ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-711/2021 от 02.12.2021 Карачевского районного суда (Брянская область)

Дело №2а-711/2021

УИД 32RS0012-01-2021-000897-29

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

02 декабря 2021 года г.Карачев, Брянской области

Карачевский районный суд Брянской области в составе

председательствующего судьи Приходько Р.Н.,

при секретарях Егоренковой Е.А. и Воробьевой Н.С.,

с участием представителя административного истца - администрации Карачевского района по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Карачевского района к Межрайонному отделению судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области, УФССП России по Брянской области, ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области ФИО2 о признании незаконным постановления о наложении исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец - администрация Карачевского района - обратилась с указанным административным иском, ссылаясь на то, что на основании исполнительного листа, выданного на основании решения Карачевского районного суда Брянской области от 23.11.2020 г. по гражданскому делу №2-819/2020 судебным приставом-исполнителем 11.06.2021 в отношении должника - Администрации Карачевского района возбуждено исполнительное производство -ИП об обязании Администрации Карачевского района предоставить ФИО3 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления, за счет денежных средств, выделенных на данные цели в административно-территориальных границах Карачевского муниципального района. О вынесенном постановлении о возбуждении исполнительного производства администрации Карачевского района стало известно 18.06.2021 г.

Судебным приставом-исполнителем 14 июля 2021 года в рамках исполнительного производства о возложении на Администрацию Карачевского района обязанности обеспечить ФИО3 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в административно-территориальных границах Карачевского муниципального района, вынесено постановление о взыскании с администрации Карачевского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и установлении нового срока исполнения до 23.07.2021 г., которое получено административным истцом 19.07.2021 г.

Административный истец полагает, что исполнить судебное решение в срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, не представляется возможным, поскольку для его надлежащего исполнения необходимо заключить государственный контракт на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Администрацией с 15.06.2021 г. по 25.06.2021 г. было размещен открытый аукцион, однако он признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок.

02 июля 2021 года административный истец обратился в Карачевский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения, копия заявления направлена в УФССП России по Брянской области 02.07.2021 года.

Администрацией была разработана техническая документация для приобретения квартир по более высокой цене, 22 июля 2021 г. размещен открытый аукцион с целью приобретения 4 жилых помещений.

В адрес судебного пристава-исполнителя неоднократно направлялись письма о ходе исполнения решения суда и о невозможности исполнения решения суда в указанный срок, а также заявления об отложении исполнительных действий.

При таких обстоятельствах, администрацией Карачевского района приняты все необходимые меры для добровольного исполнения решения суда.

Учитывая, что администрация принимает все зависящие от нее меры к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, но не имеет возможности исполнить решение суда, по независящим от нее обстоятельствам, ее вины в неисполнении судебного решения не имеется, в связи с чем взыскание исполнительского сбора является незаконным.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», администрация Карачевского района просит суд отменить постановление ведущего судебного пристава - исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области ФИО2 от 14.07.2021 г.

К участию в деле в качестве административного соответчика судом привлечен ведущий судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области ФИО2, в качестве заинтересованного лица привлечен ФИО3

В судебном заседании представитель административного истца администрации Карачевского района по доверенности ФИО1 административное исковое заявление поддержала, настаивала на его удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области, ведущий судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области ФИО2, представитель УФССП России по Брянской области, заинтересованное лицо: ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате и месте судебного заседания. В материалах дела содержится ходатайство ведущего судебного пристава-исполнителя ФИО2 о рассмотрении дела в его отсутствие. Представителем УФССП России по Брянской области по доверенности ФИО4 представлены ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также письменные возражения на административный иск, согласно которых с требованиями административного истца административный ответчик не согласен по следующим основаниям. Постановлением о возбуждении исполнительного производства 15.06.2021 г. было направлено должнику заказным письмом и получено им 17.06.2021 г. В связи с отсутствием сведений об исполнении требований исполнительного документа, 14.07.2021 г. в отношении административного истца было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Документов, свидетельствующих об отсрочке исполнения судебного решения, о приостановлении исполнения судебного акта материалы исполнительного производства не содержат. Несмотря на более длительные сроки исполнения судебного акта Администрация Карачевского района с заявлением о предоставлении отсрочки не обращалась. Доводы административного истца не нашли своего подтверждения.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.

При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца - администрации Карачевского района по доверенности ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 3 статьи 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства и в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса, регламентирующим порядок рассмотрения заявлений об отсрочке, рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения.

При этом вышеуказанные положения КАС РФ не содержат требования о рассмотрении заявления об освобождении об взыскания исполнительского сбора судом, рассмотревшим дело, в связи с чем при разрешении вопроса о принятии административного искового заявления к производству суду надлежало руководствоваться общими правилами, установленными статьей 22 КАС РФ.

