Дело №а-715\2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Почеп Брянской области 24 ноября 2016 года
Почепский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Почепского районного суда Брянской области Разнатовской И. А., при секретаре Гомоновой М. В., с участием административного истца помощника прокурора Почепского района Манько Е. С., административных ответчиков представителя администрации Почепского района Брянской области по доверенности Косякова А. Н., главы Сетоловского сельского поселения Почепского района Никуткина С. А., представителя МКП «Сетоловский коммунальщик» Никитина М. М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Почепского района Брянской области, поданного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Почепского района, администрации Сетоловского сельского поселения Почепского района о понуждении к совершению действий по организации надлежащего водоснабжения населения,
у с т а н о в и л.
Прокуратурой Почепского района, по коллективному обращению жителей <данные изъяты> Сетоловского сельского поселения Почепского района, проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в деятельности администрации Сетоловского сельского поселения и администрации Почепского района, по обеспечению питьевой водой населения указанной деревни. В ходе проверки установлено, что питьевая вода подается в жилые помещения <данные изъяты> с ежедневными длительными перерывами либо не подается совсем. Граждане о причинах ненадлежащего предоставления коммунальных услуг своевременно не информируют. Сами ответчики, в представленных информациях, не отрицали факт предоставления услуг по водоснабжению с большими перерывами либо полного не предоставления данных услуг, объясняя это большим физическим износом сетей, наличием протечек. В настоящее время, водоснабжение на территории <данные изъяты>, осуществляет <данные изъяты> у которого на балансе находится водонапорная башня с артезианской скважиной, которое предоставляет населению коммунальную услугу по водоснабжению с нарушением законодательства о водоснабжении. При этом ответчиками, до настоящего времени, не принято мер по обеспечению качественного предоставления коммунальных услуг по водоснабжению населения <данные изъяты>, а именно не приняты меры по перераспределению нагрузки на другую водонапорную башню, по изысканию альтернативных источников водоснабжения.
Административный истец просил суд признать бездействие администрации Почепского района Брянской области и администрации Сетоловского сельского поселения Почепского района Брянской области, выразившееся в ненадлежащем осуществлении полномочий по обеспечению круглосуточного (бесперебойного) водоснабжения жителей <данные изъяты> незаконным; обязать администрацию Почепского района Брянской области и администрацию Сетоловского сельского поселения Почепского района Брянской области принять меры по организации круглосуточного (бесперебойного) холодного водоснабжения населения <данные изъяты>, по усмотрению органов местного самоуправления.
Административный истец помощник прокурора Почепского района Манько Е. С., в ходе судебного заседания, уточнила первоначально заявленные требования, просила возложение обязательств по принятию мер по организации круглосуточного (бесперебойного) холодного водоснабжения населения <данные изъяты>, по усмотрению органов местного самоуправления, возложить на администрацию Почепского района, поскольку действие соглашения о передаче осуществления части полномочий на Сетоловское сельское поселение прекращается ДД.ММ.ГГГГ.
Административный ответчик представитель администрации Почепского района по доверенности Косяков А.Н. исковые требования не признал, суду пояснил, что решением <данные изъяты> районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», сельским поселения, в том числе Сетоловскому сельскому поселению, переданы осуществления части полномочий, а именно, согласно п. 1.2 – организация в границах сельского поселения тепло-водоснабжения населения на ДД.ММ.ГГГГ. Во исполнение указанного решения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Почепского района и Сетоловским сельским поселением было подписано соглашение о передаче осуществления части полномочий, в том числе по передаче полномочий по водоснабжению. Соглашение подписано обеими сторонами, является действующим, поскольку срок действия соглашения до ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени соглашение ни одной из сторон не оспорено, в установленном законом порядке соглашение не отменено. Дополнительно пояснил, что вопрос о замене стороны при исполнении решения суда, может быть решен в ходе возбужденного исполнительного производства, в силу закона.
Административный ответчик глава Сетоловского сельского поселения Никуткин С. А. административное исковое заявление не признал, суду пояснил, что вопрос о водоснабжении <данные изъяты> должна решать администрация Почепского района, поскольку передача полномочий по вопросу водоснабжения <данные изъяты>, согласно соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконной. Кроме того, поселение не имеет денежных средств по реализации вопроса о водоснабжении жителей <данные изъяты>.
Выслушав стороны, исследовав представленные суду письменные материалы, суд приходит к следующему.
