Дело № 2а-7156/2018 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Челябинск 22 ноября 2018 года Центральный районный суд г. Челябинска в составе: председательствующего судьи А.В. Ус, при секретаре Ю.И. Жилинской, с участием представителей административного истца – Е.В. Кычева представителя ответчика Министерства экологии Челябинской области – ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Челябинского природоохранного прокурора Челябинской области к Министерству экологии Челябинской области о признании незаконными бездействий, о понуждении к исполнению обязанностей, УСТАНОВИЛ: Челябинский природоохранный прокурор обратился в суд с иском и просил признать незаконным бездействие Министерства экологии <адрес> по подготовке проекта закона <адрес> об установлении границ, проекта постановления <адрес> об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории, проекта решения <адрес> о создании охранной зоны в отношении памятника природы вершина хребта Бакты и просил возложить на ответчика обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления в силу судебного решения: подготовить и направить в Законодательное собрание <адрес> проект постановления <адрес> об установлении границ особо охраняемой природной территории памятника природы реки вершина хребта Бакты. Подготовить и направить в <адрес> проект постановления <адрес> об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории памятнике природы <адрес>- вершина хребта Бакты, подготовить и направить <адрес> проект постановления <адрес> о создании охранной зоны особо охраняемой природной территории памятника природы <адрес>- вершина хребта Бакты. В обоснование иска указано, что на основании решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ вершина хребта Бакты объявлена памятником природы. Указанный памятник включен в перечень действующих особо охраняемых территорий, отраженных в схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий <адрес> на период до 2020 года, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П. ДД.ММ.ГГГГ Челябинским природоохранным прокурором Министру экологии <адрес> внесено представление об устранении -нарушений федерального и регионального законодательства об особо охраняемых природных территориях в части разработки и утверждения границ и Положения о памятнике природы <адрес> - вершина хребта Бакты. Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ№ Министра экологии <адрес> по результатам рассмотрения представления Челябинского природоохранного прокурора работы по разработке границ ОПТ и последующему внесению сведений в государственный кадастр -недвижимости проводятся на системной основе в рамках реализации Государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды <адрес> на 2014-2019 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П. На основании информации Министерства экологии <адрес> от 22.08.2018г № согласно запросу Челябинского природоохранного прокурора, комплексное экологическое обследование ГЭПТ - вершина хребта Бакты, расположенной на территории Катав-Ивановского муниципального района <адрес>, не проводилось; разработка границ памятника природы планируется только в 2019 году. В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях <адрес>» установление границ памятников природы, объявленных таковыми до ДД.ММ.ГГГГ, отнесено к полномочиям Законодательного <адрес>. Основными функциями Министерства являются: подготовка проектов законов <адрес> и иных нормативных правовых актов <адрес> по вопросам, отнесенным компетенции Министерства; участие в определении основных направлений охраны окружающей среды, обеспечении условий экологической безопасности с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей <адрес>; осуществление государственного надзора в области охраны и пользования особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения; осуществление государственного управления и контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения п.п. 28. Таким образом, Министерством экологии <адрес> до настоящего времени не приняты должные меры по подготовке проекта постановления <адрес> об установлении границ, проекта постановления <адрес> об утверждении Положения об особо охраняемой природной территории, проекта постановления <адрес> о создании охранной зоны в отношении регионального памятника природы - вершина хребта Бакты, сведения о ООПТ в государственный кадастр недвижимости не внесены. Представитель прокуратуры Кычев Е.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, по доводам изложенным в иске. Представитель Министерства экологии <адрес> с иском не согласилась, указала на то, что какого-либо бездействия ими допущено не было. Порядок создания особо охраняемых природных территорий установлен ст. <адрес>№-ЗО от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со ст. 3,8,9 Закона № установлено, что особо охраняемые территории создаются на основании схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий (далее ООПТ) <адрес> на период до 2020 года. Схема развития утверждена на период до 2020 года Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П. Для разработки границ и внесения ООПТ сведений в государственный кадастр недвижимости необходимо провести комплексное экологическое обследование, подтверждающее статус ООПТ, разработать границы, разработать карты (план) для внесения в государственный кадастр недвижимости границ и режима особой охраны ООПТ. Разработка границ ведется на основе государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды <адрес> на 2015-2025 годы. Согласно плану мероприятий по реализации Концепции развития системы ООПТ федерального значения на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№-р на территории Катав-Ивановского муниципального района планировалось создание национального парка «Зигальга» в состав, которого предлагалось включение памятника природы регионального значения вершина хребта Бакты. Исходя из этого работа по установлению границ памятника природы река вершина хребта Бакты не проводилась, т.