Дело № 2а- 717/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Николаевск-на-Амуре 10 декабря 2020г.
Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Ковадло О.Д.,
с участием заместителя Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Гулевич Д.С.,
представителя ФБУ «Администрация Амурводпуть» по доверенности от 21.09.2020г. № 70. От 06.11.2020г. № 82 ФИО1,
при секретаре Бигаевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к федеральному бюджетному учреждению «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» о признании незаконным бездействия, обязании осуществить поднятие, удаление или утилизацию фрагмента корпуса судна,
УСТАНОВИЛ:
Николаевский-на-Амуре межрайонный природоохранный прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц к ФБУ «Администрация Амурводпуть» о признании незаконным бездействия, обязании осуществить поднятие, удаление или утилизацию фрагмента корпуса судна, ссылаясь на то, что Николаевской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдение законодательства в сфере соблюдения прав граждан на благоприятную окружающую среду с отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Николаевскому району проведено совместное целевое (рейдовое) мероприятие с целью мониторинга поднадзорной территории путем визуального осмотра. В ходе данного совместного мероприятия установлено, что 24.09.2020г. в примерных географических координатах 53.21145° северной широты и 140.34621° восточной долготы, выявлено ржавое затонувшее судно. Наполовину находящееся под водой, без опознавательных знаков и бортового номера, используемое в качестве причальной стенки пассажирскими речными судами. По внешнему виду судно состоит из металла, по всей обозримой площади со следами коррозии, разукомплектовано. Согласно сведениям, предоставленным из ФБУ «Администрация Амурводпуть» баржа на 31 км Нижнего Амура у левого берега используемая в качестве пассажирского причала у н.п. Вайда, на учете как затонувшее имущество не состоит, дата установки в качестве причала неизвестна.. Название и владелец неизвестен. Используется для подхода пассажирского т/х «ОМ-5» (ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» и посадки-высадки пассажиров.
25.09.2020г. в примерных географических координатах 53.25554° северной широты и 140.17476° восточной долготы выявлено разрушенное ржавое затонувшее судно, большей частью находящееся под водой, без деревянной палубы, без опознавательных знаков и бортового номера. По внешнему виду состоит из металла со следами коррозии. Разукомплектовано. Согласно сведениям, предоставленным из ФБУ «Администрация Амурводпуть», останки баржи без палубы на 5,1 км протоки Пальвинской у правого берега п.Маго (Дробянка) на учете как бесхозное, а затем как затонувшее имущество стоит с 998г., дата затопления неизвестна. Название и владелец неизвестен, предположительно ГП «Магинский морской рыбный порт» (юридическое лицо ликвидировано 13.08.2003г.)
25.092020г. в примерных географических координатах 53.25471° северной широты и 140.18095° восточной долготы выявлено ржавое затонувшее судно, почти полностью находящееся под водой, без опознавательных знаков и бортового номера. По внешнему виду судно состоит из металла, по всей обозримой площади со следами коррозии, разукомплектовано. Согласно сведениям, предоставленным из ФБУ «Администрация Амурводпуть» останки судна на 4.6 км. Протоки Пальвинской у правого берега п. Маго (дробянка) на чете как затонувшее имущество стоит с 03.07.2020г., дата затопления неизвестна. Название и владелец неизвестен, предположительно ГП «Магинский морской рыбный порт» (юридическое лицо ликвидировано 13.08.2003г.)
25.09.2020г. в примерных географических координатах 53.25479° северной широты и 140.18213° восточной долготы выявлено ржавое затонувшее судно, большей частью находящееся под водой, без опознавательных знаков и бортового номера. По внешнему виду судно состоит из металла, по всей обозримой площади со следами коррозии, разукомплектовано. Согласно сведениям, предоставленным из ФБУ «Администрация «Амурводпуть» останки судна (КЖ) на 4,5 км протоки Пальвинской у правого берега п. Маго (Дробянка) на учете как бесхозное, а затем как затонувшее имущество стоит с 1998г., дата затопления неизвестна. Название и владелец неизвестен, предположительно ГП «Магинский морской рыбный порт» (юридическое лицо ликвидировано 13.08.2003г.)
