ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7159/2021 от 08.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

2а-7159/2021

56RS0018-01-2021-009565-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 ноября 2021 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Месяца О.К.,

при секретаре Карамакановой Е.Ю.,

с участием: представителей административного истца – ФИО1, ФИО2, представителя административного ответчика – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокуратуры Оренбургской области к Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц указав, что проведенной прокуратурой Оренбургской области проверкой по жалобе ... в Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области (далее - Инспекции) выявлены нарушения законодательства об оказании государственных услуг, в сфере градостроительства, охраны объектов культурного наследия.

При рассмотрении обращения ... установлено, что 20.05.2021 года в Инспекцию поступило заявление ... о согласовании архитектурных решений.

Само заявление по своей сути является заявлением о получении заключения Инспекции, как органа, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Получение такого разрешения является обязательным перед получением разрешения на строительство объекта капитального строительства исходя из смысла требований частей 10.1, 11.2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Заявление от 20.05.2021 года отвечает признакам государственной услуги: носит заявительный характер, направлено на реализацию права хозяйствующего субъекта на получение согласования раздела проектной документации объекта капитального строительства, результатом рассмотрения заявление является принятие Инспекцией решения о согласовании или об отказе в согласовании заявления.

В нарушение вышеназванных требований законодательства в Инспекции отсутствует соответствующий административный регламент по оказанию государственной услуги о согласовании соответствия раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения.

По причине отсутствия в Инспекции соответствующего регламента допущена волокита при рассмотрении заявления ... поскольку, обладая сведениями, о том, что земельный участок с кадастровым номером ... частично расположен в защитной зоне объекта культурного наследия регионального значения «Градооренбургский Успенский женский монастырь», 1859 г. (г. Оренбург, ул. Аксакова/ул. Маршала Г.К. Жукова), несвоевременно направлены запросы в органы власти об измерении конкретных координат прохождения защитной зоны через названный земельный участок. Обладая указанными сведениями, Инспекцией должно было быть вынесено окончательное решение по настоящему заявлению при направлении уведомления от 18.06.2021 года.

По выявленным нарушениям прокуратурой области 02.08.2021 года в Инспекцию внесено представление № ...

Согласно ответу Инспекции от 01.09.2021 года № ... административный регламент по указанию вышеназванной государственной услуги будет рассмотрен после утверждения предмета охраны исторического поселения регионального значения «г. Оренбург» и типовых архитектурных решений объектов капитального строительства.

Истец просит суд признать незаконным бездействие Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области выразившиеся в неустранении нарушений законодательства в сфере градостроительства, охраны объектов культурного наследия, неразработке и непринятии административного регламента по оказанию государственной услуги о согласовании соответствия раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения.

Обязать Инспекцию государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области не позднее 31.01.2022 года разработать и принять административный регламент по оказанию государственной услуги о согласовании соответствия раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения.

В судебном заседании представитель административного истца – ФИО1, ФИО2 исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель административного ответчика – ФИО3 действующая на основании доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Положениями части 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).

Согласно части 4 статьи 2 Закона № 210 ФЗ административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона № 210-ФЗ при получении государственных услуг заявители имеют право на своевременное получение и в соответствии со стандартом предоставления государственной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном ч.2 ст.14 Федерального закона.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Закона №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Исходя из положений статьи 12 Закона № 210-ФЗ в административном регламенте в обязательном порядке устанавливаются сроки выполнения административных процедур.

Аналогичные положения Закона № 210-ФЗ закреплены в постановлении Правительства Оренбургской области от 30.12.2011 № 1308-п «О разработке и утверждении органами исполнительной власти Оренбургской области административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг».

Административным ответчиком в судебном заседании не оспаривалось обстоятельство отсутствия утвержденного регламента по оказанию государственной услуги о согласовании соответствия раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения.

Согласно требованиям п. 3 ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 11 ст. 60 Закона № 73-Ф3 порядок предоставления застройщиком, техническим заказчиком в орган охраны объектов культурного наследия раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, порядок рассмотрения указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства, порядок выдачи и форма заключений о соответствии или несоответствии указанного раздела проектной документации объекта капитального строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

Полномочиями по регулированию порядка предоставления застройщиком, техническим заказчиком приведенной выше документации наделен федеральный орган охраны объектов культурного наследия, однако в настоящее время Министерством культуры Российской Федерации не приняты соответствующие нормативные акты.