к. данный ООПТ должен был войти в границы федерального национального парка «Зигальга», в связи с чем бездействия допущено не было. ДД.ММ.ГГГГ поступили материалы комплексного экологического обследования НП «Зигальга», исходя из чего стало известно, что вершина хребта Бакты не вошел в границы национального парка «Зигальга». В связи с чем, работы по установлению памятника природы вершина хребта Бакты не проводились. В 2019 году планируется проведение работ по комплексному экологическому обследованию территории ООПТ вершина хребта Бакты. Представитель заинтересованного лица <адрес>, в судебное заседание не явился, при надлежащем извещении, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил письменный отзыв в котором указал на то, что иск прокурора является необоснованным и просил в его удовлетворении отказать. Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований по следующим основаниям. В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих (полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами), а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В силу ст. 26 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В случае необходимости соответствующие земельные участки и водные объекты могут быть изъяты для государственных нужд в порядке, установленном гражданским, земельным и водным законодательством. В соответствии со ст. <адрес> особо охраняемые природные территории создаются на основании схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий <адрес> и материалов, обосновывающих создание особо охраняемых природных территорий, в соответствии со статьей 4 настоящего Закона. Материалы, обосновывающие создание особо охраняемых природных территорий, направляются в орган государственной власти <адрес>, к полномочиям которого относится их создание, и в орган исполнительной власти <адрес>, наделенный полномочиями в области охраны окружающей среды (далее - орган исполнительной власти <адрес>). Особо охраняемая природная территория, занятая памятником природы <адрес> (далее - памятник природы), считается созданной со дня объявления природного объекта или природного комплекса памятником природы. Документация по планировке территории, подготовленная применительно к особо охраняемой природной территории, до ее утверждения подлежит согласованию с органом исполнительной власти <адрес>, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория, в соответствии с частью 12-3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.Сведения об особо охраняемых природных территориях вносятся в Единый государственный реестр недвижимости. Решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ вершина хребта Бакты объявлена памятником природы (л.д.13-14). ДД.ММ.ГГГГ Челябинским природоохранным прокурором Министру экологии <адрес> внесено представление безотлагательно устранить нарушения федерального и регионального законодательства об особо охраняемых природных территориях в части разработки и утверждения границ и Положения о памятнике природы <адрес> - реке вершина хребта Бакты ( л.д.16-17). Указанное предписание сторонами не обжаловалось, ответчик к административной ответственности за его неисполнение к ответственности не привлекался. Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ№ Министра экологии <адрес> по результатам рассмотрения представления Челябинского природоохранного прокурора работы по разработке границ ООПТ и последующему внесению сведений в государственный кадастр -недвижимости проводятся на системной основе в рамках реализации Государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды <адрес> на 2014-2019 годы», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П. В соответствии с п. 5-7 постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 34-П «Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий <адрес> на период до 2020 года» в целях совершенствования функционирования действующих ООПТ <адрес> предусматривается выполнение работ в следующих направлениях: комплексное экологическое обследование ООПТ, установление границ ООПТ; уточнение режима охраны ООПТ; совершенствование систем охраны ООПТ; организация мониторинга состояния охраняемых объектов и природных комплексов. Схемой предусмотрены перспективные направления расширения ООПТ на период до 2020 года, а именно указаны перспективные территории для создания новых ООПТ <адрес>. Этот перечень носит рекомендательный характер. Финансирование образования и функционирования ООПТ <адрес> осуществляется за счет средств областного бюджета и иных, не запрещенных законодательством Российской Федерации и <адрес> источников. Финансирование деятельности ООПТ возможно за счет собственных средств областных государственных учреждений, полученных за предоставляемые информационные, образовательные, рекреационные и прочие услуги, предусмотренные уставом указанных областных учреждений. ООПТ вершина хребта Бакты включен в перечень действующих особо охраняемых территорий, отраженных в схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий <адрес> на период до 2020 года, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П (раздел 11 п.2). Разработка границ ООПТ ведется на системной основе в соответствии с государственной программой "Охрана окружающей среды <адрес>" на 2018 - 2025 годы, утв. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 573-П (п.35 приложение №). Согласно распоряжению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2322-р по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года на территории Катав-Ивановского муниципального района планировалось создание национального парка «Зигальга» в состав, которого предлагалось включение памятника природы регионального значения вершина хребта Бакты. Указанные обстоятельства подтверждаются письмом губернатору <адрес> (л.д. 63), письмом Министерства природных ресурсов и экологии в адрес <адрес> (л.