ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-719/20 от 22.04.2020 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0002-01-2020-000759-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Воркута Республики Коми 22 апреля 2020 года

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело № 2а-719/2020 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Воркуте Республике Коми к Егорову Виталию Владимировичу о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц, пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу на доходы физических лиц,

у с т а н о в и л:

ИФНС России по г.Воркуте РК обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Егорова Виталия Владимировича недоимки по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период 2016 года в размере 674,87 руб., пени за 2015-2018 в размере 666,06 руб., а также недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год, в размере 2833,00 руб.

В обоснование требований указано, что на имя Егорова В.В. в течение 12 месяцев 2016 года было зарегистрировано ..., государственный регистрационный номер ..., являющееся объектом налогообложения транспортным налогом, подлежащим уплате в срок не позднее 01.12.2017. В связи с неуплатой транспортного налога на недоимку начислены пени. Кроме того, в 2017 году Егоров В.В. получил доход от налогового агента ООО МФК «Займер» в размере 21794,45 руб., который подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на основании ч. 1 ст. 207 НК РФ, и который не был удержан налоговым агентом при выплате налога. Из расчета налоговой ставки в размере 13%, установленной ст. 224 НК РФ, сумма налога исчислена налоговым агентом в размере 2833,00 руб. и отображена в справке 2-НДФЛ за 2017. Требования налогового органа об уплате перечисленных недоимок по налогам и пени налогоплательщиком не исполнены, а судебный приказ № 2А-3805/2019, выданный 10.08.2019 мировым судьей Горняцкого судебного участка г. Воркуты РК, отменен в связи с поступлением заявления Егорова В.В. против его исполнения.

Одновременно с подачей искового заявления административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока для его подачи, поскольку предусмотренная законом обязанность по уплате страховых взносов налогоплательщиком не исполнена до настоящего времени.

Административной ответчик 09.04.2020 получил определение суда о назначении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства и установлении ответчику срока для направления возражений на иск административному истцу и в суд, однако до даты рассмотрения дела возражения им не представлены.

Исследовав материалы дела, материалы приказного производства № 2А-3805/2019 мирового судьи Горняцкого судебного участка г.Воркуты РК, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

По сведениям, предоставленным ОГИБДД ОМВД по г. Воркуте РК, с 25.10.2002 по настоящее время на имя Егорова Виталия Владимировича, 02.01.1964 г.р., зарегистрировано транспортное средство – ВАЗ-21013, государственный регистрационный знак К069ЕМ11, которое в силу ч.1 ст.358 НК РФ является объектом налогообложения транспортным налогом.

В соответствии со ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (абз. 1 ст. 357 НК РФ).

Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом в бюджет по месту нахождения транспортных средств (ч. 1 ст. 363 НК РФ).

Таким образом, административный ответчик Егоров В.В. является плательщиком транспортного налога, и на нем лежит обязанность по уплате такого налога за налоговый период 2016 года в порядке и в сроки, предусмотренные ст. 363 НК РФ, в данном случае – не позднее 01.12.2017.

В соответствии с ч. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно справке 2-НДФЛ № 56877 от 28.02.2018, предоставленной ООО МФК «ЗАЙМЕР» (налоговый агент), в декабре 2017 года Егоров В. В. получил доход в размере 21794,45 руб., облагаемый по ставке 13%, из расчета которой налоговым агентом был исчислен, но не удержан налог в сумме 2833,00 руб.

Доход, указанный в справке 2-НДФЛ под кодом 2611, представляет собой сумму списанного в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации (Приложение № 1 к Приказу ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов"), то есть фактическая выплата дохода налоговым агентом не производилась.

