ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-710/2017 от 07.06.2017 Конаковского городского суда (Тверская область)

Административное дело № 2а-710/2017

Решение

Именем Российской Федерации

07 июня 2017 года г. Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Никитиной Е.А.

при секретаре Чистяковой Н.А.,

с участием представителя административного истца помощника Конаковского межрайонного прокурора Молчановой О.А.,

представитель административного ответчика МУ Администрации городского поселения поселок Новозавидовский по доверенности ФИО1, представитель заинтересованного лица МУП «Теплосеть» по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств аудиозаписи административное дело по административному иску Конаковского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУ Администрации городского поселения поселок Новозавидовский, заинтересованное лицо МУП «Теплосеть» об обязывании администрации провести энергетическое обследование системы теплоснабжения с целью установления степени износа системы теплоснабжения и получения энергетического паспорта,

установил:

Конаковский межрайонный прокурор обратился в Конаковский городской суд Тверской области с административным исковым заявлением к МУ Администрации городского поселения поселок Новозавидовский об обязывании администрацию в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести энергетические обследование системы теплоснабжения на территории пос. Новозавидовский с целью установления степени износа системы теплоснабжения и получить соответствующий энергетический паспорт.

В обоснование административного иска указал, что Конаковской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в жилищно-коммунальной сфере. В ходе проверки установлено, что тепловые сети, расположенные на территории пос. Новозавидовский принадлежат на праве собственности МУ «Администрация городского поселения поселок Новозавидовский». На основании постановления Администрация городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ тепловые сети пос. Новозавидовский переданы в хозяйственную ведение МУП «Теплосеть». В связи с чем, представляется необходимым проведение энергетического обследования тепловых сетей пос. Новозавидовский Конаковского района с целью определения показателей энергетической эффективности; определения потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. На основании п. 1 ч. 1 ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ-Фз «о теплоснабжении» общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов. В соответствии с п.1 ч.1 ст. 6 данного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Согласно п. 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. №115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей.

Статья 15 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261- ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентирует порядок энергетического обследования в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Ээнергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке. По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетическою обследования. В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Закона N 261-ФЗ проведение энергетического обследования является обязательным, в частности, для органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31.12.2012, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет (ч. 2 ст. 16 Закона N 261-ФЗ).

На основании ч. 4 ст. 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г N 190-ФЗ "О теплоснабжении" объекты теплоснабжения, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и права владения и (или) пользования которыми передаются по договору аренды или концессионному соглашению, подлежат техническому обследованию в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Обязанность по обследованию тепловых сетей на территории пос. Новозавидовский подлежит возложению на администрацию городского поселения поселок Новозавидовский, в связи с тем, что администрация и как собственник сетей, и как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе и по организации работ по теплоснабжению жителей пос. Новозавидовский. Поскольку действиями ответчика нарушаются права неопределенного круга потребителей, межрайонный прокурор обращается в суд с настоящим иском.

22 мая 2017 года в судебном заседании к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области.

Представитель административного истца помощник Конаковского межрайонного прокурора Молчанова О.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика МУ Администрации городского поселения поселок Новозавидовский по доверенности ФИО1 с требованиями Конаковского межрайонного прокурора согласились, представила письменное заявление о признании иска. Указала, что администрацией исследуется рынок предложений, изучается нормативная и техническая документация. Учитывая, что теплосети переданы недавно от признанной банкротом организацией, энергетический паспорт не создавался, техническое исследование теплосетей на стадии исследования, просит принять признание иска, работы указанные прокурором будут проведены.

Заявление приобщено к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица МУП «Теплосеть» по доверенности ФИО2 в судебном заседании указал, что организация создана в январе 2017 года, ей передаются все документы относительно спорных теплосетей. Согласен с признанием иска представителем администрации. И энергетическое и техническое обследование с целью установления износа теплосетей будут проводиться. Документы собираются и анализируются

