ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-711/2016 от 26.05.2016 Дудинского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

26 мая 2016 года г. Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Васильева А.В.,

при секретаре Гонштейн С.Е.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Таймырского района Патлатого А.А.,

представителя административного ответчика – Борисовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-711 по административному иску прокурора Таймырского района к администрации г. Дудинки о признании незаконным действий и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с заявлением на действия администрации г. Дудинка, указывая на то, что постановлением администрации г. Дудинки от 29.09.2014 3 74, утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче разрешений на размещение нестационарных объектов на территории г. Дудинки. С 01 марта 2015 года Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступили в силу изменения в Земельный кодекс российской Федерации. Так, согласно подп. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ, размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, может осуществляться без предоставления земельных участков. В соответствии с п. 1 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов. Данное положение закреплено также в ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Из приведенного следует, что при размещении указанных объектов сделка по предоставлению земельного участка не совершается. Вместе с тем, регламентом предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче разрешений на размещение нестационарных объектов на территории г. Дудинки установлено, что в целях оформления в уполномоченных органах прав на земельный участок, заявитель вправе получить в отделе условное разрешение на размещение нестационарного объекта. По итогам рассмотрения представленных документов отдел выдает разрешение на размещение нестационарного объекта, которое вступает в силу только в случае выполнения условия об оформлении земельного участка – условное разрешение. Таким образом, на заявителей необоснованно возлагается обязанность по заключению сделки по предоставлению земельного участка. Данное обстоятельство является коррупциогенным фактором – завышенные требования к лицу, предъявляемые при реализации принадлежащего ему права, определенным подп. «а» п. 4 методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района на регламент принесен протест по результатам рассмотрения которого, в его удовлетворении отказано. В связи с чем, прокурор просит суд признать незаконным положения п. 10 постановления администрации г. Дудинки от 29.09.2014 № 74 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче разрешений на размещение нестационарных объектов на территории г. Дудинки», регламентирующего возложение на заявителей обязанности по заключению сделки по предоставлению земельного участка и обязать администрацию г. Дудинки привести указанное постановление в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании представитель прокуратуры Таймырского района Патлатый А.А., на основании ст. 46 КАС РФ уточнил требования, указав на то, что регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче разрешений на размещение нестационарных объектов на территории г. Дудинки, утвержденный постановлением администрации г. Дудинки № 74 от 29.09.2014, не распространяет свое действие на нестационарные объекты торговли в силу п. 10 положения о порядке размещения нестационарных объектов на территории г. Дудинки, утвержденного решением Дудинского Городского Совета Депутатов от 12.04.2013 № 11-0511, согласно которому требования, регулирующие порядок установки и эксплуатации нестационарных объектов, не распространяются на объекты мелкорозничной торговли и летние кафе. Вместе с тем, оспариваемый регламент не содержит положения о том, что его действие не распространяется на правоотношения, связанные с размещением торговых объектов, которые также являются нестационарными. Таким образом, отсутствие в регламенте положений, исключающих распространение его действия на нестационарные торговые объекты, являются правовой коллизией, а также не соответствуют принципу определенности и точности правового регулирования. В этой связи представитель административного истца просит суд признать незаконным постановление администрации г. Дудинки от 29.09.2014 № 74 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче разрешений на размещение нестационарных объектов на территории г.. Дудинки», в части отсутствия регламентирующих положений, исключающих распространение его действий на нестационарные торговые объекты, поскольку в системе действующего правового регулирования оно не отвечает требованиям определенности нормативного содержания и обязать администрацию г. Дудинки привести постановление администрации г. Дудинки от 29 сентября 2014 года № 74 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче разрешений на размещение нестационарных объектов на территории г. Дудинки» в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Представитель административного ответчика – администрации г. Дудинки, Борисова И.А., действующая по доверенности, административный иск признала в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

Постановлением администрации г. Дудинки № 74 от 29.09.2014 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче разрешений на размещение нестационарных объектов на территории г. Дудинки, пунктом 10 которого предусмотрено, что в целях оформления в уполномоченных органах прав на земельный участок заявитель вправе получить в отделе условное разрешение на размещение нестационарного объекта. По итогам рассмотрения представленных документов отдел выдает разрешение на размещение нестационарного объекта, которое вступает в силу только в случае выполнения условия об оформлении земельного участка – условное разрешение.

Вместе с тем, с учетом внесения Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций может осуществляться без предоставления земельных участков (подп. 6 п. 1 ст. 39.33 ЗК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ, размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов. Указанное положение также закреплено в ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Однако, постановлением администрации г. Дудинки № 02 от 09.01.2013 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на право размещения нестационарного объекта торговли. Также, постановлением администрации г. Дудинки № 67 от 27.12.2010 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на соответствующей территории, аннулированию таких разрешений, выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных конструкций.

Пунктом 9 оспариваемого постановления администрации г. Дудинки № 74 от 29.09.2014 установлено, что правовыми основаниями для предоставления муниципальной услуги является, в том числе, и Положение о порядке размещения нестационарных объектов на территории города Дудинки, утвержденное Решением Дудинского городского Совета депутатов от 14.04.2013 № 11-0511, в соответствии с абз. 2 п. 10 которого, требования настоящего Положения, регулирующие порядок установки и эксплуатации нестационарных объектов, не распространяются на объекты торговли и рекламные конструкции.

Таким образом, администрацией г. Дудинки допущено двоякое толкование норм административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче разрешений на размещение нестационарных объектов на территории г. Дудинки, утвержденного постановлением администрации г. Дудинки № 74 от 29.09.2014, в части, касающейся определения нестационарного объекта и круга действия указанного регламента в целом.

В свою очередь, как следует из разъяснений, содержащихся в постановлении Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 г. № 12-П, из конституционного принципа равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) вытекает требование определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания законодательного регулирования, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона. Приведенная правовая позиция имеет общее значение для всех сфер законодательного регулирования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о признания незаконным постановления администрации г. Дудинки от 29.09.2014 № 74 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче разрешений на размещение нестационарных объектов на территории г. Дудинки», в части отсутствия регламентирующих положений, исключающих распространение его действий на нестационарные торговые объекты, является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования административного истца - прокурора Таймырского района к администрации г. Дудинки, удовлетворить.

Признать незаконным постановление администрации г. Дудинки от 29.09.2014 № 74 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче разрешений на размещение нестационарных объектов на территории г. Дудинки», в части отсутствия регламентирующих положений, исключающих распространение его действий на нестационарные торговые объекты.

Обязать администрацию г. Дудинки привести постановление администрации г. Дудинки от 29 сентября 2014 года № 74 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по приему заявлений и выдаче разрешений на размещение нестационарных объектов на территории г. Дудинки» в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Дудинского районного суда Красноярского края.

Судья А.В. Васильев

Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2016 года.