ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-716/2021 от 22.07.2021 Исакогорского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 2а-716/2021

29RS0005-01-2021-000816-39

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 июля 2021 года г. Архангельск

Исакогорский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Шарпаловой Л.А.,

при секретаре Бойко И.Е.,

с участием представителя административного истца Выжлецовой П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Николаевой Е. В. к Администрации городского округа «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, обязании принять решение об изъятии недвижимого имущества,

установил:

Николаева Е.В. обратилась в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Город Архангельск» (в настоящее время – Администрация городского округа «Город Архангельск», Администрация города Архангельска) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения об изъятии земельного участка и жилого помещения, обязании принять решение об изъятии недвижимого имущества.

В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Распоряжением заместителя мэра города Архангельска № 989р от 25.03.2021 на основании заключения межведомственной комиссии указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Однако до настоящего времени решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений в <адрес> ответчиком не принято, что нарушает ее права собственника. Просила признать бездействие ответчика незаконным, обязать принять решение об изъятии недвижимости в срок до 01.01.2021, а также взыскать судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 300 руб.

Судом в ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен Департамент городского хозяйства Администрации <адрес>.

Административный истец Николаева Е.В. в судебное заседание не явилась, ее представитель Выжлецова П.А. заявленные требования поддержала, просила обязать административного ответчика обязать принять решение об изъятии недвижимого имущества в срок до 01.01.2022.

Административный ответчик Администрация города Архангельска в суд своего представителя не направил, в отзыве с административным иском не согласился, ссылаясь на отсутствие бездействия со стороны Администрации города Архангельска, поскольку требование о сносе жилого <адрес> в адрес собственников не направлялось, поэтому иск полагал преждевременным.

Заинтересованное лицо Департамент городского хозяйства Администрации города Архангельска в суд своего представителя не направило.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом при данной явке.

Заслушав объяснения представителя Выжлецовой П.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу с. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ).

В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 ЖК РФ.

Из буквального толкования данной номы права следует, что изъятие у собственников принадлежащих им жилых помещений в доме может быть осуществлено только при соблюдении нескольких условий: признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; предъявление уполномоченным органом к собственникам помещений в данном доме требования о сносе дома или его реконструкции в определенный срок; невыполнение собственниками помещений в доме требования о сносе или реконструкции дома в указанный уполномоченным органом срок; принятие решения об изъятии земельного участка, на котором расположен дом, для муниципальных нужд; принятие решения об изъятии каждого жилого помещения в таком доме, за исключением принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Из материалов дела усматривается, что Николаева Е.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Заключением межведомственной комиссии, назначенной постановлением мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением заместителя главы городского округа «Город Архангельск» от 25 марта 2021 года № 989р указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, предписано жильцов дома, не обеспеченных жилыми помещениями в г. Архангельске, отселить в жилые помещения маневренного фонда, предоставить жильцам данного дома, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, до 31 декабря 2027 года благоустроенные жилые помещения. После освобождения жилых помещений МУ МО «Город Архангельск» «Информационно-расчетный центр» поручено организовать проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома для решения вопроса о сносе дома в установленном законом порядке.

29 марта 2021 года Департаментом городского хозяйства Администрации города Архангельска в адрес истца направлено уведомление о признании дома аварийным и подлежащим сносу.

Требование о сносе дома в адрес собственников не направлялось.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 22 Постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Частью 6 ст. 32 ЖК РФ определено, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Согласно ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.

В соответствии с п. 3 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления.

Таким образом, в случае неосуществления собственниками сноса или реконструкции жилого дома после предъявления к ним такого требования, принятие решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и не находящихся в муниципальной собственности жилых помещений, направление проекта соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд является обязанностью органа местного самоуправления. Ее неисполнение может расцениваться как злоупотребление правом, поскольку не позволяет завершить процедуру выкупа у собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания.

Административный ответчик в установленном законом порядке реализует процедуру изъятия для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, приняв решение о признании дома аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии.

Конкретный срок направления требования о сносе аварийного жилого дома и принятия решения об изъятии недвижимого имущества действующим законодательством не установлен.

С требованием о направлении в адрес собственника жилого помещения требования о сносе жилого дома к административному ответчику Николаева Е.В. не обращалась, в настоящем деле данное требование истцом также не заявлено.

С учетом изложенного в настоящее время у органа местного самоуправления не возникло обязанности принять решение об изъятии земельного участка и жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, поскольку требование о сносе дома в разумный срок в адрес собственников не направлено.

Федеральный законодатель в ч. 1 ст. 178 КАС РФ, определяя круг вопросов, разрешаемых при принятии решения суда, установил обязанность принятия решения исключительно по заявленным административным истцом требованиям, предоставляя право выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных названным Кодексом.

При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у суда оснований для выхода за пределы заявленных требований, доводы административного истца о том, что орган местного самоуправления, наделенный властными полномочиями, незаконно бездействует, нарушая ее права, свободы и законные интересы, являются необоснованными и преждевременными.

Решение о признании бездействия незаконным преследует своей целью восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ.

Поэтому решение, принимаемое в пользу административного истца, должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Приведенные выводы соотносятся с положениями ст. 3 КАС РФ, согласно которым одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением ч. 1 ст. 4 КАС РФ, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Совокупность таких условий как несоответствие оспариваемого бездействия требованиям закона и нарушение этим бездействием прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует.

Таким образом, принимая во внимание совершение административным ответчиком действий по выполнению процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений, необходимость соблюдения установленных жилищным и земельным законодательством сроков для совершения определенных действий, непредставление административным истцом доказательств нарушения ее прав и законных интересов, правовых оснований для признания незаконным бездействия Администрации города Архангельска по непринятию решения об изъятии недвижимого имущества для муниципальных нужд не имеется.

При таких обстоятельствах административный иск удовлетворению не подлежит.

Поскольку в удовлетворении заявленных требований судом отказано, оснований для взыскания понесенных истцом судебных расходов с ответчика также не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Николаевой Е. В. к Администрации городского округа «Город Архангельск» о признании бездействия незаконным, обязании принять решение об изъятии недвижимого имущества оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Исакогорский районный суд города Архангельска.

Председательствующий Л.А. Шарпалова