседании представительадминистративного ответчика Цапаева Е.В., действующая на основании доверенности от 1.11.2019 года № 20, с иском не согласилась.

В дополнение к вышеизложенным в возражениях доводам пояснила, что пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», органам местного самоуправления городских поселений, городских округов и муниципальных районов рекомендовано установить нормативы состава сточных вод со сроком начала их действия не позднее 01.07.2020 года. Данная норма не императивная, рекомендательная, но, учитывая данные рекомендации, администрацией г.о.г. Шарья было принято постановление от 10.07.2020 года № 568 «Об утверждении нормативов состава сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город Шарья». Принять данное постановление побудили данные рекомендации об установлении нормативов. Вместо понятия «предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ» законодатель рекомендовал установить нормативы сточных вод. В связи с этим было издано данное постановление, при этом все расчёты и все табличные показатели оставлены на прежнем уровне, то есть, как в постановлении № 168 от 14.02.2014 года (в редакции постановления администрации № 280 от 27.04.2018 года) по следующим основаниям.

Полагает, что административный истец ошибочно считает, что с принятием постановления № 728 утратило силу постановление № 168. Само по себе изменение действующего законодательства не влечёт автоматическую отмену актов органов местного самоуправления и поэтому без принятия нового (оспариваемого) постановления и признании утратившим силу старого постановления просто бы продолжало действовать постановление № 168 несмотря на то, что наименование его не соответствует действующему законодательству, ООО «Водоканалсервис» не оспорило постановление № 168.

Также считает, что у ООО «Водоканалсервис» не было оснований обращаться за установлением нормативов. Почему-то административный истец счёл, что изменение действующего законодательства является основанием для обращения по вопросу изменения нормативов состава сточных вод. Это мнение считает ошибочным, поскольку Правила, утверждённые постановлением Правительства РФ № 644, содержат исчерпывающий перечень оснований, установленных в п. 171 Правил. Такое основание, как изменение действующего законодательства, данный пункт не содержит. Основаниями для установления или корректировки нормативов состава сточных вод являются установление (расчет, представление), корректировка (перерасчет) нормативов допустимых сбросов или установление (корректировка) технологических нормативов для объектов централизованных систем водоотведения организации, осуществляющей водоотведение. Ни первое, ни второе основание у них не возникло, поскольку нормативы допустимых сбросов были утверждены ещё в декабря 2019 г., что отражено в декларации, датированной 07.12.2019 г., и они не изменились. Ранее, до декларации, административному истцу выдавалось разрешение, теперь это называется декларация о воздействии на окружающую среду. И, если сравнить таблицы в декларации и разрешении, то становиться очевидным, что эти нормативы у них не меняются на протяжении длительного времени. То есть, Департамент природных ресурсов как установил нормативы в таких значениях, так они практически и не изменились, а ООО «Водоканалсервис» меняет нормативы совсем по другим наименованиям веществ. Получается, что в формуле исчисления норматива состава сточных вод, где НДС - это числитель, эффективность - это знаменатель, числитель не поменялся, значит, норматив они могли поменять только за счёт знаменателя, то есть, за счёт эффективности. Если начать разбираться с эффективностью очистки сточных вод, то приходим к мнению, что ООО «Водоканалсервис», по непонятным причинам, указывает эффективность в разы меньше, чтобы увеличить норматив. Не понятно, почему эта эффективность у них упала, несмотря на то, что живём в 21 веке и по закону ООО «Водоканалсервис» обязано модернизировать производство и соответственно повышать эффективность очистки.

Пункты 176-181 Правил устанавливают порядок расчёта норматива состава сточных вод и требования к определённым показателям в формулах. Если ООО «Водоканалсервис» обратилось 01.06.2020 г., то за период с 01.06.2019 г. до 01.06.2020 г. они должны доказать, что резко упала эффективность очистки сточных вод. По запросу они представили лишь протоколы отбора проб только за 2019 г. (4 протокола, раз в квартал допускается составление протокола), за 2020 г. протоколы отбора проб представлены не были ни нам для утверждения нормативов, ни в Департамент природных ресурсов, поскольку запросу Департамент природных ресурсов предоставил те же самые 4 протокола за 2019 г.

