ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-718/18 от 30.03.2017 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

К делу 2а-718/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Геленджик 30 марта 2017 года

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе

Председательствующего - судьи: Тарасенко И.А.,

при секретаре судебного заседания: Пановой М.А.,

с участием административного истца: ФИО1;

представителя административного ответчика: Геленджикского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю – Гречко В.В., действующей на основании доверенности;

заинтересованных лиц: ФИО2, ФИО3;

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Геленджикский отдел о признании незаконными действия (бездействия) и возложении обязанности устранить нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Геленджикский отдел о признании незаконными действия государственного регистратора по внесению в ЕГРН записи от 23.08.2017 года о регистрации права собственности ФИО2 на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый на основании совершенной им 23 августа 2017 года сделки купли-продажи; признании незаконными бездействия по не совершению действий по внесению в Единый государственный реестр сведений об аресте <адрес>, расположенной по вышеуказанному адресу, на основании определения Геленджикского городского суда от 14.09.2009 года; признании незаконными бездействия по не совершению действий по внесению в Единый государственный реестр сведений о наложении запрета регистрационных действий в отношении <адрес>, расположенной по вышеуказанному адресу, на основании постановления судебного пристава-исполнителя; признании незаконными бездействия по не совершению действий по приостановлению и отказу в государственной регистрации перехода права собственности ФИО2 на <адрес>, на основании совершенной им 23 августа 2017 года сделки купли-продажи.

Требования мотивированы тем, что она (административный истец) на основании решения Геленджикского городского суда Краснодарского края от 08.10.2009 года, вступившего в законную силу, является взыскателем с должника ФИО4, зарегистрированной по адресу: <адрес>, которая принадлежит последней на праве собственности. Определением Геленджикского городского суда от 14.09.2009 года на указанную квартиру наложены обеспечительные меры в виде ареста, которые применены судом в обеспечение исковых требований к ФИО4 Судебный акт направлен на исполнение в Геленджикский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю и старшему судебному приставу отдела ФССП г. Геленджик. 11 ноября 2009 года судебным приставом - исполнителем УФССП России по Краснодарскому краю вынесено и направлено в Филиал Росреестра по Краснодарскому краю постановление о наложении запрета регистрационных действий в отношении спорной квартиры. Исполнительное производство в отношении ФИО4 не прекращено, и в настоящее время задолженность ФИО4 не погашена и составляет более 1 000 000 рублей. Однако, в сентябре 2017 года ей стало известно, что ФИО4 продала квартиру 23.08.2017 года третьему лицу. В ходе прокурорской проверки установлено, что постановление о наложении запрета регистрационных действий в книгу учета арестов сотрудниками Росреестра не вносилось. При этом в материалах гражданского дела сведения о снятии обеспечительных мер отсутствуют. Факт снятия запрета регистрационных действий со стороны УФССП России по Краснодарскому краю прокуратурой не выявлен. При указанных обстоятельствах считает, что сделка купли-продажи, совершенная ФИО4, и последующий переход права собственности зарегистрированы органами Росреестра незаконно, в нарушение установленного судом и судебным приставом - исполнителем ареста на спорную квартиру, связи с чем, обратилась в суд.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена ФИО3, что отражено протокольным определением от 30.03.2018 года.

