ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-715/2021 от 26.01.2022 Щербиновского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-9/2022

УИД 23RS0060-01-2021-001648-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст-ца Старощербиновская «26» января 2022г.

Щербиновский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Гардер Р.Н.,

при секретаре Алексютиной К.А.,

с участием:

помощника прокурора Щербиновского района Маточкиной А.Ю.,

представителя административного ответчика администрации МО Щербиновский район Беликовой Ю.С., действующей по доверенности от 15.02.2021г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Щербиновский район о признании незаконным бездействия и обязании устранить выявленные нарушения,

у с т а н о в и л:

Административный истец обратился с иском в суд, указывая в обоснование заявленных требований, что прокуратурой Щербиновского района проведена проверка соблюдения земельного законодательства, по результатам которой в деятельности администрации муниципального образования Щербиновский район выявлены нарушения в указанной сфере. По результатам проведенной проверки установлены факты длительного непринятия мер к истребованию земельных участков в границах кадастрового квартала 23:36:0702000 возле озера Кияшкин Лиман из чужого незаконного владения, непринятия мер для сноса самовольно возведенных на нем построек. В целях устранения нарушений главе МО Щербиновский район 06.05.2020 внесено представление. Однако каких-либо действенных мер, направленных на устранение выявленных нарушений не принято. Проведенной прокуратурой района проверкой в порядке контроля, установлено, что ранее выявленные нарушения по-прежнему не устранены, в границах кадастрового квартала 23:36:0702000, в том числе на земельных участках с кадастровыми номерами 23:36:0702000:362, 23:36:0702000:364, 23:36:0702000:365 с категорией земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в близости к озеру Кияшкин лиман, осуществлено самовольно занятие земельных участков, а также массовая застройка зданиями, строениями и сооружениями, в том числе с признаками капитальности. Согласно сведениям, содержащимся в Публичной кадастровой карте, границы указанного участка пересекают границы водного объекта, однако, данные факты остались без внимания администрации, в рамках муниципального земельного контроля проверки не проводились и не инициировались, надлежащие меры, направленные на приведение прав владения землями в соответствие действующему законодательству, не предприняты. В результате бездействия администрации МО Щербиновский район вблизи водного объекта озеро Кияшкин лиман нарушаются требования земельного, градостроительного, природоохранного законодательства. В связи с чем, прокурор Щербиновского района просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Щербиновский район, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, выразившихся в самовольном занятии земельных участков и самовольной застройки земельных участков в границах кадастрового квартала 23:36:0702000, в том числе на земельных участках с кадастровыми номерами 23:36:0702000:362, 23:36:0702000:364, 23:36:0702000:365; Обязать администрацию муниципального образования Щербиновский район устранить в полном объеме выявленные нарушения требований земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, путем инициирования сноса самовольно возведенных зданий и строений на земельных участков в границах кадастрового квартала 23:36:0702000, в том числе на земельных участках с кадастровыми номерами 23:36:0702000:362, 23:36:0702000:364, 23:36:0702000:365 и истребования самовольно занятых земель из фактического чужого незаконного владения, либо их приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В судебном заседании помощник прокурора Щербиновского района Маточкина А.Ю. поддержала требования, изложенные в административном иске, настаивала на их удовлетворении.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Щербиновский район Беликова Ю.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указывая, что с целью пресечения и устранения нарушения действующего законодательства на земельных участках, расположенных в границах кадастрового квартала 23:36:0702000 на берегу озера «Кияшкин Лиман» (река Ея), относящихся к землям государственная собственность на которые не разграничена, сотрудниками администрации МО Щербиновский район принимались различные меры, направленные на устранение нарушений действующего законодательства. Администрацией были направлены запросы в различные органы с целью установления лиц, которые самовольно захватили земельные участки на берегу озера «Кияшкин лиман», однако такая информация отсутствует. Оснований проведения проверки в рамках муниципального земельного контроля в соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не имелось. В рамках активизации работы в данном направлении, администрацией МО ЩР разработана дорожная карта, определен ряд мероприятий по созданию рабочей группы, выезду для осмотра береговой полосы озера «Кияшкин лиман», направление заявлений в полицию и дальнейшей судебной работы. Исходя из вышеизложенного, представитель администрации МО ЩР полагает, что администрацией неоднократно принимались меры для устранения нарушений земельного, градостроительного и природоохранного законодательства, выразившегося в самовольном занятии земельных участков в границах кадастрового квартала 23:36:0702000.

Представитель заинтересованного лица Межмуниципального отдела по Ейскому и Щербиновскому районам УФСГР кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще. В заявлении, адресованном суду, просят рассмотреть дело без их участия. Ранее, в судебном заседании 11.01.2022г., начальник отдела Чумаченко О.В. поясняла, что Росреестром привлекались к административной ответственности лица, самовольно занявшие спорные земельные участки. В 2013 году такие лица были привлечены к ответственности на основании материала, поступившего из прокуратуры Щербиновского района, а в 2018 году Росреестр проводил самостоятельное расследование. Таким образом, факт нецелевого использования земельных участков был установлен. Администрация МО Щербиновский район обращалась в Росреестр с запросом о предоставлении информации о лицах, занимающих земельные участки, однако, поскольку данная информация содержит персональные данные, то предоставить ее по запросу администрации не представляется возможным.

Заинтересованное лицо Попов А.И. в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще судебной повесткой, возвращенной в суд по истечении срока хранения.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ, неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, их представителей.

Изучив материалы дела, выслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика, суд приходит к следующему выводу.

