Дело № 2а-717/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2018 года г. Анива
Анивский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Нужного И.В., с участием прокурора Волковой Н.Г., при секретаре Исаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Анивский городской округ» к прокуратуре Анивского района о признании недействительным требования прокуратуры Анивского района от 05 октября 2018 года № 86-78-2018 об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора, и по административному исковому заявлению прокурора Анивского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования «Анивский городской округ», к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании абзаца 2 пункта 3.1 «Порядка предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с частичным возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином муниципального образования «Анивский городской округ» работам, по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе», утвержденного Постановлением администрации Анивского городского округа от 26 сентября 2018 года № 2209-па, противоречащим федеральному и региональному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу,
установил:
08 ноября 2018 года Мэр Анивского городского округа Лазарев А.А. обратился в Анивский районный суд с административным исковым заявлением к прокуратуре Анивского района, в котором указал, что Постановлением Правительства Сахалинской области от 27.12.2017 года № 637 утвержден Порядок предоставления и расходования субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на организацию электро-, тепло-, газоснабжения.
С целью получения муниципальным образованием «Анивский городской округ» вышеуказанного вида субсидии и предоставления её (субсидии) в дальнейшем гражданам, администрацией принято Постановление от 26.09.2018 года № 2209-па, которым утвержден Порядок предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с частичным возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином муниципального образования «Анивский городской округ» работам, по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе (далее - Порядок).
Порядком определен механизм частичного возмещения расходов граждан по выполненным и оплаченным гражданином работам по переоборудованию личного автотранспорта на газомоторное топливо путем компенсационных выплат.
Согласно п. 3.1 Порядка, граждане муниципального образования «Анивский городской округ», официально зарегистрированные в Анивском городском округе, имеют право на компенсационную выплату за переоборудование личного автотранспорта на газомоторное топливо (компримированный природный газ).
Прокуратурой Анивского района по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы постановления администрации Анивского городского округа от 26.09.2018 года № 2209-па «Об утверждении Порядка предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с частичным возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином муниципального образования «Анивский городской округ» работам, по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе» (далее - Постановление) в адрес мэра Анивского городского округа внесено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора (далее - Требование, исх. от 05.10.2018 года № 86-78-2018).
По мнению прокурора, установление одним из условий предоставления компенсационной выплаты гражданину наличие регистрации по месту жительства на территории Анивского городского округа является коррупциогенным фактором, поскольку предъявляет завышенные требования к лицу, устанавливает неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям.
В принесенном 05.10.2018 требовании прокурор на основании ст. 9.1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требует внести изменения в абзац 2 пункта 3.1 Порядка, исключив из него текст «... муниципального образования «Анивский городской округ», имеющим отметку о регистрации по месту жительства на территории муниципального образования «Анивский городской округ»...».
Административный истец полагает, что требования прокурора, изложенные в требовании от 05.10.2018 года № 86-78-2018, незаконны, нарушают права и законные интересы муниципального образования «Анивский городской округ».
Как указано выше, спорный Порядок принят администрацией во исполнение постановления Сахалинской области от 27.12.2017 года № 637 «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на организацию электро-, тепло-, газоснабжения», то есть в рамках выполнения полномочий по газоснабжению населения.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» одним из вопросов местного значения городского округа является организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Необходимо учесть, что реализация областной программы предусматривает долю софинансирования из местного бюджета (то есть фактические затраты по предоставлению компенсационной выплаты несет и бюджет Сахалинской области, и бюджет муниципального образования).
Предоставление компенсационных выплат гражданам, зарегистрированным на территории других муниципальных образований, нарушит территориальный принцип организации местного самоуправления, фактически приведет к финансированию мероприятий, отнесенных к компетенции другого муниципалитета, к решению чужих вопросов местного значения, то есть к нарушению норм бюджетного законодательства.
Кроме того, отсутствие такого критерия как наличие регистрации на территории муниципального образования «Анивский городской округ» позволит гражданам Сахалинской области получать компенсационные выплаты неоднократно в разных муниципальных образованиях, то есть будет способствовать реализации мошеннических схем.
Само по себе, требование о наличии у гражданина-заявителя на получение компенсационной выплаты регистрации на территории Анивского городского округа не является завышенным требованием к данному лицу в силу следующего.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Вопреки доводам прокурора подобное условие (о наличии регистрации) не является неопределенным, трудновыполнимым, обременительным, поскольку прямо предусмотрено федеральным законодательством.