25.09.2020г. в примерных географических координатах 53.25478° северной широты и 140.18245° восточной долготы выявлено ржавое затонувшее судно, частично находящееся под водой, без опознавательных знаков и бортового номера. По внешнему виду состоит из металла. По всей обозримой площади со следами коррозии. Разукомплектовано. Согласно сведениям. предоставленным из ФБУ «Администрация Амурводпуть». Останки судна (РБТ) на 4,5 км протоки Пальвинской у правого берега п. Маго (Дробянка) на учете как затонуввшее имущество стоит с 03.07.2020г., дата затопления неизвестна. Название и владелец неизвестен, предположительно ГП «Магинский морской рыбный порт» (юридическое лицо ликвидировано 13.08.2003г.)
25.09.2020г. в примерных географических координатах 53.25608° северной широты и 140.18799° восточной долготы выявлено ржавое затонувшее судно, большей частью находящееся под водой, без опознавательных знаков и бортового номера. По внешнему виду состоит из металла. По всей обозримой площади со следами коррозии, разукомплектовано. Согласно сведениям. предоставленным из ФБУ «Администрация Амурводпуть», баржа в протоке Пальвинская у левого берега на 4.2 км, используемая в качестве причала у п. Маго, на учете как затонувшее имущество не стоит, дата установки в качестве причала неизвестна. Название и владелец неизвестен.
25.09.2020г. в примерных географических координатах 53.25323° северной широты и 140.19232° восточной долготы выявлено ржавое затонувшее судно, почти полностью находящееся под водой, без опознавательных знаков и бортового номера. По внешнему виду состоит из металла. По всей обозримой площади со следами коррозии, разукомплектовано. Согласно сведениям. предоставленным из ФБУ «Администрация Амурводпуть», останки судна (танковоз) на 4,0 км протоки Пальвинской у правого берега п. Маго (Дробянка) на учете как затонувшее имущество стоит с 03.07.2020г., дата затопления неизвестна. Название и владелец неизвестен, предположительно ГП «Магинский морской рыбный порт» (юридическое лицо ликвидировано 13.08.2003г.)
25.09.2020г. в примерных географических координатах 53.24998° северной широты и 140.19644° восточной долготы выявлено фрагментированное разрушенное ржавое затонувшее судно, большей частью находящееся под водой, без опознавательных знаков и бортового номера. По внешнему виду состоит из металла, со следами коррозии, разукомплектовано. Согласно сведениям, предоставленным из ФБУ «Администрация Амурводпуть», фрагментированное разрушенное судно на 3,6 км протоки Пальвинской в заливе у правого берега п. Маго (Дробянка) на учете как затонувшее имущество стоит с 03.07.2020г., дата затопления неизвестна. Название и владелец неизвестен, предположительно ГП «Магинский морской рыбный порт» (юридическое лицо ликвидировано 13.08.2003г.)
25.09.2020г. в примерных географических координатах 53.25114° северной широты и 140.19485° восточной долготы выявлен фрагмент разрушенного ржавого затонувшее судно, большей частью находящееся под водой, без опознавательных знаков и бортового номера. По внешнему виду состоит из металла, со следами коррозии, разукомплектовано. Согласно сведениям, предоставленным из ФБУ «Администрация Амурводпуть», фрагмент разрушенного судна на 3,8 км протоки Пальвинской в заливе у правого берега п. Маго (Дробянка) на учете как затонувшее имущество стоит с 03.07.2020г., дата затопления неизвестна. Название и владелец неизвестен, предположительно ГП «Магинский морской рыбный порт» (юридическое лицо ликвидировано 13.08.2003г.)
25.09.2020г. в примерных географических координатах 53. 10765° северной широты и 140. 46469° восточной долготы выявлено ржавое затонувшее судно, большей частью находящееся под водой, без опознавательных знаков и бортового номера. По внешнему виду состоит из металла, со следами коррозии, разукомплектовано. Согласно сведениям, предоставленным из ФБУ «Администрация Амурводпуть», баржа в бухте Какинская у правого берега на 18 км Нижнего Амура, используемая в качестве пассажирского причала у н.п. Большая бухта, на учете как затонувшее имущество не стоит, название и владелец неизвестен. Используется для подхода пассажирского т/х «ОМ-5» (ЗАО «Амурские пассажирские перевозки») и посадки-высадки пассажиров.
