Дело № 2а-7196/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 ноября 2017 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Фроловой Ю.В.,
при секретаре Камашевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 ФИО10 к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска о признании незаконным отказа в приеме заявления на получение разрешения на земляные работы,
у с т а н о в и л :
ФИО1 (далее – административный истец ) обратился в суд с административным иском к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска ( далее- ГУАиГ, Управление архитектуры) о признании незаконным отказа в приеме заявления на выдачу разрешения на земляные работы на территории <адрес><номер> от <дата>, об обязании ГУАиГ предоставить разрешение на производство земляных работ по восстановлению бордюрного камня по <адрес>.
Требования мотивированы тем, что <дата> административный истец, на которого была возложена решением собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от <дата> ( протокол собрания <номер> от <дата>) обязанность о восстановлении границ придомовой территории путем установки бордюрных камней, согласно прилагаемой схеме, обратился в ГУАиГ на получение разрешения на производство земляных работ по восстановлению бордюрного камня по <адрес>. К заявлению в качестве приложений было приложено: топографическая съемка М1:500; график; копия паспорта, план земельного участка; протокол собрания <номер> собственников помещений от <дата>.
В сентябре 2017 г. им был получен от ГУАиГ отказ в приеме заявления на получение разрешения на земляные работы <номер> от <дата>, где было указано, что основанием к отказу в принятии заявления послужил факт наличия на топографической съемке действующего проезда.
Административный истец полагает данный отказ незаконным в связи с тем, что никаких обременений в пользовании придомовой территорией не было и нет, никаких дорог, проездов, пешеходных дорожек на данном участке не было, ранее проходило бордюрное ограждение, которое было демонтировано неизвестными лицами в 2016- начале 2017 г.г. и через участок придомовой территории начал ездить грузовой транспорт к строящемуся неподалеку дому.
Требования административного иска основаны на положениях ст. ст. 36, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее- ЖК РФ), 218,220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее- КАС РФ).
Административный истец ФИО1 в ходе рассмотрения дела отказался от требований в части обязания ГУАиГ предоставить разрешение на производство земляных работ по восстановлению бордюрного камня по <адрес>.
Определением суда от <дата> отказ от указанной части требований судом принят.
В ходе рассмотрения дела судом был объявлен перерыв с <дата> до <дата>
В ходе рассмотрения дела требования административного иска ФИО1 поддержал. Суду пояснил, что он является собственником доли жилого помещения по адресу: <адрес>. Он и ФИО2 ( старшая по дому) обратились в ГУАиГ, им разъяснили, что можно подать заявление на выдачу разрешения, также обращались в Администрацию Октябрьского района г. Ижевска с просьбой по установлению бордюрного камня. Все необходимые для выдачи разрешения документы были приложены. В поступившем ответе ГУАиГ нет ссылки на исполнительные документы, ответ не содержит ссылки на непредставление документов для разрешения вопроса. Нарушены права жильцов <адрес>, по двору проезжает грузовой автотранспорт.
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО3, действующий на основании устного ходатайства ( диплом о высшем юридическом образовании УдГУ <номер> от <дата> ), в ходе судебного заседании административные исковые требования поддержал, суду пояснил, что при обращении в ГУАиГ был представлен тот перечень документов, который был запрошен. Границы дома установлены с момента его образования. Административный ответчик превысил свои полномочия. Фактически причиной отказа явилось отсутствие документов для разрешения вопроса по существу. Нарушен регламент, установленный для предоставления муниципальной услуги «предоставление разрешения на производство земляных работ», ссылка на п. 2.6 данного регламента несостоятельна. ФИО1 неоднократно обращался в ГУАиГ, дополнительных документов с него не истребовали.
Представитель административного ответчика ГУАиГ ФИО4, действующая на основании доверенностей ( диплом о высшем юридическом образовании УдГУ г. Ижевска <номер> от <дата>), в ходе рассмотрения дела и в судебном заседании административный иск не признала. Суду пояснила, что порядок выдачи и разрешения на земляные работы утвержден Администрацией г. Ижевска. Отказ обоснован п. 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги « Предоставление разрешения на осуществление земляных работ» от <дата><номер> ( далее- Административный регамент). Имеется несоответствие представленных документов требованиям проекта планировки микрорайона. Полагает, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора в связи с чем в удовлетворении иска должно быть отказано.
Представитель заинтересованного лица Администрации Октябрьского района г. Ижевска ФИО5, действующий на основании доверенности ( диплом ГОУ ВПО УдГУ о высшем юридическом образовании <номер> от <дата>) в суд не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без участия представителя Администрации Октябрьского района г. Ижевска. В ходе рассмотрения дела суду пояснил, что разрешение утверждается на межведомственной комиссии, уполномоченным органом для подачи заявления и выдачи разрешения является ГУАиГ. Отказ в приеме заявления осуществляет орган который принимает документы – ГУАиГ. Из представленного отказа видно, что отказано в предоставлении муниципальной услуги по п.2.6 административного регламента.
