УИД 03RS0049-01-2020-000948-79 Дело № 2а-716/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июля 2020 г. г. Агидель РБ
Краснокамский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Лукмановой Г.Х., при секретаре Ахияровой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Агидель Республики Башкортостан в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского округа г. Агидель Республики Башкортостан о признания бездействия незаконным, об обязании совершить действия
при участии в деле в качестве заинтересованного лица МКУ «Отдел гражданской защиты городского округа г. Агидель Республики Башкортостан»
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Агидель Республики Башкортостан обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского округа г. Агидель Республики Башкортостан о признании бездействия администрации городского округа г. Агидель Республики Башкортостан по устранению нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера незаконным; обязании совершить необходимые действия для разработки и утверждения паспорта безопасности территории ГО г. Агидель РБ и план эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации, в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию ГО г. Агидель РБ обеспечить создание резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций до ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой города в силу исполнения задания Прокуратуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, проведена проверка исполнения администрацией ГО г. Агидель РБ законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Так, в нарушение требований постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому утвержден порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ст. 25 Закона о защите населения от ЧС, администрацией ГО г. Агидель Республики Башкортостан резерв материальных средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций должным образом не сформирован. Фактически, среди средств материального резерва, предназначенных для ликвидации ЧС, администрацией ГО г. Агидель Республики Башкортостан, значится 1 дизельная электростанция ЭД-100С-Т400-1РПМ1, которая опломбирована и находится на ответственном хранении общества с ограниченной ответственностью «Управление жилищно – коммунального хозяйства». Отсутствие резервов материальных ресурсов при возникновении чрезвычайных ситуаций на территории поселения не позволит выполнить аварийно - спасательные и другие неотложные работы по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.
Кроме того, установлено, что в нарушение п.п. 3, 4, 7, 10, 12 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№, администрацией ГО <адрес> Республики Башкортостан мер, направленных на разработку паспорта безопасности территории ГО г. Агидель Республики Башкортостан, не принято, паспорт - отсутствует. Имеющийся в распоряжении администрации ГО г. Агидель Республики Башкортостан «Паспорт территории ГО
г. Агидель Республики Башкортостан» не соответствует требованиям, установленным Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ и не содержит обязательных для паспорта безопасности сведений.
Помимо указанного, в нарушение п. 2.1 Положения об организации и обеспечении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации и обеспечении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан», согласно которому эвакуационными комиссиями органов местного самоуправления совместно с управлениями (отделами) гражданской защиты, расположенными на территории Республики Башкортостан, разрабатываются в установленном порядке план эвакуации в случае возникновения ЧС и пояснительная записка к плану эвакуации, эвакуационной комиссией ГО г. Агидель Республики Башкортостан план эвакуации не разработан.
По итогам проверки прокуратурой города составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, выявлены основания для внесения акта прокурорского реагирования. Администрации ГО
г. Агидель РБ внесено представление об устранении выявленных нарушений, согласно которому администрация ГО г. Агидель РБ в месячный срок обязана была сообщить прокурору о принятых мерах по устранению выявленных нарушений. Поскольку административный ответчик представление прокурора города не исполнил, административный истец обратился с настоящим иском в суд в порядке ст. 39 КАС РФ.
