ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-713/19 от 22.11.2019 Анивского районного суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-713/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2019 года г. Анива Сахалинской области

Анивский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего: судьи Невидимовой Н.Д.

с участием помощника прокурора Ткаченко О.А.

при секретаре Мишиной Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к федеральному государственному бюджетному учреждению «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по подготовке и предоставлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдения государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Анивский городской округ», возложении обязанности осуществить подготовку и предоставить в администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» необходимые документы для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдения государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Анивский городской округ»,

у с т а н о в и л:

06 ноября 2019 года Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения федеральным государственным бюджетным учреждением «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее – ФГБУ «Сахалинское УГМС») требований Федерального закона «О гидрометеорологической службе» при установлении охранных зон метеорологических станций.

В ходе проверки установлено, что ФГБУ «Сахалинское УГМС» для наблюдения и контроля за состоянием природной среды на территории Анивского района эксплуатирует 3 стационарных пункта наблюдения: гидрологический пост 1 разряда «Огоньки – р.Лютога», расположенный на земельном участке с кадастровым номером , гидрологический пост 1 разряда «Анивский РРЗ р.Быстрая», расположенный на земельном участке с кадастровым морская гидрометеорологическая береговая станция II разряда «Крильон», расположенная на земельном участке с кадастровым номером . Указанные стационарные посты не имеют охранных зон, созданных и зарегистрированных в соответствии с требованиями действующего законодательства. Отсутствие охранной зоны вокруг метеорологической станции может повилять на достоверность получаемой с нее информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, в том числе, экстренной информации в населенном пункте, что приведет к нарушению прав граждан, органов власти на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, угрозе жизни и здоровью граждан.

Согласно информации ФГБУ «Сахалинское УГМС», работы по оформлению охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети будут проведены при наличии финансирования Росгидромета.

Согласно статьям 3, 63, 63.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьям 1, 4, 5, 13 Федерального закона «О гидрометеорологической службе», статьям 11, 56 Земельного кодекса Российской Федерации, Положению о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года № 972, обязанность осуществлять подготовку и предоставление необходимых документов по созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети ФГБУ «Сахалинское УГМС» на территории муниципального образования «Анивский городской округ» является публичной обязанностью ФГБУ «Сахалинское УГМС», невыполнение которой свидетельствует о наличии бездействия со стороны ответчика.

Изложив указанные в заявлении обстоятельства, Сахалинский межрайонный природоохранный прокурор просит:

- признать незаконным бездействие ФГБУ «Сахалинское УГМС», выразившееся в непринятии мер по подготовке и предоставлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Анивский городской округ»: гидрологического поста 1 разряда «Огоньки – р.Лютога», гидрологического поста 1 разряда «Анивский РРЗ р.Быстрая», морской гидрометеорологической береговой станции II разряда «Крильон»;

- обязать ФГБУ «Сахалинское УГМС» осуществить подготовку и предоставить в администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» необходимые документы для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети: гидрологического поста 1 разряда «Огоньки – р.Лютога», гидрологического поста 1 разряда «Анивский РРЗ р.Быстрая», морской гидрометеорологической береговой станции II разряда «Крильон», в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора Ткаченко О.А. настаивала на административных исковых требованиях по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика ФГБУ «Сахалинское УГМС» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Анивский городской округ» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен.

От представителя по доверенности Лупановой Н.Н. поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором указано, что ФГБУ «Сахалинское УГМС» обязано обеспечивать выполнение государственного задания и выполнение работ в области гидрометеорологии и смежных с ней областей, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, на ФГБУ «Сахалинской УГМС» возложена обязанность осуществлять подготовку и представление необходимых документов по созданию охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети. Согласно сведениям департамента архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования, до настоящего времени карты (планы), заявления об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон) в уполномоченный орган для согласования не поступали.

Изложив в отзыве указанные обстоятельства, представитель заинтересованного лица Лупанова Н.Н. не возражает против удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца Ткаченко О.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 1998 года № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе» гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением;

единство и сопоставимость методов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, а также методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации;

эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении;

обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей);

соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей среды и обеспечения экологической и гидрометеорологической безопасности.

Статьей 5 Федерального закона «О гидрометеорологической службе» определены основные направления государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, одними из которых являются формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, осуществление государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, являющегося частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 13 указанного Федерального закона государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства.

Организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения использования земельных участков. Положение об охранных зонах стационарных пунктов наблюдений утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года № 972 утверждено Положение о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением.

Согласно пункту 3 Положения, в целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений (кроме метеорологического оборудования, устанавливаемого на аэродромах) создаются охранные зоны в виде земельных участков и частей акваторий, ограниченных на плане местности замкнутой линией, отстоящей от границ этих пунктов на расстоянии, как правило, 200 метров во все стороны.

Предоставление (изъятие) земельных участков и частей акваторий под охранные зоны стационарных пунктов наблюдений производится в соответствии с земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации на основании схем размещения указанных пунктов, утвержденных Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 5 Положения).

В соответствии с пунктом 6 Положения в пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность, которая может отразиться на достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом (часть 3).

Статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено установление охранной зоны стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением (пункт 12).

Согласно частям 10, 11 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Подготовка указанных сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории обеспечивается собственниками зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие зоны.

