Решение
Именем Российской Федерации
Дело №2а-711/2018
г. Салават, 29 марта 2018 года
Республика Башкортостан
Салаватский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Салимова И.М.,
при секретаре Каптур В.В.,
с участием помощника прокурора г. Салават Константинова Р.М.,
представителя директора ООО «Радойл» ФИО1,
представителя Администрации ГО г. Салават ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ООО «Радойл» к Администрации ГО г.Салават о признании постановления недействительным в части внесения изменений в муниципальную программу,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Радойл» обратилось в суд с административным иском к Администрации ГО г. Салават о признании постановления недействительным в части внесения изменений в муниципальную программу.
В обоснование административного иска указано, что в г.Салават в настоящее время действует муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан», утвержденная Постановлением Администрации ГО г. Салават РБ от 00.00.0000. ... «Об утверждении муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан» (в ред. постановления Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 00.00.0000. ...). В соответствии с условиями Программы, заявление на получение субсидии для погашения лизинговых платежей, поданное 00.00.0000 ООО «Радойл», подлежало удовлетворению. Администрация ГО г. Салават РБ своим Постановлением от 00.00.0000 № ... внесла изменения в Программу и ограничила круг предпринимателей, которые могут получать субсидии в рамках указанной Программы, а, именно, установила, что: субъекты малого и среднего предпринимательства и организации инфраструктуры имеют право на получение одной субсидии в рамках трех финансовых лет; в случае поступления заявлений от нескольких субъектов малого и среднего предпринимательства, учредителем которых является одно и то же юридическое или физическое лицо, претендовать на получение финансовой поддержки может только один из субъектов. В результате внесенных изменений заявка ООО «Радойл» было конкурсной комиссией отклонена. Таким образом, внесенные в Программу изменения противоречат действующему законодательству. В соответствии с п.3 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. В силу п. 33 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится содействие развитию малого и среднего предпринимательства. Следовательно, органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определять в пределах своей компетенции категории и (или) критерии отбора лиц, которым предоставляются меры поддержки за счет бюджетных средств, условия и порядок их предоставления, не дано право устанавливать ограничения для субъектов малого и среднего предпринимательства, претендующих на получение поддержки за счет бюджетных средств, в зависимости от состава их учредителей. Факт обращения за финансовой поддержкой субъекта малого или среднего предпринимательства, одним из учредителей которых является юридическое или физическое лицо, также претендующее на получение финансовой поддержки, не может служить основанием для дискриминационного ограничения права этого субъекта предпринимательской деятельности на получение поддержки за счет бюджетных средств. Из указанных нормативных правовых актов и Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» не следует, что субъект малого и среднего предпринимательства, ранее получавший субсидию, в рамках трех финансовых лет не вправе претендовать на нее вновь. Нормативные положения Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках государственной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», далее «Республиканский порядок», утвержденной постановлением Правительства РБ от 00.00.0000... также не содержат ограничений, установленных оспариваемым Постановлением администрации ГО город Салават. Более того, в соответствии с п.1.8 Республиканского порядка по одному виду финансовой поддержки субъекты малого или среднего предпринимательства и организации инфраструктуры имеют право на получение одной субсидии даже в рамках одного финансового года. В соответствии с п. 1.2 Порядка предоставление финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям инфраструктуры осуществляется на конкурсной основе за счет средств бюджета ГО г. Салават РБ и средств, привлекаемых из федерального и республиканского бюджетов на эти цели. Таким образом, орган местного самоуправления, определяя в Порядке критерии отбора лиц, которым предоставляются меры финансовой поддержки, фактически распоряжается бюджетными средствами, формально не являющимися средствами местного бюджета. Согласно п.п. «в» п. 4 Общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2016 № 887 содержатся нормативные положения, в соответствии с которыми основаниями для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии являются: несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным в п.п «а» настоящего пункта, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов; недостоверность представленной получателем субсидии информации; иные основания для отказа, определенные правовым актом. Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). По факту неправомерного отказа в предоставлении субсидии директор ООО «Радойл» обратилось в Прокуратуру г. Салават Республики Башкортостан. Прокуратурой г. Салавата проведена проверка доводов данного обращения о нарушении права на получение субсидии по программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства, по результатам которой сделан вывод, что вышеуказанные условия, введенные оспариваемым Постановлением, нарушают требования антимонопольного законодательства и вынесено в адрес Главы Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан представление об устранении нарушений законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, однако данное представление выполнено не было. Просит признать Постановление Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 00.00.0000... недействительным в части внесения следующих изменений в муниципальную программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан», утвержденную постановлением Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 00.00.0000. ... «Об утверждении муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан» (в ред. постановления Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 00.00.0000. ...): субъекты малого и среднего предпринимательства и организации инфраструктуры имеют право на получение одной субсидии в рамках трех финансовых лет; в случае поступления заявлений от нескольких субъектов малого и среднего предпринимательства, учредителем которых является одно и то же юридическое или физическое лицо, претендовать на получение финансовой поддержки может только один из субъектов; взыскать с Администрации уплаченную государственную пошлину в сумме 4 500 рублей.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся на судебное заседание, о времени и месте судебного заседания извещены.
На основании ч. 5 ст. 213 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель директора ООО «Радойл» ФИО3 – ФИО1 административный иск поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель Администрации ГО г.Салават ФИО2 административный иск не признала, просила отказать в удовлетворении, пояснила, что ФИО3 за предыдущие года получал субсидии как директор ООО «Радойл», так и как индивидуальный предприниматель.
В судебном заседании 00.00.0000 представитель Государственного комитета РБ по предпринимательству и туризму ФИО4 с административным иском не согласилась, пояснила, что Администрация ГО г. Салават вправе устанавливать дополнительные условия получения субсидии.
Помощник прокурора г. Салават Константинов Р.М. в заключении полагал, что административный иск является обоснованным, подлежащим удовлетворению.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, заключение помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 19 КАС РФ подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных ст. ст. 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
В соответствии с ч.1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 4 статьи 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.33 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству.
В силу ст.11 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Согласно ч.1 ст. 14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются: заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки; доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), к участию в указанных программах (подпрограммах); оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N135-ФЗ «О защите конкуренции»; открытость процедур оказания поддержки.
В силу ч.1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Как следует из материалов дела, постановлением главы Администрации городского округа г.Салават РБ от 00.00.0000... утверждена муниципальная программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан».
Целью Программы является создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан на основе формирования эффективных механизмов его поддержки, повышения вклада малого и среднего предпринимательства в решение экономических и социальных задач городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан, средств бюджета Республики Башкортостан, средств бюджета Российской Федерации, а также собственных средств субъектов малого и среднего предпринимательства, долевого финансирования с привлечением финансовых внебюджетных средств.
Постановлением главы Администрации городского округа г. Салават РБ от 00.00.0000... внесены изменения в муниципальную программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан», утвержденную Постановлением Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 00.00.0000... «Об утверждении муниципальной программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан" (в редакции Постановления Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 00.00.0000...)» (вместе с «Порядком предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»).
Обжалуемыми положениями Постановления, а именно пунктом 1.9 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства установлено, что на один из видов финансовой поддержки, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка, субъекты МСП и организации инфраструктуры имеют право на получение одной субсидии в рамках трех финансовых лет.
В случае поступления заявлений от нескольких субъектов МСП, учредителем которых является одно и то же юридическое или физическое лицо, претендовать на получение финансовой поддержки может только один из субъектов.
00.00.0000 ООО «Радойл» и индивидуальный предприниматель ФИО3 обратились в Администрацию ГО г.Салават с заявлениями о предоставлении финансовой поддержки как субъектам малого и среднего предпринимательства.
Решением конкурсной комиссии по предоставлению финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при Администрации ГО г.Салават от 00.00.0000 ООО «Радойл» (директор ФИО3) и индивидуальному предпринимателю ФИО3 отказано в предоставлении субсидии, в том числе на основании п.1.9 Порядка, что они являлись получателями субсидии по аналогичному виду поддержки в предыдущие периоды.
Прокуратурой г. Салават проведена проверка по обращению директора ООО «Радойл» и индивидуального предпринимателя ФИО3 о нарушении прав на получение субсидии по программе развития субъектов малого и среднего предпринимательства, по результатам которой заместителем прокурора г. Салават 00.00.0000 на имя Главы Администрации ГО г. Салават внесено представление об устранении нарушений законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с сообщением Управления Федеральной антимонопольной службы по РБ от 00.00.0000. ... обжалуемое постановление в части пункта 1.9 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, возможно содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства и может повлечь ограничения в отношении получателей финансовой поддержки.
Согласно письму Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Республике Башкортостан от 00.00.0000... внесенные изменения в Муниципальную программу, ограничивающие круг предпринимателей, которые могут получать субсидию, не соответствует действующему законодательству.
В соответствии с п.8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Такой порядок для данной категории дел предусмотрен пунктом 3 части 8 и частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которым обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, каковым в данном случае является административный ответчик.
Постановлением Правительства РБ от 00.00.0000... утверждена государственная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» (вместе с «Порядком предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках государственной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», «Порядком предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям Республики Башкортостан и монопрофильным муниципальным образованиям Республики Башкортостан (моногородам) для поддержки мероприятий муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства»).
Пунктом 2 данного Постановления рекомендовано органам местного самоуправления Республики Башкортостан осуществлять разработку муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства с учетом положений Программы.
В соответствии с пп. «в» п.1.6 Порядка предоставления финансовой поддержки муниципальным образованиям Республики Башкортостан и монопрофильным муниципальным образованиям Республики Башкортостан (моногородам) для поддержки мероприятий муниципальных программ развития МСП, утвержденного постановлением Правительства РБ от 00.00.0000... условиями предоставления этой поддержки является соответствие положений муниципальных программ в части порядка и условий предоставления финансовой поддержки МСП общим требованиям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000..., и требованиям, установленным разделом 2 Порядка (республиканского).
Согласно правовой позиции административного ответчика установление Администрацией условий о предоставлении финансовой помощи один раз в три года, а также получение субсидии одного из субъектов, в случае поступления заявлений от нескольких субъектов МСП, учредителем которых является одно и то же юридическое или физическое лицо, не противоречит условиям республиканской Программы, и направлены на поддержание конкурентной среды.
Между тем, суд считает, данные условия противоречат основным принципам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, перечисленным в ст.14 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции» поскольку лишает субъектов малого и среднего предпринимательства на равный доступ к предоставлению финансовый субсидии в зависимости от состава лиц, а также устанавливают ограничения о предоставлении финансовой субсидии один раз в три года, что не предусмотрено действующим законодательством в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Кроме того, согласно п. 1.8 Государственной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», утв. Постановлением Правительства РБ от 00.00.0000... по одному виду финансовой поддержки субъекты малого или среднего предпринимательства и организации инфраструктуры имеют право на получение одной субсидии в рамках одного финансового года.
Довод представителя ответчика о том, что муниципальная программа должна соответствовать общим требованиям, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 00.00.0000..., и требованиям, установленным разделом 2 Порядка (республиканского), в связи с чем, Администрация ГО г. Салават вправе устанавливать порядок предоставления финансовой помощи является несостоятельным, так как муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Довод представителя ответчика о том, что внесенные изменения позволят избежать ограничения конкуренции и получения одними и теми же лицами финансовой поддержки, суд считает необоснованным, поскольку решение о предоставлении финансовой поддержки принимается конкурсной комиссией по результатам рассмотрения заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства по установленным условиям предоставления финансовой поддержки, что не лишает всех изъявивших желание субъектов малого и среднего предпринимательства на доступ к получению финансовой поддержки на конкурсной основе вне зависимости от состава лиц, а также получения в предыдущие годы финансовой поддержки в рамках программы, бюджетные средства на осуществление которой выделяются каждый год.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 213-215 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
административный иск ООО «Радойл» к Администрации ГО г. Салават о признании постановления недействительным в части внесения изменений в муниципальную программу удовлетворить.
Признать постановление Администрации городского округа г. Салават Республики Башкортостан от 00.00.0000... «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан», утвержденную постановлением Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 00.00.0000. ... «Об утверждении муниципальной программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городском округе город Салават Республики Башкортостан» недействительным в части путем признания недействующим пункта 1.9 Порядка предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, определяющего: что на один из видов финансовой поддержки, указанных в пункте 1.3 настоящего порядка, субъекты малого и среднего предпринимательства и организации инфраструктуры имеют право на получение одной субсидии в рамках трех финансовых лет; что в случае поступления заявлений от нескольких субъектов малого и среднего предпринимательства, учредителем которых является одно и то же юридическое или физическое лицо, претендовать на получение финансовой поддержки может только один из субъектов.
Возложить на Администрацию городского округа город Салават обязанность разместить сообщение о принятии решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в здании Администрации городского округа город Салават, а также опубликовать его на официальном сайте Администрации городского округа город Салават (данные изъяты)
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Салаватский городской суд РБ.
Судья подпись Салимов И.М.
Копия верна. Судья Салимов И.М.
Решение не вступило в законную силу 05 апреля 2018 года
Секретарь
Решение вступило в законную силу
Судья
Секретарь
Подлинник решения подшит в административное дело №2а-711/2018 Салаватского городского суда РБ