ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-714/18 от 20.02.2018 Сакского районного суда (Республика Крым)

Дело№ 2а-714/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 февраля 2018 г. г. Саки

Сакский районный суд Республики Крым в составе судьи Собещанской Н.В., при секретаре судебного заседания Шпанко И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Викторовой Татьяны Ивановны к Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым о признании решения органа местного самоуправления незаконным, об обязании повторно рассмотреть заявлении,

У С Т А Н О В И Л:

В январе 2018 года Викторова Т.И. обратилась в суд с данным административным исковым заявлением.

Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Штормовского сельского поселения по вопросу дооформления земельного участка под <адрес>. Заявление было подано согласно утвержденному административному регламенту по дооформлению ранее возникших прав с приложенными к нему копиями кадастрового паспорта, копия решения 44 сессии 5-го созыва Штормовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ и извлечения из проектной документации. Вышеуказанные документы были с сопроводительным письмом поданы в администрацию Штормовского сельского поселения в целях дооформления ранее возникшего права в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым». ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ администрации Штормовского сельского поселения за номером ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ей сообщают об отказе в предоставлении земельного участка по причине нахождения его на придомовой территории многоквартирных жилых домов. Однако, до ДД.ММ.ГГГГ приостановлено действие постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым», но согласно внесенным изменениям орган местного самоуправления централизованно ходатайствует перед органами государственной власти о возможности дооформления в конкретных случаях. После личного приема у специалиста администрации ДД.ММ.ГГГГ ей был дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ о том, что если она не согласна с решением администрации по результатам рассмотрения заявления по дооформлению, следует обратится в суд. Считает, что её права нарушены, так как заявление по вопросу дооформления рассмотрено в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Считает, что данное заявление подлежит рассмотрению по нормам Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «ОБ организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и административным регламентом по дооформлению, с учетом изменений в Распоряжение Главы Республики Крым «О внесении изменений в распоряжение Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-рг». Таким образом, администрацией как субъектом публичных правоотношений нарушены её права и свободы предусмотренные Конституцией Российской Федерации и искусственно созданы препятствия по реализации права на дооформление земельного участка.

Просила суд признать решение субъекта публичных правоотношений – администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, принятое по результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ и оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязать субъекта публичных правоотношений администрацию Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым устранит в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод ФИО1 и препятствие к осуществлению прав и свобод путем повторного рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу дооформления ранее возникшего права на земельный участок под <данные изъяты> площадью <данные изъяты>., по <адрес> в <адрес> в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Административный истец в судебное заседание не явился, о дне и времени слушание дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, заявление о рассмотрении дела в отсутствии, отложении слушание дела суду не представил.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дне и времени слушание дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, заявление о рассмотрении дела в отсутствии, отложении слушание дела, возражения по заявленным требованиям суду не представил.

Суд, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии с положениями ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные в том числе путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы.

Доказательства, полученные с нарушением федерального закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

Согласно ст. 60 КАС РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

Из положений ст. 61 КАС РФ усматривается, что доказательства являются допустимыми, если они отвечают требованиям, указанным в статье 59 настоящего Кодекса. Обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Суд признает доказательства недопустимыми по письменному ходатайству лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе.

При рассмотрении ходатайства об исключении доказательств из административного дела ввиду их недопустимости бремя доказывания обстоятельств, на которых основано ходатайство, возлагается на лицо, заявившее ходатайство.

Из положений ст. 62 КАС РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Из положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Викторова Т.И. обратилась в администрацию Штормовского сельского поселения по вопросу дооформления земельного участка под <данные изъяты>. по <адрес> в <адрес>.

Заявление было подано согласно утвержденному административному регламенту по дооформлению ранее возникших прав с приложенными к нему копиями: кадастрового паспорта, копия решения <данные изъяты> Штормовского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ и извлечения из проектной документации.

Судом также установлено, что данные документы были поданы с сопроводительным письмом (в виде заявления) в администрацию Штормовского сельского поселения в целях дооформления ранее возникшего права в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

ДД.ММ.ГГГГ Викторовой Т.И. получен ответ администрации Штормовского сельского поселения за номером 02-01-27/19 от ДД.ММ.ГГГГ, в котором последней сообщено об отказе в предоставлении земельного участка по причине нахождения его на придомовой территории многоквартирных жилых домов.

Из содержания ответа заместителя главы администрации Штормовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ судом усматривается, что ответ на заявление Викторовой Т.И. от ДД.ММ.ГГГГ дан в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации»

Суд соглашается с позицией административного истца, что данным ответом нарушены ей права, так как заявление по вопросу дооформления рассмотрено в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», а не в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и административного регламента по дооформлению, с учетом изменений в Распоряжение Главы Республики Крым «О внесении изменений в распоряжение Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-рг», исходя из следующего.

На основании пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая- либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

На основании части 1 статьи 14 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» до ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельных участков, перевод земель, земельных участков из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выдача разрешений, на строительство и ввод объектов строительства в эксплуатацию, изменение (установление) разрешенного использования земельных участков разрешается до разработки правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории при условии соответствия местоположения объектов градостроительной документации, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона, или объединенной укрупненной схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым.

Согласно положений федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителем в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ- «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» и уставами муниципальных образований называется муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления.

Также из положений федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ предусмотрено, что предоставление муниципальных услуг осуществляется на основании административного регламента – нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно положений п.2, 4 ч.1 ст. 2 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно п.1 ч. 1 ст. 5 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги;

Из положений п.1 ч. 1 ст.6 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Так, ДД.ММ.ГГГГ решением <данные изъяты> Штормовского сельского поселения <адрес> РК «О внесении в решение изменений в решение 18 сессии Штормовского сельского совета 01 созыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Штормовского сельского поселения <адрес> Республики Крым» внесены изменения в решение 18 сессии Штормовского сельского совета 01 созыва от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Штормовского сельского поселения <адрес> Республики Крым», изложив Перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, в новой редакции.

