ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-710/202210И от 10.06.2022 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-710/2022 10 июня 2022 года

УИД 29RS0022-01-2022-000661-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Сараевой Н.Е.,

при секретаре судебного заседания Шумиловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске административное дело по административному иску Середкиной А.А. к заместителю министра строительства и архитектуры Архангельской области Строгановой С. Ю., Министерству строительства и архитектуры Архангельской области, о признании ответа незаконным, обязании внести заявление на рассмотрение в комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки в Архангельской области,

установил:

Середкина А.А. обратилась в суд с административным иском к заместителю министра строительства и архитектуры Архангельской области Строгановой С.Ю., министерству строительства и архитектуры Архангельской области о признании решения незаконным, обязании внести заявление на рассмотрение в комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки в Архангельской области.

В обоснование требований указано, что 26.08.2021 административный истец обратилась в адрес Министерства строительства и архитектуры Архангельской области с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования «Сельское поселение Соловецкое» Приморского района Архангельской области (далее ПЗЗ МО «СП Соловецкое» Приморского района Архангельской области, ПЗЗ), путем изменения территориальной зоны «зона делового, общественного значения» (кодовое обозначение О) на территориальную зону «зона, занятая объектами сельскохозяйственного использования (под огороды)» (кодовое обозначение Сх1) в части территории, прилегающей к земельному участку , согласно прилагаемым схемам. Ответом от 24.09.2021 в удовлетворении ходатайства истцу отказано. Середкина А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Ранее указанный земельный участок был выделен для нужд жильцов жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В 2013 году сформирован и выделен земельный участок, прилегающий к дому, который находился в долевой собственности. С 90-х годов 20 века точно по границам земельного участка установлен деревянный забор. Право собственности истца зарегистрировано в Управлении Росреестра по Архангельской области и НАО 18.11.2018. В ходе выполнения кадастровых работ, по уточнению границ принадлежащего ей земельного участка, выявлено несоответствие его границ с реальным местоположением, сложившемся в ходе длительного и многолетнего пользования. В результате сверки местоположения земельного участка установлено, что земельный участок более 15 лет, используемый для ведения садоводства предыдущим собственником, в соответствии с ПЗЗ МО «СП Соловецкое» оказался в зоне делового и общественного значения. Согласно выкопировке местоположения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, спорный земельный участок предназначался (по состоянию на 1984 год) к использования для нужд жильцов дома по указанному выше адресу. Согласно фотографии спутника по состоянию на 2018 год спорный земельный участок был огорожен забором (на тот период более 15 лет) и использовался для огородничества. В связи с этим истец обратилась с заявлением в администрацию МО «Приморский муниципальный район» с просьбой об устранении кадастровой ошибки путем утверждения схемы расположения земельного участка в новой конфигурации. Письмом заместителя главы МО «Приморский муниципальный район» К. от 02.07.2020 в удовлетворении заявления отказано, так как спорный земельный участок оказался в зоне делового и общественного назначения. Во время общественных слушаний по результатам обсуждения проекта ПЗЗ МО «СП Соловецкое», совместно с другими проживающими лицами, указывала на факт невозможности изменения территориальной зоны спорного участка, однако замечания учтены не были, так как к замечаниям не приложены документы, подтверждающие факт длительного использования спорного земельного участка под огород. Считает, что решение вынесено в результате оценки неполных данных о земельном участке. Так, согласно прилагаемой схеме (приложение ), земельный участок (исходя из координат), а также приложенных документов, использовался для огородничества (разнятся лишь данные о том, жильцы какого дома – по <адрес> или 2). Из ответа от 24.09.2021 следует, что комиссией по подготовке проектов ПЗЗ рекомендовано отклонить предложение с учетом отрицательной позиции администрации Приморского муниципального района Архангельской области по следующим причинам: отсутствуют документы, подтверждающие длительное использование земельного участка; предложение не соответствует п. 20 Порядка деятельности комиссии, утвержденному постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 02.12.2019 № 20-п (не подтверждены условия ПЗЗ, применение которой мешает эффективному использованию земельного участка). Из письма администрации МО «Приморский муниципальный район» от 14.09.2021 следует, что «По информации местных жителей, указанный в заявлении земельный участок действительно использовался под огороды местными жителями, но проживающими не в доме по <адрес>, а в доме по <адрес>». В связи с тем, что указанное обстоятельство стало известно лишь из ответа Министерства, истец вновь обратилась с предложением в министерство строительства и архитектуры Архангельской области, в котором просила внести изменения в ПЗЗ МО «СП Соловецкое» Приморского района Архангельской области путем изменения территориальной зоны «зона делового, общественного значения (кодовое обозначение О) на территориальную зону «зона, занятая объектами сельскохозяйственного использования (под огороды)» (кодовое обозначение Сх1) в части территории, прилегающей к земельному участку согласно прилагаемым схемам. Данное заявление не являлось идентичным предыдущему, в нем содержался новый довод, требующий рассмотрения: согласно прилагаемой схеме (ранее не направлялась в Министерство), земельный участок (исходя из координат), а также документов, отражающих его пользование использовался для огородничества (разнятся лишь данные о том, жильцы какого дома – по <адрес> или <адрес>). Ответом заместителя министра строительства и архитектуры Архангельской области Строгановой С.Ю. от 28.01.2022 истцу было отказано во внесении предлагаемых изменений на заседание комиссии. Однако исходя из п. 13, 9, 21 Порядка деятельности комиссии, утвержденному постановлением Министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 02.12.2019 , Министерство не наделено полномочиями принимать самостоятельные решения по поступившим обращениям, заявлениям граждан, что свидетельствует о незаконности оспариваемого ответа от 28.01.2022 . Полагает, что Министерство должно было принять заявление и направить его вместе с приложенными документами на рассмотрение Комиссии по подготовке проектов ПЗЗ Архангельской области. Оспариваемый отказ лишает истца права на участие в проектировании и изменении ПЗЗ МО «СП Соловецкое», где проживает и имеет в собственности жилой дом. Просит суд признать ответ заместителя министра строительства и архитектуры Архангельской области Строгановой С.Ю. от 28.01.2022 незаконным. Обязать Министерство строительства и архитектуры Архангельской области внести в комиссию по подготовке проектов ПЗЗ Архангельской области на рассмотрение заявление истца от 27.12.2021, взыскать с административных ответчиков госпошлину в размере 600 руб.