25.09.2020г. в примерных географических координатах 53.26574° северной широты и 140.13690° восточной долготы выявлено разрушенное ржавое затонувшее судно, частично находящееся под водой, без бортового номера с наименованием «МИРНЫЙ». По внешнему виду состоит из металла, со следами коррозии, разукомплектовано. Согласно сведениям, предоставленным из ФБУ «Администрация Амурводпуть», останки судна на 8,1 км левого берега протоки Пальвинской (п. Маго-Рейд) поставлены на учет 03.07.2020г., дата затопления неизвестна. Судно РБТ «Мирный» (буксирное) снято с учета 24.06.1996г., было зарегистрировано за ОАО «Нижнеамурский рейд» (юридическое лицо ликвидировано 13.05.2004г.)
25.09.2020г. в примерных географических координатах 53.26703° северной широты и 140.13371° восточной долготы выявлено ржавое затонувшее судно, частично находящееся в воде, без бортового номера и без опознавательных знаков. По внешнему виду состоит из металла, со следами коррозии, разукомплектовано. Согласно сведениям, предоставленным из ФБУ «Администрация Амурводпуть», останки судна на 8,4 км левого берега протоки Пальвинской (п. Маго-Рейд) поставлены на учет 03.07.2020г., дата затопления неизвестна. Название судна и владелец не известны, возможно ОАО «Нижнеамурский рейд» (юридическое лицо ликвидировано 13.05.2004г.)
В соответствии с информациями ФГБНУ «ТИНРО-Центр» от 18.07.2018г. и «ХабаровскНИРО» от 01.10.2020г. нахождение в водных объектах затонувших или частично затонувших судов. Кораблей и их фрагментов, в том числе находящихся на мелководье и берегу в водоохранной зоне водоема, представляет реальную угрозу водным биоресурсам и среде их обитания и наносит им определенный ущерб. Кроме того, длительное непринятие мер по удалению фрагмента корпуса судна из естественной среды реки Амур, создает угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды, и. в конечном счете, приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленных в Конституции РФ и Законе об охране окружающей среды, закрепленных в Конституции РФ и Законе об охране окружающей среды. Выявленные в ходе проверки нарушения требований природоохранного законодательства нарушают права Российской Федерации, как собственника данного водного объекта, неопределенного круга лиц, проживающих и находящихся на территории г. Николаевск-на-Амуре.
В соответствии с п. 1 ст. 49 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует его, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4, 5 ст. 47.1 КВВТ РФ, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований природоохранного законодательства нарушают права Российской Федерации как собственника данного водного объекта, неопределенного круга лиц, проживающих и находящихся на территории Николаевского района Хабаровского края. Длительное непринятие мер по удалению фрагмента корпуса судна из естественной среды реки Амур. Создает угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды, что в свою очередь приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Просит признать незаконным бездействие Федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей», выразившихся в неисполнении обязанности по принятию мер к поднятию, удалению или утилизации затонувших судов, находящихся в примерных географических координатах 53.21145° северной широты и 140.34621° восточной долготы на 31 км Нижнего Амура у левого берега, 53.25554° северной широты и 140.17476° восточной долготы на 5.1 км протоки Пальвинской, 53.25471° северной широты и 140.18095° восточной долготы на 4,6 км протоки Пальвинской, 53.25479° северной широты и 140.18213° восточной долготы на 4,5 км протоки Пальвинской, 53.25478° северной широты и 140.18245° восточной долготы на 4,5 км протоки Пальвинской, 53.25 608° северной широты и 140.18799° восточной долготы на 4,2 км протоки Пальвинской, 53.25323° северной широты и 140.19232° восточной долготы на 4,0 км протоки Пальвинской, 53.24998° северной широты и 140.19644° восточной долготы на 3,6 км протоки Пальвинской, 53.25114° северной широты и 140.19485° восточной долготы на 3,8 км протоки Пальвинской, 53. 10765° северной широты и 140. 46469° восточной долготы в бухте Какинская на 18 км Нижнего Амура, 53.26574° северной широты и 140.13690° восточной долготы на 8,1 км левого берега протоки Пальвинской, 53.26703° северной широты и 140.13371° восточной долготы на 8,4 км левого берега протоки Пальвинской; обязать ФБУ «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» осуществить поднятие, удаление или утилизацию фрагментов корпуса судна, находящихся в примерных географических координатах 53.21145° северной широты и 140.34621° восточной долготы на 31 км Нижнего Амура у левого берега, 53.25554° северной широты и 140.17476° восточной долготы на 5.1 км протоки Пальвинской, 53.25471° северной широты и 140.18095° восточной долготы на 4,6 км протоки Пальвинской, 53.25479° северной широты и 140.18213° восточной долготы на 4,5 км протоки Пальвинской, 53.25478° северной широты и 140.18245° восточной долготы на 4,5 км протоки Пальвинской, 53.25 608° северной широты и 140.18799° восточной долготы на 4,2 км протоки Пальвинской, 53.25323° северной широты и 140.19232° восточной долготы на 4,0 км протоки Пальвинской, 53.24998° северной широты и 140.19644° восточной долготы на 3,6 км протоки Пальвинской, 53.25114° северной широты и 140.19485° восточной долготы на 3,8 км протоки Пальвинской, 53. 