В процессе рассмотрения дела прокурор свои требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, в удовлетворении требований просила отказать, указав при этом, что со стороны администрация ГО г. Агидель РБ бездействие не усматривается, поскольку МКУ ОГЗ администрации ГО г. Агидель РБ в силу требований закона, ДД.ММ.ГГГГ заключило договор с ГБУ РБ Служба обеспечения мероприятий гражданской защиты о разработке и согласовании паспорта безопасности, при этом на сегодняшний день паспорт безопасности не утвержден по независящим от них причинам, поскольку требуется большее количество времени для устранения нарушений; также отметила, что план эвакуации также на сегодняшний день не разработан, поскольку ГБУ РБ Служба обеспечения мероприятий гражданской защиты устно был дан ответ, что г. Агидель РБ не включен в список городов, которые обязаны разработать план эвакуации, между тем, со стороны административного ответчика ведется работа по планированию эвакуационных мероприятий в ЧС природного и техногенного характера; кроме того отметила, что на территории ГО г. Агидель РБ создан Резервный фонд администрации ГО г. Агидель РБ, то есть в случае ЧС у ГО г. Агидель РБ имеется возможность в экстренном порядке покупать материальные ресурсы, также ведется работа по закупке аптечек, противогазов и респираторов с клапаном в количестве 50 штук. В обоснование заявленных доводов представила письменный отзыв на иск, который приобщен судом к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица – начальник МКУ «Отдел гражданской защиты городского округа г. Агидель Республики Башкортостан» ФИО3 (распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№-м) в судебном заседании также доводы административного ответчика поддержал в полном объеме, просил в удовлетворении требований прокурора отказать.
Проверив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой города в силу исполнения задания Прокуратуры Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании решения о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, проведена проверка исполнения администрацией ГО г. Агидель РБ законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. По результатам проверки прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки, согласно которому выявлены основания для внесения акта прокурорского реагирования. Главе администрации ГО
г. Агидель РБ выдано представление № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с данным предписанием администрация ГО
г. Агидель РБ в месячный срок обязана устранить следующие нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выявленные в ходе мероприятия по надзору: создать резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС; оформить паспорт безопасности муниципального образования; разработать план эвакуации населения муниципального образования в случае возникновения ЧС.
Постоянно действующим органом управления, специально уполномоченным на решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на территории ГО г. Агидель Республики Башкортостан является муниципальное казенное учреждение «Отдел гражданской защиты ГО г. Агидель Республики Башкортостан».
Подпунктами 8, 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с п. п. 7.1, 8, 28 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся в том числе: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п.п. «а», «г», «д», «о» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, финансируют мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что администрация ГО г. Агидель РБ обязана устранить допущенные нарушения законодательства в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ «О гражданской обороне» одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты.
Ст. 8 названного закона установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств относится вопросам местного значения городского округа.
Статьями 6 и 7 Федерального закона «О гражданской обороне» установлено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области гражданской обороны, издает нормативные правовые акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов федеральных законов в области гражданской обороны, определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно пунктам 5, 6, 9 указанного Положения запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации создают и содержат запасы.
Финансирование накопления, хранения и использования запасов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В статье 4 указанного Закона установлено, что одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 25 Федерального закона N 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования указанных в ч. 1 настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Накопление запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств осуществляется на основании п. 4 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379, в ред. 23 декабря 2011 г.). Номенклатура и объем запасов определяется создающим их органом с учетом методических рекомендаций, разрабатываемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 названного Положения запасы накапливаются заблаговременно в мирное время в объемах, определяемых создающими их федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, и хранятся в условиях, отвечающих установленным требованиям по обеспечению их сохранности.
Согласно положениям пп. 3, 4, 6, 7 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1340) для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления. Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.
Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения.
Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет, в том числе средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов.
Согласно ответу администрации ГО г. Агидель РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ на представление прокуратуры города, ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС для рассмотрения данного вопроса, в результате которого принято решение о проведении конкурса на заключение договоров между администрацией и предприятиями на осуществление закупок продовольственных резервов, строительных материалов, медикаментов и оборудования, нефтепродуктов.
В силу приведенных правовых норм и установленных по делу обстоятельств об отсутствии в администрации ГО г. Агидель РБ резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, суд находит требования прокурора основанными, и обязывает администрацию ГО г. Агидель РБ создать резерв указанных ресурсов в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден типовой паспорт безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Согласно
п.п. 3, 4, 7, 10, 12 Приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается для решения следующих задач: определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций; оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций; оценка состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций; разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории.