Статья 19 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закрепляет санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению. Данной статьей определено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Население сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Почепского района, установлено, что водоснабжения, в границах Сетоловского сельского поселения, не организовано, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, отсутствует, подача вода населению не является круглосуточной (бесперебойной). Таким образом, водоснабжение, в границах сельского поселения, надлежащим образом не организовано, что является недопустимым. Причиной выявленных нарушений является грубое игнорирование требований федерального законодательства ответственными должностными лицами администрации района и администрации сельского поселения, их бездействие в вопросах организации водоснабжения и водоотведения в границах поселения. Главе Сетоловского поселения направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Однако, до настоящего времени круголосуточное (бесперебойное) водоснабжение населения <данные изъяты>, не организовано.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим федеральным законом осуществляется население и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1, частей 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2015 года к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, организация на территориях сельских поселений водоснабжения населения, водоотведения.
В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
По вопросам отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего федерального закона, к вопросам местного значения, федеральными законами, Уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
В соответствии с преамбулой федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», названный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу части 3 статьи 19 названного Закона, население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В соответствии с положением статьи 3 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей: охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения, путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения; обеспечения доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечения развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; создание условий для привлечения инвестиций в сфере водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций, обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе, принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случаях невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязанностей либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязанностей; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ (статья 6 Закона).
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение абонентов осуществляется с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения.
В соответствии с ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления поселения, городского округа организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из нецентрализованных систем холодного водоснабжения регулируются Правилами холодного водоснабжения и водоотведения утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года N 644.
Так, согласно п. 72 Правил органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры. Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.
Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 73 Правил).
При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам, предусмотренным Приложением N 1 (п. 74 Правил).
В соответствии с Приложением N 1 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, нормы водообеспечения определяются с учетом взрослого населения и подростков (от 14 лет и старше), детей от 1 года до 14 лет и кормящих женщин.
В суде установлено, что водоснабжение <данные изъяты>, расположенной в границах муниципального образования Сетоловское сельское поселение, осуществляется от водонапорной башни находящейся на балансе <данные изъяты>, о чем в суде пояснил представитель <данные изъяты>ФИО1, что ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и <данные изъяты> был заключен договор купли-продажи водонапорной башни, от которой идет водоснабжение <данные изъяты>. Права собственности, до настоящего времени, на водонапорную башню не оформлены, поскольку башня расположена на землях частного лица. Поскольку водонапорная башня должна быть зарегистрирована в отделе Росреестра вместе с земельным участком, а этот около 400 кв.м, решается вопрос о выделе необходимого участка земли.
Покупка водонапорной башни, подтверждается квитанцией к приходному ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, по которому <данные изъяты> уплачено <данные изъяты> 70 250,00 рублей, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между <данные изъяты> и <данные изъяты> акту приема-передачи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный ответчик представитель администрации Почепского района по доверенности Косяков А. Н., суду пояснил, что в соответствии с пунктом 3.2 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ администрация Почепского района взяла на себя обязательства обеспечивать администрацию поселения финансовыми средствами и материальными ресурсами, необходимыми для осуществляя переданных полномочий, на финансовый год. Финансовый год по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 5.2, заканчивается ДД.ММ.ГГГГ, поэтому возложение обязанности по водоснабжению жителей <данные изъяты>, на администрацию Почепского района, противоречит пункту Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о передаче осуществляя части полномочий.
Довод административного истца, со ссылкой на письмо от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Почепского района ФИО2, что в ДД.ММ.ГГГГ планируется создание районного водоканала для обеспечения водоснабжения сельских поселений, суд считает несостоятельной, поскольку решение вопроса о создании районного водоканала находится в стадии планирования.
Из информации представленной прокурору Почепского района, начальником отдела <данные изъяты>ФИО3, следует, что перебои воды жителям <данные изъяты> происходят по следующим причинам: перебои электроэнергии, износ насосного оборудования, прорывы водопроводной сети, что жители об отключениях водоснабжения не информируются.
Главы поселения Никуткин С. А. суду пояснил, что отключение воды происходило по указанным в информации ФИО3 причинам, не более чем на 2-3 часа в сутки. Со стороны социальных учреждений жалоб, жителей <данные изъяты> ни устных, ни письменных жалоб в администрацию не поступало. Технические неполадки в системе водоснабжения устранялись силами и за счет средств <данные изъяты> а также ЖКХ, в связи с чем оповещать жителей деревни об отключении воды не было.
Согласно справок <данные изъяты> школы, детского сада <данные изъяты> расположенных на территории поселения, водоснабжение которых осуществляется от водонапорной башни <данные изъяты> перебоев с подачей воды не было.
