ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-711/20 от 26.11.2020 Омутнинского районного суда (Кировская область)

№2а-711/2020

43RS0026-01-2020-001041-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омутнинск, Кировская область 26 ноября 2020 года

Омутнинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Окуловой Е.А.,

при секретаре Росляковой Е.Н.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 3 по Кировской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 3 по Кировской области обратилась в суд с административным исковым заявлением, с учётом уточнений, к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу. В обоснование иска указала, что ФИО2 являлся налогоплательщиком налога на имущество как обладающий правом собственности на квартиру по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТА, АДРЕС ИЗЪЯТ, а также земельного налога, как обладающий право собственности на земельный участок по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, АДРЕС ИЗЪЯТ 2». Административному ответчику начислялся налог на имущество физических лиц, земельный налог, который своевременно не оплачивался, начислены пени, предъявлены налоговые уведомления и требование, которые не исполнены. 12.04.2019 мировым судьей вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогу, пени, судебный приказ отменен 13.07.2020. Административный истец просил взыскать с ФИО2 задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 2 403 руб., пени по налогу на имущество в размере 786,60 руб., пени по земельному налогу 8,81 руб.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 исковые требования поддержал и просил их удовлетворить, дополнительно пояснил, что налоговая задолженность по настоящее время не погашена, налоговая инспекция обладает правом начислять налоги в соответствии с требованиями Конституции РФ, НК РФ, федеральными законами.

Административный ответчик ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что в выписке из ЕГРЮЛ в отношении административного истца в наименовании указаны заглавные буквы, в то время как согласно Указу Президента от 09.03.2004 создана Федеральная налоговая служба, где в наименовании заглавной является только первая буква. Код основной деятельности не предусматривает право налоговой инспекции заниматься налогообложением, иск предъявлен ненадлежащим истцом. Также указал, что в соответствии с п.7 ст. 3 и п.5 ст. 12 НК РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменены. Нормы НК РФ не применимы, поскольку первая и вторая часть НК РФ надлежаще не опубликованы. Исковое заявление подписано неуполномоченным лицом, поскольку представленная копия доверенности надлежаще не заверена. Ответчик не является собственником квартиры, а с 1989 года имеет лишь право собственности на нее, поскольку в его собственность доля в земельном участке и общедомовом имуществе многоквартирного дома не выделена. Собственником квартиры является муниципалитет. Ответчик с 1985 года имеет на праве собственности земельный участок в садоводческом товариществе АДРЕС ИЗЪЯТ., а участок по АДРЕС ИЗЪЯТ, как указывает истец, площадью 500 кв.м. принадлежал его матери. Доказательств уплаты земельного налога за его участок не может представить.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, материалы по судебному приказу №2а-398/2019, суд пришел к следующему.

Согласно п.1, 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В силу ст. 400, 401 НК РФ ФИО2 как собственник квартиры по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, является плательщиком налога на имущество физических лиц.

При этом вопреки возражениям административного ответчика, в силу требований ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.

Из системного толкования ст. 209, 212, 213, 218 ГК РФ следует, что правом собственности обладают собственники имущества.

Факт наличия права собственности на вышеуказанную квартиру административный ответчик в судебном заседании признал. Кроме того, данный факт подтвержден представленными в материалы дела сведениями Омутнинского представительства КОГБУ «БТИ» и копиями справки ЖСК «Строитель» о полной выплате ФИО2 стоимости АДРЕС ИЗЪЯТ регистрационного удостоверения МП «БТИ» от 24.04.1997, выданного ФИО2 в том, что квартира №42 дома №32а по ул. Юных Пионеров г. Омутнинска по праву собственности зарегистрирована за ФИО2

В соответствии со ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно ст. 402, 405 НК РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения определяется исходя из его инвентаризационной стоимости. Налоговым периодом признается календарный год.

В силу ст. 406 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Согласно ст. 409 НК РФ налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом, в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом, а с 2015 года - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с решением Омутнинской районной Думы Кировской области от 05.10.2005 №56 «Об установлении налога на имущество физических лиц» в 2014-2017 годах установлена налоговая ставка в размере 0,3% исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

В силу ст. 388 НК РФ ФИО2 как собственник земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, АДРЕС ИЗЪЯТ в 2014-2017 годах являлся плательщиком земельного налога.

Факт наличия права собственности на земельный участок 450 кв.м., находящийся в сдт «Строитель-2» административный ответчик в судебном заседании признал, указав на неверное предъявление административным истцом требования об уплате налога по земельному участку, расположенному в сдт «АДРЕС ИЗЪЯТ по АДРЕС ИЗЪЯТ, который принадлежал его матери, между тем, как земельный участок ответчика расположен по АДРЕС ИЗЪЯТ.