В судебном заседании административный истец доводы и требования административного искового заявления поддержала, ссылаясь на те же обстоятельства, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Геленджикский отдел - Гречко В.В., действующая по доверенности, возражала против удовлетворения требований административного истца, в связи с отсутствием законных оснований. В обоснование своей позиции представила письменные возражения, которые приобщены к материалам дела, и пояснила, что на момент вынесения постановления судебного пристава исполнителя ФССП г.Геленджика ФИО5 от 11.11.2009 года ведение реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Российской Федерации проводилось на основании положений, установленных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Каждый раздел Единого государственного реестра прав состоит из трех подразделов: Подраздел 1 содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. В подраздел 1-3 вносились сведения по жилому, нежилому помещению и прочим составляющим здания или сооружения. В подраздел III ЕГРП вносились записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на объект недвижимого имущества. В III-5 вносились записи об аресте и указывался кадастровый номер объекта. В 2009 году действовали положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости". Согласно ст. 1 Закона о кадастре, к объектам недвижимости, подлежащим учету в государственном кадастре недвижимости, относятся: земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в : качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Согласно ст.5 Закона о кадастре, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. Учитывая, что в постановлении судебного пристава исполнителя от 11.11.2009 года отсутствовали идентифицирующие признаки объекта, то сведения об аресте на объект были внесены в АИС «Юстицию», в качестве информационного сигнала. При проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию было установлено, что <адрес> была поставлена на кадастровый учет, как ранее учтенный объект 02.03.2011 г. и ему был присвоен кадастровый . Объект был создан в Едином государственном реестре недвижимости (далее- ЕГРН) 23.08.2017г. только после поступления документов на регистрацию ранее возникшего права собственности и переход права. Поскольку, идентификация объекта производится по кадастровому номеру, а не по адресу, запрет, внесенный на объект с условным номером 000, на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 11.09.2009 года , не отобразился на объекте с кадастровым номером . Информация об обеспечительных мерах не была учтена при проведении правовой экспертизы. 23.08.2017 год на основании представленных документов проведена государственная регистрация ранее возникшего права за ФИО4 и переход права на вышеуказанную квартиру за ФИО2 Таким образом, арест, поступивший в Геленджикский отдел, внесен в базу АИС «Юстиция» в 2009 году на объект с условным номером, и при регистрации перехода права в 2017 года информация о запрете отсутствовала на объекте с кадастровым номером . Учитывая, что копия постановления судебного пристава исполнителя ФССП г.Геленджика ФИО5 от 11.11.2009г. направлялась должнику- ФИО4, то при заключении договора купли-продажи от 22.08.2018г. продавец ФИО4 достоверно зная о наложенном аресте на имущество, преднамеренно ввела в заблуждение покупателя. Следовательно, в данном случае необходимо ставить вопрос о признании договора недействительным, так как продавец действовал умышленно и все его действий были направлены на отчуждение недвижимого имущества, находящегося под арестом.

Заинтересованные лица ФИО2 и ФИО3 возражали против удовлетворения требований.

Заинтересованные лица: ФИО4 и представитель Геленджикского городского отдела судебных приставов УФССП по Краснодарскому краю в судебное заседание не явились, причины не явки не сообщили, однако данное обстоятельство не является препятствием для рассмотрения заявленных требований по существу.

Установив фактические обстоятельства дела, выслушав доводы сторон, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, с учётом норм материального и процессуального права, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ч.1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Производство по административным об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

Для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав и свобод административного истца.

В судебном заседании установлено, что решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 08.10.2009 года, вступившим в законную силу, удовлетворены требования ФИО1 и в ее пользу с ФИО4 взысканы денежные средства в размере 702 140,60 рублей.

В рамках рассмотрения вышеуказанного гражданского дела, судом в порядке ст.ст. 139, 140, 142 ГПК РФ приняты обеспечительные меры в виде наложения ареста на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, принадлежащую на праве собственности ФИО6, о чем 14.09.2009 года вынесено определение, которое по вступлении в законную силу направлено в Геленджикский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю и старшему судебному приставу отдела ФССП г. Геленджик, что подтверждается материалами гражданского дела № 2-2502/2009, исследованного в судебном заседании.

11 ноября 2009 года судебным приставом - исполнителем УФССП России по Краснодарскому краю вынесено и направлено в Филиал Росреестра по Краснодарскому краю постановление о наложении запрета регистрационных действий в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. До настоящего времени исполнительное производство в отношении ФИО4 не прекращено и задолженность ФИО4 перед ФИО1 не погашена и составляет более 1 000 000 рублей, что не оспаривается.

16.07.2012 года судебным приставом - исполнителем УФССП России по Краснодарскому краю вынесено постановление о запрете регистрационных действий в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Данное постановление для сведения было также направлено в Регистрирующий орган (территориальное управление Росреестра по Краснодарскому краю).Вместе с этим, 23 августа 2017 года административным ответчиком осуществлена регистрация перехода права собственности в отношении указанной квартиры от ФИО4 к ФИО2 на основании договора купли-продажи от 22.08.2017 года, что подтверждается материалами регистрационного дела, и что послужило поводом для обращения в суд, поскольку в данном случае имеет место нарушение прав административного истца.

