ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7169/2021 от 24.12.2021 Октябрьского районного суда г. Белгорода (Белгородская область)

УИД 31RS0016-01-2021-011876-79

Административное дело № 2а-7169/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 декабря 2021 года город Белгород

Октябрьский районный суд г. Белгорода в составе:

председательствующего судьи Сторчак О.А.

при секретаре Кошкаровой Р.Ф.,

в отсутствие сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции ФНС России по г.Белгороду к ФИО1 о взыскании задолженности на общую сумму 41582,76 руб., восстановлении срока обращения в суд,

У С Т А Н О В И Л:

ИФНС России по г. Белгороду обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам на общую сумму 41582,76 руб., где: недоимка по транспортному налогу с физических лиц в общей сумме 41 380 руб., за транспортные средства, которыми налогоплательщик владел в 2018 году: ДАФ 95 ХF 430 () в размере 36 380 руб., RENAULT MASTER () в размере 5 000 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц за период с 03.12.2019 по 25.12.2019 в размере 202,76 руб., восстановлении срока обращения в суд с административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований налоговый орган указал, что ИФНС России по г. Белгороду в соответствии с действующим законодательством 19.07.2019 ФИО1 заказным письмом направлялось налоговое уведомление № 14239232 от 10.07.2019 об уплате транспортного налога на общую сумму 41380 руб., за 2018 год, налог необходимо было уплатить в срок до 02.12.2019. Транспортный налог начислен на транспортные средства, которыми налогоплательщик владел в 2018 году: ДАФ 95 ХF 430() в размере 36380 руб., RENAULT MASTER () в размере 5000 руб. В сроки, установленные налоговым законодательством налогоплательщик сумму задолженности не уплатил. В соответствии со ст. 70 НК РФ должнику заказным письмом 27.12.2019 направлено Требование об уплате налога и пени № 112940 от 26.12.2019 на общую сумму 41582,76 руб., где недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год составляют 41 380 руб., и пени за период с 03.12.2019 по 25.12.2019 в размере 202,76 руб., в котором было предложено в срок 18.02.2020 погасить имеющуюся задолженность. Требование должником в настоящее время не исполнено. Просит суд восстановить срок, пропущенный для взыскания долга по причине технического сбоя в программе налогового органа.

В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом.

Представитель административного истца заявлением просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным доказательствам, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 289 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как определено статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 363 НК РФ установлены порядок и сроки уплаты транспортного налога, предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги закреплена пунктом 1 статьи 45 НК РФ.

При этом согласно пункту 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается, в частности, с уплатой налога налогоплательщиком; с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога.

Таким образом, приведенные положения налогового законодательства связывают наличие обязанности по уплате транспортного налога с фактом регистрации транспортного средства на конкретное лицо.

В соответствии с пунктом 1 статьи 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

В силу пункта 1 статьи 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в соответствии со ст.69 и 70 НК РФ.

Способом обеспечения обязательств по уплате налога являются, в том числе пени (п.1 ст.72 НК РФ).

В соответствии с п.3 ст.75 НК РФ пени исчисляются за каждый день просрочки исполнения обязательства по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством налогах и сборах дня уплаты налога и сбора.

В силу п.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как установлено в ходе судебного разбирательства по делу, налоговым органом в соответствии с действующим законодательством 19.07.2019 ФИО1 заказным письмом направлялось налоговое уведомление № 14239232 от 10.07.2019 об уплате транспортного налога на общую сумму 41380 руб., за 2018 год, налог необходимо было уплатить в срок до 02.12.2019.

Транспортный налог начислен на транспортные средства, которыми налогоплательщик владел в 2018 году: ДАФ 95 ХF 430() в размере 36380 руб., RENAULT MASTER () в размере 5000 руб.

В сроки, установленные налоговым законодательством налогоплательщик сумму задолженности не уплатил.

В связи с чем, в соответствии со ст. 70 НК РФ должнику заказным письмом 27.12.2019 направлено Требование об уплате налога и пени № 112940 от 26.12.2019 на общую сумму 41582,76 руб., где недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год составляют 41 380 руб., и пени за период с 03.12.2019 по 25.12.2019 в размере 202,76 руб., в котором было предложено в срок 18.02.2020 погасить имеющуюся задолженность.

Требование должником не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ, а также положений главы 32 КАС РФ общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.

В суд с административным исковым заявлением налоговый орган обратился 16.11.2021.

В пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

По смыслу указанных выше правовых норм и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ одним из необходимых условий для удовлетворения административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение административным истцом срока обращения в суд.

Пропущенный по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен судом. Указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.

Из материалов дела следует, что уважительных причин пропуска срока не имеется, технический сбой в программном обеспечении не может являться уважительной причиной пропуска срока, более того, доказательств характера технического сбоя, а также его длительности суду не представлено.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

отказать в удовлетворении административного иска Инспекции ФНС России по г. Белгороду к ФИО1 (ИНН ) о взыскании задолженности по налогам на общую сумму 41582,76 руб., где: недоимка по транспортному налогу с физических лиц в общей сумме 41 380 руб., за транспортные средства, которыми налогоплательщик владел в 2018 году: ДАФ 95 ХF 430 () в размере 36 380 руб., RENAULT MASTER () в размере 5 000 руб., пени по транспортному налогу с физических лиц за период с 03.12.2019 по 25.12.2019 в размере 202,76 руб., восстановлении срока обращения в суд с административным исковым заявлением.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья

Решение11.01.2022