РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Акбулак 22 сентября 2016 года
Акбулакский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сохань Н.В., при секретаре Мамажоновой Ю.Н., с участием представителя административного истца - ст.помощника прокурора Акбулакского района Граховской Е.Ю., представителя административного ответчика - ГКУ «Акбулакское лесничество» Акбатырова К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора, поданному в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ГКУ «Акбулакское лесничество» о признании незаконным бездействия по надлежащему осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров,
УСТАНОВИЛ:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с указанным выше административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и в его обоснование указал, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой на основании задания прокуратуры области проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в лесах в деятельности ГКУ «Акбулакское лесничество» (далее по тексту - ГКУ «Акбулакское лесничество», Учреждение). Установлено, что Учреждение зарегистрировано при его создании ДД.ММ.ГГГГ администрацией Акбулакского района. Основным видом деятельности является предоставление услуг в области лесоводства. В соответствии с уставом Учреждения (утвержден приказом Министерства лесного и охотничьего хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№) оно является некоммерческой организацией. В своей деятельности оно руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации. Порядок осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Наземное патрулирование осуществляется по маршрутам, утвержденным в плане тушения лесных пожаров на территории соответствующего лесничества, лесопарка. Осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах, не оборудованных автоматическими системами наблюдения, осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах в зависимости от условий погоды. В соответствии с планом тушения лесных пожаров на территории ГКУ «Акбулакское лесничество» на 2016 год, в целях обнаружения и учета лесных пожаров, наблюдения за их развитием, предусмотрено наземное патрулирование по четырем маршрутам.
В нарушение вышеприведенных требований федерального законодательства мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров ГКУ «Акбулакское лесничество» в текущем году не в полной мере организован надлежащим образом : осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах ведется с отличающейся от установленной периодичностью, а патрулирование лесов при наступлении пожароопасного периода производится не ежедневно, не по всем маршрутам, зачастую начинается позже и заканчивается ранее определенного времени, при этом не соблюдается кратность проезда по маршрутам.
Просили признать незаконным бездействие ГКУ «Акбулакское лесничество» по надлежащему осуществлению в мае-июле 2016 года мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров и обязать ГКУ «Акбулакское лесничество» в целях обнаружения лесных
пожаров осуществлять наземное патрулирование и осмотр лесов на пожарных наблюдательных пунктах в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ
Ст.помощник прокурора Акбулакского района Граховская Е.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в заявлении.
Представитель административного ответчика – ГКУ «Акбулакское лесничество» К.С.Акбытыров, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.
Суд,заслушав ст.помощника прокурора, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, пришел к следующему.
В силу ст.42 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст.11. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.
Основными принципами лесного законодательства согласно статье 1 Лесного кодекса РФ являются обеспечение охраны и защиты лесов, а также сохранение биологического разнообразия лесов, средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения прав каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
В соответствии со ст. 53.2. Лесного кодекса РФ, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
В соответствии с п. 9 Порядка осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ ДД.ММ.ГГГГ№, осмотр лесов в целях обнаружения лесных пожаров на пожарных наблюдательных пунктах, не оборудованных автоматическими системами наблюдения, осуществляется в течение пожароопасного сезона в лесах в зависимости от условий погоды:
1) при II классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - в 10, 13, 16, 19 часов;
2) при III классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 10 до 20 часов не реже одного раза в два часа;
3) при IV классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 9 до 21 часа не реже одного раза в час;
4) при V классе пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды - с 6 до 24 часов не реже одного раза в час.
В судебном заседании установлено, что по сведениям ГУ МЧС России по <адрес> в лесах на территории Акбулакского лесничества: ДД.ММ.ГГГГ установился 3 класс
пожарной опасности, ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ - 4 класс пожарной опасности. Согласно полученным из Министерства лесного и охотничьего хозяйства <адрес> данным навигационных приборов ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система - российская система глобального позиционирования), установленных на автомобилях лесничества:
1) на автомобиле марки <данные изъяты>» с государственным регистрационным знаком <данные изъяты> осуществлялось патрулирование:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В результате незаконного бездействия ГКУ «Акбулакскогое лесничество» по исполнению мер пожарной безопасности в лесах <адрес>, нарушены интересы государства, являющегося собственником лесов и личные неимущественные права неопределенного круга лиц, на благоприятную окружающую среду, так как несвоевременное выявление лесного пожара создает угрозу причинения ущерба государству вследствие потери леса, а также причинения ущерба жизни, здоровью и имуществу граждан, находящихся в лесном массиве.
На основании изложенного суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ГКУ «Акбулакское лесничество» по
надлежащему осуществлению в <данные изъяты> года мониторинга пожарной
опасности в лесах и лесных пожаров.
Обязать ГКУ «Акбулакское лесничество» в целях обнаружения лесных
пожаров осуществлять наземное патрулирование и осмотр лесов на пожарных наблюдательных пунктах в полном соответствии с «Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров», утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Акбулакский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В.Сохань
Решение суда в окончательной форме изготовлено 26.09.2016 года.
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2а- 711 (2016 года) в Акбулакском районном суде Оренбургской области.
Судья Н.В.Сохань