Судом дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Свидетель ФИО2, будучи допрошена на основании ходатайства административного истца, суду показала, что является старшей по дому <номер> по <адрес>. Состоялось собрание собственников в июне 2017 г., на котором ФИО1 поручили разрешить вопрос по восстановлению бордюрного камня на придомовой территории. Ранее она с ФИО1 обращались к юристам, консультировались в управляющей компании, им разъяснили, что необходимо разрешение на производство земляных работ. Она обращалась в ГУАиГ, ей было направлено письмо, сообщено о пакете документов необходимых для обращения. ФИО1 обратился в ГУАиГ, но отказали в приеме документов, причину не сказали.
Выслушав явившихся в суд лиц, изучив и проанализировав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Решением Городской думы г. Ижевска от 06.06.2006 N 121 учрежден функциональный орган - структурное подразделение Администрации города Ижевска - Главное управление архитектуры и градостроительства и Положение о ГУАиГ.
Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска является юридическим лицом, занесено в реестр юридических лиц ( выписка из ЕГРЮЛ от 08.11.2017 г.).
ФИО1 является собственником доли в праве <данные изъяты> квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Согласно протокола общего собрания от <дата> помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, оформленного <дата>, ФИО1 ( <адрес>) поручено разрешение вопроса о восстановлении границ придомовой территории путем установки бордюрного камня, согласно прилагаемой схеме.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке от <дата><номер>, земельный участок с кадастровым номером <номер> по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием : эксплуатация и обслуживание многоквартирного жилого дома, является общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
<дата> ФИО1 обратился в ГУАиГ с заявлением на получение разрешения на производство земляных работ по восстановлению бордюрного камня на придомовой территории по <адрес>.
<дата> письмом <номер> Администрацией Октябрьского района г. Ижевска на адрес ФИО1 направлен ответ на обращение, согласно которого указано, что жители дома в соответствии с ЖК РФ могут принять решение о восстановлении бордюрного камня.
Согласно ответа от <дата><номер> ГУАиГ сообщило ФИО1 об отказе в приеме заявления на получение разрешения на получение разрешения на производство земляных работ. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с п. 2.8 Административного регламента представленные документы не соответствуют требованиям действующих строительных и норм и правил, в указанном заявителем месте на представленной топографической съемке расположен действующий проезд.
Эти обстоятельства следуют из содержания заявления, пояснений участников процесса в судебном заседании, а также из представленных сторонами документов, в суде фактически сторонами не оспариваются и подтверждаются представленными и исследованными доказательствами.
Административное исковое заявление ФИО1 к ГУАиГ о признании незаконным отказа в приеме заявления на получение разрешения на земляные работы подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 8,9,10 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Следовательно, для признания судом незаконными решений органов местного самоуправления связанного с выдачей разрешения на строительство необходимо наличие следующих условий: соблюдение требований нормативных правовых актов о полномочиях лиц, выполнивших оспариваемые действия, соблюдение порядка принятия оспариваемых разрешений, основания для принятия оспариваемых действий, а также нарушение прав и свобод гражданина, при этом, удовлетворение требований административного истца возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, а также соблюдения сроков для обращения в суд.
Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска ( ч. 8 ст. 219 КАС РФ).
С административным иском ФИО1 обратился в суд <дата>, оспариваемый отказ был принят ГУАиГ <дата>, т.е. трехмесячный срок истекал <дата>, следовательно срок для обжалования указанного отказа административным истцом не пропущен.
Административным истцом оспаривается отказ в приеме заявления на получение разрешения на земляные работы.
Согласно Административного регламента в пункте 2.6 определен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги.
Пунктом 2.7 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги:
- несоответствие представленных документов требованиям действующих строительных норм и правил, требованиям градостроительного плана, требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории;
- поступление от заявителя или уполномоченного им лица письменного заявления об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
В соответствии с п. 2.2 Административного регламента муниципальная услуга предоставляется функциональным органом - структурным подразделением - ГУАиГ. Кроме того, органами, участвующими в предоставлении муниципальной услуги, являются: Администрация города Ижевска, Администрация Индустриального района, Администрация Октябрьского района, Администрация Устиновского района, Администрация Первомайского района, Администрация Ленинского района.
В силу п. 2.3 Административного регламента результатом предоставления муниципальной услуги являются:
- предоставление разрешения на осуществление земляных работ;
- письменный отказ в выдаче такого разрешения с указанием мотивированных причин отказа.
Вместе с тем, в Административном регламенте предусмотрен также случай в отказе в приеме документов необходимых для предоставления муниципальной услуги ( п. 2.7), а именно:
- отсутствие требуемых действующим законодательством документов (пункт 2.6 Административного регламента) для предоставления муниципальной услуги;
- некомплектность представленной документации в соответствии с пунктом 2.6 Административного регламента.
Постановлением Администрации г. Ижевска от 28.07.2012 N 771 утвержден Порядок выдачи и закрытия разрешений на производство земляных работ на территории города Ижевска (далее - Порядок выдачи и закрытия разрешений).
