ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-714/20221 от 05.09.2022 Шолоховского районного суда (Ростовская область)

УИД 61RS0061-01-2022-001051-44

Дело № 2а-714/20221

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«05» сентября 2022 ст. Вешенская

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Паненковой Л.А.,

при секретаре Самойловой С.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шолоховского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Шолоховского района Ростовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по принятию мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативно-правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Шолоховского района Ростовской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к административному ответчику административному ответчику администрации Шолоховского района Ростовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по принятию мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативно-правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, указав в иске, что прокуратурой района в соответствии с указанием прокуратуры области проведена проверка полноты нормативного регулирования муниципальных правовых актов в налоговой сфере. В нарушение действующего законодательства администрация Шолоховского района не приняла меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети «Интернет» отсутствуют. Отсутствие или неполнота административных процедур (отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка) является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (п. «ж» Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96). С целью устранения перечисленных нарушений прокурором района главе администрации Шолоховского района 23.06.2022 внесено представление, акт прокурорского реагирования рассмотрен, из ответа на представление от 21.07.2022 следует, что требования прокуратуры района не правомерны, в разработке и принятии нормативного правового акта отказано. Данная позиция органа местного самоуправления не обоснована, противоречит нормам материального законодательства и сложившейся практике судов. По состоянию на 05.08.2022 нормативный правовой администрацией района не разработан, его проект в прокуратуру района для проведения антикоррупционной экспертизы не поступал. Просит суд признать бездействие администрации Шолоховского района, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, незаконным и обязать администрацию Шолоховского района в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Помощник прокурора Шолоховского района Ростовской области ДергачевЕ.М. в судебное заседание явился, административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Шолоховского района Русаков С.С. в судебное заседание явился, с иском не согласен по основаниям изложенным в письменном отзыве.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Установлено, что прокуратурой района в соответствии с указанием прокуратуры области проведена проверка полноты нормативного регулирования муниципальных правовых актов в налоговой сфере.

В ходе проверки установлено, что административным ответчиком администрация Шолоховского района не приняла меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети «Интернет» отсутствуют.

В силу ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Закон № 210-ФЗ) государственной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги (п. 1); муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, является деятельность по реализации функций органа местного, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Закон № 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Статьями 14-16 Закона № 131-ФЗ определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования. В силу ч. 1 ст. 19 Закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с этим законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органами местного самоуправления.

Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.

В силу п. 1 ст. 34.2 НК РФ финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, дают письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 3 ст. 34.2 НК РФ).

Налогоплательщики имеют право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах (подпункт 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Из приведенных положений НК РФ следует, что финансовые органы муниципальных образований обязаны давать письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, а налогоплательщик вправе требовать от финансового органа соответствующие разъяснения.

При этом, поскольку налоговое законодательство обязывает финансовые органы предоставлять информацию и разъяснения именно налогоплательщикам, направляемый запрос связан только с фактически произведенными в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщика операциями. Таким образом, разъяснение налогоплательщику носит индивидуальный характер.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, предоставлять названные услуги в соответствии с административными регламентами, которые являются нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В нарушение действующего законодательства администрация Шолоховского района не приняла меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-коммуникационной сети «Интернет» отсутствуют.

Отсутствие или неполнота административных процедур (отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка) является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил (п. «ж» Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96).

В связи с чем, требования прокурора, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 226 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Шолоховского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Шолоховского района Ростовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по принятию мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативно-правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах - удовлетворить.

Признать бездействие администрации Шолоховского района, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, незаконным.

Обязать администрацию Шолоховского района в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца через Шолоховский районный суд Ростовской области.

Председательствующий подпись Л. А. Паненкова

Мотивированное решение изготовлено 06.09.2022.