ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7119/19 от 19.11.2019 Люберецкого городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>ДД.ММ.ГГ года

Люберецкий городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Шкаленковой М.В.

при секретаре Червоной А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а по административному иску Пименова Ю. А. к Межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта <адрес>ов Федерального агентства воздушного транспорта о признании незаконным заключения об отказе в согласовании строительства объекта,

установил:

Административный истец обратился в суд с указанным административным иском к Межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта <адрес>ов Федерального агентства воздушного транспорта о признании незаконным заключения об отказе в согласовании строительства объекта, мотивируя его тем, что он является собственником земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>.

Согласно карты (схемы) градостроительного зонирования территории Айдаровского сельского поселения Рамонского муниципального района <адрес>, принадлежащие административному истцу земельные участки расположены в пределах приаэродромной территории гражданского аэродрома «Воронеж (Чертовицкое)».

Для согласования строительства здания производственно-складского и административного назначения административный истец обратился с заявкой от ДД.ММ.ГГ исх. в Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта <адрес>ов Федерального агентства воздушного транспорта.

По результатам рассмотрения заявки Центральное МТУ Росавиации выдало заключение от ДД.ММ.ГГ № ГС-15.6001/ЦМТУ об отказе в согласовании строительства нежилого двухэтажного здания производственно-складского и административного назначения высотой 17,0 м (относительно уровня земли) по адресу: <адрес>, <адрес>1», со ссылкой на заключение ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от ДД.ММ.ГГ. Причиной отказа в согласовании строительства послужило возможное влияние планируемого к строительству объекта на работу радиотехнических средств обеспечения полетов воздушных судов.

Административный истец считает указанное заключение незаконным, так как отказ в согласовании строительства не был мотивирован административным ответчиком и не содержит ссылок на нормативные документы и результаты расчетов.

Планируемый к строительству объект не будет оказывать влияния на работу радиотехнических свойств обеспечения полетов воздушных судов, так как будет располагаться за пределами критических зон радиотехнических средств.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным заключение Межрегионального территориального управления воздушного транспорта <адрес>ов Федерального агентства воздушного транспорта об отказе в согласовании строительства от ДД.ММ.ГГ.

Административный истец в судебное заседание не явился, извещен. Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представители Межрегионального территориального управления воздушного транспорта <адрес>ов Федерального агентства воздушного транспорта в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца.

Заинтересованное лицо: Представитель ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного транспорта» в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, оценив в совокупности собранные по делу доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав административного истца, при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию таких обстоятельств, а также соблюдению срока для обращения в суд за защитой нарушенного права. Вместе с тем административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение соответствует закону.

Судом установлено, что Пименов Ю.А. на основании договора дарения земельных участков от ДД.ММ.ГГ является собственником земельного участка общей площадью 8303 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГ.

Указанный земельный участок расположен в пределах приаэродромной территории аэродрома «Воронеж (Чертовицкое)».

ДД.ММ.ГГ административным истцом в Центральное МТУ Росавиации подана заявление относительно согласования строительства объекта – нежилого здания производственно-складского и административного назначения в пределах приаэродромной территории гражданского аэродрома «Воронеж (Чертовицкое)» на принадлежащем ему земельном участке.

ДД.ММ.ГГ административным ответчиком по результатам рассмотрения заявления принято заключение № об отказе в согласовании строительства (реконструкции, размещения) объектов, а именно двухэтажного нежилого здания производственно-складского и административного назначения высотой 17,0 м над уровнем земли, на земельном участке, принадлежащем административному истцу на праве собственности, по причине того, что безопасность полетов с учетом построенных (реконструированных, установленных) объектов не обеспечивается.

Правовые основы деятельности в области авиации устанавливает Воздушный кодекс Российской Федерации.

ВК РФ устанавливает, что государственное регулирование деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Частью 1 ст. 2 ВК РФ предусмотрено, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Как установлено Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. , Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.

В соответствии с п. 4 Положения о Росавиации, Федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта <адрес>ов Федерального агентства воздушного транспорта (Центральное МТУ Росавиации) осуществляет свою деятельность на основании Положения о межрегиональном территориальном управлении воздушного транспорта <адрес>ов Федерального агентства воздушного транспорта, утвержденного приказом Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГ. .

