ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-717/17 от 09.10.2017 Большереченского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-717/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Большереченский районный суд Омской области

в составе председательствующего Страшко Т.В.,

при секретаре Майер И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 09 октября 2017 года гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Большереченского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Большереченского района Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Администрации Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области установлено, что на территории Евгащинского сельского поселения не разработан и не утвержден План противодействия коррупции на 2017 год. Кроме того, отсутствуют сведения об исполнении Плана противодействия коррупции на 2015-2016 г.г. Полагает, что отсутствие Плана противодействия коррупции на территории поселения препятствует осуществлению оценки эффективности мер, реализуемых в рамках осуществления противодействия коррупции, снижает эффективность государственной политики в данной сфере правоотношений и способствует возникновению коррупционных проявлений. При этом неисполнение ранее разработанного Плана противодействия коррупции на 2015-2016 годы влечет невозможность оценки эффективности принимаемых должностными лицами администрации поселения мер по противодействию коррупции. Просит суд признать незаконным бездействие Администрации Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области по неисполнению Плана противодействия коррупции на 2015-2016 годы; обязать Администрацию Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить все невыполненные в установленный срок мероприятия, предусмотренные Планом противодействия коррупции на 2015-2016 годы; обязать Администрацию Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области разработать и утвердить план противодействия коррупции на 2017 год не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Старший помощник прокурора Большереченского района Омской области Михайлова Г.И. в судебном заседании заявление поддержала по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика - Администрации Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области в судебном заседании не участвовал при надлежащем уведомлении, в представленном письменном заявлении глава Евгащинского сельского поселения Коротков С.Б. требования прокурора признал полностью, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав участвующего в деле прокурора Михайлову Г.И., исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Статья 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет противодействие коррупции как деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно ч.4 ст.5 Федерального закона № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В силу п.33 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Указом Президента РФ от 13.04.2010 г. № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» утверждена прилагаемая Национальная стратегия противодействия коррупции.

Пунктом 4 Национальной стратегии противодействия коррупции предусмотрено, что меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.Одной из мер реализации Национальной стратегии противодействия коррупции федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами является контроль за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции (п.9 Национальной стратегии противодействия коррупции).

Указом Президента РФ от 01.04.2016г. № 147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы» утвержден прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы.

Пунктом 2 Указа руководителям федеральных государственных органов, руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460, и Национальным планом противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, утвержденным настоящим Указом, обеспечить внесение до 15 мая 2016 г. в планы по противодействию коррупции федеральных государственных органов изменений, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных этими планами.

В соответствии со ст.77 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Большереченского района Омской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства о противодействии коррупции в деятельности Администрации Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области, в ходе которой установлено, что в Администрации Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области отсутствует План по противодействию коррупции на 2017 год, разработанный в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2016-2016 годы, утвержденный Указом Президента РФ № 147 от 01.04.2016г.

Программа противодействия коррупции является комплексной мерой антикоррупционной политики, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции.

До настоящего времени требование законодательства органом местного самоуправления не выполнено.

Кроме того, Главой Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области утвержден План противодействия коррупции в органах местного самоуправления Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области на 2015-2016 г.г. Однако сведения об его исполнении отсутствуют.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.

Отсутствие Плана противодействия коррупции препятствует осуществлению антикоррупционного мониторинга, который проводится в целях своевременного приведения правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с законодательством Российской Федерации; обеспечения оценки эффективности мер, реализуемых посредством программ противодействия коррупции. При этом неисполнение ранее разработанного Плана противодействия коррупции на 2015-2016 годы влечет невозможность оценки эффективности принимаемых должностными лицами администрации поселения мер по противодействию коррупции.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Большереченского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области по неисполнению Плана противодействия коррупции на 2015-2016 годы.

Обязать Администрацию Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить все невыполненные в установленный срок мероприятия, предусмотренные Планом противодействия коррупции на 2015-2016 года.

Обязать Администрацию Евгащинского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области разработать и утвердить План противодействия коррупции на 2017 года не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Большереченский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом.

Мотивированная часть решения изготовлена 13.10.2017г.

Судья Т.В. Страшко