Кроме того, имея регистрацию на территории иного муниципального образования Сахалинской области, гражданин не лишен права на получение компенсационной выплаты и вправе ее реализовать на территории иного муниципального образования.
Не имея регистрации на территории Сахалинской области вообще, гражданин не имеет права на получение компенсационной выплаты ни в одном муниципальном образовании области.
На основании изложенного, руководствуясь главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Мэр Анивского городского округа Лазарев А.А. просит суд признать недействительным требование прокуратуры Анивского района от 05.10.2018 года № 86-78-2018 об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора.
13 ноября 2018 года исполняющий обязанности прокурора Анивского района Александров С.А. обратился в Анивский районный суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования «Анивский городской округ» к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» в котором указал, что в соответствии с возложенными на органы прокуратуры полномочиями прокуратурой Анивского района проведена антикоррупционная экспертиза постановления администрации Анивского городского округа от 26.09.2018 № 2209-па «Об утверждении Порядка предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с частичным возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином муниципального образования Анивский городской округ» работам, по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе» (далее - Постановление, Порядок).
Установлено, что настоящее Постановление содержит положение, которое в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (далее - Методика), является коррупциогенным фактором по следующим основаниям.
В установочной части Постановления указано, что оно принято, в том числе, в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области от 27.12.2017 № 637 «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на организацию электро-,тепло-, газоснабжения» (далее - Областной порядок).
Настоящий Областной порядок регулирует, в том числе, предоставление и расходование субсидий муниципальным образованиям Сахалинской области на компенсационные выплаты непосредственно гражданам, связанные с частичным возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином в период 2018 - 2020 годов работам по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе, в рамках подмероприятия «Поддержка населения при переоборудовании автотранспорта на газомоторное топливо» мероприятия «Создание газозаправочной инфраструктуры и приобретение (переоборудование) транспорта и техники, использующих природный газ в качестве моторного топлива» подпрограммы «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в Сахалинской области» государственной программы Сахалинской области «Развитие энергетики Сахалинской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 № 808 (пункт 2.3).
Пунктом 3.4. областного Порядка определен порядок расходования субсидии на цели, указанные в пункте 2.3 Областного порядка.
Согласно пункту 3.4.4. настоящего Областного порядка, компенсационные выплаты предоставляются собственнику зарегистрированного на территории Сахалинской области автотранспорта единовременно на одну единицу автотранспорта, с года выпуска которого прошло не более 20 лет и переоборудованного для работы на газомоторном топливе в специализированной организации на территории Сахалинской области.
При этом условия предоставления компенсационной выплаты не связаны с наличием регистрации по месту жительства в конкретно определенном муниципальном образовании.
Одновременно пунктом 3.4.6. Областного порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе определять дополнительные отдельные категории граждан, которым может быть предоставлена компенсация расходов по выполненным и оплаченным в период 2018-2020 годов работам по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе, и предоставлять за счет средств местного бюджета меры социальной поддержки данным категориям граждан в 100-процентном объеме.
Иных правомочий для органов местного самоуправления по определению на свое усмотрение порядка расходования субсидии на цели, определенные в п. 2.3. Областного порядка, региональным законодателем не установлено.
Абзацем 2 пункта 3.1. Порядка определено, что компенсационные выплаты предоставляются гражданам муниципального образования «Анивский городской округ», имеющим отметку о регистрации по месту жительства на территории муниципального образования «Анивский городской округ».
Между тем в силу Правил регистрации государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД России 26.06.2018 № 399, и действовавших ранее Правил, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001, отсутствие у заявителя регистрации по месту жительства не является основанием для отказа в регистрации транспортного средства, равно как не препятствует регистрации транспортного средства и отсутствие гражданства РФ.
Следовательно, реализация прав, связанных с регистрацией автомобиля, не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия регистрации по месту жительства и гражданства Российской Федерации, что, в частности, позволяет лицу, не имеющему регистрации в Анивском городском округе, поставить на учет автомобиль в подразделении ГИБДД, осуществляющем свою деятельность на территории указанного муниципального образования.
Во-вторых, в соответствии с положениями ст. 5 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее - Закон) регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.
Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.
По смыслу указанных положений Закона следует, что лицо, временно или постоянно пребывающее на территории Анивского городского округа и имеющее регистрацию по месту жительства в ином населенном пункте Сахалинской области, не обязано вставать на регистрационный учет по месту проживания в Анивском городском округе.