Согласно п. 1.2 Порядка выдачи и закрытия разрешений данный порядок распространяется на физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности - заказчиков, заинтересованных в производстве земляных работ для строительства, реконструкции, капитального, текущего или аварийного ремонта принадлежащего или эксплуатируемого ими имущества, для прокладки (в том числе для переноса) подземных кабельных линий, инженерных сетей, объектов электросетевого хозяйства или для выполнения иных работ и организующие производство земляных работ собственными силами или с привлечением третьих лиц.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.1.2 Порядка выдачи и закрытия разрешений выдачу разрешений на производство земляных работ осуществляет Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска в соответствии с Административным регламентом предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на производство земляных работ", утвержденным постановлением Администрации города Ижевска от 29.06.2012 N 655, на основании решения о выдаче разрешения, подписанного Заместителем Главы Администрации города Ижевска - Председателем Комиссии Администрации города или главой администрации района - Председателем Комиссии района по результатам рассмотрения заявления Заказчика соответствующей Комиссией:
п.2.1.1. Комиссия администрации района города рассматривает вопросы выдачи разрешения при производстве земляных работ на территории соответствующего района, за исключением случаев, когда разрешение на производство земляных работ рассматривается Комиссией Администрации города в соответствии с п. 2.1.1 настоящего Порядка, и случаев производства земляных работ на территориях и объектах улично-дорожной сети, принадлежащих физическим и юридическим лицам на праве собственности, вещном, обязательственном праве или иных законных основаниях.
п.2.1.2. Комиссия администрации района города рассматривает вопросы выдачи разрешения при производстве земляных работ на территории соответствующего района, за исключением случаев, когда разрешение на производство земляных работ рассматривается Комиссией Администрации города в соответствии с п. 2.1.1 настоящего Порядка.
Согласно п. 2.2. Порядка выдачи и закрытия разрешений подготовку разрешений на производство земляных работ для их дальнейшего рассмотрения на соответствующей Комиссии осуществляет Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска.
При этом согласно п. 2.4. Порядка выдачи и закрытия разрешений Комиссии Администрации города или администраций районов города по выдаче разрешений на производство земляных работ принимает решение об отказе в выдаче разрешения в случаях:
- непредставления документов, установленных п. 2.2 настоящего Порядка;
- несоответствия представленных документов требованиям действующих строительных норм и правил;
- в случае обращения за выдачей разрешения лица, не являющегося Заказчиком и не имеющего полномочий действовать от имени Заказчика;
- в случае обращения Заявителя за разрешением на производство земляных работ на объект, по которому имеется действующее неисполненное либо незакрытое разрешение на производство земляных работ.
Таким образом, отказ в предоставлении муниципальной услуги может быть осуществлен только соответствующей Комиссией на основании положений п. 2.4 Порядка выдачи и закрытия разрешений.
При этом отказ в приеме документов, которые необходимы для предоставления муниципальной услуги, может быть осуществлен на стадии приема документов органом, осуществляющим предоставление такой услуги, т.е. ГУАиГ.
Однако оспариваемый отказ в приеме заявления на получение разрешения от <дата><номер> мотивирован тем, что в соответствии с п. 2.8 Административного регламента представленные документы не соответствуют требованиям действующих строительных и норм и правил, в указанном заявителем месте на представленной топографической съемке расположен действующий проезд, т.е. без проведения подготовки, передачи вопроса на рассмотрение Комиссии соответствующего района, ГУАиГ рассмотрело заявление ФИО1 по существу вопроса, но отказало в приеме заявления.
Однако, по мнению суда, вопрос о соответствии либо несоответствии представленных заявителем документов о выдаче разрешения на земляные работы не мог быть разрешен без его передачи на разрешение соответствующей Комиссии, в данном случае Комиссии Администрации Октябрьского района г. Ижевска, при том, что Положение о ГУАиГ не содержит полномочий относительно выдачи разрешений либо отказа в выдаче разрешений на производство земляных работ.
Следовательно, оспариваемый отказ ГУАиГ выдан в нарушение установленных положений Административного регламента и Порядка выдачи и закрытия разрешений, с превышением своих полномочий.
Обосновывая факт нарушения прав и свобод или создания препятствий к их осуществлению, административный истец ФИО1 указал, что отказ в приеме заявления на получение разрешения на земляные работы нарушает права собственников и жильцов <адрес>, поскольку через придомовую территорию проезжают автотранспортные средства.
Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке ; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им ( ч. 2 ст. 44 ЖК РФ).
В связи с чем нельзя считать, что права административного истца не нарушаются и не буду нарушены, поскольку административный истец является собственником жилого помещения <адрес>, т.е. он имеет право принимать участие в разрешении вопросов о пределах использования земельного участка, на котором расположен данный жилой дом, а обязательный досудебный порядок урегулирования спора в настоящем случае законом не предусмотрен.
Поскольку для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие совокупности следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, данные условия нашли свое подтверждение, то имеются основания для удовлетворения заявленных административных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р е ш и л :
Административный иск ФИО1 ФИО10 к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска о признании незаконным отказа в приеме заявления на получение разрешения на земляные работы удовлетворить.
Признать незаконным отказ в приеме заявления ФИО1 ФИО10 на получение разрешения на земляные работы от <дата><номер>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено судьей 31 января 2018 года.
Судья- Ю.В. Фролова