Суд на основании исследованных доказательств, в том числе свидетельства о праве собственности на землю от 01.08.1993 *** и представленных УМИ и ЗР Омутнинского района сведений, отклоняет возражения ФИО2 как противоречащие фактическим обстоятельствам, поскольку из налоговых уведомлений и требований следует, что начисление земельного налога произведено истцу именно по принадлежащему ему на праве собственности земельному участку с кадастровым номером ***, расположенному по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, сдт «АДРЕС ИЗЪЯТ Вопреки доводам ответчика, указание на наименование улицы ни налоговое уведомление, ни требование не содержит. Кроме того, земельный участок Ф.И.О.5 (матери ответчика), имеет иную общую площадь в 500 кв.м., в то время как истцу начислен налог по площади участка в 450 кв.м. Из решения малого совета Омутнинского районного совета народных депутатов от 03.12.1992 *** с последующими изменениями распоряжением администрации Омутнинского района Кировской области от 23.12.2005 *** следует, что садоводческому товариществу АДРЕС ИЗЪЯТ передан земельный участок общей площадью 23,4 га согласно списку членов садоводческого товарищества. В указанном списке под номером 202 значится ФИО2, площадь земельного участка 450 кв.м.

В соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Положением «О земельном налоге», утв. решением Омутнинской городской Думы Кировской области от 02.04.2013 *** установлена налоговая ставка для уплаты земельного налога физическими лицами в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, в размере 0,3%. Решением Омутнинской городской Думы Кировской области от 16.02.2014 *** для указанных земельных участков в 2015-2017 годах установлена налоговая ставка в размере 0,25%.

В соответствии с п. 1 ст. 393, ст. 397 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Срок уплаты налога установлен до 1 октября года, следующего за истекшим периодом, а с 2015 года - до 1 декабря года, следующего за истекшим периодом.

В силу п. 3 ст. 396, п. 4 ст. 397 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется налоговыми органами и уплачивается физическими лицами на основании налогового уведомления.

Налоговым органом начислены налог на имущество физических лиц и земельный налог в отношении вышеуказанных объектов недвижимости за 2014-2017 годы, направлены ответчику налоговые уведомления *** от 29.04.2015, *** от 29.07.2016, *** от 09.09.2017, *** от 12.07.2018. Обязанность по уплате налогов ФИО2 в установленные законом сроки не исполнена.

На основании ст. 75 НК РФ ответчику за несвоевременную уплату налогов начислена пеня.В связи с неуплатой налога налоговый орган выставил ФИО2 требования *** от 01.10.2018 об уплате задолженности по пени по налогу на имущество за 2014-2016 годы за период с 21.09.2017 по 30.09.2018 в сумме 780,60 руб., за период с 13.09.2017 по 30.09.2018 пени по земельному налогу в размере 8,73 руб., с предоставлением срока для добровольной уплаты до 23.11.2018; *** от 14.12.2018 об уплате задолженности по налогу на имущество за 2017 год в размере 2 403 руб., пени по налогу на имущество за 2017 год в размере 6,01 руб., пени по земельному налогу за 2017 год в размере 0,08 руб., с предоставлением срока для добровольной уплаты до 22.01.2019.

12.04.2019 судебным приказом мирового судьи судебного участка *** Омутнинского судебного района Кировской области с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС *** России по Кировской области взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 2 403 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 786,61 руб., пени по земельному налогу в размере 8,81 руб.

Определением мирового судьи судебного участка *** Омутнинского судебного района Кировской области от 13.07.2020 вышеуказанный судебный приказ от 12.04.2019 отменен.

Предусмотренный ст. 48 НК РФ срок обращения в суд с административным иском соблюден.

Доказательств погашения административным ответчиком недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2017 год, пени по налогу на имущество физических лиц и пени по земельному налогу, своевременной уплаты земельного налога, материалы дела не содержат.

Административное исковое заявление подписано представителем административного истца ФИО1, представившего в материалы дела надлежаще заверенную копию доверенности от 26.09.2019, предоставляющую представителю право на подписание административного искового заявления и предъявление его в суд, доверенность выдана сроком на один год. Административное исковое заявление подано уполномоченным лицом 14.09.2020.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования административного истца о взыскании с ФИО2 недоимки по налогу на имущество в сумме 2 403 руб., пени по налогу на имущество в сумме 786,60 руб. и пени по земельному налогу в сумме 8,81 руб. подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 2, 7 Закона РФ от 21.03.1991 №943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы Российской Федерации - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов. Налоговым органам предоставляется право взыскивать недоимки и взыскивать пени, а также штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно п.п. 4, 11 Положения о Федеральной налоговой службы, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506, Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы (управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня) являются юридическими лицами и составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Аналогичные нормы закреплены в ст. 30 НК РФ.