10765° северной широты и 140. 46469° восточной долготы в бухте Какинская на 18 км Нижнего Амура, 53.26574° северной широты и 140.13690° восточной долготы на 8,1 км левого берега протоки Пальвинской, 53.26703° северной широты и 140.13371° восточной долготы на 8,4 км левого берега протоки Пальвинской; в течение трех лет со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании заместитель Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора Гулевич Д.С. поддержал исковые требования, ссылаясь на основания, изложенные в иске, дополнительно пояснив, что прокурор самостоятельно выбирает меры реагирования, необходимые в связи с выявленными нарушениями в обрасти природоохранного законодательства. Считает, что срок для исполнения решения суда является достаточным для устранения выявленных нарушений. Доводы представителя ФБУ «Администрация Амурводпуть» в части того, что возложение обязанности по поднятию и удалению фрагментов суден должны быть возложены на органы местного самоуправления, являются необоснованными.
Представитель ФБУ «Администрация Амурводпуть» по доверенности ФИО1 в судебном заседании не согласилась с требованиями Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора, ссылаясь на то, что ФБУ «Администрация Амурводпуть» не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, так как установленные фрагменты судна находятся фактически недалеко от берега, соответственно обязанность по устранению нарушений должна быть возложена на органы местного самоуправления. Кроме этого, часть из фрагментов судов используется в качестве причалов для граждан при перевозках, поэтому поднимать данные уда нецелесообразно. Прокурор ссылается на то, что данными нарушениями причиняется ущерб, однако в данном случае имеются лишь ссылки на возможное причинение ущерба, сумма ущерба не определена. Кроме этого, поднятию судна предшествует процесс установления собственника затонувшего судна, либо признание затонувшего имущества бесхозяйным.
Ответчиком также в адрес суда был представлен письменный отзыв. Из которого следует, что с заявленным административным иском не согласны по следующим основаниям: работники ФБУ «Администрация Амурводпуть» осуществляют содержание части водного пути-полосы судового хода, обставленного навигационными знаками. Администрация бассейна внутренних водных путей может реализовать поднятие затонувшего судна при совпадении следующих условий: владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество в прописанные сроки; затонувшее имущество отвечает одному из критериев : - создает непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением;- значительно препятствует осуществлению рыболовства. Деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам. При этом угроза безопасности судоходства, согласно ст. 34 КВВТ РФ должна быть серьезной и непосредственной. Указанные в иске суда, останки судов, фрагментированные останки и обломки находятся за пределами внутреннего водного пути и судового хода, и не несут опасности для судоходства. Следовательно, обязанности и полномочия по их подъему и других действий у ФБУ «Администрация Амурводпуть» нет. Обязанность по распоряжению, а также утилизации бесхозяйного имущества в полном объеме лежит на органе местного самоуправления, где находится это имущество-Администрации Николаевского муниципального района. Считают, что доказательств того, что имеется угроза и опасность окружающей среде в сфере экологии и рыболовства не представлено. ФБУ «Администрация Амурводпуть» является бюджетным учреждением, работающим по утвержденному учредителем государственному заданию, в котором не имеется и не предусмотрена статья по подъему и утилизации затонувших судов. Считают, что в данном иске заинтересованным лицом является ЗАО «Амурские пассажирские перевозки», которое осуществляет в навигацию перевозку грузов и пассажиров.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно справок от 24.09.2020г., 25.09.2020г. Николаевским-на-Амуре межрайонным природоохранным прокурором совместно с инспектором отдела контроля, надзора и рыбоохраны по Николаевскому району АТУ Росрыболовства ФИО2 от 24.09.2020г. проведено целевое (рейдовое) мероприятие с целью мониторинга поднадзорной территории путем визуального осмотра. В ходе совместного мероприятия были выявлены ржавые затонувшие судна, фрагменты затонувших судов. К справкам приложены фотографии.