Во взаимосвязи приведенных выше положений Закона и Правил регистрации транспортных средств абзац 2 пункта 3.1. Порядка ограничивает права неопределенного круга лиц, постоянно или временно проживающих на территории муниципального образования «Анивский городской округ», имеющих регистрацию по месту жительства на территории Сахалинской области и соответствующих условиям пункта 3.4.4. областного Порядка, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 27.12.2017 № 637.
Кроме того, такой статус лица как «гражданин муниципального образования» вносит неопределенность в нормативное регулирование, поскольку действующим законодательством не предусмотрен.
Таким образом, абзац 2 пункта 3.1. Постановления, который устанавливает, что компенсационные выплаты предоставляются гражданам муниципального образования «Анивский городской округ», имеющим отметку о регистрации по месту жительства на территории муниципального образования «Анивский городской округ», не только противоречит федеральному и региональному законодательству, но и содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный пунктом «а» части 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных актов и проектов нормативных актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, а именно: наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
05.10.2018 прокурором Анивского района мэру Анивского городского округа внесено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора, с которым администрация Анивского городского округа не согласилась (письма от. 19.10.2018 № 04-1005/18 и № 03-959).
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 19, ст. 39, ч. 6 ст. 125 и главой 21 КАС РФ, ст.ст. 9.1, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», исполняющий обязанности прокурора Анивского района просит суд: Признать абзац 2 пункта 3.1. Порядка предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с частичным возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином муниципального образования «Анивский городской округ» работам, по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе, утвержденного постановлением администрации Анивского городского округа от 26.09.2018 № 2209-па, противоречащим федеральному и региональному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу.
Определением Анивского районного суда Сахалинской области от 23 ноября 2018 года на основании положений ст.ст. 136, 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указанные административные дела по административному исковому заявлению администрации муниципального образования «Анивский городской округ» к прокуратуре Анивского района и по административному исковому заявлению прокурора Анивского района к администрации муниципального образования «Анивский городской округ объединены в одно производство.
В рамках подготовки объединенного административного дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен распорядитель бюджетных средств по предоставлению субсидий на переоборудование автотранспорта для работы на газомоторном топливе - Агентство по развитию электроэнергетики и газификации Сахалинской области.
От руководителя Агентства по развитию электроэнергетики и газификации Сахалинской области ФИО1 в Анивский районный суд поступил отзыв по административному делу, в котором он указал, что Агентство по развитию электроэнергетики и газификации Сахалинской области как главный распорядитель областных бюджетных средств по предоставлению субсидий на переоборудование автотранспорта для работы на газомоторном топливе сообщает следующее.
Мероприятия по переводу автотранспорта на газомоторное топливо реализовываются и финансируются в рамках подпрограммы «Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива в Сахалинской области» государственной программы Сахалинской области «Развитие энергетики Сахалинской области до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 31.12.2013 № 808 (далее - Госпрограмма), за счет субсидий из областного бюджета.
Реализация указанных мероприятий Госпрограммы в первую очередь, согласно ст. 139 Бюджетного кодекса РФ, предусматривает софинансирование Сахалинской областью мероприятий муниципальных образований, проводимых ими во исполнение и в пределах их полномочий по вопросам местного значения, а именно по организации газоснабжения, по соответствующим программам муниципальных образований Сахалинской области.
Условия предоставления и расходования таких субсидий муниципальным образованиям Сахалинской области, направляемых на цели, установленные Госпрограммой, определены Порядком предоставления и расходования субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на организацию электро-,тепло-, газоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 27.12.2017 № 637 (далее - Порядок № 637).
Подпунктом 3.4.4 Порядка № 637 установлено, что компенсационные выплаты предоставляются собственнику зарегистрированного на территории Сахалинской области автотранспорта единовременно на одну единицу автотранспорта, с года выпуска которого прошло не более 20 лет и переоборудованного для работы на газомоторном топливе в специализированной организации на территории Сахалинской области.
Указанное условие о компенсационной выплате непосредственно собственнику зарегистрированного на территории Сахалинской области автотранспорта обусловлено необходимостью развития рынка газомоторного топлива и улучшения экологической ситуации за счет снижения доли выбросов в атмосферу загрязняющих веществ от автотранспорта именно на территории Сахалинской области.