Разработка паспорта безопасности муниципального образования организуется органом местного самоуправления для таких административно-территориальных единиц как республики, края, области, муниципального образования и населенного пункта. Паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается в двух экземплярах.
Первый экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования остается в исполнительном органе власти муниципального образования. Второй экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование. К паспорту безопасности территории муниципального образования прилагаются карты, планы с нанесенными на них зонами последствий возможных чрезвычайных ситуаций, а также зонами индивидуального (потенциального) риска. Паспорт безопасности территории разрабатывается на основе показателей степени риска на потенциально опасных объектах.
Согласно ответу администрации ГО г. Агидель РБ на представление прокуратуры города от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт безопасности находится в стадии разработки в МКУ «Отдел гражданской защиты г. Агидель». Вместе с тем, до настоящего времени паспорт безопасности не разработан и не утвержден, в ГУ МЧС России по Республике Башкортостан для согласования не предоставлен. Таким образом, бездействие администрации ГО
г. Агидель РБ, выразившееся в неразработке и не согласовании паспорта безопасности территории муниципального образования, свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами полномочий в части предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также противодействию терроризма.
Кроме того, согласно ст. 2 Закона о защите населения от ЧС, а также Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-з «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Кабинета министров Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организации и обеспечении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан» утверждено Положение об организации и обеспечении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на территории Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Кабинета министров Республики Башкортостан Республики Башкортостан.
Согласно п. 2.1 Положения, эвакуационными комиссиями органов местного самоуправления совместно с управлениями (отделами) гражданской защиты, расположенными на территории Республики Башкортостан, разрабатываются в установленном порядке план эвакуации в случае возникновения ЧС и пояснительная записка к плану эвакуации.
Как усматривается из материалов дела, в нарушение указанного требования закона, эвакуационной комиссией ГО г. Агидель Республики Башкортостан план эвакуации не разработан.
Допущенные нарушения препятствуют реализации мероприятий, направленных на минимизацию потерь среди гражданского населения в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, а также подрывают устойчивость функционирования системы гражданской защиты на территории Республики Башкортостан.
Так, в ответе администрации ГО г. Агидель РБ от ДД.ММ.ГГГГ№ не определены точные сроки окончательного разработки плана эвакуации населения муниципального образования в случае возникновения ЧС, до настоящего времени план эвакуации населения не разработан.
Допущенные нарушения создают предпосылки для ущемления законных прав и интересов граждан, которые в будущем могут попасть в зоны возникновения чрезвычайных ситуаций.
В силу вышеуказанного, административные исковые требования прокураторы города в части обязания совершить определенные действия подлежат удовлетворению в полном объеме.
Между тем, требования административного истца в части признания бездействия администрации городского округа г. Агидель Республики Башкортостан незаконными суд находит подлежащими отклонению, поскольку со стороны административного ответчика предпринимаются действия для устранения выявленных нарушений, заключаются соответствующие договоры с иными организациями, производятся соответствующие действия с целью исполнения выданного прокуратурой города предписания, в силу чего, бездействия со стороны администрации городского округа г. Агидель РБ суд не усматривает.
Руководствуясь ст. 179-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора г. Агидель Республики Башкортостан в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского округа
г. Агидель Республики Башкортостан о признании бездействия администрации городского округа г. Агидель Республики Башкортостан по устранению нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера незаконным; обязании совершить необходимые действия, удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского округа г. Агидель Республики Башкортостан в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить создание резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обязать администрацию городского округа г. Агидель Республики Башкортостан разработать и согласовать паспорт безопасности территории городского округа г. Агидель Республики Башкортостан и план эвакуации в случае возникновения чрезвычайной ситуации в соответствии с требованиями действующего законодательства, в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований в части признания бездействия администрации городского округа г. Агидель Республики Башкортостан незаконными отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня вынесения через Краснокамский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья Г.Х. Лукманова
Мотивированное решение изготовлено 02.07.2020