В связи с изложенным, Законом № 73-ФЗ Инспекция не наделена распорядительными полномочиями по установлению порядка выдачи заключения о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения. В ч. 2 ст. 36 Закона № 73-ФЗ такое требование отсутствует.

Согласно определению государственной услуги, приведенному в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ), государственная услуга, предоставляемая исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – деятельность по реализации функций исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Таким образом, исходя из вышеназванного определения государственной услуги, установленного Федеральным законом № 210-ФЗ, государственная услуга характеризуется не только заявительным характером предоставления услуги, но и наличием распорядительных полномочий по установлению порядка выдачи заключения о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения, которыми инспекция в соответствии с требованиями действующего федерального и регионального законодательства в настоящее время не наделена.

Кроме этого, ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) регламентирован порядок выдачи органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, заключения о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Так, согласно ч. 10.1 ст. 51 ГрК РФ, в случае, если строительство или реконструкция объекта капитального строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, к заявлению о выдаче разрешения на строительство может быть приложено заключение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, о соответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

Застройщик вправе осуществить строительство или реконструкцию объекта капитального строительства в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения в соответствии с типовым архитектурным решением объекта капитального строительства, утвержденным в соответствии с Законом № 73-ФЗ. В этом случае в заявлении о выдаче разрешения на строительство указывается на такое типовое архитектурное решение (ч. 10.2 ст. 51 ГрК РФ).

Таким образом, обязательность наличия такого заключения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, при подаче заявления в уполномоченный орган местного самоуправления на выдачу разрешений на строительство объекта капитального строительства законодательно не установлена.

Положениями ч.ч. 11.1, 11.2 ст. 51 ГрК РФ регламентирован порядок направления уполномоченным органом местного самоуправления на выдачу разрешений на строительство, раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, а также установлен срок для направления органом охраны объектов культурного наследия заключений в уполномоченный орган местного самоуправления на выдачу разрешений на строительство, в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно п. 12 ст. 60 Закона № 73-ФЗ региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе разработать и утвердить типовые архитектурные решения объектов капитального строительства, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства, для отдельных исторических поселений федерального или регионального значения, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Таким образом, вышеуказанная норма Закона содержит дискрецию, предполагая возможность их разработки и оставляя решение данного вопроса на усмотрение органа исполнительной власти субъекта РФ.

В соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области № 876-п от 17.11.2015 года "Об утверждении перечня государственных услуг, оказываемых органами исполнительной власти Оренбургской области", в перечень государственных услуг, оказываемых Инспекцией государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области входит выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; выдача разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия; согласование документации, обосновывающей проведение работ по сохранению объекта культурного наследия; предоставление информации об объектах культурного наследия.

Законных оснований для возложения на Инспекцию обязанности по оказанию иных чем установлено органом исполнительной власти субъекта РФ государственных услуг, разработке соответствующего регламента их оказания, у суда не имеется.

Согласно пояснений данных в судебном заседании представителем административного ответчика, в настоящее время границы территории и предмет охраны исторического поселения регионального значения «город Оренбург» не утверждены. Инспекцией, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключен контракт на оказание услуги по разработке проекта предмета охраны исторического поселения, границ территории исторического поселения, требований к градостроительным регламентам в границах исторического поселения регионального значения «город Оренбург», которым предусмотрена разработка типовых архитектурных решений объектов капитального строительства.

До его разработки и утверждения вопрос согласования раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения разрешается в порядке межведомственного взаимодействия с органом местного самоуправления уполномоченным на выдачу разрешения на строительство при обращении получателя муниципальной услуги.

Таким образом, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов административного истца о нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, наличия препятствий к их осуществлению.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами административного ответчика об отсутствии оснований полагать о бездействии со стороны административного ответчика, выразившегося в неустранении нарушений законодательства в сфере градостроительства, охраны объектов культурного наследия, неразработке и непринятии административного регламента по оказанию государственной услуги о согласовании соответствия раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления прокуратуры Оренбургской области о признании незаконным бездействия Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области выразившиеся в неустранении нарушений законодательства в сфере градостроительства, охраны объектов культурного наследия, неразработке и непринятии административного регламента по оказанию государственной услуги о согласовании соответствия раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения, обязании Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области не позднее 31.01.2022 года разработать и принять административный регламент по оказанию государственной услуги о согласовании соответствия раздела проектной документации объекта капитального строительства, содержащего архитектурные решения, предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения регионального значения – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: подпись О.К.Месяц

Мотивированное решение составлено 12 января 2022 года

Судья: подпись О.К.Месяц