Согласно п. 10 Перечня муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, административный ответчик, в соответствии с Федеральным закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования Штормовское сельское поселение Сакского района Республики Крым предоставляет муниципальную услугу по завершению оформления права собственности, аренды и постоянного пользования на земельные участки, начатого до ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок рассмотрения обращений граждан по завершению оформления права собственности, аренды и постоянного пользования на земельные участки, начатого до ДД.ММ.ГГГГ, форма заявления отражены в административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Завершение оформления права собственности, аренды и постоянного пользования на земельные участки, начатого до ДД.ММ.ГГГГ» утвержденного постановлением администрации Штормовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ)

Так согласно п.2.3 данного Регламента конечным результатом предоставления муниципальной услуги является решение о предоставлении в собственность, постоянное (бессрочное) пользование земельного участка, заключение договора аренды земельного участка, либо мотивированный отказ в предоставлении земельного участка, заключении договора аренды земельного участка.

Согласно положений п. 3.3 Административного регламента основанием для начала административной процедуры предоставления муниципальной услуги «Завершение оформления права собственности, аренды и постоянного пользования на земельные участки, начатого до ДД.ММ.ГГГГ» является регистрация в администрации Штормовского сельского поселения заявления заявителя с приложением комплекта документов, необходимых для оказания муниципальной услуги.

Заявление может быть направлено (представлено) в администрацию Штормовского сельского поселения через многофункциональный центр.

Заявление регистрируется в течение трех дней с момента поступления. Специалист администрации Штормовского сельского поселения, ответственный за выполнение административной процедуры, направляет зарегистрированное заявление и документы на рассмотрение Председателю сельского совета - Главе администрации Штормовского сельского поселения или лицу, исполняющему его обязанности.

Срок выполнения данного действия - один день с момента окончания предыдущего действия.

Должностным лицом Администрации Штормовского сельского поселения, ответственным за выполнение административной процедуры, является ведущий специалист по кадровой, правовой, архивной работе, регистрационному учету, нотариальным услугам, по социальным вопросам, по организации и ведению похозяйственного учета.

Критерием принятия решения о приеме заявления и документов является наличие заявления, заполненного в соответствии с формой, а также приложение к заявлению полного перечня документов, предусмотренных п. 2.6.1. настоящего Административного регламента.

Результатом административной процедуры является принятие заявления и документов специалистом администрации либо отказ в приеме заявления и документов.

Результат административной процедуры фиксируется путем проставления отметки о приеме документов в журнале регистрации либо предоставление расписки об отказе в принятии неполного комплекта документов.

Судом установлено, что заявление Викторовой Т.И., поданное согласно приложения к административному регламенту, было принято административным ответчиком к исполнению, отказ в принятии не выносился.

Из положений п. 3.8 Административного Регламента следует, что основанием для начала административной процедуры является принятие распорядительного акта о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или подготовка договора аренды земельного участка либо отказ в предоставлении муниципальной услуги.

Результат предоставления муниципальной услуги либо отказ в предоставлении муниципальной услуги в течение 10 рабочих дней направляется заявителю: - почтовым отправлением, в случае обращения заявителя непосредственно в администрацию Штормовского сельского поселения или с использованием средств почтовой связи или на электронный адрес заявителя; - через многофункциональный центр, в случае обращения заявителя через многофункциональный центр.

Должностным лицом администрации Штормовского сельского поселения, ответственным за выполнение административной процедуры, является ведущий специалист по вопросам имущественных и земельных отношений и по вопросам взаимодействия с налоговой инспекцией по начислению и сбору налогов.

Результатом административной процедуры является направление заявителю результата предоставления муниципальной услуги либо отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Решение о предоставлении земельного участка, проект договора либо решение об отказе в предоставлении земельного участка должно быть направлено заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.

На основании вышеизложенного с учетом проведенного правового анализа, суд находит правовые основания для частичного удовлетворения требований Викторовой Т.И. путем признания незаконным решения администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, принятое по результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ и оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; обязать администрацию Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым повторного рассмотрения заявление Викторовой Т.И. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу дооформления ранее возникшего права на земельный участок под <данные изъяты>., по <адрес> в <адрес> в соответствии с административным регламентом о предоставлении муниципальной услуги «Завершение оформления права собственности, аренды и постоянного пользования на земельные участки, начатого до ДД.ММ.ГГГГ» утвержденным постановлением администрации Штормовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ).

В остальной части требования не подлежат удовлетворению

На основании изложенного и руководствуясь ст. 174, 180, 227, 298 КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Викторовой Татьяны Ивановны к Администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым о признании решения органа местного самоуправления незаконным, об обязании повторно рассмотреть заявлении удовлетворить частично.

Признать незаконным решение администрации Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым, принятое по результатам рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ и оформленное письмом от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать администрацию Штормовского сельского поселения Сакского района Республики Крым повторного рассмотрения заявление Викторовой Т.И. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу дооформления ранее возникшего права на земельный участок <данные изъяты> по <адрес> в <адрес> в соответствии с административным регламентом о предоставлении муниципальной услуги «Завершение оформления права собственности, аренды и постоянного пользования на земельные участки, начатого до ДД.ММ.ГГГГ» утвержденным постановлением администрации Штормовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ).

В остальной части требования не подлежат удовлетворению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Сакский районный суд в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Собещанская Н.В.