Дело № 2а-718/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Грозненский районный суд Чеченской Республики
в составе председательствующего судьи Таймусхановой З.М.,
при секретаре судебного заседания Сукуевой Т.Р.,
с участием административного истца – помощника прокурора Грозненского района Чеченской Республики Дигаева Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Грозненского района Чеченской Республики в интересах Российской Федерации к администрации Ярыш-Мардынского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить исполнение требований законодательства о профилактике коррупции,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Грозненского района Чеченской Республики обратился в Грозненский районный суд Чеченской Республики с административным иском в интересах Российской Федерации к администрации Ярыш-Мардынского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики (далее – Администрации с. Ярыш-Марды) о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить исполнение требований законодательства о профилактике коррупции.
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой района проведен анализ работы администрации с. Ярыш-Марды в сфере противодействия коррупции в деятельности органов местного самоуправления.
Проверкой установлено, что в нарушение п. 2.1 ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции) муниципальными служащими администрации с. Ярыш-Марды вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов не рассматриваются, порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений не принят. Данные обстоятельства явились основанием для внесения прокурором района в адрес главы администрации 26 марта 2018 года представления об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере противодействия коррупции. Проведенной в августе 2018 года проверкой устранения ранее выявленных нарушений закона установлено, что администрацией с. Ярыш-Марды нарушения, указанные в представлении прокурора, до настоящего времени не выполнены, глава администрации с. Ярыш-Марды ограничился лишь подготовкой формального ответа без фактического исполнения указанных в представлении требований. Просит суд:
- признать незаконным бездействие администрации с. Ярыш-Марды в части непринятия мер по рассмотрению вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
- обязать администрацию с. Ярыш-Марды в соответствии с требованиями законодательства о противодействии коррупции разработать и утвердить порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
В судебном заседании помощник прокурора Грозненского района Чеченской Республики Дигаев Д.Р. административное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель административного ответчика – администрации с. Ярыш-Марды, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Глава администрации с. Ярыш-Марды ФИО1 письменно просил о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя административного ответчика в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела и соответствующие законодательные акты, суд находит административное исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пп.38 п.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года) к вопросам местного значения поселения относится осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Согласно ч. 1 ст. 37 Закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года местная администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Частью 9.1 ст. 37 Закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года, установлено, что глава местной администрации должен исполнять обязанности, которые установлены Законом о противодействии коррупции.
В соответствии с подпунктом «а» п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактике коррупции).
Как следует из п. 5 ст. 3 Закона о противодействии коррупции одним из принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
На основании п. 2.1 ст. 6 Закона о противодействии коррупции одной из основных мер профилактики коррупции является рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
Из материалов дела усматривается, что проверкой, проведенной прокуратурой Грозненского района Чеченской Республики, установлено, что в нарушение п. 2.1 ст. 6 Закона о противодействии коррупции муниципальными служащими администрации с. Ярыш-Марды вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц Чеченской Республики, иных субъектов РФ не изучаются, при этом указанная норма федерального закона действует с 21 ноября 2011 года.
Кроме того, прокуратурой Грозненского района Чеченской Республики главе администрации 26 марта 2018 года вносилось представление об устранении указанных нарушений (л.д.7).
В ходе повторной проверки прокуратурой установлено, что мер по устранению нарушений, администрацией до настоящего времени не принято, что подтверждается справкой о результатах проверки от 01 августа 2018 года (л.д.6), объяснениями главы администрации от 01 августа 2018 года (л.д.5).
Таким образом, администрация с. Ярыш-Марды бездействует, не исполняет требования п. 2.1 ст. 6 Закона о противодействии коррупции по обеспечению профилактики коррупции.
Оценивая представленные административным ответчиком постановление администрации с. Ярыш-Марды от 06 июня 2018 года № 13 и Порядок рассмотрения вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) администрации с. Ярыш-Марды, организаций и должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, являющий приложением № 1 к указанному постановлению администрации, суд находит их недостаточными, поскольку в силу п. 2.1 ст. 6 Закона о противодействии коррупции следует рассматривать вопросы правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц не только Ярыш-Мардынского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики, но и Чеченской Республики и иных субъектов РФ.
Суд полагает, что оспариваемое прокурором в рамках настоящего административного дела бездействие администрации с. Ярыш-Марды нарушает действующее федеральное законодательство и, учитывая, что администрацией с. Ярыш-Марды до настоящего времени не исполнены требования, изложенные в административном исковом заявлении, находит заявленные прокурором требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу п. 1 ч. 3, ч. 9 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Поскольку в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве административных ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, у суда отсутствуют основания для взыскания с административного ответчика государственной пошлины по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Грозненского района Чеченской Республики в интересах Российской Федерации к администрации Ярыш-Мардынского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить исполнение требований законодательства о профилактике коррупции - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Ярыш-Мардынского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики в непринятии мер по рассмотрению местной администрацией вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
Обязать администрацию Ярыш-Мардынского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики обеспечить исполнение требований законодательства о противодействии коррупции, а именно: не реже одного раза в квартал обеспечить изучение вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц, в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
Администрации Ярыш-Мардынского сельского поселения Грозненского муниципального района Чеченской Республики в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в порядке ч. 9 ст. 227 КАС РФ, необходимо сообщить об исполнении настоящего решения в Грозненский районный суд Чеченской Республики и прокурору Грозненского района Чеченской Республики.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Чеченской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Грозненский районный суд Чеченской Республики.
Судья | (подпись) | З.М. Таймусханова |
Копия верна: | Судья: | Секретарь: |