Проект постановления Правительства Сахалинской области «Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на организацию электро-, тепло-, газоснабжения» в установленном порядке был направлен 17.10.2017 для проведения правового анализа в прокуратуру Сахалинской области, по результатам которого замечаний и предложений не поступало.
Условие администрации Анивского городского округа о предоставлении компенсационных выплат гражданам муниципального образования, имеющим отметку о регистрации по месту жительства на территории муниципального образования «Анивский городской округ», являющимся собственниками зарегистрированного на территории Сахалинской области личного автотранспорта с года выпуска которого прошло не более 20 лет, определенное Порядком муниципального образования, последовательно и обоснованно направлено на установление соответствующего ограничения «только для населения Анивского городского округа».
Таким образом, агентство рассматривает такое ограничение обязательным и определенным в прямой зависимости от целей Госпрограммы по улучшению экологической обстановки в Анивском городском округе, в рамках бюджетного законодательства и общеустановленного порядка.
Исключение же условий о регистрации по месту жительства на территории муниципального образования «Анивский городской округ» собственников автотранспорта, регистрации авто транспорта на территории Сахалинской области, напротив, повлечет нецелевое расходование бюджетных средств на выплаты гражданам других регионов/городов, спровоцирует риск мошенничества в части «двойного» обращения граждан за возмещением затрат.
Касаемо вопроса о правомочии органа местного управления по установлению дополнительных критериев отбора для предоставления компенсационных выплат гражданам, представитель заинтересованного лица отметил следующее.
В рамках возложенных на муниципальное образование полномочий и задач по организации газоснабжения, установленных Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное образование обязано самостоятельного за счет средств местного бюджета (за исключением субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов предоставляемых местным бюджетам) решать касающиеся исполнения этих полномочий вопросы, в т.ч. организационного значения и нормативного регулирования.
Право устанавливать перечень документов, сроки и формы их направления, конкретизировать отдельные параметры/критерии в рамках действующего общеобластного механизма и в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств, обусловлено возложенными на муниципальное образование полномочиями.
Положения Порядка № 637, в т.ч. изложенные в данном случае в п. 3.4.6, не изменяют принцип организации местного самоуправления и не лишают муниципальное образование его права на реализацию своих полномочий, установленных федеральным законодательством.
Руководствуясь ст. 45 КАС РФ представитель заинтересованного лица просил суд: требования муниципального образования «Анивский городской округ» о признании недействительным требования прокуратуры Анивского района от 05.10.2018 № 86-78-2018 об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора удовлетворить;
в требовании прокурора Анивского района к Администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании абзаца 2 пункта 3.1 Порядка предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с частичным возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином муниципального образования «Анивский городской округ» работам по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе», утвержденного Постановлением Администрации Анивского городского округа от 26.09.2018 № 2209-па, отказать.
В судебном заседании представитель администрации муниципального образования «Анивский городской округ» ФИО2 настаивала на исковых требованиях администрации муниципального образования «Анивский городской округ», исковые требования прокуратуры Анивского района не признала.
Представитель прокуратуры Анивского района Волкова Н.Г. исковые требования администрации муниципального образования «Анивский городской округ» не признала, настаивала на удовлетворении исковых требований прокурора Анивского района.
Представитель заинтересованного лица - Агентства по развитию электроэнергетики и газификации Сахалинской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены, в отзыве содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Агентства по развитию электроэнергетики и газификации Сахалинской.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-03 «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (пункты "а", "в", "г", "ж" части 3, пункт "в" части 4), утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96, прямо относят нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения, выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию актов, вторгающихся в компетенцию другого органа государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; отсутствие или неполноту административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; а также юридико-лингвистическую неопределенность, к коррупциогенному фактору.
Согласно п.п. 3, 4 Методики утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
В судебном заседании установлено, что Постановлением Правительства Сахалинской области от 27.12.2017 года № 637 утвержден Порядок предоставления и расходования субсидии муниципальным образованиям Сахалинской области на организацию электро-, тепло-, газоснабжения (далее Порядок), в соответствии с которым Агентство по развитию электроэнергетики и газификации Сахалинской области является главным распорядителем бюджетных средств на предоставление субсидий в рамках подмероприятия «Поддержка населения при переоборудовании автотранспорта на газомоторное топливо» (п.п. 1.3, 2.3).