Из информации, предоставленной Хабаровским филиалом ФГБНУ «Тихоокеанский научно-исследовательский рыбохозяйственный центр» от 18.07.2018г., из информации, предоставленной Хабаровским филиалом ФГБНУ «ВНИРО» от 01.10.2020г. следует, что согласно п. 8 раздела II «Методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам» Приказ ФАР от 25.11.2011г., размер ущерба водным биоресурсам зависит от последствий многостороннего воздействия его негативных факторов на состояние водных биоресурсов и среды их обитания. Размер ущерба щависит от ухудшения условий обитания и воспроизводства водных биоресурсов (утрата мест нереста и размножения. Зимовки, нагульных площадей. Нарушение путей миграции. Ухудшение гидрохимического и гидрологического режимов водного объекта).В данном случае нахождение в водных объектах затонувших или частично затонувших судов. Кораблей и их фрагментов, в том числе находящихся на мелководье и берегу в водоохраной зоне водоема, представляет реальную угрозу водным биоресурсам и среде их обитания и наносит им определенный ущерб.
Согласно информации, предоставленной Николаевским линейным отделом Амурского УГМРН Ространснадзора от 06.10.2020г. следует, что Николаевский линейный отдел не имеет сведений о затоплении. Последних судовладельцах и не проводило расследований причин затопления указанных в письме судов. Также Николаевский линейный отдел не располагает информацией о собственнике. Арендаторе указанных в письме судов.
Из сведений, предоставленных инспекторским отделением по г. Николаевску-на-Амуре и Николаевскому району ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 07.10.2020г. следует, что судно с наименованием «МИРНЫЙ» в реесте маломерных судов не зарегистрировано; судно с бортовым номером «МП-619» в реестре маломерных судов не зарегистрировано. Судно. Обнаруженное в районе 21 км р.Амур с наименованием «ЮНГА 4» бортовой номер «РХГ 41»(или 44, или иное положение) в реестре маломерных судов не зарегистрировано. По другим обнаруженным судам без опознавательных знаков и номеров в базе АИС ГИМС идентифицировать не возможно.
Согласно информации ФБУ «Администрации Амурводпуть» от 05.10.2020г. следует, что останки баржи в левого берега на 29 км Нижнего Амура стоят на учете с 1998г., дата затопления неизвестна. Нефтеналивная баржа «Страна Советов», владелец МО ТОФ в/ч 20564; баржа на 31 км Нижнего Амура в левого берега используемая в качестве пассажирского причала в н.п. Вайда на учете как затонувшее имущество не стоит. Дата установки в качестве причала неизвестна. Название и владелец неизвестен.; останки судна на 8,11, 8.4 км левого берега протоки Пальвинской поставлены на учет как затонувшее имущество с 03.07.2020г.; баржа в бухте Какинская на 18 км Нижнего Амура используется в качестве пассажирского причала; фрагмент разрушенного судна на 3.8 км,, фрагментированное разрушенное судно на 3.6 км протоки Пальвиснкой стоят на учете как затонувшее имущество с 03.07.2020г.; останки судна на 4.0 км протоки Пальвинской стоит на учете с 03.07.2020г., баржа в протоке Пальвинская на 4.2 км используемая в качестве причала в н.п.Маго на учете не стоит как затонувшее судно, останки судна на 4.5 км протоки Пальвинской на учете как затонувшее судно стоит с 03.07.2020г.. останки судна (КЖ) на 4.5 км протоки Пальвинской у н.п.Маго (Дробянка) на чете как бесхозное. А затем как затонувшее имущество стоит с 1998г…. Данные обекты, всего 15 наименований находятся за пределами судовых ходов. Не создают серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства, деятельности на внутреннем водном транспорте. Сведения о причинении этими объектами ущерба окружающей среде загрязнением и о препятствии осуществлению рыболовства у учреждения нет. В связи с тем. что источники финансирования подъема затонувшего имущества не определены. РОСМОРРЕЧФЛОТОМ во взаимодействии с Министерством природных ресурсов и экологии РФ, в том числе на основании сведений, представленных ФБУ «Администрация Амурводпуть», предпринимаются попытки включения мероприятий по подъему. Удалению и утилизации затонувшего имущества в федеральный проект «Чистая страна национального проекта «Экология».
В ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено понятие отходов производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
К затонувшему имуществу п. 2 ст. 45 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ относит потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно в пределах внутренних водных путей либо выброшены на мелководье или берег.
Согласно ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов) запрещается.
Следовательно, законодатель проводит различие между отходами производства, потребления и затонувшим имуществом как особыми объектами гражданских прав.
В ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, поверхностные и подземные воды.
Согласно п. 11 ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ запрещается оставление на водных объектах и на береговой полосе в пределах внутренних водных путей безнадзорных судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.
В абзаце 3 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ установлено, что внутренние водные пути Российской Федерации - естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства
Согласно п. 1 ст. 7 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством РФ.
В статье 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ закреплено, что в пределах внутренних водных путей, расположенных за пределами территорий поселений, организации внутреннего водного транспорта вправе использовать безвозмездно для работ, связанных с судоходством, береговую полосу - полосу земли шириной 20 метров от края воды вглубь берега при среднемноголетнем уровне воды на свободных реках и нормальном уровне воды на искусственно созданных внутренних водных путях. На берегу, имеющем уклон более 45 градусов, береговая полоса определяется от края берега вглубь берега (пункт 1).
Таким образом, из главы II "Внутренние водные пути" Кодекса внутреннего водного транспорта РФ следует, что к внутренним водным путям относится в том числе и береговая полоса.
Наличие 12 затопленных плавсредств на спорных участках реки Амур сторонами не отрицается. При этом также установлено, что находясь в воде данные затопленные плавсредства оказывают негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и затрудняют их использование, что в силу п. 11 ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ не допустимо.
В соответствии со статьей 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ определено, что администрация бассейна внутренних водных путей - организация, созданная в форме государственного бюджетного учреждения и осуществляющая в бассейне внутренних водных путей содержание внутренних водных путей и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружений, государственный портовый контроль и иные функции, определенные в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 8 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ проведение путевых работ, в том числе работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящей статьи, а также содержание судоходных гидротехнических сооружений и организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются администрациями бассейнов внутренних водных путей за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также других не запрещенных законом источников (пункт 1).
Содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений администрациями бассейнов внутренних водных путей осуществляется в соответствии с правилами содержания внутренних водных путей и правилами содержания судоходных гидротехнических сооружений, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (пункт 2).
Работы по содержанию внутренних водных путей, путевые работы (в том числе работы по устройству и содержанию рейдов), работы по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов, работы по содержанию судоходных гидротехнических сооружений осуществляются без специальных разрешений и согласования (пункт 3).
В силу ст. 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ Администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей кроме прочего навигационно-гидрографическое обеспечение условий плавания судов и путевые работы на внутренних водных путях.
В ч. 6 ст. 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ указано, что в случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела и вышеуказанные положения норм законов, суд приходит к выводу, что обязанность по поднятию, удалению или утилизации затонувшего судна или иного затонувшего имущества в р. Амур, должна быть возложена на ФБУ "Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей, как государственное учреждение, уполномоченное в соответствии со ст. 49 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ на осуществление указанных мероприятий.
