Дело № 2а-714/20
39RS0011-01-2020-000670-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Зеленоградский районный суд Калининградской области
Судья: Прокопьева И.Г.,
при секретаре Постоялко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Зеленоградского района Калининградской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании содержащейся в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Зеленоградского района обратился в Зеленоградский районный суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании содержащейся в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование указал, что в результате проведенной проверки было установлено, что на сайте <данные изъяты> размещена информация по продаже дистанционным способом (посредством интернет-магазина) андрогенно анаболитических стероидов. Сведения о наличии лицензии на розничную торговлю лекарственными препаратами отсутствуют. Доступ на сайт является свободным, сайт не содержит, в том числе, и возрастных ограничений по доступу. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, создает угрозу нравственности, правам и законным интересам граждан.
Ссылаясь положения на ст.ст. 18 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст. 52, 55 Федерального закона РФ от 12.04.1995 № 61-Ф3 «Об обращении лекарственных средств», ст.ст. 9, 10, 15.1 Федерального закона РФ от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», просит признать информацию, содержащуюся в информационно- коммуникационной сети Интернет на сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
И.о. прокурора Зеленоградского района Поздняков В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и Управления Роскомнадзора по Калининградской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Выслушав заявителя, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, дав им оценку в соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что на сайте в сети "Интернет<данные изъяты> размещена информация по продаже дистанционным способом (посредством интернет-магазина) андрогенно-анаболитических стероидов. Размещенные материалы подкреплены соответствующими фотографиями.
При этом, доступ на сайт является свободным, сайт не содержит ограничений к доступу по кругу лиц, в том числе по возрасту.
Из представленного прокурором искового заявления усматривается, что целью его обращения в суд в интересах неопределенного круга лиц является признание размещенной в сети Интернет информации вовлекающей неограниченный круг граждан, в том числе несовершеннолетних, в приобретение андрогенно-анаболитических стероидов, продаваемых без лицензии на розничную торговлю, а также последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 г. 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной; заявление подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 г. N 2202-1 и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, т.к. создает угрозу правам и законным интересам граждан в области охраны здоровья, что подтверждается актом осмотра интернет-сайта от 12.05.2020 г.
До настоящего времени сайт в сети "Интернет" <данные изъяты> не внесен в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не установлено.
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием технических средств; распространение информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Согласно п. 1 ст. 10 данного Закона, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации; запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст. 9 ФЗ № 149, - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ передача информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности; передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Пунктом 1(1) ст. 55 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 03.04.2020) «Об обращении лекарственных средств» розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат, наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов) может осуществляться аптечными организациями дистанционным способом. Розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом могут осуществлять аптечные организации, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность и соответствующее разрешение федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения. Порядок выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами дистанционным способом, требования к аптечным организациям, которые могут осуществлять такую торговлю, и порядок ее осуществления, а также правила доставки лекарственных препаратов гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация об оплаченных (отпущенных) и полученных лекарственных препаратах вносится в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 67 настоящего Федерального закона.
На основании п. 2 ст. 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Правительство Российской Федерации вправе создавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
В соответствии с вышеуказанным Законом Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 года № 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом, которые устанавливают порядок продажи товаров дистанционным способом, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.
Согласно п. 5 вышеуказанных Правил продажи товаров дистанционным способом, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям Указа Президента РФ от 22.02.1992 года № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена», лекарственные средства не подлежат свободной реализации.
В соответствии с п. 76(1) Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 года № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», допускается продажа лекарственных препаратов для медицинского применения (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат, наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов) дистанционным способом, включающим их доставку покупателю, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1(1) Постановления Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (в ред. от 16.05.2020) «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» продажа лекарственных препаратов для медицинского применения (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат, наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов) дистанционным способом осуществляется в соответствии с настоящими Правилами с учетом особенностей, установленных Правилами выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. N 697 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом".
Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 697 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом» утверждены правила выдачи разрешения на осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения дистанционным способом, осуществления такой торговли и доставки указанных лекарственных препаратов гражданам.
Пункт 2 Правил предусматривает, что дистанционным способом может осуществляться розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее - лекарственные препараты), за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых по рецепту на лекарственный препарат, наркотических лекарственных препаратов и психотропных лекарственных препаратов, а также спиртосодержащих лекарственных препаратов с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов.
В силу п. 4 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утвержденных приказом Минздрава России от 11 июля 2017 г. N 403н, по рецептам отпускаются, в том числе лекарственные препараты, обладающие анаболической активностью (в соответствии с основным фармакологическим действием) и относящиеся по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (далее - АТХ), к анаболическим стероидам (код A14A).
Нормами ст. 14.4.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, а также ст. ст. 234, 238, 238.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность за незаконную реализацию и нарушение порядка реализации лекарственных средств, в том числе дистанционным способом.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по розничной продаже лекарственных средств дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети "Интернет", за осуществление которой предусмотрена административная и уголовная ответственность.
В ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В п. 3 Правил принятия уполномоченными Правительством РФ федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, указано, что формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии с пп. "б" п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных вышеназванным Постановлением, основанием для включения в единый реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", запрещенной информацией.
Кроме того, по смыслу ст.ст. 4, 14 Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в целях защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Частями 1, 2 ст.5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», информация, оправдывающая противоправное поведение, отнесена к запрещенной для распространения среди детей, как причиняющая вред их здоровью и (или) развитию.
Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению, поскольку защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной, возможна путем рассмотрения дела по правилам гл. 27.1 КАС РФ; оказание услуг неопределенному кругу граждан по дистанционной продаже андрогенно –анаболических стероидов, подлежащих отпуску по рецепту, при наличии прямого запрета на такую продажу дистанционным способом, создает угрозу правам и законным интересам граждан - неопределенному кругу лиц, в области охраны здоровья, в том числе – несовершеннолетних; факт распространения указанной информации на сайте в сети Интернет и осуществление дистанционной торговли - подтвержден, что является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
В целях в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних, и во исполнение действующего законодательства доступ к информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет-сайте <данные изъяты> должен быть ограничен.
Таким образом, исходя из обстоятельств дела и приведенных положений закона, суд приходит к выводу, что административный иск прокурора Зеленоградского района является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно ч.4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Зеленоградского района Калининградской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании содержащейся в сети «Интернет» информации, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации– удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд Калининградской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. 27.08.2020.
Мотивированное решение изготовлено 21.08.2020.
Судья: подпись. Копия верна.
Судья: И.Г. Прокопьева