Дело №2а-711/2021
УИД 86RS0013-01-2021-001817-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2021 года город Радужный
Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Першиной Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахмедовой Н.Р., с участием представителя административного истца помощника прокурора города Радужный Аксеновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-711/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в интересах неопределенного круга лиц (заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологии и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу) о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Радужный обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологии и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой запрещено, указывая в обоснование заявленных требований, что при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере информации, информационных технологий и о защите информации в сети Интернет выявлены страницы сайта:
https://litecred.vip/3-chastnyy-zaym,
https://creditv7.me/chastnyj-zajm/t/bez-predoplaty-zaym/?page=2,
https://broker-site.org/chastnyy-zaym/t-bez-predoplaty, на которых в нарушение статей 1,2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», пункта 13 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» размещены сведения о предоставлении займов (их условиях) индивидуальными предпринимателями, которые в силу закона не наделены правом на осуществление указанной деятельности. Кроме того, указанный Интернет-ресурс позволяет подать заявку на предоставление займа. Текстовая информация, размещенная на Интернет-сайтах, однозначно свидетельствует об осуществлении лицами, разместившими предложения о выдаче займов, предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Осуществление указанной незаконной деятельности свидетельствует о причинении убытков и нарушении права добросовестных субъектов предпринимательской деятельности на добросовестную конкуренцию, предусмотренное п.1 ч.1 ст.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Вход на сайты свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию информации не требуется. Ознакомиться с его содержанием может любой Интернет-пользователь. Ограничение на его передачу, копирование и распространение отсутствует, на страницах размещена текстовая информация, содержащая сведения о рекламе кредитования. Однако сведений о том, что данная информация распространяется в соответствии с требованиями действующего законодательства, на приведенном сайте не содержится. Информации об организациях, предлагающих выдачу займов, как о микрофинансовых организациях, в государственном реестре микрофинансовых организаций отсутствует. Кроме того, идентифицировать владельца либо лицо, использующее указанный Интернет-сайт, в целях привлечения в качестве административного ответчика по настоящему делу, в ходе проверки не представилось возможным.
В отзыве на административное исковое заявление прокурора, поступившим в суд 23.11.2021 Управление Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу указало на то, что при осмотре информации, содержащейся на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в силу которой прокурор обратился в суд, установлено, что информация об осуществлении незаконной предпринимательской деятельности физическими лицами по предоставлению потребительских займов, размещенной на информационных выше ресурсах находится в открытом доступе, который не ограничен в установленном законом порядке. Информация, размещенная на сайте, не является основанием для внесудебного ограничения Роскомнадзором доступа к информационным ресурсам, предусмотренным ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (л.д. 24-25).
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора города Радужный Аксенова Ю.С. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
В судебном заседании представитель Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
С учетом требований ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица, участие которого при рассмотрении дела не является обязательным.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как следует из материалов административного дела, прокуратурой г. Радужный при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере информации, информационных технологий и о защите информации в сети Интернет выявлены страницы сайта:
https://litecred.vip/3-chastnyy-zaym,
https://creditv7.me/chastnyj-zajm/t/bez-predoplaty-zaym/?page=2,
https://broker-site.org/chastnyy-zaym/t-bez-predoplaty, на которых в нарушение статей 1,2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», пункта 13 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» размещены сведения о предоставлении займов (их условиях) индивидуальными предпринимателями, которые в силу закона не наделены правом на осуществление указанной деятельности.
Из сообщения ОМВД России по г. Радужному от 07.04.2021 следует, что в связи с отсутствием возможности идентифицировать владельцев данных сайтов, а также лиц, разместивших указанную информацию, установить владельцев указанных интернет – ресурсов не представилось возможным (л.д. 17).
В соответствии с 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии с ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.
Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 (далее по тексту – Правила).
Согласно ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п.п. «б» п. 5 Правил основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Положениями статей 1, 2 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» определено, что микрофинансовую деятельность (то есть деятельность по предоставлению гражданам микрозаймов), вправе осуществлять юридические лица, имеющие статус микрофинансовой организации, а также иные юридические лица, имеющие право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии с названным выше Федеральным законом, по предоставлению микрозаймов.
Микрофинансовой организацией является юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.
Согласно пункту 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.
Статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случае, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, а также за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по заключению договоров займа с целью извлечения прибыли лицами, не имеющими статус микрофинансовой организации.
В связи с вышеизложенным, представленными суду доказательствами подтвержден факт размещения на указанных административным истцом страницам Интернет-сайтов информации, нарушающей требования действующего законодательства, а именно информации о получении микрозаймов и выдаче их индивидуальными предпринимателями, которые в силу закона не наделены правом на осуществление указанной деятельности, при этом наличие свободного доступа в сети «Интернет» к данной информации, запрещенной федеральным законодательством РФ, не допустимо и нарушает ведет к незаконной деятельности, что свидетельствует о причинении убытков и нарушении права добросовестных субъектов предпринимательской деятельности на добросовестную конкуренцию, предусмотренную п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». На момент рассмотрения дела указатели страницы интернет-сайтов в Единый реестр не включены.
При установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора города Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой запрещено, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресам:
https://litecred.vip/3-chastnyy-zaym,
https://creditv7.me/chastnyj-zajm/t/bez-predoplaty-zaym/?page=2,
https://broker-site.org/chastnyy-zaym/t-bez-predoplaty, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страниц сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Судья /подпись/ Першина Е.Ю.
Копия верна:
Подлинный документ находится в административном деле № 2а-711/2021 Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Решение в законную силу не вступило 29.11.2021 г.
УИД 86RS0013-01-2021-001817-37
Судья Першина Е.Ю.
Помощник судьи Ахмедова Н.Р.