Особенности исчисления налога налоговым агентом, установленные в ч. 4, 5 ст. 226 НК РФ, предусматривают его обязанность удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом, а при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога - обязанность в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Физические лица, получающие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 НК РФ, в силу п. 4 ч. 1 ст. 228 НК РФ производят исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей. В соответствии с ч. 6 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Таким образом, срок уплаты налога на доходы физических лиц, полученный Егоровым В.В. в налоговом периоде 2017 года от ООО МФК «ЗАЙМЕР» в виде материальной выгоды, выразившейся в списании в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, установлен не позднее 01.12.2018.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Согласно ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки по уплате налога ему направляется требование об уплате налога независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, которое должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Частью 6 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

03.12.2017 Егорову В.В. налоговым органом направлено требование № 6952 от 29.11.2017 об уплате не позднее 22.01.2018 пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц (подлежавшему уплате не позднее 17.11.2014, 01.10.2015, то есть за налоговые периоды, предшествовавшие 2016 году) в общей сумме 1473,06 руб.

01.03.2018 Егорову В.В. направлено требование № 6819 от 26.02.2018 об уплате не позднее 10.04.2018 транспортного налога в сумме 690 руб. и пени – 15,44 руб.

12.12.2018 требованием № 5835 от 10.12.2018 Егорову В.В. предложено уплатить не позднее 28.12.2018 недоимку по налогу на доходы физических лиц, срок уплаты которого истек 03.12.2018, в размере 2833,00 руб.

Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов в пределах сумм, указанных в требовании, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Такое заявление подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Аналогичный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением установлен частью 2 ст. 286 КАС РФ.

Исходя из положений с т. 48, 69 НК РФ течение сроков, предусмотренных для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу, пени, штрафов, определяется таким событием, как истечение срока их уплаты, определенного в требовании налогового органа, предусмотренного ст. 69 НК РФ.

Срок исполнения требования № 5835 от 10.12.2018, с учетом которого сумма недоимок по налогам и пени превысила 3000,00 руб., установлен до 28.12.2018, и при условии исчисления срока для обращения в суд, предусмотренного ст. 48 НК РФ, со дня истечения срока исполнения требования, то есть с 29.12.2018, шестимесячный срок для обращения в суд - по 28.06.2019.

С заявлением о вынесении судебного приказа ИФНС России по г.Воркуте обратилась 05.08.2019, то есть после истечения срока, предусмотренного для обращения в суд. Судебный приказ отменен 07.09.2019.2019 в связи с подачей должником возражений относительно его исполнения.

В п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" приведены разъяснения, согласно которым истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа, в указанном случае арбитражный суд отказывает в принятии заявления о выдаче судебного приказа со ссылкой на п. 3 ч. 3 ст. 229.4 АПК РФ - то есть в связи с тем, что из заявления о выдаче судебного приказа и приложенных к нему документов усматривается наличие спора о праве. Аналогичное основание для отказа в принятии заявления о вынесении судебного приказа предусмотрено пунктом 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ.

Абзацем 2 ст. 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, однако право на обращение в суд для принудительного взыскания налоговой недоимки и пени утрачено административным истцом еще на стадии обращения к мировому судье.

В пункте 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд. Данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом. При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления. Указанные критерии оценки уважительности причин пропуска срока для обращения в суд применимы и при рассмотрении заявления о взыскании с налогоплательщика налоговой задолженности в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ, ст. 286 КАС РФ.

Поскольку предусмотренный ч. 2 ст. 48 НК РФ срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогами и пени, указанных в требованиях об уплате налога № 6952 от 29.11.2017, № 6819 от 26.02.2018, № 5835 от 10.12.21018, с учетом подачи заявления о вынесении судебного приказа 05.08.2019, истек до подачи заявления о вынесении судебного приказа, доказательства уважительных причин, объективно препятствующих своевременному обращению в суд, налоговым органом не представлено, ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления о взыскании налоговой недоимки, пени, не подлежит удовлетворению.

Согласно п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в случае пропуска срока для обращения налоговых органов в суд и отсутствия соответствующего ходатайства о об их восстановлении, либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Воркуте Республики Коми о взыскании с Егорова Виталия Владимировича (ИНН ...) недоимки по транспортному налогу с физических лиц за налоговый период 2016 года в сумме 674,87 руб., пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу в период 2015-2018, в сумме 666,06 руб., недоимки по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных в соответствии со ст. 228 НК РФ, за налоговый период 2017 года в сумме 2833,00 руб., а всего – 4173,93 руб., - отказать.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми путем подачи жалобы через Воркутинский городской суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий Е.Ю. Солодилова