Согласно ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему Российской Федерации, взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, предъявлять в суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании изложенного доводы административного ответчика о предъявлении административного искового заявления ненадлежащим истцом, отсутствии у Межрайонной ИФНС России №3 по Кировской области права на обращение в суд с иском о взыскании недоимки по налогу на имущество несостоятельны. Исходя из того, что данное право предоставлено административному истцу законом, указание в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц наименования административного истца с заглавных букв, в то время как согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 №314 в систему федеральных органов исполнительной власти входит Федеральная налоговая служба, именуемая с первой заглавной и остальных прописных букв, с учетом установленных Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ (Приложение №13) требований к заполнению формы заявления, предоставляемого в регистрирующий орган, заглавными печатными буквами, не свидетельствует о том, что Межрайонная ИФНС России №3 по Кировской области не входит в единую централизованную систему налоговых органов и не умаляет ее право на предъявление исковых требований о взыскании недоимки.

Согласно «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 №14-ст, ОКВЭД 2 используется для классификации и кодирования видов экономической деятельности, осуществления государственного статистического наблюдения, обеспечения потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач. Под кодом 84.1 значится деятельность органов государственного управления по вопросам общего и социально-экономического характера, группировка включает деятельность государственных органов исполнительной власти в сфере финансов и других сферах. Под кодом 84.11.4 указано управление финансовой деятельностью и деятельностью в сфере налогообложения. Отклоняя доводы административного ответчика о неверном указании в ЕГРЮЛ сведений об основном виде деятельности административного истца (код 84.1), отмечается, что само по себе указание кода ОКВЭД 2 носит информационный характер и не умаляет предоставленного законом налоговой инспекции права на осуществление деятельности по взысканию налоговых недоимок. Кроме того, доводы ФИО2 ошибочны, поскольку в выписке из ЕГРЮЛ указан код ОКВЭД - 2, соответствующий виду деятельности налоговой инспекции, не осуществляющей только деятельность по управлению в сфере налогообложения (код 84.11.4).

Ссылка административного ответчика на п.7 ст. 3 и п.5 ст.12 НК РФ отклоняется, поскольку ст. 12 НК РФ определяет виды налогов и сборов в Российской Федерации, предусматривая в п. 5 статьи нормативно-правовой акт, которым могут быть отменены федеральные, региональные и местные налоги и сборы, неустранимых сомнений и противоречий законодательства о налогах и сборах в данном случае не имеется.

Рассматривая доводы административного ответчика относительно неприменимости норм НК РФ ввиду того, что данный нормативно-правовой акт в установленном порядке не опубликован, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 4, 7 Федерального закона от 04.06.1994 №5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» в редакции, действующей на момент издания части первой НК РФ, официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». «Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы. Часть первая НК РФ принята Государственной Думой 16.07.1998, одобрена Советом Федерации 17.07.1998 и подписана Президентом РФ 31.07.1998, официально опубликована в «Российской газете» 06.08.1998 (№148-149), а также в «Собрании законодательства РФ» 03.08.1998 (№ 31, ст. 3824).

22.10.1999 Федеральным законом №185-ФЗ внесены изменения в вышеуказанный Федеральный закон от 04.06.1994 №5-ФЗ, согласно которым ст. 4 изложена в следующей редакции: официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Статья 5 дополнена абзацем: «Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете». Часть вторая НК РФ принята Государственной Думой 19.07.2000, одобрена Советом Федерации 26.07.2000, подписана Президентом РФ 05.08.2000, официально опубликована в «Собрании законодательства РФ» 07.08.2000 (№ 32, ст. 3340), в «Парламентской газете» 10.08.2000 (№151-152), в «Российской газете» 10.08.2000 (№153-154). Таким образом, обе части Налогового кодекса РФ в установленном порядке официально опубликованы и подлежат применению.

Согласно ст. 114 КАС РФ, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в сумме 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Кировской области удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Кировской области задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в размере 2 403 (две тысячи четыреста три) рубля (ОКТМО 33628101), пени по налогу на имущество физических лиц в размере 786 (семьсот восемьдесят шесть) рублей 60 копеек, пени по земельному налогу в размере 8 (восемь) рублей 81 копейка.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в размере 400 рублей в бюджет муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Кировский областной суд через Омутнинский районный суд Кировской области.

Судья Е.А. Окулова

Мотивированное решение составлено 26.11.2020.