Затонувшие суда, а также их фрагменты являются инородными телами для экосистемы реки Амур, представляет угрозу причинения ущерба окружающей среде, ставят под угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, закрепленное Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды, в связи с чем доводы представителя ФБУ «Администрация Амурводпуть» о том, что размер ущерба не определен, являются необоснованными, опровергаются представленными межрайонным природоохранным прокурором доказательствами.
Доводы представителя ФБУ «Администрация Амурводпуть» о том. что часть затонувших судов используются как причалы, в связи с чем поднятие, удаление или утилизация данных судов невозможна, являются также необоснованными.
В соответствии со ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001г., причал - гидротехническое сооружение, имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов;
Затонувшие судна не отвечают данному понятию, в связи с чем не могут быть использованы как причалы на законных основаниях.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Суд считает необходимым в связи с характером соответствующих требований, а также учитывая, что допускаемые административным ответчиком нарушения создают угрозу причинения ущерба компонентам окружающей среды. установить срок для исполнения решения суда, а именно в течение трех лет со дня вступление решения суда в законную силу, поскольку данный срок является, по мнению суда разумным для исполнения.
Руководствуясь ст. ст. 174-180,227, 228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие федерального бюджетного учреждения «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей», выразившееся в неисполнении обязанности по принятию мер к поднятию, удалению или утилизации затонувших судов и их фрагментов, находящихся в примерных географических координатах 53.21145° северной широты и 140.34621° восточной долготы на 31 км Нижнего Амура у левого берега, 53.25554° северной широты и 140.17476° восточной долготы на 5.1 км протоки Пальвинской, 53.25471° северной широты и 140.18095° восточной долготы на 4,6 км протоки Пальвинской, 53.25479° северной широты и 140.18213° восточной долготы на 4,5 км протоки Пальвинской, 53.25478° северной широты и 140.18245° восточной долготы на 4,5 км протоки Пальвинской, 53.25 608° северной широты и 140.18799° восточной долготы на 4,2 км протоки Пальвинской, 53.25323° северной широты и 140.19232° восточной долготы на 4,0 км протоки Пальвинской, 53.24998° северной широты и 140.19644° восточной долготы на 3,6 км протоки Пальвинской, 53.25114° северной широты и 140.19485° восточной долготы на 3,8 км протоки Пальвинской, 53. 10765° северной широты и 140. 46469° восточной долготы в бухте Какинская на 18 км Нижнего Амура, 53.26574° северной широты и 140.13690° восточной долготы на 8,1 км левого берега протоки Пальвинской, 53.26703° северной широты и 140.13371° восточной долготы на 8,4 км левого берега протоки Пальвинской.
Обязать федеральное бюджетное учреждение «Администрация Амурского бассейна внутренних водных путей» осуществить поднятие, удаление или утилизацию затонувших судов, фрагментов корпуса судна, находящихся в примерных географических координатах 53.21145° северной широты и 140.34621° восточной долготы на 31 км Нижнего Амура у левого берега, 53.25554° северной широты и 140.17476° восточной долготы на 5.1 км протоки Пальвинской, 53.25471° северной широты и 140.18095° восточной долготы на 4,6 км протоки Пальвинской, 53.25479° северной широты и 140.18213° восточной долготы на 4,5 км протоки Пальвинской, 53.25478° северной широты и 140.18245° восточной долготы на 4,5 км протоки Пальвинской, 53.25 608° северной широты и 140.18799° восточной долготы на 4,2 км протоки Пальвинской, 53.25323° северной широты и 140.19232° восточной долготы на 4,0 км протоки Пальвинской, 53.24998° северной широты и 140.19644° восточной долготы на 3,6 км протоки Пальвинской, 53.25114° северной широты и 140.19485° восточной долготы на 3,8 км протоки Пальвинской, 53. 10765° северной широты и 140. 46469° восточной долготы в бухте Какинская на 18 км Нижнего Амура, 53.26574° северной широты и 140.13690° восточной долготы на 8,1 км левого берега протоки Пальвинской, 53.26703° северной широты и 140.13371° восточной долготы на 8,4 км левого берега протоки Пальвинской в течение трех лет со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено 15 декабря 2020г.
Судья Ковадло О.Д.