Согласно п.п. 1-4 статьи 47 Воздушного кодекса, приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности).

Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий.

На приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:

1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;

3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;

4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;

5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;

6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;

7) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

Положение о приаэродромной территории утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ утверждены Правила использования воздушного пространства Российской Федерации.

В соответствии с данными Правилами, приаэродромная территория - прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Пунктом 2 Правил предусмотрено установление приаэродромной территории для каждого аэродрома.

Федеральным агентством воздушного транспорта ДД.ММ.ГГ утверждены Методические рекомендациями относительно согласования строительства (реконструкции) размещения объектов в пределах приаэродромной территории гражданских аэродромов, а также зонах действия систем посадки вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов.

Согласно п. 1 Методических рекомендаций, выдача согласования строительства (реконструкции, размещения) объектов в пределах приаэродромных территорий гражданских аэродромов Российской Федерации, а также в зонах действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов (далее - согласование строительства) осуществляется, исходя из условия обеспечения безопасности полетов воздушных судов и отсутствия влияния предполагаемого объекта строительства (проектирования) на работу средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов.

Пунктами 4-5, 8 Методических рекомендаций установлено, что по итогам рассмотрения представленных документов территориальный орган Росавиации либо выдает согласование строительства, либо отказывает в согласовании строительства.

В территориальный орган Росавиации для получения согласования строительства объекта представляются:

1) сведения об объекте строительства:

наименование объекта и (или) его предназначение (жилое здание, производственное здание, спортивное сооружение, котельная, торговый комплекс, животноводческая ферма, свалка бытовых отходов, радиотрансляционная вышка, линия связи, линия электропитания и т.п.);

количество этажей (при наличии);

описание конструкции объекта с указанием материалов, из которых он построен (кирпич, бетон, металл и т.п.);

высота объекта относительно уровня земли;

абсолютная и относительная отметка наивысшей точки объекта;

расположение объекта относительно контрольной точки аэродрома или ближайшего населенного пункта либо другого ориентира;

геодезические координаты объекта в системах координат ПЗ-90.02 и WGS-84 (при наличии);

абсолютная высота поверхности земли в месте планируемого размещения объекта;

данные об источниках радио- и электромагнитных излучений (при наличии): тип источника, частота передачи, мощность передатчика, азимут излучения, класс излучения и его поляризация, координаты и высота подвеса антенны, наличие разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов;

характеристики линии электропередачи (при согласовании строительства высоковольтных линий, маршрутов электрического транспорта и т.д.): трасса прохождения линии, количество и высота опор, напряжение линии электропередачи;

дополнительные сведения (по решению заявителя).

2) схема расположения объекта на карте М 1:500 000;

3) схема объекта в плане (с указанием размеров объекта в горизонтальной плоскости);

4) другие документы, которые заявитель полагает целесообразным предоставить в территориальный орган Росавиации.

Рекомендуемая форма обращения в территориальный орган Росавиации приведена в приложении N 1 к настоящим рекомендациям.

Территориальный орган Росавиации при необходимости вправе запросить у научно-исследовательских институтов гражданской авиации, организаций, осуществляющих обслуживание воздушного движения и эксплуатацию систем посадки, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, операторов аэродромов информацию:

о влиянии объекта на работу радиотехнических средств обеспечения полетов воздушных судов;

о влиянии объекта на аэронавигацию и безопасность воздушного движения;

об изменении уровня загрязнения атмосферного воздуха на территории размещения объекта;

об ухудшении видимости в районе аэродрома ввиду создания летных препятствий;

о влиянии объекта на орнитологическое обеспечение безопасности полетов воздушных судов.

В силу п.п. 10-11 Методических рекомендаций, в случае получения информации от научно-исследовательских институтов гражданской авиации, организаций, осуществляющих обслуживание воздушного движения и эксплуатацию систем посадки, объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, и (или) операторов аэродромов территориальный орган Росавиации вправе учесть при согласовании строительства либо отказе в согласовании строительства изложенную указанными организациями оценку влияния объекта на безопасность воздушного движения и (или) работу средств радиотехнического обеспечения полетов воздушных судов.