Согласно разделу 3 Порядка, условиями предоставления и расходования субсидий являются:
наличие правовых актов муниципального образования, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии;
наличие в местном бюджете бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства муниципального образования, софинансирование которого осуществляется из областного бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой к предоставлению из областного бюджета субсидии.
заключение соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с подпунктом 3.1.6 настоящего Порядка и пунктом 8 Правил. (3.1.1., 3.1.2., 3.1.3.)
В соответствие с указанными требованиями, 27 февраля 2018 года Агентством по развитию электроэнергетики и газификации Сахалинской области и администрацией муниципального образования «Анивский городской округ» заключено Соглашение № 3/18/МО «О предоставлении субсидии бюджету муниципального образования «Анивский городской округ» Сахалинской области из областного бюджета».
Кроме этого, Постановлением Администрации Анивского городского округа от 26.09.2018 года № 2209-па, утвержден Порядок предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с частичным возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином муниципального образования «Анивский городской округ» работам, по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе (опубликовано «Утро Родины», № 38, 03.10.2018)
Раздел 3 указанного Порядка содержит Условия предоставления компенсационных выплат, связанных с частичным возмещением расходов по переоборудованию личного автотранспорта для работы на газомоторном топливе. В частности, согласно п. 3.1. компенсационные выплаты предоставляются: гражданам муниципального образования «Анивский городской округ», имеющим отметку о регистрации по месту жительства на территории муниципального образования «Анивский городской округ», являющимся собственниками зарегистрированного на территории Сахалинской области личного автотранспорта, с года выпуска которого прошло не более 20 лет.
05.10.2018 года прокурором Анивского района мэру Анивского городского округа направлено требование об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора (исх. от 05.10.2018 года № 86-78-2018). В нем прокурор требовал внести изменения в абзац 2 пункта 3.1 Порядка, исключив из него текст «... муниципального образования «Анивский городской округ», имеющим отметку о регистрации по месту жительства на территории муниципального образования «Анивский городской округ»...».
Не согласившись с требованиями прокурора Анивского района, 19.10.2018 года исполняющий обязанности мэра Анивского городского округа ФИО3 и заместитель директора департамента ЖКиДХ ФИО2 направили прокурору ответы (№ 04-1005/18 и № 03-959) в которых изложили возражения относительно требования прокурора, по сути аналогичные доводам, изложенным в административном исковом заявлении администрацией муниципального образования «Анивский городской округ».
В ходе судебного разбирательства установлено, что административные исковые требования администрации муниципального образования «Анивский городской округ» и прокурора Анивского района вытекают из наличия или отсутствия коррупциогенного фактора в дефиниции определяющей круг лиц которым предоставляются компенсационные выплаты, связанные с частичным возмещением расходов по переоборудованию личного автотранспорта для работы на газомоторном топливе, сформулированной в п. 3.1. Порядка предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с частичным возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином муниципального образования «Анивский городской округ» работам, по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе, утвержденного Постановлением Администрации Анивского городского округа от 26.09.2018 года № 2209-па: «гражданам муниципального образования «Анивский городской округ», имеющим отметку о регистрации по месту жительства на территории муниципального образования «Анивский городской округ»».
При формировании определений понятий необходимо руководствоваться правилами разъяснения понятий и раскрытия их содержания определениями, закрепленными стандартом ISO 704:2009 «Terminology work - Principles and methods» (ГОСТ Р ИСО 704-2010 «Терминологическая работа. Принципы и методы»). Согласно этим правилам под определением термина следует понимать описание вводимого им слова с помощью более широкого (родового) понятия и других известных словосочетаний (межвидовых отличий) таким образом, чтобы не только исключались логический круг, тавтология и отрицательные признаки, но и обеспечивалась возможность однозначной идентификации термина в рамках определенной системы понятий.
Юридическая техника предполагает несколько правил составления определений используемых в нормативно-правовом акте терминов:
раскрывая содержание понятия, следует перечислять не все его признаки, а лишь сущностные, понятиеобразуещие;
формулируя дефиниции нужно стремиться к явности, необходимости для уяснения смысла текста;
формулируя дефиницию, требуется учитывать объем понятия, то есть четко зафиксированное его содержание, охват сущностных признаков явления;
следует избегать синонимичности понятий;
нецелесообразно использование контрадикторный понятий, исключающие противоположные понятия;
соблюдение родо-видовых отношений (соблюдение подчиненности понятий).