Считает, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом местного самоуправления - администрацией городского округа город Шарья в пределах своих полномочий, закон нарушен не был, постановление опубликовало в установленном порядке с соблюдением норм действующего законодательства.

Выслушав доводы представителя администрации городского округа город Шарья, показания свидетеля Пащенина А.А., заслушав заключение заместителя Шарьинского межрайонного прокурора Аристовой И.С., полагавшей, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, ООО «Водоканалсервис» оказывает услуги холодного водоснабжения и водоотведения абонентам - физическим и юридическим лицам на территории городского округа г. Шарья Костромской области. Для установления нормативов состава сточных вод абонентов к сбросу в системы коммунальной канализации городского округа город Шарья, ООО «Водоканалсервис» направил в адрес администрации городского округа город Шарья нормативы состава сточных вод, отводимых в системы канализации городского округа город Шарья, а так же их расчет (л.д. 22-30).

Как пояснил в судебном заседании опрошенный в качестве свидетеля начальник отдела экологии и санитарно-технического контроля Управления ЖКХ и строительства администрации г.о.г. Шарья Пащенин А.А., в администрацию г.о.г. Шарья из ООО «Водоканалсервис» поступили документы для установления нормативов состава сточных вод ООО «Водоканалсервис». В рамках постановления Правительства РФ № 644 организация, осуществляющая водоотведение обязана предоставить расчёт, то есть полный набор расчётов и цифр, которые необходимы для изучения специалистом, который занимается этим вопросом, и который сможет оценить правильность предоставленной информации.

После недельной переписки получили информацию, которая была необходима для проведения анализа цифр. Ранее, когда готовился проект постановления № 168, там приводились цифры, их необходимо было сверить, а именно, нужно было сверить нормативы допустимых сбросов (то, что раньше было указано в разрешении, и то, что в декабре 2019 г. задекларировал ООО «Водоканалсервис»), а также расчёты эффективности и прочие цифры. Изучив нормативы допустимых сбросов в разрешении и то, что они задекларировали, он убедился, что цифры идентичны, то есть, не имеют отличий практически ни по каким показателям (разница была в показаниях меди: 0,003 и 0, 028). ООО «Водоканалсервис», имея нормативы допустимых сбросов в водный объект, у него отсутствует возможность для установления других нормативов. При чём, у них не меняется объём стоков и качество стоков, которые поступают на очистные сооружения, поэтому очистные сооружения у них должны справляться, как это было в 2017-2019 гг., так и в этом году, после того, как они заявили декларацию в Департамент природных ресурсов. Поскольку ничего не изменилось, ни исходные данные - это объём, какой они получают, и какой они скидывают, он пришёл к выводу, что необходимо ООО «Водоканалсервис» отказать в установлении новых нормативов, поскольку норматив сбросов в водный объект у ресурсоснабжающей организации не изменился. Это первое основание. Далее. На основании п. 171 постановления Правительства РФ № 644 они могут скорректировать нормативы по основанию, если у них изменилась эффективность более, чем на 10 % по какому-либо из значений норматива состава сточных вод. Однако эти значения эффективности они предоставили только по кварталам за 2019 г. несмотря на то, что на основании постановления в случае изменения значения какого-то показателя эффективности, они должны производить замеры в течение 12 календарных месяцев подряд. Больше всего удивило, что в декларации, которую ООО «Водоканалсервис» предоставляет в Департамент природных ресурсов, указана эффективность работы очистных сооружений выше 90 % почти под 100 % по всем основным показателям. За март-май, летние месяцы 2018 г. показатели были одни (исследования были проведены двумя лабораториями и задекларированы), а спустя полгода, начиная с февраля 2019 г., показатели резко падают. Могу привести пример по формальдегиду. У них было задекларировано 85-99 % по формальдегиду, и вдруг они нам предъявляют 48,5 %. Это ниже паспортных значений. У нас имеется паспорт очистных сооружений. Даже на 1986 год технологическая возможность очистных сооружений по очистке загрязняющих веществ по каждому показателю составляла минимум 50 %. То есть, прошло 20-30 лет, ООО «Водоканалсервис» должен модернизироваться, вкладывать в это какие-то средства, тем более, что нарастает и объём поступающих стоков, и предприятия делают какие-то локальные сооружения и очищают стоки, и жилья много. И вдруг в феврале 2020 г. они предоставляют данные, свидетельствующие, что за полгода у них резко упала эффективность работы очистных сооружений (в два раза). Формулы применяются в рамках действующего законодательства, но изменять можно только одну цифру - показатель эффективности. И, если согласиться с ООО «Водоканалсервис», то наши предприятия будут платить гораздо большие суммы. Изменения произошли значительные, по 4 показателям, при чём, проанализировав ситуацию, поясню на примере железа. Вода в наших водных объектах с большим содержанием железа, фоновые показатели содержания железа в реке Ветлуга и Шолешка около 3 мг/л. ООО «Водоканалсервис» по железу просит, чтобы наши предприятия к ним в сооружения сбрасывали стоки с показателем содержания железа 2,0-2,05 мг/л, то есть ниже, чем они дают. При этом ООО «Водоканалсервис» сам не может очистить стоки, так как у них отсутствует станция обезжелезивания, это достаточно трудоёмкий процесс, поэтому они просто берут и по этому показателю просто подают, ничего не предпринимая при этом. Также и население получает воду ровно с таким же содержанием железа. Но это полный бред потом сбрасывать более чистую воду, когда она идёт из реки, по трубам поступит на предприятие, на предприятии поучаствует в каких-то процессах, обратно вернётся по трубам. И будет ещё чище? По нашему постановлению эта цифра 3, а они просят - 2 мг/л содержания железа.