По результатам рассмотрения вопроса о возможности согласования строительства территориальный орган Росавиации письменно сообщает заявителю о согласовании строительства или об отказе в согласовании строительства. При отказе в согласовании строительства территориальный орган сообщает мотивированные причины такого отказа, в том числе приводятся ссылки на нормативные документы, результаты расчетов, экспертные заключения специализированных организаций.

Приведенные норма свидетельствуют о том, что процедура согласования строительства объектов направлена на недопущение снижения уровня безопасности полетов.

Из материалов дела следует, что заявка Пименова Ю.А. была направлена административным ответчиком в филиал «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и оператору аэродрома Воронеж «Чертовицкое» ООО УК «Авиасервис» для получения предварительного заключения.

Согласно предварительного заключения оператора аэродрома Воронеж «Чертовицкое» ООО УК «Авиасервис» от ДД.ММ.ГГ, планируемый к строительству объект «нежилое здание производственно-складского и административного назначения» не будет являться искусственным препятствием для аэродрома Воронеж (Чертовицкое). Оператор сообщает, что объект размещения находится в зоне нормированных авиационных шумов и электромагнитных полей. Строительство объекта необходимо согласовать с Воронежским центром ОВД филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Согласно ответу филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» от ДД.ММ.ГГ, планируемые к строительству объекты окажут влияние на работу радиотехнических средств обеспечения полетов воздушных судов. Строительство объектов не согласовывается.

Из письменных объяснений в судебном заседании ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», и представленных доказательств следует, что в поданном административным истцом заявлении указано, что объект будет располагаться в 2,4 км контрольной точки аэродрома «Воронеж (Чертовицкое)», однако границы земельного участка с кадастровым номером находятся на расстоянии менее 600 м от контрольной точки аэродрома, а объект с заявленными к строительству координатами в районе 820 м.

Расстояние от планируемого к строительству объекта до позиции АРЛК «Лира-А10» составляет менее 300 м, а до границ земельного участка с

Расстояние от планируемого к строительству объекта до позиции РМА-90/РМД-90 составляет менее 400 м, а до границ земельного участка с .

В соответствии с инструкцией по эксплуатации радиомаяков, местность вокруг маяка в радиусе 300 м, предпочтительнее 600 м (зона «А») должна быть ровной, высота снежного, травяного покрова или неровностей местности не должна превышать 40 см. В радиусе 600 м от радиомаяка не должно быть проводных линий или ограждений, устанавливаемых на металлических или железобетонных опорах.

Планируемый к строительству объект попадает в зону «А» радиомаяка и окажет непосредственное влияние на их работу.

Критические зоны ГРМ (глиссадный радиомаяк) и КРМ (курсовой маяк) расположены в пределах аэродрома, а зона действия курсового и глиссадного радиомаяков системы посадки СП -90 с МКп-122 распространяется в том числе и на соседние земельные участки. Таким образом, рельеф местности, здания и сооружения, расположенных вне критических зон могут оказывать влияние на работу РМС. Кроме того, в соответствии с Приложение к методическим рекомендациям по разработке проекта решения об установлении приаэродромных территории аэродромов гражданское авиации РФ, в секторах прохождения основных контролируемых трасс в радиусе до 1,5 км от места размещения ВРЛ не должно быть крупных металлических конструкций. В Воронежском центре ОВД установлен аэродромный радиолокационный комплекс АРЛК «Лира-А10» со встроенным вторичным радиолокатором ВРЛ «ЛИРА-ВА»

Совокупность приведенных доказательств, позволяет суду сделать вывод о том, что административный ответчик правомерно отказал Пименову Ю.А. в согласовании строительства объекта – нежилого здания производственно-складского и административного назначения на принадлежащем ему земельном участке.

Таким образом, требования Пименова Ю.А. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.174-177 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Пименова Ю. А. к Межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта <адрес>ов Федерального агентства воздушного транспорта о признании незаконным заключения об отказе в согласовании строительства объекта от ДД.ММ.ГГ, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья М.В.Шкаленкова

Мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГ.