ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-715/2016 от 12.04.2016 Левобережного районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2а-715/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2016 года Левобережный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи Семеновой Т.В.

при секретаре Долженковой Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г.Воронежа к Новичихину Р.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому району г.Воронежа (далее по тексту ИФНС) обратилась с административным исковым заявлением к Новичихину Р.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени в сумме <данные изъяты>., указав на то, что административный ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России по Советскому району г.Воронежа. В спорный период являлся владельцем легковых автомобилей: <данные изъяты>.

Являясь владельцем названных транспортных средств, Новичихин Р.Н. в силу положений ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и ст.2 Закона Воронежской области от 27.12.2002года №80-ФЗ «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» обязан уплачивать транспортный налог в сроки и по ставкам, установленным названными законами.

В связи с перерасчетом суммы задолженности по транспортному налогу, она составляет <данные изъяты>.

Согласно налоговому уведомлению , направленному в адрес Новичихина Р.Н. заказным письмом с уведомлением ДД.ММ.ГГГГ, налогоплательщик обязан был заплатить в срок до ДД.ММ.ГГГГ транспортный налог за 2012 год в сумме <данные изъяты>.

В связи с нарушением сроков уплаты транспортного налога за 2012 год и неисполнением обязанности по уплате транспортного налога за 2012год, налоговым органом административному ответчику начислены пени в сумме <данные изъяты>. и направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по транспортному налогу в сумме <данные изъяты>. и пени в размере <данные изъяты>.

Также были направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате задолженности по транспортному налогу в сумме <данные изъяты>. и пени в размере <данные изъяты>.; от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по транспортному налогу в сумме <данные изъяты>. и пени в размере <данные изъяты>.

Поскольку данные требования Новичихиным Р.Н. не были исполнены, <данные изъяты> ИФНС обратилась на судебный участок Левобережного района г.Воронежа с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности по транспортному налогу и пени.

Выданный судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Новичихина Р.Н. определением и.о.мирового судьи судебного участка Левобережного района г.Воронежа от ДД.ММ.ГГГГ отменен.

По изложенным основаниям ИФНС просит взыскать с Новичихина Р.Н. задолженность по транспортному налогу в размере <данные изъяты>., пеню по задолженности по транспортному налогу 2009, 2011, 2012 годы за период с ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты>., пеню по задолженности по транспортному налогу 2009, 2011 годы за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>., пеню по задолженности по транспортному налогу 2009, 2011 годы за период с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>. (л.д.3-5).

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, О времени и месте судебного разбирательства уведомлен своевременно и надлежащим образом (л.д.63), о причинах своей неявки суду не сообщил. Каких-либо заявлений с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие или об отложении разбирательства дела от него в суд не поступало.

Административный ответчик о направлении вышеназванного искового заявления в суд не был уведомлен административным истцом. Повторно копия административного искового заявления с приложенными документами получена ответчиком Новичихиным Р.Н. ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.33)

Также он уведомлен о времени и месте судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом (л.д.33), в судебное заседание не явился, о причине неявки в судебное заседание - не известил и доказательства уважительной причины отсутствия не предоставил.

Суд, исходя из положений ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации далее по тексту КАС Российской Федерации), считает возможным разрешить настоящее дело в отсутствие административного истца и административного ответчика.

Ранее в судебных заседаниях представитель административного ответчика по доверенности Застрожнев В.И. не признавал исковые требования и представил письменные возражения (л.д.42-43, 58-59).

Изучив материалы дела, исследовав предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ст.ст.3,23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый (далее по тексту НК РФ) обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

По смыслу ст. 57 Конституции Российской Федерации и названных норм налогового законодательства при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом о взыскании налога критерием законно установленного налога является не только установленный законом тот или иной налог, но и взыскание налога в законных процедурах.

Согласно подпунктам 9, 14 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы в порядке, установленном Налоговым кодексом. При этом налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах (часть первая ст.32 НК РФ).

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (часть 2 ст.44 НК РФ).

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Судом установлено, что административный ответчик в спорный период являлся владельцем легковых автомобилей <данные изъяты> (л.д.20-21).

Следовательно, в силу п.1 ст.357 НК РФ и Закона Воронежской области от 27.12.2002года №80-ФЗ «О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области» обязан уплачивать транспортный налог в сроки и по ставкам, установленным названными законами.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п.2 ст.52, ст.362, п. 3 ст. 363 НК РФ, ст. 4. Закона Воронежской области от 27.12.2002 N 80-ОЗ "О введении в действие транспортного налога на территории Воронежской области").

Как видно из дела, ИФНС начислила административному ответчику транспортный налог за 2012год в сумме <данные изъяты>. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-19).

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В данном случае налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п. 4 ст. 57, п.6 ст.58, п.3 ст.363 НК РФ).

Исходя из положений ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет, если иное не предусмотрено законом, иной смысл исполнения обязанности по уплате налога данной нормой не придается.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику начисления пени и направления требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 ст.70 НК РФ. Правила, установленные ст.70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (ст.ст.69,70 НК РФ).

В силу ч.ч. 1,2 ст. 48 Налогового кодекса Россий1ской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ содержит систему гарантий соблюдения прав налогоплательщиков при реализации установленной статьей 48 процедуры принудительного исполнения налоговой обязанности, предусматривающую обязательное направление требования об уплате налога с установлением в нем срока для добровольного погашения возникшей недоимки.

Следовательно, исходя из вышеназванных норм материального права, обязанность по уплате транспортного налога за 2012год могла возникнуть у административного ответчика лишь после получения им налогового уведомления, а право административного истца на обращение в суд за взысканием спорной недоимки поставлено законодателем в зависимость от направления налогоплательщику требования и уклонения налогоплательщика от добровольного погашения недоимки (пени).

Оценивая имеющиеся в деле доказательства каждое в отдельности и все доказательства в их взаимной связи, суд приходит к выводу о недоказанности административным истцом факта исполнения им своей обязанности по уведомлению административного ответчика о необходимости уплаты в срок до ДД.ММ.ГГГГ начисленного налоговым органом транспортного налога за 2012год в сумме <данные изъяты>.

Доказательства направления административному ответчику налогового уведомления (л.д.18) об уплате налогоплательщиком недоимки по налогу, а также направления требований от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по транспортному налогу в сумме <данные изъяты>. и пени в размере <данные изъяты>., от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате задолженности по транспортному налогу в сумме <данные изъяты>. и пени в размере <данные изъяты>.; от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по транспортному налогу в сумме <данные изъяты>. и пени в размере <данные изъяты>. и также получения их налогоплательщиком, как того требуют нормы статьи 69 НК РФ, инспекцией не представлены.

По смыслу ст.69 НК РФ, процедура направления требования считается исполненной, если налоговое требование направлено в установленный срок по месту нахождения налогоплательщика.

По правилам ч.1,ч.3 ст.59 КАС Российской Федерации доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (ст.70 КАС РФ).

Доказательства направления налогоплательщику налогового уведомления и требований ИФНС не представлены.

Более того, на представителя административного истца в судебном заседании была возложена обязанность по предоставлению таких доказательств (л.д.60-61).

Из анализа правовых норм, содержащихся в ст. 48 и ст. 75 Налогового кодекса РФ следует, что уплату пени надо рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней.

Следовательно, исполнение обязанности по уплате пени не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

Кроме этого, из представленных материалов дела усматривается, что Новичихин Р.Н. ДД.ММ.ГГГГ. снят с регистрационного учета по месту жительства: <данные изъяты> и зарегистрирован по адресу: <данные изъяты>.

Согласно ст. 83 НК РФ, постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается: для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 настоящего пункта, - место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

Согласно ст.84 НК РФ, налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации, физического лица по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката по месту их жительства в течение пяти дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Налоговый орган в тот же срок обязан выдать или направить по почте заказным письмом: организации (физическому лицу) - уведомление о постановке на учет в налоговом органе, подтверждающее постановку на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей (ему) недвижимого имущества и (или) транспортных средств (уведомление о снятии с учета в налоговом органе);

Согласно ст. 85 НК РФ, органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, органы опеки и попечительства обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц, о фактах заключения брака, расторжения брака, установления отцовства, о фактах установления и прекращения опеки и попечительства в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.

Таким образом, уведомление об уплате транспортного налога и требование об уплате транспортного налога, равно как и пени по его уплате, должны быть выставлены Новичихину Р.Н. ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа.

Таким образом, требование выставлено неуполномоченным органом.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необоснованном начислении налоговым органом Новичихину Р.Н. спорной задолженности и пени.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций в судебном порядке, возлагается на административного истца (часть 4 ст. 289 КАС РФ).

По мнению суда, административным истцом не представлены достаточные доказательства законности и обоснованности требований, предъявленных к административному ответчику.

В силу части первой ст.17, ст.18 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

С учетом изложенного, исходя из необходимости соблюдения баланса прав и обязанностей налогового органа и налогоплательщика, суд находит требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г.Воронежа к Новичихину Р.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г.Воронежа к Новичихину Р.Н. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение вынесено в окончательной форме 19 апреля 2016 года.

Судья Семенова Т.В.