Поэтому и было принято решение отказать ООО «Водоканалсервис», так как не поменялся норматив допустимых сбросов, отсутствуют замеры эффективности в соответствии с постановлением № 644. Если они видят, что у них меняется эффективность, они в течение 12 календарных месяцев подряд должны были измерять эффективность и нам предоставлять эти цифры. ООО «Водоканалсервис» работает более 30 лет. Средства, которые они получают за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения, и за эти годы они получили достаточно средств, чтобы провести модернизацию очистных сооружений. Также в рамках природоохранного законодательства они обязаны проводить соответствующие мероприятия по природопользованию, по работе очистных сооружений.

После изучения представленных расчётов, Главой городского округа город Шарья Костромской области было подписано постановление от 10.07.2020 года № 568 «Об утверждении нормативов состава сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город Шарья» (л.д.20).

В силу п.1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п.1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В силу п. 8 и 9 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Статья 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О водоснабжении и водоотведении" в качестве целей и принципов государственной политики в сфере водоотведения указывает охрану здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоотведения, снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод, достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоотведение, и их абонентов.

В целях применения вышеуказанного Федерального закона N 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; под составом и свойствами сточных вод - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические и другие свойства сточных вод, в том числе концентрацию загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в сточных водах; под нормативами состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации); под сточными водами централизованной системы водоотведения - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод (пункты 2, 13.1, 22, 23 статьи 2).

Часть 1 статьи 14 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О водоснабжении и водоотведении" предусматривает, что по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований.

В соответствии с положениями ч. 1 и ч.2 ст. 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) "О водоснабжении и водоотведении" в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 113 Правил холодного водоснабженияи водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 22.05.2020), сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4; б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.

Порядок установления нормативов состава сточных вод, в том числе порядок расчета показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, и особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ определён разделами XIII - XV Правил холодного водоснабженияи водоотведения, введенных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728 "Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

В силу п. 171 Правил холодного водоснабженияи водоотведения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 22.05.2020), основаниями для установления или корректировки нормативов состава сточных вод являются установление (расчет, представление), корректировка (перерасчет) нормативов допустимых сбросов или установление (корректировка) технологических нормативов для объектов централизованных систем водоотведения организации, осуществляющей водоотведение.

В силу п. 172 Правил холодного водоснабжения и водоотведения нормативы состава сточных вод рассчитываются в порядке, определенном настоящим разделом, организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод.

Орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, обязан в течение 30 календарных дней со дня представления рассчитанных значений нормативов состава сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, установить нормативным правовым актом нормативы состава сточных вод или уведомить организацию, осуществляющую водоотведение, об отказе в установлении нормативов состава сточных вод (для загрязняющих веществ, в отношении которых имеются основания для принятия решения об отказе в установлении органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, нормативов состава сточных вод) с указанием оснований для такого отказа (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления организацией, осуществляющей водоотведение) (п. 173 Правил).