В соответствии с ч. 11 и ч. 12 ст. 30 Федерального закона от 02.10. 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10. 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу ст.112 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей.

Частью 7 ст.112 Федерального закона от 02.10. 2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.

Таким образом, Федеральный закон от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляет должнику право оспорить постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в судебном порядке (в случае, если должник полагает, что взыскание исполнительского сбора произведено незаконно).

В том случае, когда соответствующее постановление вынесено судебным приставом-исполнителем при наличии к тому законных оснований, должник вправе обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа и совершил все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, при наличии при этом уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).

Согласно ч.2 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года №13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа. При этом должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.

Таким образом, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом заявления должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Карачевского районного суда Брянской области от 23.11.2020 по делу №2-819/2020 удовлетворено исковое заявление ФИО3 к администрации Карачевского района Брянской области о понуждении к совершению действий, возложено обязательство на Администрацию Карачевского района предоставить ФИО3 жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не ниже установленных муниципальным образованием норм предоставления, за счет денежных средств, выделенных на данные цели в административно-территориальных границах Карачевского муниципального района.

Вышеуказанное решение суда вступило в законную силу 02.02.2021г. Исполнительный лист выдан 26 апреля 2021 года.

11.06.2021 г. постановлением ведущего судебного пристава- исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области в отношении должника - администрации Карачевского района - было возбуждено исполнительное производство -ИП в пользу взыскателя ФИО3 на основании исполнительного листа по делу №2-819/2020, указанным постановлением установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства получена Администрацией Карачевского района 18.06.2021 г., о чем свидетельствует штамп о принятии входящей корреспонденции (вх.№2481) на копии постановления.

В служебным записках заведующей сектором опеки и попечительства Администрации Карачевского района от 11.06.2021 г., от 19.07.2021 г., от 19.08.2021 г., поданной на имя Главы Администрации, содержится просьба провести открытые электронные аукционы для приобретения жилья детям-сиротам, учитывая наличие возбужденных исполнительных производств (ФИО5, ФИО6, ФИО3), т.к. в собственности администрации отсутствуют жилые помещения специализированного жилищного фонда. Из приложенных к служебным запискам документов следует, что аукционы размещены с различной начальной ценой контракта (июнь 2021 г. - 973 333,33 руб., июль 2021 г. - 1 500 000 руб., август 2021 г. - 1 857 500 руб.).

В установленный для добровольного исполнения решения суда срок, а именно, 21.06.2021 г., Администрация Карачевского района обратилась в МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области с заявлением об отложении исполнительных действий сроком на 10 дней посредством направления данного заявления по адресу электронной почты.

21.06.2021 г. Администрацией Карачевского района в адрес МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области посредством направления данного заявления по адресу ее электронной почты направлено письмо с сообщением о невозможности исполнения решения суда в установленный срок, поскольку лимиты по перечисленным субвенциям из бюджета Брянской области, выделенные на 2020 года в целях приобретение квартир для детей-сирот, использованы в полном объеме. Проведенный в период с 29.03.2021 г. по 06.04.2021 г. аукцион на приобретение жилых помещений для детей-сирот в связи с отсутствие заявок признании несостоявшимся. С 15 по 26 июня 2021г. вновь объявлен аукцион на приобретение жилых помещений для детей-сирот, ФИО3 будет обеспечен жилым помещением вне очереди, после окончания аукциона, заключения муниципального контракта с победителем аукциона, оформления права собственности на жилое помещение и оформления договора найма. Указанное заявление от 21.06.2021 г. получено МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области согласно штампу входящей корреспонденции 23 июня 2021 г. (вх.№12614).

30.06.2021 г. Администрация Карачевского района обратилась в МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области с заявлением об отложении исполнительных действий сроком на 10 дней, направив указанное заявление по почте, о чем свидетельствует реестр внутренних почтовых отправлений от 30.06.2021 г. и получено МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области согласно штампу входящей корреспонденции 06 июля 2021 г. (вх.№13283).

09.07.2021 г. Администрация Карачевского района обратилась в МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области с заявлением об отложении исполнительных действий сроком на 10 дней, ввиду невозможности исполнения решения суда по независящим от должника обстоятельствам, поскольку в период с марта по июнь 2021 года проведено 5 аукционов на приобретение жилых помещений для детей-сирот, которые в связи с отсутствием заявок признаны несостоявшимися, должником проводится подготовка к объявлению аукциона (проводится мониторинг цен и определение НМЦК контракта), с целью приобретения жилых помещений для детей-сирот. Указанное заявление было направлено по почте, о чем свидетельствует реестр внутренних почтовых отправлений от 12.07.2021 г.