д. 64), схемой размещения ООПТ (л.д.65), письмом от ДД.ММ.ГГГГ на имя Министерства природных ресурсов РФ (л.д.66), телеграммой (л.д.67), ответом на телеграмму (л.д.68), картой- схемой природного парка «Зигальга» (л.д. 69), материалами комплексного экологического обследования НП «Зигальга», утв. ДД.ММ.ГГГГ (л.д.70-81), материалами комплексного экологического обследования НП «Зигальга», утв. ДД.ММ.ГГГГ, письмами администрации <адрес> (л.д.77-80), объявлениями в газете о проведении общественных обсуждений материалами комплексного экологического обследования НП «Зигальга» (л.д. 81-87), картой-схемой НП «Зигальга» (л.д.88). Доводы представителя ответчика о том, что проведение работ по комплексному экологическому обследованию территории ООПТ НП «Зигальга» запланирована в 2019 году подтверждается таблицей № пункт 14 (л.д. 21). Согласно ст. <адрес> материалы, обосновывающие создание особо охраняемых природных территорий, должны содержать: материалы комплексного экологического обследования участков территорий, на которых предполагается создание особо охраняемой природной территории; проекты нормативных правовых актов <адрес> о создании особо охраняемой природной территории и об утверждении положения о ней. Проект нормативного правового акта <адрес> о создании особо охраняемой природной территории должен содержать графическое описание местоположения границы особо охраняемой природной территории, перечень координат характерных точек границы особо охраняемой природной территории в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - перечень координат характерных точек), а также текстовое описание местоположения границы особо охраняемой природной территории; согласования с федеральными органами исполнительной власти в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; электронный документ, содержащий графическое описание местоположения границы особо охраняемой природной территории, перечень координат характерных точек, подготовленный в соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"; карту (план) особо охраняемой природной территории как объекта землеустройства. Материалы, обосновывающие создание особо охраняемых природных территорий, подготавливаются инициаторами создания особо охраняемых природных территорий за счет собственных средств. Учитывая изложенное, суд не усматривает бездействие Министерства экологии <адрес>, поскольку все необходимые работы проводятся ответчиком в соответствии со схемой развития, утв. постановлением <адрес> в рамках сроков схемы, а именно до 2020 года. Каких-либо оснований проводить комплексное экологическое обследование ООПТ вершина хребта Бакты в период до завершения мероприятий по проведению комплексного экологического обследования федерального национального парка «Зигальга» у ответчика не имелось. Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований Челябинского природоохранного прокурора, не имеется. В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Согласно п. 1 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными. Таким образом, исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя. Представителем истца не представлено доказательств несоответствия действий Министерства экологии <адрес> закону №-ЗО от ДД.ММ.ГГГГ, а также доказательства нарушений законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку как следует из объяснений представителя прокуратуры Е.В. Кычева, какие-либо жалобы от граждан и юридических лиц о нарушении их прав в прокуратуру не поступали и не рассматривались. Кроме того, административным истцом не указано каким непосредственно нормам права не соответствуют действия административного ответчика. Принимая во внимание обстоятельства дела, а также положения приведенных выше нормативных правовых актов суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными бездействий административного ответчика. Доводы представителя административного истца Е.В. Кычева о том, что действия Министерства экологии <адрес> нарушают положения ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», который предписывает Порядок признания территорий, занятых памятниками природы, особо охраняемыми природными территориями являются несостоятельными, поскольку не содержат в себе каких-либо сроков, а также предоставляет полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации по утверждению границ, определению режима особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Кроме того, в силу ч. 1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Так из материалов дела усматривается, что представление прокурором было внесено об устранении нарушений законодательства ДД.ММ.ГГГГ и направлено ответчику ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19). Срок в представлении указан- незамедлительно. Ответ на представление Челябинского природоохранного прокурора получен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18). Таким образом, суд считает, что срок для обращения в суд с административным иском истек ДД.ММ.ГГГГ, что в силу п. 8 ст.219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в иске. Доводы представителя истца Кычева Е.В. о том, что срок должен исчисляться с момент получения ответа на запрос ДД.ММ.ГГГГ, суд считает необоснованными, поскольку об указанных обстоятельствах истцу было известно при вынесении представления в феврале 2017 года. На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 220 КАС РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Челябинскому природоохранному прокурору <адрес> к Министерству экологии <адрес> о признании незаконными (бездействий), о понуждении к исполнению обязанностей –отказать. Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия мотивированного решения в Челябинский областной суд через Центральный районный суд <адрес>. Председательствующий: п/п А.В. Ус Копия верна. Решение не вступило в законную силу. Судья: А.В. Ус Секретарь: Ю.И. Жилинская |