В судебном заседании установлено, что основным видом деятельности ФГБУ «Сахалинское УГМС» является деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния окружающей среды, ее загрязнения, что подтверждается общедоступными сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц.

14 сентября 2018 года Сахалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка в отношении ФГБУ «Сахалинское УГМС» на предмет соблюдения требований Федерального закона «О гидрометеорологической службе».

В ходе проверки установлено, что ФГБУ «Сахалинское УГМС» для наблюдения и контроля за состоянием природной среды на территории Анивского района эксплуатирует следующие стационарные пункты наблюдения:

- гидрологический пост 1 разряда «Огоньки – р.Лютога», расположенный на земельном участке с кадастровым номером расположенном в Сахалинской области, Анивском районе, с.Огоньки, юго-восточная окраина, р.Лютога, в 1,1 км ниже р.Быстрая, принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Сахалинское УГМС», сведения о праве пользования внесены в Единый государственный реестр недвижимости 04 сентября 2008 года;

- гидрологический пост 1 разряда «Анивский РРЗ р.Быстрая», расположенный на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в Сахалинской области, Анивском районе, с.Огоньки, устье р.Брянка (Быстрая), принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Сахалинское УГМС», сведения о праве пользования внесены в Единый государственный реестр недвижимости 04 сентября 2008 года;

- морская гидрометеорологическая береговая станция II разряда «Крильон», расположенная на земельном участке с кадастровым номером , расположенном в Сахалинской области, Анивский район, крайняя оконечность мыса Крильон, принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБУ «Сахалинское УГМС», сведения о праве пользования внесены в Единый государственный реестр недвижимости 11 сентября 2008 года.

Указанные стационарные посты не имеют охранных зон, созданных и зарегистрированных в соответствии с требованиями действующего законодательства.

По результатам проведения проверки 31 октября 2018 года Сахалинским межрайонным природоохранным прокурором в адрес ФГБУ «Сахалинское УГМС» внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

Согласно ответу ФГБУ «Сахалинское УГМС» от 12 декабря 2018 года, главам администраций муниципальных образований Сахалинской области направлены письма с указанием перечня наблюдательных пунктов и необходимости учета охранных зон при планировании хозяйственной деятельности, в Госгидромет направлен запрос о выделении бюджетных средств на проведение работ по оформлению охранных зон.

Как следует из информации департамента архитектуры, градостроительной деятельности и землепользования администрации муниципального образования «Анивский городской округ» от 15 ноября 2019 года, ФГБУ «Сахалинское УГМС» 12 марта 2019 года обратилось с заявлением о принятии решения об установлении зоны с особыми условиями использования территорий пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды и ее загрязнением; 27 марта 2019 года ФГБУ «Сахалинской УГМС» разъяснены положения частей 10, 11 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, однако карты (планы), содержащие сведения о границах охранной зоны в администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» не поступали, в связи с чем решение об установлении охранных зон не принималось.

В судебном заседании установлено, что до настоящего времени охранные зоны гидрологического поста 1 разряда «Огоньки – р.Лютога», гидрологического поста 1 разряда «Анивский РРЗ р.Быстрая», морской гидрометеорологической береговой станции II разряда «Крильон», административным ответчиком не установлены.

Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности административных исковых требований Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора и полагает необходимым возложить на ФГБУ «Сахалинское УГМС» обязанность осуществить подготовку и предоставить в администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» необходимые документы для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети: гидрологического поста 1 разряда «Огоньки – р.Лютога», гидрологического поста 1 разряда «Анивский РРЗ р.Быстрая», морской гидрометеорологической береговой станции II разряда «Крильон».

Суд полагает, что оспариваемое прокурором в рамках настоящего административного дела бездействие ФГБУ «Сахалинское УГМС» нарушает права граждан, органов власти на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, угрозе жизни и здоровья граждан.

Поскольку до настоящего времени административный ответчик не принял мер по подготовке и предоставлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Анивский городской округ», суд полагает, что указанное бездействие ФГБУ «Сахалинское УГМС» имеет место быть.

Отсутствие соответствующего финансирования деятельности ответчика по устранению допущенных нарушений не освобождает последнего от соблюдения требований вышеприведенных положений действующего законодательства и не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

В силу положений статьи 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает, что срок – 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, в течение которого административный ответчик должен исполнить решение суда, соответствует принципу разумности.

Руководствуясь статьями 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление Сахалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие федерального государственного бюджетного учреждения «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в непринятии мер по подготовке и предоставлению необходимых документов для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети на территории муниципального образования «Анивский городской округ»: гидрологического поста 1 разряда «Огоньки – р.Лютога», гидрологического поста 1 разряда «Анивский РРЗ р.Быстрая», морской гидрометеорологической береговой станции II разряда «Крильон».

Обязать федеральное государственное бюджетное учреждение «Сахалинское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» осуществить подготовку и предоставить в администрацию муниципального образования «Анивский городской округ» необходимые документы для создания охранных зон вокруг пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети: гидрологического поста 1 разряда «Огоньки – р.Лютога», гидрологического поста 1 разряда «Анивский РРЗ р.Быстрая», морской гидрометеорологической береговой станции II разряда «Крильон», в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25 ноября 2019 года.

Председательствующий: судья Н.Д. Невидимова