Так, арест на квартиру является мерой, обеспечивающей реализацию и защиту прав административного истца, как взыскателя, поскольку в случае невыплаты или уклонения от выплаты долга, на указанную квартиру могло быть обращено взыскание, она служила гарантией защиты моих имущественных интересов взыскателя. Поскольку зарегистрирован переход права собственности на спорную квартиру, обращение на нее взыскания по долгам ФИО4 становится невозможным, что препятствует реализации имущественных прав ФИО1 и нарушает ее интересы взыскателя, то она вправе обращаться в суд с настоящими требованиями.

Административный ответчик (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю) наделен полномочиями в силу закона осуществлять учет и государственную регистрацию арестов (ограничений, обременений) и это в силу закона является его обязанностью, и установлено законами о государственной регистрации и ведомственными приказами.

В соответствии с п.п. 9,10 раздела III приказа Министерства юстиции РФ от 24 декабря 2001 г. № 343 «Об утверждении Правил ведения учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. Приказов Минюста РФ от 19.11.2003 № 295, от 24.12.2004 № 199), действующими в период принятия судом обеспечительных мер, определение суда о наложении ареста должно быть зарегистрировано в книге учета входящих документов, к каковым отнесены определения или решения судов о наложении ареста, запрещения совершения сделок с объектами недвижимого имущества, - с указанием сведений о поступившем судебном акте, наименовании и адресе объекта, на который наложен арест (кадастровый или условный номер указывается, если он известен заявителю), в этой же книге указываются сведения о решении, принятом по поступившему документу.

В случае отсутствия раздела ЕГРП (т.е. когда права в отношении объекта недвижимости не зарегистрированы), в книге учета арестов делается отметка о регистрации ареста (п.37 вышеуказанного Приказа).

Отсутствие в постановлении о наложении ареста на имущество должника некоторых сведений об объекте недвижимости не является основанием для невнесения записи в книгу учета арестов, и не является основанием для невнесения записи о государственной регистрации ареста, если иные сведения позволяют однозначно идентифицировать правообладателя и (или) объект недвижимости.

Точный адрес квартиры позволяет ее однозначно идентифицировать.

В случае регистрации права после поступления документа об аресте, одновременно должен быть зарегистрирован и арест. Наличие зарегистрированного таким образом ареста, в свою очередь, предусматривает обязанность государственного регистратора приостановить государственную регистрацию перехода права собственности по договору купли-продажи между ФИО4 и ФИО2

Кроме того, о существовании данного объекта недвижимости, органу госрегистрации было известно с 2011 года, согласно информации с официального сайта Росреестра - дата постановки квартиры на кадастровый учет 02.03.2011 года. Данный факт не оспаривается административным ответчиком, а обратное подтверждается, в том числе, письменными возражениями. Также административным ответчиком не оспаривается факт наличия ареста, который последним не зарегистрирован в установленном законом порядке.

Таким образом, при смене условного номера на кадастровый, у регистрирующего органа имелась возможность проверить наличие запрещения (ареста) в соответствии с условным номером объекта недвижимости и внести соответствующие сведения и изменения в книгу учета арестов и информационные системы учетов и своевременно зарегистрировать арест.

Соответственно доводы административного ответчика о том, что в постановлении пристава-исполнителя не указан такой идентифицирующий признак как кадастровый номер - необоснованы и не могут быть приняты судом во внимание, поскольку у ответчика имелась возможность идентифицировать объект на основании имеющихся у него собственных данных, кроме того, в силу закона и вышеуказанного приказа Минюста, отсутствие кадастрового номера не является основанием для невнесения постановления об аресте в соответствующие книги учета и его исполнения. При этом, адрес объекта также является идентифицирующим признаком.

Доводы возражения ответчика, что объект недвижимости - квартира, не отобразился на объекте с кадастровым номером, также несостоятельны, поскольку ответственность за своевременным внесением в системы учета регистрирующих органов сведений о запрещениях (арестах) и их исполнении возложены в силу закона на регистрирующие органы.

Следовательно, действия (бездействия) административного ответчика не соответствуют законам «О государственной регистрации недвижимости», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», приказу Минюста от 24 декабря 2001 г. № 343 «Об утверждении Правил ведения учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», во взаимосвязи с тем, что регламент действий по регистрации ареста, запрещения регистрационных действий со ссылкой на нормативные акты опубликован на официальном сайте административного ответчика как официальные разъяснения для заинтересованных лиц, и в материалах гражданского дела сведения о снятии обеспечительных мер отсутствуют.

