ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7145/2016 от 27.01.2017 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-836/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2017 года г. Калининград

Ленинградский районный суд г.Калининграда в составе судьи Таранова А.В., при секретаре Волковой А.А., с участием:

административного истца Сукнёвой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сукнёвой Ю.В. к Администрации Гурьевского городского округа Калининградской области об оспаривании действий по выдаче градостроительного плана земельного участка, обязании выдать градостроительный план земельного участка и предоставить информацию, заинтересованное лицо ФГУ «Управление Балтийского флота»,

У С Т А Н О В И Л

Сукнёва Ю.В. обратилась в суд с иском к Администрации Гурьевского городского округа Калининградской области об оспаривании действий по выдаче градостроительного плана земельного участка, обязании выдать градостроительный план земельного участка и предоставить информацию, указывая следующее.

Сукнёва Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи приобрела в общую долевую собственность долю земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, с назначением «для строительства индивидуального жилого дома».

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению истицы ей был выдан градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ), в котором указано, что весь земельный участок находится в запретном районе воинской части (необходимо согласование от командующего Балтийским флотом). Истица полагает, что данное указание в ГПЗУ является необоснованным и незаконным, поскольку спорный земельный участок не располагается на территории запретных районов, а запретные или иные зоны с особыми условиями использования земель в месте расположения участка также не установлены. Ни законом, ни нормативно-правовыми актами не установлена необходимость получения согласования на строительство индивидуального жилого дома от органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект.

Истица просит признать незаконным требование Администрации Гурьевского городского округа в получении истицей согласования на строительство индивидуального жилого дома на спорном земельном участке от командующего Балтийским флотом, обязать Администрацию Гурьевского городского округа выдать истицы новый градостроительным план указанного земельного участка, исключив указание в нем на необходимость получения согласования от командующего Балтийским флотом, и обязать ответчика предоставить истице достоверную информацию, действительную на дату подачи заявления, о границах запретного района (зоны) воинской части .

Сукнёва Ю.В. в судебном заседании иск поддержала, изложила доводы, аналогичные описанным в иске.

Представитель Администрацию Гурьевского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, обоснования законности оспариваемого решения и доказательств в судебное заседание не представил.

Представитель заинтересованного лица ФГУ «Управление Балтийского флота» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил отзыв на иск, в котором указал, что, спорный участок ранее находился в пределах запретных районов (зон); по предварительным расчетам данный участок не входит в границы земель с особыми условиями использования, устанавливаемых в отношении объектов Балтийского флота в рамках реализации постановления Правительства РФ от 5 мая 2014 года № 405. Работы по установлению указанных зон проводятся, однако до настоящего времени не завершены. Командование Балтийским флотом не наделено правом разрешать строительство объектов на землях с особыми условиями использования.

Заслушав истицу, и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Сукнёва Ю.В. ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи приобрела в общую долевую собственность долю земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, с назначением «для строительства индивидуального жилого дома».

ДД.ММ.ГГГГ по заявлению истицы ей был выдан градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ), в котором указано, что весь земельный участок находится в запретном районе воинской части (необходимо согласование от командующего Балтийским флотом).

В соответствии частью 7 статьи 93 ЗК РФ (в ред. от 07.03.2005), в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов земельных участках могут устанавливаться запретные зоны.

В соответствии с указанной нормой права Правительством РФ было утверждено Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (от 17.02.2000 N 135), пунктом 5 которого установлено, что границы запретной зоны и запретного района утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся военные склады, по представлению органов военного управления, в ведении которых они находятся.

Постановлением главы администрации Калининградской области от 25.05.2001 N 271 утверждены границы запретных зон и районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, расположенных на территории Калининградской области.

В соответствии частью 7 статьи 93 ЗК РФ (в ред.12.12.2011) в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, и пунктом 3 указанного постановления Министерству обороны РФ, Министерству внутренних дел РФ, Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки РФ, Федеральной службе безопасности РФ и Федеральной службе охраны РФ до 31 декабря 2015 г. осуществить мероприятия по установлению запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с указанном Положением.

Как следует из отзыва ФГУ «Управление Балтийского флота» на иск, спорный участок ранее находился в пределах запретных районов (зон), и по предварительным расчетам данный участок не входит в границы земель с особыми условиями использования, устанавливаемых в отношении объектов Балтийского флота в рамках реализации постановления Правительства РФ от 5 мая 2014 года № 405. Работы по установлению указанных зон проводятся, однако до настоящего времени не завершены.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

Частью 2 ст. 62 КАС РФ, установлено, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Из изложенных положений КАС РФ следует, что на Администрацию Гурьевского городского округа возложена обязанность по представлению доказательств законности оспариваемого решения.

Ни одного доказательства законности указания в ГПЗУ сведений о том, что весь земельный участок истцы находится в запретном районе воинской части и необходимо согласование от командующего Балтийским флотом, в судебное заседание не представлено.

При таких обстоятельствах, и с учетом позиции представителя ФГУ «Управление Балтийского флота» о том, что спорный участок не находится в настоящее время в пределах запретных районов (зон), и по предварительным расчетам не входит в границы земель с особыми условиями использования, суд находит требования истцы в части признания незаконным требования ответчика о получении истицей согласования на строительство индивидуального жилого дома на спорном земельном участке от командующего Балтийским флотом, и обязании ответчика выдать истицы новый градостроительным план указанного земельного участка, исключив указание в нем на необходимость получения согласования от командующего Балтийским флотом обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В части требования об обязании ответчика предоставить истице достоверную информацию, действительную на дату подачи заявления, о границах запретного района (зоны) воинской части , суд полагает иск необоснованным, поскольку ни одним нормативно правовым актом не установлена обязанность ответчика предоставлять истце информацию о запретных районах указанной войсковой части, и истицей не приведено обоснования, каким образом запретный район именно данной воинской части затрагивает ее имущественные права. Истица, как собственник участка, имеет право на получение информации об ограничениях в использовании принадлежащего ей земельного участка, но не информации о запретных районах какой-либо войсковой части в целом.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Сукнёвой Ю.В. удовлетворить частично.

Признать незаконным требование Администрации Гурьевского городского округа в получении истицей согласования на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, с назначением «для строительства индивидуального жилого дома», от командующего Балтийским флотом.

Обязать Администрацию Гурьевского городского округа выдать Сукневой Ю.В. градостроительный план указанного земельного участка, исключив указание в нем на необходимость получения согласования от командующего Балтийским флотом.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Администрации Гурьевского городского округа в пользу Сукнёвой Ю.В. в возмещение уплаченной государственной пошлины 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 1 февраля 2017 года

Судья А.В. Таранов