Заинтересованное лицо Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Тверской области в судебное заседание своего представителя не направили, о дне, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление. Представили письменные пояснения, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, согласно которым в Центральное управление Ростехнадзора не поступала информация о наличии аварий на тепловых сетях поселок Новозавидовский подлежащих расследованию Ростехнадзором. В целях реализации Федерального закона от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», в рамках требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 г. № 103 (далее Правила), Центральное управление Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ провело проверку готовности к отопительному периоду Муниципального образования городское поселение поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области. В соответствии с п.2 Правил проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду (ОЗП) осуществляется органами местного самоуправления поселений. В соответствии с Правилами оценка готовности муниципального образования проводится на основании рассмотрения представленных муниципальным образованием документов, подтверждающих готовность к отопительному периоду. По итогам проверки представленной документации комиссией Центрального управления Ростехнадзора сделан вывод о неготовности Муниципального образования городское поселение поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области к отопительному периоду 2016-2017 годов. Паспорт готовности не выдан. В соответствии с требованиями Правил при оценке готовности муниципального образования к 03П предъявление энергетического паспорта на тепловые сети не требуется, в связи с этим Центральное управление Ростехнадзора не располагаем сведениями о наличии энергетического паспорта тепловых сетей поселка Новозавидовский. Плановая проверка теплоснабжающей организации МУП «Теплосети» не проводилась. Износ тепловых сетей определяется на основе проведенного технического освидетельствования и технической документации. В соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Минэнерго России № 1 15 от 24.03.03, зарегистрированные Минюстом России № 4358 от 02.04.2003. в организациях необходимо организовать постоянный и периодический контроль технического состояния тепловых энергоустановок (осмотры, технические освидетельствования). Все тепловые энергоустановки подвергаются техническому освидетельствованию с целью; оценки их технического состояния; установления сроков и условий их эксплуатации и определения мер, необходимых для обеспечения расчетного ресурса тепловой энергоустановки; выявления потерь топливно-энергетических ресурсов; составления тепловых балансов (Раздел 2.6 Технический контроль за состоянием тепловых энергоустановок).

На основании положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, оценив их по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит следующему.

В соответствии со ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

По правилам ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

На основании части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно правилам ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В соответствии с положениями ст. 46 КАС РФ, судом признание иска представителем административного ответчика принимается, поскольку признание иска представлено представителем обладающим указанными в доверенности полномочиями, признание иска не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы третьих лиц.

Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. N 115 утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в соответствии с которыми тепловая сеть представляет собой совокупность устройств, предназначенных для передачи и распределения теплоносителя и тепловой энергии.

В соответствии с разделом 2.6 Правил, организации, в которых находятся на содержании и обслуживании магистральные тепловые сети, обязаны организовать постоянный и периодический контроль технического состояния тепловых сетей (осмотры, технические освидетельствования).

Согласно п. п. 6.2.25 раздела 6 Правил, при эксплуатации тепловых сетей, организации, в которых находятся на содержании и обслуживании магистральные тепловые сети, обязаны поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводить своевременно их осмотр и ремонт; отключать неработающие участки сети; принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети и т.д.

Согласно п. 6.2.1 Правил, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении» ( п. 4.2. ч. 1 ст. 17 Закона).

В соответствии с п.п. 1, 4 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

В соответствии с п. 17 ст.2 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при которых обеспечивается качество и безопасность теплоснабжения.

В силу п.1 ч.1 ст. 3 ФЗ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство регулирует, в том числе, отношения связанные с предоставлением коммунальных услуг. Согласно п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача коммунальных ресурсов надлежащего качества и в объемах, необходимых потребителю.

Согласно ответу на запрос МУП «Теплосеть» Муниципального образования городское поселение поселок Новозавидовский от ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления Администрации городского поселения поселка Новозавидовский от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении за Муниципальным унитарным предприятием «Теплосеть» Муниципального образования городское поселение поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения» передано в хозяйственное ведение тепловая сеть протяженностью ДД.ММ.ГГГГ м., согласно технического паспорта на тепловую сеть за инвентарным номером , кадастровый , составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту проверки готовности к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ от 12 октября 2016 года, комиссией, в соответствии с программой проведения проверки готовности к отопительному периоду от ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка в отношении Муниципального образования городского поселение поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области, в ходе проведения которой была установлена не готовность Муниципального образования городского поселение поселок Новозавидовский Конаковского района Тверской области к работе в отопительном периоде, паспорт готовности к отопительному периоду ДД.ММ.ГГГГ не выдан.

В соответствие с п. 1 статьи 15 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», энергетическое обследование может проводиться в отношении зданий, строений, сооружений, энергопотребляющего оборудования, объектов электроэнергетики, источников тепловой энергии, тепловых сетей, систем централизованного теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, иных объектов системы коммунальной инфраструктуры, технологических процессов, а также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В соответствие с п. 5 статьи 15 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009, энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке.