Кроме того, нарушения со стороны административного ответчика подтверждаются проверкой, проведенной прокуратурой по заявлению административного истца, согласно которой постановление о наложении запрета регистрационных действий в книгу учета арестов сотрудниками Росреестра не вносилось. Материалы проверки направлены в СО по г. Геленджику СУ СК России по Краснодарскому краю (письмо Прокуратуры г. Геленджика от 24.10.2017 № 8/1-2829- 2017/3097).

Согласно ст.7, ч.4 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Исходя из положений ст. 9, ч. 2 п. 4 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в реестр прав на недвижимость вносятся следующие сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках с ним: вид зарегистрированного ограничения права или обременения объекта недвижимости, номер регистрации и дата государственной регистрации таких ограничения или обременения.

При наличии в ЕГРН записи о наложении запрета регистрационных действий, регистрация перехода права собственности невозможна в силу закона.

В соответствии со ст. 26 ч.1, п.З ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

На основании ст. 27 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав производится в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Сведения о том, что регистрирующий орган уведомлял суд или судебного пристава-исполнителя о невозможности осуществления регистрации обеспечительных мер, в материалах гражданского дела и исполнительного производства отсутствуют. Также регистрирующим органом не направлялись уведомления о необходимости внести какие-либо изменения либо устранить какие-либо недостатки в постановлениях о наложении обеспечительных мер. Следовательно, представленные в регистрирующий орган документы соответствовали всем предъявляемым требованиям.

Даже если на момент получения определения суда и постановления судебного пристава-исполнителя сведения о регистрации права собственности на спорный объект отсутствовали (как указано в ответе прокуратуры), то определение суда о наложении ареста и постановление о наложении запрета регистрационных действий должны быть зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции, внесены в книгу учета арестов. В последующем, в случае регистрации права на объект недвижимого имущества (после открытия соответствующего раздела ЕГРН на него), в соответствующий подраздел ЕГРН вносится запись о регистрации ареста, запрета (запрещения), в соответствии с инструкцией о порядке государственной регистрации арестов, запретов (запрещений).

С учетом изложенного, у административного ответчика отсутствовали предусмотренные ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основания для невнесения в ЕГРН сведений об аресте, запрете регистрационных действий, и соответственно, у административного ответчика отсутствовали основания для осуществления каких бы то ни было регистрационных действий в отношении вышеуказанной квартиры на основании договора купли-продажи от 25.08.2017 года. Требования нормативных актов ответчиком были нарушены, поскольку в нарушение требований закона и подзаконных нормативных актов ответчик не учел сведения об аресте квартиры, не приостановил государственную регистрацию перехода права собственности на квартиру, не отказал в государственной регистрации перехода права собственности, несмотря на наличие ареста, о котором административному ответчику было известно, что не оспаривается последним, как не оспаривается и факт поступления постановления судебного пристава-исполнителя о запрете регистрационных действий на <адрес> в <адрес>, наличие у него сведений об аресте, наложенном на данную квартиру, и признание того, что при данных поступивших постановлениях, не зарегистрировано обременение в виде ареста запрета регистрационных действий.

Таким образом, проанализировав представленные сторонами доказательства, с учетом положений Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», действующих на момент возникновения спорных правоотношений, суд приходит к выводу о том, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Геленджикский отдел являются незаконными и принятыми без достаточных на это оснований, в связи с чем, суд полагает необходимым удовлетворить требования административного истца.

Все представленные в материалах дела доказательства, а также иные юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании, и получили свою оценку в соответствии с требованиями ст. ст. 59 -61, 70, 84 КАС РФ.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО1 – удовлетворить.

Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по внесению в ЕГРН записи от 23.08.2017 года о регистрации права собственности ФИО2 на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый на основании совершенной им 23 августа 2017 года сделки купли-продажи.

Признать незаконными бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по несовершению действий по внесению в Единый государственный реестр сведений об аресте <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый , на основании определения Геленджикского городского суда от 14.09.2009 года.

Признать незаконными бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по несовершению действий по внесению в Единый государственный реестр сведений о наложении запрета регистрационных действий в отношении <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый , на основании постановления судебного пристава- исполнителя.

Признать незаконными бездействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю по несовершению действий по приостановлению и отказу в государственной регистрации перехода права собственности лицу: «ФИО2» на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, кадастровый на основании совершенной им 23 августа 2017 года сделки купли-продажи.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 03 апреля 2018 г.