В судебное заседание истец Середкина А.А., извещенная о месте и времени рассмотрения дела, не явилась.

Представитель административного истца адвокат Морозов С.В. в судебном заседании на административном иске настаивал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Суду дополнительно пояснил, что при обращении в декабре 2021 года истцом приложена к заявлению новая схема расположения земельного участка, составленная кадастровым инженером на основании данных полученных в результате рассмотрения ее первоначального обращения в комиссии.

Административный ответчик – заместитель министра строительства и архитектуры Архангельской области Строганова С.Ю., извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель административных ответчиков Буянова Н.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление. Дополнительно суду в ходе рассмотрения дела пояснила, что Порядком деятельности комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Архангельской области, с учетом изменений от 27.04.2022 (далее Порядок) повторное рассмотрения комиссией аналогичного обращения граждан не предусмотрено, в связи с чем, Середкиной А.А. дан оспариваемый ответ. Однако не отрицала, что до внесения изменений в Порядок деятельности комиссии (до апреля 2022 года) возможность отказа в передаче предложений граждан с документами на рассмотрение комиссии по указанному в ответе основанию, предусмотрено не было.

В судебном заседании от 25.05.2022 представитель Министерства строительства и архитектуры Архангельской области Габова Е.Ю., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать, пояснила, что при повторном обращении в министерство Середкиной А.А. был представлен тот же пакет документов, что и ранее, с приложенной новой схемой, которая ни кем не была утверждена. Пакет документов рассматривался ею. Из предоставленного пакета документов установлено, что вновь предоставленных документов нет, ранее данное обращение рассматривалось. Если предложение ранее было рассмотрено, то оно повторно на комиссию не выносится, в связи с чем, было принято решение о возврате поданных документов Середкиной А.А. При принятии решения руководствовались Законом «Об обращении граждан» и положениями Порядка деятельности комиссии, вступившими в силу с апреля 2022 года.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация МО «Приморский муниципальный район», комиссия по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Архангельской области, которые будучи уведомленными надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание своих представителей не направили.

Определением суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании статьи 46 Конституции РФ и положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

В силу п. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений.

В соответствии с п.п. 1, 3, 17 ГрК РФ подготовка проекта правил землепользования и застройки может осуществляться применительно ко всем территориям поселений, городских округов, а также к частям территорий поселений, городских округов с последующим внесением в правила землепользования и застройки изменений, относящихся к другим частям территорий поселений, городских округов.

Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, сведений Единого государственного реестра недвижимости, сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. В случае приведения правил землепользования и застройки в соответствие с ограничениями использования объектов недвижимости, установленными на приаэродромной территории, общественные обсуждения или публичные слушания не проводятся.

Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с областным законом от 19.11.2018 № 30-3-ОЗ «О внесении изменений в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» с 01.01.2019 отдельные полномочия органов местного самоуправления городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов (за исключением городских округов «Мирный» и «Новая Земля») в сфере градостроительной деятельности (подготовка и утверждение документов территориального планирования и градостроительного зонирования) переданы органам государственной власти Архангельской области до 31.12.2023 включительно.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим соответствующие функции, является Министерство строительства и архитектуры Архангельской области.

Середкина А.А. 26.08.2021 обратилась в Министерство строительства и архитектуры Архангельской области с заявлением о внесении изменений в правила землепользования и застройки сельского поселения «Соловецкое» Приморского района Архангельской области, путем изменения территориальной зоны «зона делового, общественного значения (кодовое обозначение О) на территориальную зону «зона, занятая объектами сельскохозяйственного использования (под огороды)» (кодовое обозначение Сх1) в части территории, прилегающей к земельному участку согласно прилагаемой к обращению схеме.

Рассмотрение вопросов о внесении изменений в правила землепользования и застройки МО «Соловецкое» Приморского района Архангельской области отнесены к полномочиям комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Архангельской области (далее комиссия). Порядок деятельности комиссии утвержден постановлением Минстроя АО № 20-п от 02.12.2019 (в редакции, действующей на период рассмотрения обращения административного истца).

Предложение, поступившее 26.08.2021 от Середкиной А.А. рассмотрено на заседании комиссии, состоявшемся 23.09.2019. По результатам рассмотрения рекомендовано отклонить предложение с учетом отрицательной позиции администрации МО «Приморский муниципальный район», о чем административный истец уведомлена письмом министерства от 24.09.2021. Дополнительно было обращено внимание на то, что согласно прилагаемой к обращению схеме, границы земельного участка отображены не по фактическому использованию, указано на отсутствие документов, подтверждающих длительное использование земельного участка, а также на отсутствие подтверждения условий ПЗЗ, применение которых мешает эффективному использованию земельного участка.

Середкина А.А. обратилась в министерство повторно 29.12.2021 (входящий номер обращения ).

При ознакомлении с повторным предложением заместителем Министерства строительства и архитектуры Архангельской области Строгановой С.Ю. был подготовлен ответ от 28.01.2022, которым административному истцу отказано в передаче предложения и документов на заседание комиссии для рассмотрения, поскольку установлено, что документы, исключающие причины, на основании которых комиссией 23.09.2021 дано отрицательное заключение, отсутствуют. Оснований для повторного вынесения предлагаемых изменений на заседание комиссии не выявлены.

Суд не может признать данный отказ законным и обоснованным в силу следующего.

Постановлением Минстроя АО от 02.12.2019 № 20-п (в редакции, действующей на момент рассмотрения обращения административного истца) был утвержден Порядок деятельности комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Архангельской области (далее Порядок).

Пункт 1 раздела I указанного Порядка предусматривает, что комиссия по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Архангельской области является постоянно действующим органом, образуемым в целях подготовки проектов правил землепользования и застройки городских (сельских) поселений, городских округов Архангельской области (за исключением городских округов "Мирный" и "Новая Земля"), соответствующих межселенных территорий в границах муниципальных районов Архангельской области (проектов изменений в правила землепользования и застройки городских (сельских) поселений, городских округов Архангельской области (за исключением городских округов "Мирный" и "Новая Земля"), соответствующих межселенных территорий в границах муниципальных районов Архангельской области), генеральных планов городских (сельских) поселений, городских округов Архангельской области (за исключением городских округов "Мирный" и "Новая Земля") (проектов изменений в генеральные планы городских (сельских) поселений, городских округов Архангельской области (за исключением городских округов "Мирный" и "Новая Земля") (далее - порядок, требования к деятельности комиссии, комиссия, проект генерального плана, проект правил землепользования и застройки).

Комиссия формируется в составе председателя, заместителя председателя, секретаря, постоянных и приглашаемых членов комиссии, которые осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. Руководство деятельностью комиссии осуществляет председатель комиссии. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии. Комиссия осуществляет свою деятельность путем проведения заседаний (п. 3, 5,6,8 раздела II Положения).

В силу п. 9 раздела III Порядка комиссия осуществляет следующие полномочия:

- рассмотрение вопросов о подготовке проектов правил землепользования и застройки;

- рассмотрение вопросов о подготовке проектов генеральных планов;

- организация и проведение в установленном постановлением Правительства Архангельской области порядке общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки, проектам генеральных планов;

- рассмотрение результатов общественных обсуждений или публичных слушаний и подготовка заключений о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам правил землепользования и застройки, проектам генеральных планов;

- рассмотрение предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Архангельской области, органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц о внесении изменений в правила землепользования и застройки;

- рассмотрение предложений органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления, заинтересованных физических и юридических лиц о внесении изменений в генеральный план.

Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем комиссии, в случае его отсутствия - председательствующим на заседании комиссии заместителем председателя комиссии, постоянными членами комиссии и секретарем комиссии (п. 11 раздела IV Порядка).

Предложения, указанные в абзацах 6 и 7 пункта 9 настоящего порядка могут направляться как в комиссию, так и в органы местного самоуправления городских поселений, городских округов Архангельской области, органы местного самоуправления муниципальных районов Архангельской области (в отношении правил землепользования и застройки и (или) генеральных планов сельских поселений) в письменной форме в объеме, необходимом и достаточном для рассмотрения предложений по существу. Направленные материалы возврату не подлежат.

Предложения заинтересованных лиц в комиссию, в том числе направляемые через органы местного самоуправления, принимаются по адресу: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49, каб. 445.

Предложения должны иметь подпись, расшифровку подписи, указание точного адреса. По желанию может быть указан контактный телефон.

По результатам рассмотрения поступивших предложений, указанных в абзаце 6 пункта 9 настоящего порядка, комиссия осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившими предложениями изменений в правила землепользования и застройки или об отклонении таких предложений с указанием причин отклонения, и направляет это заключение в министерство.

По результатам рассмотрения поступивших предложений, указанных в абзаце 7 пункта 9 настоящего порядка, комиссия выносит мотивированное мнение и направляет его в министерство (п. 13, 15, 16, 21 Порядка).

Таким образом, требования Порядка до 27.04.2022 не предусматривали возможность отказа в передаче на рассмотрение комиссии предложений поступивших от физических лиц, а напротив, устанавливали обязанность по их передаче для рассмотрения в комиссию и принятия соответствующих решений.

Постановлением Минстроя АО от 27.04.2020 № 35-п в Порядок деятельности комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки муниципальных образований Архангельской области внесены изменения, а именно введено новое положение п. 17.1 предусматривающее, что на рассмотрение заседания комиссии не выносятся следующие поступившие предложения:

1) не отвечающие требованиям, указанным в пунктах 13 и 16 настоящего порядка;

2) содержание которых не относится к полномочиям комиссии;

3) для рассмотрения которых необходимо заключение межведомственной рабочей группы при министерстве агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области по регулированию земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения;

4) по которым отсутствует необходимость внесения изменений в правила землепользования и застройки и генеральные планы;

5) в отношении которых комиссией ранее даны рекомендации об учете или об отклонении таких предложений.

Вместе с тем, учитывая, что на момент поступления в Министерство строительства и архитектуры Архангельской области предложения административного истца Порядок не предусматривал возможность не выносить предложения, в отношении которых ранее комиссией были даны рекомендации, на рассмотрение заседания комиссии, суд признает ответ заместителя министра министерства строительства и Архитектуры Строгановой С.Ю. от 28.01.2022 незаконным.

С целью восстановления нарушенных прав истца, а также, поскольку документы с предложением административного истца не возвращены подателю, суд считает необходимым обязать Министерство строительства и архитектуры Архангельской области внести в комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки Архангельской области на рассмотрение заявление Середкиной А.А. от 27.12.2021, удовлетворив тем самым требования административного истца.

Руководствуясь ч. 1 ст. 111 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ, учитывая, что решение состоялось в пользу административного истца, с Министерства строительства и архитектуры Архангельской области в возврат подлежит взыскания сумма госпошлины в размере 300 руб. Оснований для взыскания госпошлины с должностного лица – заместителя министра строительства и архитектуры Архангельской области Строгановой С.Ю. у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Середкиной А.А. к заместителю министра строительства и архитектуры Архангельской области Строгановой С. Ю., Министерству строительства и архитектуры Архангельской области о признании ответа незаконным, обязании внести заявление на рассмотрение в комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки в Архангельской области – удовлетворить.

Признать незаконным ответ заместителя министра строительства и архитектуры Архангельской области Строгановой С. Ю. от 28.01.2022 .

Обязать Министерство строительства и архитектуры Архангельской области внести в комиссию по подготовке проектов правил землепользования и застройки Архангельской области на рассмотрение заявление Середкиной А.А. от 27.12.2021.

Взыскать с Министерства строительства и архитектуры Архангельской области в возврат в пользу Середкиной А.А. госпошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Мотивированное решение суда изготовлено 27.06.2022.

Председательствующий Н.Е. Сараева