В суде представитель <данные изъяты> суду пояснил, что до ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> принимало плату за подачу холодной воды жителям <данные изъяты>, после ДД.ММ.ГГГГ плата за подачу воды не взимается, подача воды осуществляется бесплатно, никакой компенсации хозяйство не получает. При этом <данные изъяты> осуществляет контроль за качеством воды, проводит профилактические мероприятия по хлорированию башни, за счет средств хозяйства.
Из Приложения № 1 «Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из бюджета муниципального образования «<данные изъяты>» на осуществления части полномочий, предусмотренных соглашением о передаче полномочий на организацию в границах поселений тепло-, водоснабжения населения, водоотведения» к решению <данные изъяты> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из бюджета муниципального образования «<данные изъяты>» на осуществления полномочий, предусмотренных соглашением о передаче полномочий на организацию в границах поселений тепло-, водоснабжения населения и водоотведения», следует, что пунктом 1.4 предусмотрено предоставление иных межбюджетных трансфертов на осуществление полномочий по организации в границах поселений тепло-, водоснабжения, водоотведения населения для осуществления бесперебойного функционирования объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, в том числе на капитальный ремонт объектов водоснабжения и водоотведения и для предупреждения ситуаций прекращения и ограничения подачи электрической энергии таким объектам водоснабжения и водоотведения в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на указанные цели, предусмотренных на очередной финансовый год. В пункте 1.5 указано, что размеры иных межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета района бюджетам поселений, устанавливаются решением <данные изъяты> Совета народных депутатов о бюджете района на очередной финансовый год, а также других актов.
Из Приложения № 18 к решению <данные изъяты> Совета народных депутатов «О бюджете Почепского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ» «Распределение иных межбюджетных трансфертов сельским поселениям из районного бюджета на осуществление части полномочий, предусмотренных соглашениями о передаче полномочий на организацию в границах поселений тепло-, водоснабжения населения, водоотведения на ДД.ММ.ГГГГ», Сетоловскому сельскому поселению выделено 55 149,00 рублей.
Глава поселения Никуткин С. А. суду пояснил, что выделенная денежные средства по организации водоснабжения населения поселения были потрачены на ремонт и содержание водоснабжающих объектов, которые числятся в реестре имущества поселения. Часть выделенных денежных средств пошла по погашение задолженности за электрическую энергию.
Из ответа главы администрации Почепского района ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ№ адресованного заместителю Губернатора <данные изъяты>ФИО4, следует, что население <данные изъяты> обеспечено водоснабжением в полном объеме.
Вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района, что подтверждается Уставом муниципального образования «<данные изъяты>
Согласно решению <данные изъяты> Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ в ведение муниципального образования «Сетоловское сельское поселение» переданы полномочия муниципального образования «Почепский муниципальный район» в части организации в границах поселения водоснабжения сроком до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд считает возложить на Сетоловскую сельскую администрацию Почепского района обязанность по организации надлежащего холодного водоснабжения населения <данные изъяты> в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, поскольку в суде достоверно установлено, что холодное водоснабжение населения <данные изъяты> подается с перебоями, что подача воды подается за счет водных ресурсов водонапорной башни принадлежащей <данные изъяты>
Вместе с тем, с учетом того, что денежные средства на осуществление полномочий запланированы за счет средств бюджета «<данные изъяты> муниципальный район», то на администрацию Почепского района Брянской области следует возложить обязанность по финансированию вышеназванных работ.
По ходатайству административного истца ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчика по делу привлечен МКП «Сетоловский коммунальщик», представитель которого Никитин М. М. суду пояснил, что МКП «Сетоловский коммунальщик» не наделен полномочиями по организации холодного водоснабжения жителей <данные изъяты> в связи с чем суд не усматривает оснований о возложений на МКП «Сетоловский коммунальщик» каких-либо полномочий по организации холодного круглосуточного (бесперебойного) водоснабжения жителей <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ,
р е ш и л.
Иск прокурора Почепского района Брянской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации Почепского района Брянской области и администрации Сетоловского сельского поселения Почепского района Брянской области выразившееся в ненадлежащем осуществлении полномочий по обеспечению круглосуточного (бесперебойного) водоснабжения жителей <данные изъяты>, незаконным.
Обязать Сетоловскую сельскую администрацию Почепского района Брянской области организовать надлежащее централизованное холодное водоснабжение населения <данные изъяты> в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями с использованием централизованной системы холодного водоснабжения согласно Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 644 от 29.07.2013 года до момента введения в эксплуатацию централизованного объекта (водоснабжения <данные изъяты>);
На администрацию Почепского района Брянской области возложить обязанность произвести финансирование вышеназванных работ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию Брянского областного суда через Почепский районный суд Брянской области в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения.
Председательствующий - И. А. Разнатовская
Мотивированное решение суда изготовлено 28 ноября 2016 года.