В соответствие с п. 2 статьи 15 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 основными целями энергетического обследования являются:

1) получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

2) определение показателей энергетической эффективности;

3) определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4) разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

В соответствие с п. 5.3 статьи 15 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009 лицо, проводившее энергетическое обследование, составляет энергетический паспорт и отчет о проведении энергетического обследования и передает их в саморегулируемую организацию в области энергетического обследования, членом которой оно является, для проверки соответствия требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, стандартам и правилам саморегулируемой организации в области энергетического обследования, членом которой оно является. В течение тридцати дней с момента получения отчета о проведении энергетического обследования и энергетического паспорта такая саморегулируемая организация в области энергетического обследования обязана передать данные документы с отметкой в энергетическом паспорте о соответствии результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, указанным стандартам и правилам лицу, проводившему энергетическое обследование, после чего оно передает эти результаты энергетического обследования лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Если в результате проведенной проверки выявлено несоответствие результатов энергетического обследования требованиям к проведению энергетического обследования и его результатам, указанным стандартам и правилам, энергетический паспорт и отчет о проведении энергетического обследования в течение тридцати дней с момента их получения саморегулируемой организацией в области энергетического обследования возвращаются лицу, проводившему энергетическое обследование, для устранения выявленного несоответствия.

В соответствие с п. 7 статьи 15 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009, энергетический паспорт, составленный по результатам энергетического обследования, должен содержать информацию:

1) об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) об объеме используемых энергетических ресурсов и о его изменении;

3) о показателях энергетической эффективности;

4) о величине потерь переданных энергетических ресурсов (для организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов);

5) о потенциале энергосбережения, в том числе об оценке возможной экономии энергетических ресурсов в натуральном выражении;

6) о перечне мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и их стоимостной оценке.

В силу п. 1 части 1 статьи 16 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009, проведение энергетического обследования является обязательным, в частности для органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц.

В соответствие с п. 2 ст. 16 ФЗ № 261-ФЗ от 23.11.2009, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

Согласно Методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения (за исключением теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии, теплоносителя, а также источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе показателей физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, утвержденной Приказом от 21 августа 2015 г. №606/пр Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации (зарег. в Минюсте РФ 20.01.2016 г. №40656), техническое обследование объектов теплоснабжения проводится организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций. Объектами технического обследования в соответствии с настоящей Методикой являются все объекты систем теплоснабжения, соответствующие требованиям статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Состав работ по техническому обследованию включает в себя:

а) камеральное обследование;

б) техническую инвентаризацию имущества, включая натурное, визуально-измерительное обследования и инструментальное обследование объектов теплоснабжения.

При проведении камерального обследования объектов теплоснабжения рассматривается нормативно-техническая документация, включающая в себя сведения о техническом состоянии, аварийности объектов теплоснабжения, о сроках эксплуатации и износе объектов теплоснабжения, а также соответствие фактических технико-экономических показателей теплоснабжающих и теплосетевых организаций нормативным значениям таких показателей, содержащихся в утвержденной в установленном порядке схеме теплоснабжения поселения, городского округа. При отсутствии технической информации составляется конструктивная схема объектов - основание для натурного обследования систем теплоснабжения.

Администрацией городского поселения Новозавидовский Конаковского района не представлено документов о проведении камерального обследования объектов теплоснабжения поселения и энергетический паспорт обследования системы теплоснабжения поселения. В судебном заседании установлено отсутствие данных документов и проведение указанных видов работ органами местного самоуправления и организацией обслуживающей тепловые сети поселения.

Возлагая обязанность проведения энергетического обследования системы теплоснабжения на территории пос. Новозавидовский с целью установления степени износа системы теплоснабжения и получения соответствующего энергетического паспорта на администрацию городского поселения поселок Новозавидовский, суд исходит из того, что администрация городского поселения поселок Новозавидовский, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, обязана организовать работу по теплоснабжению жителей городского поселения пос.Новозавидовский.

Учитывая принятие судом признание иска представителем административного ответчика, вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь ст.ст. 46, 175-180, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Принять признание исковых требований Конаковского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц представителем ответчика МУ «Администрации городского поселения поселка Новозавидовский» ФИО1

Административное исковое заявление Конаковского межрайонного прокурора, поданного в защиту прав, свобод, законных интересов неопределенного круга лиц к МУ «Администрации городского поселения поселка Новозавидовский» удовлетворить.

Возложить на МУ «Администрации городского поселения поселка Новозавидовский» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести энергетические обследование системы теплоснабжения на территории поселка Новозавидовский Конаковского района Тверской области и получить соответствующий энергетический паспорт, проведения камеральное обследования объектов теплоснабжения поселения с целью установления степени износа системы теплоснабжения поселения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Конаковский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Никитина

Мотивированное решение изготовлено 11 июня 2017 года

Председательствующий Е.А. Никитина