19.07.2021 г. Администрация Карачевского района обратилась в МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области с заявлением об отложении исполнительных действий сроком на 10 дней, ввиду невозможности исполнения решения суда по независящим от должника обстоятельствам, поскольку заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В период с марта по июнь 2021 года проведено 5 аукционов (с различной начальной ценой и техническими требованиями к помещениям) на приобретение жилых помещений для детей-сирот, которые в связи с отсутствием заявок признаны несостоявшимися, должником проводится подготовка к объявлению аукциона (проводится мониторинг цен и определение НМЦК контракта), с целью приобретения жилых помещений для детей-сирот. Указанное заявление было направлено по почте, о чем свидетельствует реестр внутренних почтовых отправлений от 19.07.2021 г. и получено МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области согласно штампу входящей корреспонденции 23 июля 2021 г. (вх.№14200).

Из представленных документов с информацией по проведению электронных аукционов усматривается, что Администрацией были размещены аукционы в период с марта по июнь 2021 года, все они признаны несостоявшимися по причине отсутствия заявок.

Из материалов дела следует, что 02 июля 2021 г. Администрация Карачевского района обратилась в Карачевский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда сроком до 31.12.2021 г., копия указанного заявления об отсрочке была направлена в адрес УФССП России по Брянской области 02.07.2021 г. и получена административным ответчиком 06 июля 2021 года, о чем свидетельствуют данные списка №4 внутренних почтовых отправлений от 02.07.2021 г. и отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 24250060216952.

Определением Карачевского районного суда Брянской области от 28.07.2021 по заявлению администрации Карачевского района предоставлена отсрочка исполнения решения Карачевского районного суда Брянской области от 23 ноября 2020 г. до 31 декабря 2021 года, со ссылкой на то, что Администрация Карачевского района, являясь должником по исполнительному производству, не уклоняется от надлежащего и своевременного исполнения исполнительного документа, последовательно и в разумные сроки выполняет необходимые действия, направленные на его исполнение, иного способа исполнения судебного решения не имеется.

В связи с неисполнением должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, постановлением судебного пристава-исполнителя от 14.07.2021 в рамках исполнительного производства с должника - администрации Карачевского района - взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Указанным постановлением Администрации установлен новый срок для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - до 23.07.2021 г.

23.07.2021 г. Администрация Карачевского района направила по почте в адрес МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области заявление о несогласии с вынесенным постановлением о наложении исполнительского сбора, поскольку до вынесения оспариваемого постановлении судебный пристав-исполнитель был уведомлен о направлении в суд заявления об отсрочке исполнения возбужденного исполнительного производства по данному делу, должником были предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательства по исполнению требований исполнительного документы, умысла и вины по несвоевременному исполнению решения суда не имеется.

Из заявления ФИО3 от 13.09.2021 г. следует, что он отказывается от получения квартир, предоставленных ему Администрацией Карачевского района, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>, причина такого отказа ФИО3 не указана.

Из сообщения ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области ФИО2 от 30.11.2021 г. следует, что 29.07.2021 г. в ответ на вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора от 14.07.2021 г. административным истцом предоставлено пояснение от 22.07.2021 г. (исх.№4126) о мерах принятых по исполнению решения суда. В приложении к указанному ответу приложена копия заявления Администрации Карачевского района от 02.07.2021 г. (за исх.№3670), направленная в адрес суда, о предоставлении отсрочки исполнения возбужденного исполнительного производства. Согласно отслеживания почтового отправления, приложенного к запросу от 15.11.2021г. (исх.№2083), заявление Администрации получено 06 июля 2021 года УФССП России по Брянской области. В адрес МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области копия указанного заявления не направлялась. В удовлетворении заявлений Администрации об отложении исполнительских действий было отказано, поскольку должнику в исполнительном производстве не предоставлено право обращаться с указанными заявлениями. Копия определения суда от 28.07.2021 г. об удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения предоставлена Администрацией 01.10.2021 г. в ответ на требование судебного пристава-исполнителя. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства получена должником 18.06.2021 г., срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа установлен до 25.06.2021 г. На момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора исполнительное производство не было приостановлено, отсрочка исполнения требований исполнительного документа предоставлена не была.

В силу части 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с разъяснениями, данными в п.74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015г. N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч.3 ст.112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания.

По смыслу положений части 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ, статьи 401 ГК РФ, а также правовых позиций, сформулированных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», освобождение должника от взыскания исполнительского сбора обусловлено отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Из материалов дела следует, что Администрация Карачевского района неоднократно обращалась к судебному приставу-исполнителю об отложении совершения исполнительных действий по исполнительному производству -ИП, однако, вопреки доводам административного ответчика ФИО2, изложенным в ответе на запрос суда, материалы дела не содержат результаты рассмотрения ФИО2 указанных заявлений, подтверждающие документы в обоснование его довода по результатам рассмотрения заявлений не представлены.

Суд признает несостоятельным довод административного ответчика ФИО2 о том, что на момент вынесения оспариваемого постановления о наложении исполнительского сбора ему не было известно об обращении Администрации Карачевского района в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения исполнительного производства, возбужденного на основании исполнительного документа по гражданскому делу №2-819/2020, ввиду того, что из материалов дела и представленных сторонами документов следует, что местом нахождения административных ответчиков: МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области, УФССП России по Брянской области, ведущего судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области ФИО2, является адрес: <...>, Межрайонное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам является непосредственно подразделением УФССП России по Брянской области, в связи с чем все поступившие заявления сторон исполнительного производства подлежат передаче для исполнения в соответствующее структурное подразделение УФССП России по Брянской области, при этом административным истцом представлены доказательства направления в адрес УФССП России по Брянской области копии заявления об отсрочке исполнения судебного решения до даты вынесения оспариваемого постановления.

При разрешении данного спора суд учитывает, что субвенции, предоставляемые из областного бюджета, направлены на формирование органами местного самоуправления специализированного жилищного фонда путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Заключение муниципальных контрактов на приобретение квартир детям-сиротам проводится по итогам аукционов в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Срок обеспечения граждан, относящихся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, зависит от размера субвенций федерального и областного бюджета, предоставляемых МО «Карачевский район» на формирование специализированного жилищного фонда.

Материалами дела подтверждается, что после того, как Администрации стало известно о наличии возбужденного в отношении нее исполнительного производства, должник предпринял меры для того, чтобы исполнить требования исполнительного документа, обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлениями об отложении исполнительских действий, в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения. При таких обстоятельствах, учитывая, что срок, истекший с момента возбуждения исполнительного производства до момента обращения в суд с заявлением об отсрочке с целью своевременного исполнения судебного решения, является непродолжительным, с учетом предоставленной судом отсрочки по исполнению судебного решения до 31.12.2021 г., отказа взыскателя ФИО3 от принятия исполнения по судебному решению (согласно заявления от 13.09.2021 г.), а также учитывая то, что целью взыскания исполнительского сбора является побуждение должника исполнить требования исполнительного документа и отсутствии иных мер принуждения, предпринятых судебным приставом-исполнителем в целях понуждения исполнить требования, действия административного истца нельзя рассматривать с точки зрения его виновного поведения и уклонения от исполнения требований исполнительного документа в установленный срок.

С учетом вышеуказанных обстоятельств суд приходит к выводу, о совершении со стороны Администрации всех возможных действий для исполнения требований исполнительного документа, и нарушение установленного судебным приставом-исполнителем срока на его исполнение произошло не по вине Администрации, поскольку администрацией Карачевского района представлены доказательства, свидетельствующие о том, что ею предпринимались необходимые меры для надлежащего и добровольного исполнения решения по гражданскому делу №2-819/2020

Отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Закона об исполнительном производстве, в виде взыскания исполнительского сбора.

Вышеназванные обстоятельства, признаются судом основаниями, предусмотренными ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», с которыми законодатель связывает возможность освобождения от взыскания исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (ч. ч. 6, 7, 9 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, ч. 3 ст. 62 КАС РФ).

Административным истцом в порядке, предусмотренном ст. 62 КАС РФ, представлены доказательства того, что указанный исполнительный документ не был исполнен в срок, установленный для его добровольного исполнения, по объективным причинам, свидетельствующих о совершении действий, направленных на надлежащее исполнение решений суда, и об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что в данном случае неисполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, было обусловлено объективными причинами непредотвратимого характера.

Вышеназванные обстоятельства, признаются судом основаниями, предусмотренными ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», с которыми законодатель связывает возможность освобождения от взыскания исполнительского сбора.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административное исковое заявление администрации Карачевского района подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Администрации Карачевского района к Межрайонному отделению судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области, УФССП России по Брянской области, ведущему судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области ФИО2 о признании незаконным постановления о наложении исполнительского сбора удовлетворить.

Отменить постановление ведущего судебного пристава - исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области ФИО2 от 14.07.2021 г.

Освободить Администрацию Карачевского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением ведущего судебного пристава - исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Брянской области ФИО2 от 14.07.2021 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Карачевский районный суд Брянской области.

Председательствующий . Р.Н. Приходько

Мотивированное решение изготовлено: 07.12.2021 г.