ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-710/2021 от 27.05.2021 Сафоновского районного суда (Смоленская область)

Дело № ххх

№ ххх

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 мая 2021 года

Сафоновский районный суд <адрес>

в составе

председательствующего: Асеева М.С.,

при секретаре : Сальниковой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сафоновского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Сафоновский межрайонный прокурор в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В обоснование административного иска указал, что Сафоновской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе, которой проведен мониторинг Интернет-ресурсов. В результате проверки выявлены сайты https://russ.prava-vsem.info/, https://semlavka.pw/products/voditelskoe-udostoverenie/, предоставляющий посетителям купить водительские удостоверения различной категории без личного прохождения медицинского обследования и сдачи соответствующего экзамена. В целях восстановления нарушенных прав граждан РФ, на основании Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», просит суд признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах https://russ.prava-vsem.info/, https://semlavka.pw/products/voditelskoe-udostoverenie/, запрещенной к распространению на территории РФ.

В судебном заседании помощник Сафоновского межрайонного прокурора - Ковалев В.В. административные исковые требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по <адрес> - в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав ст. помощника прокурора, изучив письменные документы дела, суд пришел к следующему.

В силу положений ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В судебном заседании установлено, что Сафоновской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, а также законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в свободном доступе выявлены сайты https://russ.prava-vsem.info/, https://semlavka.pw/products/voditelskoe-udostoverenie/, на которых размещена информация, позволяющая посетителям сайта купить водительские удостоверения различной категории без личного прохождения медицинского обследования и сдачи соответствующего экзамена, в частности на сайтах содержится подробная информация о порядке приобретения таких водительских удостоверений.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее также - Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В силу ч. 5 ст. 15 вышеуказанного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

Статьей 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" предусмотрено, что право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, и подтверждается водительским удостоверением, которое выдается на срок десять лет, если иное не предусмотрено федеральными законами (пункты 2, 4, 6 статьи 25).

Право на управление транспортными средствами в соответствии с требованиями ст. 27 названного Федерального закона подтверждается соответствующим удостоверением.

В ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определены условия получения права на управление транспортными средствами, к которым относятся наличие определенного возраста и отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами, а также прохождение в установленном порядке соответствующего профессионального обучения.

Согласно пункту 12 статьи 2 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", профессиональное обучение - это вид образования, который реализуется посредством основных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Согласно части 13 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ, профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

За подделку, изготовление и сбыт поддельных документов (бланков) предусмотрена уголовная ответственность (ст. 327 УК РФ).

Таким образом, получить права на управление транспортными средствами могут лица, достигшего определенного возраста с отсутствием противопоказаний к управлению ими. Подготовку водителей транспортных средств могут осуществлять только профессиональная образовательная организация. Деятельность по продаже водительских удостоверений на территории РФ является незаконной. Распространение такой информации на территории РФ запрещено.

Как следствие, информация на интернет-сайтах https://russ.prava-vsem.info/, https://semlavka.pw/products/voditelskoe-udostoverenie/ с предложениями купить водительское удостоверение различной категории без личного прохождения медицинского обследования и сдачи экзамена, носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу п. 2 части 5 статьи 15.1 названного Федерального закона, основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, - создание, формирование и ведение реестра осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством РФ.

В пункте 3 Правил принятия уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, также указано, что формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В соответствии с пп. «б» п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной информацией.

Как следует из п. 51 Временного регламента исполнения государственной функции создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденного Роскомнадзором 01.11.2012, при поступлении в Роскомнадзор вступившего в законную силу решения суда сотрудник Управления по надзору в сфере информационных технологий формирует решение об исключении соответствующих доменного имени, указателя страницы сайта в сети «Интернет» и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра.

Решение об исключении информации из единого реестра утверждается должностным лицом, уполномоченным на принятие решений об отнесении информации к запрещенной, не позднее одних суток со дня поступления решения суда. После принятия указанного решения в соответствующую реестровую запись вносятся сведения о дате и времени исключения доменного имени, указателя страницы сайта в сети «Интернет» и сетевого адреса (сетевых адресов) из единого реестра.

В Смоленской области данные полномочия осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Смоленской области.

Реализация прокурором в соответствии со ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ч. 1 ст. 45 ГПК РФ права на предъявление иска в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, не ставится в зависимость от действующего административного порядка ограничения доступа к запрещенной информации.

По состоянию на день вынесения решения суда сайты https://russ.prava-vsem.info/, https://semlavka.pw/products/voditelskoe-udostoverenie/, на страницах которых размещена информация о продаже водительских удостоверений на право управления транспортными средствами, являются действующими, вход на сайты свободен.

При таких установленных по делу обстоятельствах, в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, пресечению возможного нарушения прав граждан, во исполнение действующего законодательства, информация, размещенная на указанном сайте, признается судом запрещенной к распространению на всей территории РФ, руководствуясь статьями 180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать информацию, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтах https://russ.prava-vsem.info/, https://semlavka.pw/products/voditelskoe-udostoverenie/ - запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Копию решения направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Смоленской области - для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд. Апелляционная жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: _____________________ М.С. Асеев