Как установлено в судебном заседании, в 2020 году прокуратурой Щербиновского района было выдано представление главе МО Щербиновский район об устранении нарушений земельного и градостроительного законодательства. Согласно данного представления, прокуратурой Щербиновского района проведена проверка соблюдения земельного законодательства, по результатам которой в деятельности администрации муниципального образования Щербиновский район выявлены нарушения в указанной сфере. По результатам проведенной проверки установлены факты длительного непринятия мер к истребованию земельных участков в границах кадастрового квартала 23:36:0702000 возле озера Кияшкин Лиман из чужого незаконного владения, непринятия мер для сноса самовольно возведенных на нем построек.

На данное представление главой администрации МО Щербиновский район 23.06.2020г. был дан ответ о том, что в действиях сотрудников администрации МО ЩР отсутствуют нарушения в выполнении возложенных на них обязанностей.

Из предоставленной Межмуниципальным отделом по Ейскому и Щербиновскому районам УФСГР кадастра и картографии по Краснодарскому краю информации от 19.10.2021г. следует, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, категория – <данные изъяты>, вид разрешенного использования – <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежит на праве собственности Попову А.И. В отношении земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенные по адресу: Краснодарский край, р-н. Щербиновский, категория – земли особо охраняемых территорий и объектов, вид разрешенного использования – Для размещения и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта – сведения о зарегистрированных правах отсутствуют. В отношении земельного участка, расположенного с западной стороны земельного участка с кадастровым номером 23:36:0702000:365 не сформирован, категория и вид разрешенного использования земельного участка не установлены, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

Факт нахождения на вышеуказанных земельных участках самовольно возведенных построек также подтвержден фототаблицей (л.д. 14-17).

В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно пункту 4 статьи 222 Гражданского кодекса РФ в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, органы местного самоуправления в порядке, установленном законом, принимают решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.

В соответствии с ч. 5 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительства относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства расположенных на территориях поселений. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления.

Как следует из содержания ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, ст. 72 Земельного кодекса РФ, органы местного самоуправления несут ответственность за самовольное строительство.

На основании Российской Федерации в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводят дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкраплению, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 102 ЗК РФ к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах и занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.

Согласно ст.72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства РФ, законодательства субъекта РФ, за нарушение которых законодательством РФ, законодательством субъекта РФ предусмотрена административная и иная ответственность; муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством РФ ив порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи; органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта РФ данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Таким образом, в силу ст. 72, а также ч.1 п.20, ч.3 и 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на администрацию муниципального образования Щербиновский район возложена обязанность по муниципальному земельному контролю как на межселенной территории муниципального района, так и на территории сельских поселений.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 3,4 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Законом Краснодарского края от 04.03.2015 № 3126-KЗ утвержден порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований края (далее - Порядок).

Согласно ст. 1 Порядка одной из основных целей муниципального земельного контроля является контроль за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации и законодательства Краснодарского края в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность.

Согласно ст. 5 Порядка органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений. Одной из целей муниципального земельного контроля является предупреждение, выявление и пресечение фактов нарушений требования земельного законодательства.

Согласно сведениям, содержащимся в Публичной кадастровой карте, границы указанного участка пересекают границы водного объекта, однако, данные факты остались без внимания Администрации, в рамках муниципального земельного контроля проверки не проводились и не инициировались, надлежащие меры, направленные на приведение прав владения землями в соответствие действующему законодательству, не предприняты.

Из представленного в материалы дела копии ответа Межмуниципального отдела по Ейскому и Щербиновскому районам УФСГР кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 23.12.2021г. следует, что в 2013 году к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ по факту самовольного занятия части земельного участка, расположенного в северо-восточной части кадастрового квартала 23:36:0702000 по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, на берегу лимана Кияшкин были привлечены 15 человек (с указанием фамилии, имени, отчества и даты рождения). В 2018 году за аналогичное правонарушение были привлечены к административной ответственности 17 человек. В 2020 году был привлечен к административной ответственности 1 человек.

Данный ответ Росреестра был направлен в администрацию МО Щербиновский район, что подтверждается копией сопроводительного письма с отметкой о его получении 30.12.2021г.

Таким образом, суд приходит к выводу, что администрацией муниципального образования Щербиновский район было допущено бездействие вблизи водного объекта озеро Кияшкин лиман, в результате которого нарушены требования земельного, градостроительного, природоохранного законодательства.

С учетом изложенного, суд находит административное исковое заявление прокурора законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

С учетом данных положений закона, суд считает возможным предоставить административному ответчику отсрочку исполнения решения суда сроком до 01.07.2022г., что, по мнению суда, будет способствовать его реальному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-189 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Щербиновского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Щербиновский район о признании незаконным бездействия и обязании устранить выявленные нарушения - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Щербиновский район, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, выразившихся в самовольном занятии земельных участков и самовольной застройки земельных участков в границах кадастрового квартала 23:36:0702000, в том числе на земельных участках с кадастровыми номерами 23:36:0702000:362, 23:36:0702000:364, 23:36:0702000:365.

Обязать администрацию муниципального образования Щербиновский район устранить в полном объеме выявленные нарушения требований земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, путем инициирования сноса самовольно возведенных зданий и строений на земельных участков в границах кадастрового квартала 23:36:0702000, в том числе на земельных участках с кадастровыми номерами 23:36:0702000:362, 23:36:0702000:364, 23:36:0702000:365 и истребования самовольно занятых земель из фактического чужого незаконного владения, либо их приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Предоставить администрации муниципального образования Щербиновский район отсрочку исполнения настоящего решения суда до 01 июля 2022 года.

Срок подачи апелляционной жалобы на решение суда один месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме в Краснодарский краевой суд, путем подачи жалобы через Щербиновский районный суд.

В окончательной форме решение суда изготовлено 28 января 2022г.

Судья: Р.Н. Гардер