Кроме того, следует учитывать, что многие термины уже определены действующим законодательством, и их применение необходимо приводить к единообразию.
Из анализа указанной дефиниции следует, что её условия направлены на установление соответствующего ограничения «только для населения Анивского городского округа». Такое ограничение определено в прямой зависимости от целей Госпрограммы по улучшению экологической обстановки в Анивском городском округе, в рамках бюджетного законодательства и общеустановленного порядка.
Дополнительные критерии отбора для предоставления компенсационных выплат гражданам, установлены в рамках возложенных на муниципальное образование полномочий и задач по организации газоснабжения, в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым муниципальное образование обязано самостоятельного за счет средств местного бюджета (за исключением субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов предоставляемых местным бюджетам) решать касающиеся исполнения этих полномочий вопросы, в т.ч. организационного значения и нормативного регулирования.
Право устанавливать перечень документов, сроки и формы их направления, конкретизировать отдельные параметры/критерии в рамках действующего общеобластного механизма и в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств, обусловлено возложенными на муниципальное образование полномочиями.
Положения Порядка № 637, в т.ч. изложенные в данном случае в п. 3.4.6, не изменяют принцип организации местного самоуправления и не лишают муниципальное образование его права на реализацию своих полномочий, установленных федеральным законодательством.
Доводы прокурора о том, что статус «гражданин муниципального образования» вносит неопределенность в нормативное регулирование, поскольку действующим законодательством не предусмотрен, несостоятелен в силу следующего.
Несмотря на то, что в статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», содержащей основные термины и понятия для целей настоящего Федерального закона, такой термин не употребляется, указанное словосочетание используется в ч. 1 ст. 45 указанного Федерального закона - Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального образования осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального образования, выраженного на местном референдуме (сходе граждан).
Кроме этого в указанном законе используются формулировки: участники референдума, зарегистрированные на территории муниципального образования (ч. 4 ст. 22); жители муниципального образования, обладающие избирательным правом (ч. 1 ст. 26, ч. 2 ст. 31); лица, проживающие на территории данного сельского населенного пункта и обладающие активным избирательным правом (ч. 2 ст. 27.1).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что дефиниция, используемая в п. 3.1. Порядка предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с частичным возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином муниципального образования «Анивский городской округ» работам, по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе, утвержденного Постановлением Администрации Анивского городского округа от 26.09.2018 года № 2209-па, не противоречит положениям действующего законодательства, не искажает его смысла и содержания.
Таким образом, требование прокурора Анивского района об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора от 05.10.2018 года № 86-78-2018 необоснованно.
Поскольку в ходе рассмотрения административного дела установлено, что обжалуемое прокурором Анивского района Постановление Администрации Анивского городского округа от 26.09.2018 года № 2209-па, не нарушает права, свободы и законные интересы лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление и принято с соблюдением требований нормативных правовых актов, оснований для признания недействующим абзаца 2 пункта 3.1 «Порядка предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с частичным возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином муниципального образования «Анивский городской округ» работам, по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе», утвержденного Постановлением администрации Анивского городского округа от 26 сентября 2018 года № 2209-па, суд не усматривает.
Соответственно, требование прокуратуры Анивского района от 05 октября 2018 года № 86-78-2018 об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора, подлежит признанию недействительным.
Согласно части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление администрации муниципального образования «Анивский городской округ» удовлетворить.
Признать недействительным требования прокуратуры Анивского района от 05 октября 2018 года № 86-78-2018 об изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора путем внесения изменения в абзац 2 пункта 3.1 Порядка, исключив из него текст «... муниципального образования «Анивский городской округ», имеющим отметку о регистрации по месту жительства на территории муниципального образования «Анивский городской округ»...».
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Анивского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования «Анивский городской округ», к администрации муниципального образования «Анивский городской округ» о признании абзаца 2 пункта 3.1 «Порядка предоставления компенсационных выплат непосредственно гражданам, связанных с частичным возмещением расходов по выполненным и оплаченным гражданином муниципального образования «Анивский городской округ» работам, по переоборудованию автотранспорта для работы на газомоторном топливе», утвержденного Постановлением администрации Анивского городского округа от 26 сентября 2018 года № 2209-па, противоречащим федеральному и региональному законодательству и недействующим со дня вступления в законную силу, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Анивский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 20 декабря 2018 года.
Председательствующий И.В. Нужный