В соответствии с п. 174 Правил холодного водоснабжения и водоотведения основаниями для принятия решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, являются: отсутствие установленных (рассчитанных, представленных) нормативов допустимых сбросов или установленных технологических нормативов в отношении загрязняющих веществ, для которых были представлены рассчитанные значения нормативов состава сточных вод; рассчитанные значения нормативов состава сточных вод меньше установленных (рассчитанных, представленных) значений нормативов допустимых сбросов или установленных технологических нормативов по соответствующим загрязняющим веществам; рассчитанные значения нормативов состава сточных вод не соответствуют требованиям пунктов 176 - 181 настоящих Правил; отсутствие предусмотренных пунктом 171 настоящих Правил оснований для корректировки нормативов состава сточных вод (при представлении для корректировки нормативов состава сточных вод).

Нормативы состава сточных вод абонентов, рассчитываются по единой, предусмотренной Правилами холодного водоснабжения и водоотведения формуле (п. 176- 181).

30.06.2020 года в адрес исполнительного директора ООО «Водоканалсервис» администрацией городского округа город Шарья было направлено письмо, уведомляющее о принятии решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод на основании п. 174 Правил холодного водоснабжения и водоотведения поскольку из представленной информации, в частности, копии Разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты № 085 от 8.12.2017 года, копии нормативов допустимых сбросов в реку Шолешку, входящих в состав Декларации о воздействии на окружающую среду ООО «Водоканалсервис» следует, что нормативы допустимых сбросов (НДС) для ОС ООО «Водоканалсервис» не изменились, соответственно, отсутствуют основания для установления или корректировки нормативов состава сточных вод (л.д.50-51).

В силу п. 167 Правил холодного водоснабжения и водоотведения нормативы состава сточных вод устанавливаются в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение.

Частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Оспариваемый муниципальный правовой акт принят уполномоченным органом, в соответствии с его компетенцией, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду и не противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам, процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта не нарушена.Из вышеприведенных законодательных норм следует, что у органа местного самоуправления отсутствует безусловная обязанность утверждения нормативов состава сточных вод, рассчитанных организацией, осуществляющей водоотведение, так как федеральным законодателем предусмотрена возможность отказа в установлении соответствующих нормативов.

Приведенные в приложении к постановлению допустимые концентрации загрязняющих веществ не являются произвольными, соответствуют действовавшим ранее показателям и направлены на уменьшение негативного воздействия сточных вод и загрязняющих веществ на окружающую среду, устранения последствий этого воздействия путем повышения качества очистки сточных вод,рассчитаны согласно формуле приведённой в вышеуказанных Правилах в соответствии с полученными документами о деятельности, технологических процессах ООО «Водоканалсервис», не превышают максимальные допустимые значения показателей и концентраций.

Убедительных и неопровержимых доводов о том, почему именно показатели, рассчитанные ООО «Водоканалсервис», должны были быть приняты, суду не представлены.

Как разъяснено в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы нарушены или могут быть нарушены оспариваемым актом, или о том, что существует реальная угроза их нарушения (пункт 5 части 2 статьи 209 КАС РФ).

Сведения о том, в чём выражается нарушение прав и интересов административного истца в результате принятия оспариваемого постановления администрации, в административном иске не приведены.

Учитывая специфику рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, заключающуюся, в том числе в наличии прямого запрета на рассмотрение дел данной категории совместно с иными материально-правовыми требованиями, следующего из разъяснений, содержащихся в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", суд отклоняет требование административного истца об обязании администрацию городского округа город Шарья установить нормативы состава сточных вод в соответствии с представленными расчетами.

Принимая во внимание вышеизложенные выводы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 215 - 217 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

ООО «Водоканалсервис» в удовлетворении административного искового заявления к администрации городского округа город Шарья о признании недействующим Постановление администрации городского округа город Шарья от 10.07.2020 г. № 568 «Об утверждении нормативов состава сточных вод, отводимых абонентами в системы канализации городского округа город Шарья» и обязании администрацию городского округа город Шарья установить нормативы состава сточных вод в соответствии с представленными расчетами, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Костромского областного суда через Шарьинский районный суд в течение одного месяца.

Председательствующий О.В. Гуманец

Решение вступило в законную силу _________.